Звериный стиль» в декоративно-прикладном искусстве скифов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несомненной вершиной скифской культуры является декора­тивно-прикладное искусство. Скифы достигли высокого мастер­ства в обработке металлов (золото, бронза) и дерева.

С декоративно-прикладным, искусством скифов связывают понятие «звериного стиля». Он получил свое название благодаря преобладанию зооморфных образов. Черты «звериного стиля» присутствуют в искусстве всех кочевых племен 1 тыс. до н.э. - 1тыс. н.э. (например, у западно-европейских «варваров»-кельтов,

гуннов, готов). Но именно в скифском искусстве он достигает особого совершенства и чистоты звучания.

Основными стилеобразующими признаками скифского «зве­риного стиля» являются:1)сочетание реалистической, хотя и обобщенной трактовки формы с орнаментальными, стилизован­ными деталями; 2)обозначение частью целого; 3)традиционность, стабильность форм и композиционных решений (каноничность).

Ярким воплощением «звериного стиля» стали знаменитые золотые бляхи в виде оленя (курганы у станицы Костромской, VIв . до н.э. и Куль-Оба, IVв. до н.э.), золотая пантера из Келер-месского кургана, VIв. до н.э., бронзовое навершие в виде головы хищной птицы из Большого Ульского кургана, VJ-Vbb. до н.э., деревянное наверение в виде головы грифона из Пазырыкского кургана, Ув. до н.э.

Подобные предметы имели не столько декоративное, сколько своеобразное «практическое» назначение. Они выполняли маги­ческие функции оберега и усиления мощи владельца.

Излюбленные образы скифского «звериного стиля»: олень (лось - в Сибири и на Алтае), пантера, грифон и хищные птицы. Приверженность им на протяжении многих столетий, канонич­ность их ритуальных поз позволяют предположить, что они были древними тотемами скифских племен.

Появление человеческих образов в скифском декоративно- прикладном искусстве связано с эллинизацией быта вождей в IVb. до н.э. В это время в скифских захоронениях появляются такие вещи, как золотой гребень со сценой охоты из кургана Солоха, золотые серьги с изображением головы Афины Фидия, электровый сосуд со сценой натяжения лука из кургана Куль-Оба. Возможно, они были выполнены греческими мастерами. В них мы сталкива­емся с иной моделировкой формы, другими сюжетами, разнооб­разными и динамическими композиционными решениями. Их нельзя отнести к «звериному стилю». Подобные предметы утра­чивают ритуальное, магическое значение, выполняя, в первую очередь, декоративные функции.

Пазырыкские курганы.

Замечательным памятником скифской культуры являются

Пазырыкекие курганы на Алтае. Они расположены в долине реки Ян-Улаган, в 80-ти км. от Телецкого озера. На основе радиоугле­родного анализа их датируют серединой V – IV в. до н.э.

В комплексе Пазырыка входят 5 курганов, расположенных «цепочкой». В них нет такого огромного количества золотых предметов, как в «царских» курганах Причерноморья. Но благо­даря уникальным условиям «курганной мерзлоты» в них сохра­нились вещи из нестойких материалов: кожи, дерева, шерсти, войлