Дипломная работа
на тему: Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Тольятти 2006
ПЛАН
Введение
1. Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему изучения подросткового возраста
1.2 Понятие зависимость
1.3 Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от психоактивных веществ
1.4 Рисуночные методики как метод психотерапии
2. Экспериментальное изучение возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ
2.1 Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации в отделении детоксикаци
2.2 Групповая психотерапевтическая программа реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Употребление психоактивных веществ в наши дни характеризуется новыми и крайне опасными тенденциями. Прежде всего, это снижение возраста начала употребления наркотиков (до 14 лет). Другой тенденцией является стирание половых различий подростков, употребляющих наркотики. В настоящее время соотношение мальчиков и девочек составляет 3 : 1 за счет резкого увеличения числа подростков женского пола, употребляющих наркотические вещества. Также наблюдается стремительный рост наиболее тяжелой формы наркомании – опиатной (героиновая зависимость). Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующем развитию алкоголизма и токсикоманий, но в современное время в подростковой среде отмечается существенный рост так называемого «пивного алкоголизма», когда объектом злоупотребления становятся слабые алкогольные напитки. Участились случаи сочетания употребления алкоголя и различных наркотиков.
Следует отметить, что эффективность лечения наркологических заболеваний представляет собой сложную задачу. Так как до сих пор не существует лекарственного средства, которое полностью устраняло бы проявления самого длительного синдрома при злоупотреблении ПАВ – синдрома психической зависимости. Поэтому в настоящее время наиболее актуальном и значимом является проблема привлечения к лечению наркологического больного самых разных методов и приемов психотерапии, разработка новых реабилитационных программ. Рисуночные методики являются одним из наиболее перспективных и развивающихся направлений в психотерапии.
Цель: Изучение возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Объект исследования: зависимость от психоактивных веществ.
Предмет: возможности рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что рисуночные методики, как метод психотерапии являются эффективными при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации в отделении детоксикации.
Для подтверждения гипотезы и реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала.
2. Выявить задачи ранних этапов реабилитации
3. Составление групповой психотерапевтической программы реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения.
4. Провести анализ получившихся результатов.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК ПРИ РАБОТЕ В ГРУППЕ С ПОДРОСТКАМИ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Понятие зависимость
Аддиктивное поведение (зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. Каждого человеку иногда хочется изменить своё психическое состояние. Иногда необходимо избавиться от угнетённости, «сбросить» с себя психическую усталость, отвлечься от неприятных размышлений, заставив себя по-иному посмотреть на событие, создать у себя необходимую мотивацию, почувствовать смысл какого-то явления. Для этого у каждого человека есть свой способ, переходящий в привычку, становящийся стереотипом. Иными словами, элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путём изменения своего психического состояния. Зависимость (аддикция) в полной мере присутствует тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей. Это приводит к отрыву от реальности. Человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии.
Развитию аддикции способствует то, что человек имеет предрасположенности к аддикциям.
1. Биологическая предрасположенность — это своеобразный для каждого человека способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Если алкоголь резко изменяет психическое состояние человека, то такой человек склонен к алкоголизму. Существуют национальные особенности реакции на алкоголь и другие вещества. Известно, что северные народы становятся алкоголиками быстрее и от меньшего количества алкоголя, чем южные народы.
2. Психологическая предрасположенность — это чаще всего созависимое строение личности, неумение справляться со стрессам и проблемами, потеря контакта с собственными чувствами и потребностями, низкая самооценка. На языке ТА-терапии, склонные к зависимостям люди имеют в своём сценарии послания «Не живи», «Не вырастай», «Не будь значимым», «Не будь в порядке», «Не будь близким», «Не думай», «НЕТ».
3. Социальная предрасположенность характеризуется тем, что семья и окружающее сообщество не показали ребёнку других способов справляться с проблемами и расслабляться, кроме как изменить психическое состояние каким-либо способом. В семье и в ближайшем окружении поступали именно так. Ребёнок, выросший в такой среде, не видит для себя возможности изменить эту обстановку, воспринимая её как единственно возможный для себя вариант, предложенный жизнью. Он объективно делает всё, для того, чтобы сохранить себя, найти способ существования в этой обстановке и в дальнейшем повторить её в условиях новой семьи (своей). Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом. Выбранный человеком способ подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. Аналогичного состояния можно достичь с помощью получения эмоциональной поддержки от другого человека. Однако этот другой человек порой бывает непредсказуем и озабочен своими собственными проблемами. К тому же человеку не всегда хочется осложнять жизнь другим людям. С этим связан элемент предпочтения, привлекательности и соблазна выбранного способа изменения своего состояния, который человек начинает всё более часто повторять. Повторения приводят к снижению стрессоустойчивости и способности справляться с проблемами. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом её решения «на завтра». Постепенно волевые усилия снижаются, т.к. зависимость бьёт по волевым функциям, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешённых проблем. На этом фоне начинается формирование личностных изменений. Появляется «двойная жизнь», состоящая из прежней «нормальной» жизни и жизни с зависимым поведением (с аддиктивными реализациями).
Аддиктивная реализация многими понимается упрощённо как приём вещества или другое аддиктивное действие. На самом деле аддиктивная реализация включает в себя ещё и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможностях и способах достижения этого ухода. Реализации ухода от реальности, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большую часть времени и энергии зависимой личности. Такое существование двух стилей жизни в одном человеке приводит к изменениям установок, мотиваций и систем ценностей. Аддиктивное поведение меняет отношения с близкими людьми. Сверхзанятость аддиктивными реализациями мешает зависимой личности быть задействованным в общих делах и заботах, оказывать поддержку близким людям, проводить с ними досуг. Зависимый человек с появлением внутри него новой аддиктивной личности, эмоционально изолирует себя, становится пассивным во всех сферах жизни, кроме аддиктивной реализации. Внешне человек остаётся таким же (хотя со временем меняется и его внешность), но «внутри» него живёт уже другая аддиктивная личность со своей аддиктивной логикой, аддиктивными эмоциями, аддиктивной системой ценностей, аддиктивной психологической защитой.
В тонкости психологических механизмов зависимый человек (аддикт) не посвящает не только других, но и сам старается не думать и не анализировать их. Такой человек в своих высказываниях ограничивается общими словами типа: «Я делаю как все (все так живут)», «Такова жизнь», «Когда-нибудь всё будет по-другому».
Существуют химические и нехимические формы аддикций. Рассмотрим химические аддикции. Химические аддикции связаны с использованием различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен веществ в организме так, что зависимый от них человек употребляет их сначала для изменения психического состояния, а затем для поддержания своей жизнедеятельности.
К химическим аддикциям относятся:
· Алкогольная аддикция (зависимость)
· Наркомания
o опиумная зависимость;
o зависимость от каннабиса (марихуаны, гашиша, анаши и т.д.);
o зависимость от галлюциногенов (ЛСД, псилоцибин (содержится в некоторых видах грибов), мескалин (содержится в кактусе пейот), гармин, гармалин, ибогин, заменители амфитаминов);
o кокаиновая зависимость;
o героиновая зависимость;
o зависимость от седативных, снотворных и др. лекарственных препаратов;
o зависимость от стимуляторов (фенамина и веществ, сходных по своему воздействию с фенамином).
o Токсикомания
o Кофеиновая аддикция
o Никотиновая аддикция
Наркология – это наука о медицинских последствиях злоупотребления веществами, вызывающими химическую зависимость. Самый распространённый способ, используемый людьми для изменения своего психического состояния — выпить немного алкоголя. Но в последние годы широко распространяется зависимость, вызванная наркотиками, ненаркотическими лекарственными препаратами и другими токсическими субстанциями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что психотерапия с применением рисуночных методик является эффективным методом при работе с группой подростков зависимых от психоактивных веществ. Так как нами выявлены следующие преимущества психотерапевтических групп с применением рисуночных методик: группы обеспечивают подросткам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения, а так же группы дают подросткам ощущение большей автономности и тем самым удовлетворяют потребность в независимости и сохранении границ своего личного «пространства»; большое значение имеет и то, что данный метод обеспечивает подросткам большую безопасность и психологическую защищенность благодаря невербальным коммуникациям, в том числе с опорой на визуальные образы. Большую ценность при работе в группе так же может иметь репрезентирование своей идентичности посредством изобразительных образов обеспечивающих целостное восприятие своего "Я", и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться. Но особенно важно то, что психотерапия с применением рисуночных методик предоставляет возможность осознания своей болезни, преимуществ и недостатков, которые возникают при употреблении психоактивных веществ. А следовательно такой вид групп может помочь формированию мотивации к отказу от психоактивных веществ и продолжению прохождения реабилитационной программы, которая, в отличие от лечения, не может быть принудительной. Для реализацию данных целей мы создали программу психотерапевтической группы с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Содержание предлагаемой программы определяется задачами ранних этапов реабилитации. При ее составлении мы учитывали также то, что больные, поступающие в отделение детоксикации, различаются по уровням мотивации, и лишь немногие пациенты имеют интегрированную внутреннюю мотивацию к отказу от ПАВ. Поэтому мы включили в программу рассмотрение задач долечебного периода.
Анализируя результаты полученные при проведении групповой психотерапии с применением рисуночных методик с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации мы выявили качественные позитивные изменения мотивации и мышления пациентов в динамике прохождения группы, которые прослеживаются достаточно четко. Конечно, далеко не каждому удается сразу пройти все стадии изменений. Но мы считаем цель психотерапии достигнутой, если пациент переместился на следующую стадию изменений в мотивации.
