Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработать важные теоретические представления, касающиеся природы художественного творчества и эстетического опыта, а так же восприятие продуктов творческой деятельности самим автором и другими людьми. Принципиально важно и то, что психоаналитическая модель психотерапевтических отношений была взята за основу при разработке разных видов работы с рисуночными методиками с различными группами пациентов.
Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связано с представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями , так как ,подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающие при фрустрации инстинктивных потребностей. Он является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющего не в прямом, а в опосредованном виде, а потому рассматривается Фрейдом как вариант невроза и связывается им с регрессией к инфантильным состояниям сознания.
Теория Фрейда, предложив новые концептуальные возможности для объяснения психологии изобразительного искусства с позиции представлений о бессознательном и сублимации, оказалась малопродуктивной для объяснения его положительных моментов.
Последователи Фрейда неоднократно пытались разобраться в природе изобразительного творчества, используя новые способы для его анализа.
Е. Крис предположил, что есть некоторые общие особенности, характеризующие творческое воображение. Они включают ограничение функций сознания, высокую эмоциональную заряженность образов, а так же наличие механизмов для разрешения проблем на визуальном уровне.
А.Фрейд проводит параллель между изобразительным творчеством и психоаналитической работой. И для того, и для другого свойственен стадийный характер.
Теория Юнга, хотя и связанная с психоанализом фундаментальным понятием бессознательного, существенно отличается от него. Юнг в отличии от Фрейда, рассматривал изобразительное творчество как чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Творчество связывается им не столько с личным бессознательным, сколько с коллективным бессознательным. Творчество выступает и как инструмент самоисцеления и как важный фактор в достижении всеобщей гармонии и духовного баланса той или иной эпохи. Другое важное отличие Юнга от Фрейда касается различного понимания ими символов и их роли в изобразительном творчестве.
Краткий обзор психоаналитической литературы показывает большое разнообразие взглядов на природу изобразительного творчества и их постепенное изменение на протяжении нескольких последних десятилетий.
Гуманистическая психология и психотерапия также внесли определённый вклад в развитии рисуночных методик. Для гуманистического подхода наиболее важным представляется поиск новых форм опыта, ведущих к развитию личности и изменения качества сознания с влиянием гуманистического подхода. Благодаря гуманистическому подходу стали не редки группы однократных встреч, группы с «погружением» рассчитанные на несколько дней интенсивного тренинга с применением рисуночных методик, а так же тематически ориентированные группы.
С влиянием гуманистического подхода связывают распространение креативестических представлений, в которых одним из центральных является понятие творчество, обозначающие реализацию потенциала личности различных видов деятельности.
Хотя гуманистический подход пережил пик своей популярности в 60-70 гг., он до сих пор продолжает определённое влияние на работу с рисуночными методиками.
Наряду с решающей ролью психодинамического и гуманистического подходов в теоретическом обосновании применения рисуночных методик, можно говорить и об определенном влиянии трансперсональной методологии. Использование трансперсонального метода более характерно для американской психологии, которая сочетает в себе жестко-директивный подход, имеющую в основном диагностическую направленность, и весьма либеральные течения, эксплуатирующие понятие духовного опыта, особых состояний сознания. Трансперсональная методология расширяет возможности психотерапии в целом. Если говорить о вкладе трансперсональой методологии, то стоит отметить прежде всего ее влияние на расширение диапазона тех состояний, которые признаются в качестве «нормальных» или «допустимых». В трансперсональной методологии имеются приемы использования изобразительных техник для изменения состояния сознания человека, для того чтобы пробудить в нем спонтанность и способствовать выходу бессознательного.
Таким образом, рисуночные методики могут применяться в рамках различных направлений: психодинамического, гуманистического, трансперсонального. Содержание и формы рисуночных методик могут различаться в зависимости от той или иной группы клиентов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 189.