Программа групповой психотерапии с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ проводилась в качестве подготовительного этапа перед включением в психотерапевтическую группу реабилитационных центров с более длительными сроками лечения, работающих с применением программы «12 шагов». Ведущие психотерапевтических групп по программе «12 шагов» отмечали, что пациенты, прошедшие психотерапию с применением рисуночных методик в отделении детоксикации быстрее включаются в групповой процесс, имеют более высокую мотивацию к лечению, лучше усваивают предлагаемую программу, нам также удалось достичь эмоциональной проработки проблем, связанных с употреблением наркотиков.
Таким образом, опыт проведения групповой психотерапии с применением рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ в условиях закрытого стационара показал возможность организации подобных программ в отделениях детоксикации и целесообразность их применения на ранних этапах реабилитации.
СПИСОК ЛИТРАТУРЫ
1. Анохина И. П. Биологтические механизмы зависимости от психоактивных веществ // Лекции по наркологии. 2-е издание / Под ред. Н. Н. Иванца. М., 2000.
2. Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987.
3. Битенский В. С., Херсонский Б. Г., Дворяк С. В. и др. Наркомания у подростков – Киев: Здоровье, 1988. – 216 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
6. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. М.: Академический проект, 2000.
7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
8. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М., 1982-1984.
9. Грузчиков Б. М., Вдовоченко А. А., Иванов Н. Я. Выявление контингента подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993.
10. Егоров А. Ю. Основы наркологии: Учеб. Пособие. – СПб.: ИСПИП, 2000.
11. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.
12. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
13. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
14. Копытин А. И. Арт-терапия: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001а.
15. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000.
16. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – 2.е изд. – Л.: Медицина, 1983.
18. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991.
19. Лукомский И. И. Лечение хронического алкоголизма. – М.: Медгиз, 1963. – 451 с.
20. Макаров В. В. Лекции по психотерапии. М: Академический проект, 2000.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
22. Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь // Психология мышления. Тексты. М., 1981.
23. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
24. Рутан Дж. И Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.
25. Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архаегельск: АГМА, 1999.
26. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
27. Чепмен А. И. и Чепмен-Сантана М. Проблемно ориентированная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.
28. Шабанов П. Д. Руководство по наркологии. 2-е изд. – СПб.: Лань, 1999.
29. Штакельберг О. Ю. Социально- психологическая реабилитация больных наркоманиями. – СПб.: СПбМАПО, 1999. – 50 с.
30. Ялом И. Теория практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
Дипломная работа
на тему: Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Тольятти 2006
ПЛАН
Введение
1. Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему изучения подросткового возраста
1.2 Понятие зависимость
1.3 Особенности подросткового возраста как фактор риска развития зависимости от психоактивных веществ
1.4 Рисуночные методики как метод психотерапии
2. Экспериментальное изучение возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ
2.1 Возможности рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации в отделении детоксикаци
2.2 Групповая психотерапевтическая программа реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Употребление психоактивных веществ в наши дни характеризуется новыми и крайне опасными тенденциями. Прежде всего, это снижение возраста начала употребления наркотиков (до 14 лет). Другой тенденцией является стирание половых различий подростков, употребляющих наркотики. В настоящее время соотношение мальчиков и девочек составляет 3 : 1 за счет резкого увеличения числа подростков женского пола, употребляющих наркотические вещества. Также наблюдается стремительный рост наиболее тяжелой формы наркомании – опиатной (героиновая зависимость). Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующем развитию алкоголизма и токсикоманий, но в современное время в подростковой среде отмечается существенный рост так называемого «пивного алкоголизма», когда объектом злоупотребления становятся слабые алкогольные напитки. Участились случаи сочетания употребления алкоголя и различных наркотиков.
Следует отметить, что эффективность лечения наркологических заболеваний представляет собой сложную задачу. Так как до сих пор не существует лекарственного средства, которое полностью устраняло бы проявления самого длительного синдрома при злоупотреблении ПАВ – синдрома психической зависимости. Поэтому в настоящее время наиболее актуальном и значимом является проблема привлечения к лечению наркологического больного самых разных методов и приемов психотерапии, разработка новых реабилитационных программ. Рисуночные методики являются одним из наиболее перспективных и развивающихся направлений в психотерапии.
Цель: Изучение возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Объект исследования: зависимость от психоактивных веществ.
Предмет: возможности рисуночных методик при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что рисуночные методики, как метод психотерапии являются эффективными при работе с подростками зависимыми от психоактивных веществ на ранних этапах реабилитации в отделении детоксикации.
Для подтверждения гипотезы и реализации поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучение теоретического материала.
2. Выявить задачи ранних этапов реабилитации
3. Составление групповой психотерапевтической программы реабилитации зависимых от психоактивных веществ на ранних этапах лечения.
4. Провести анализ получившихся результатов.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК ПРИ РАБОТЕ В ГРУППЕ С ПОДРОСТКАМИ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Дата: 2019-04-23, просмотров: 201.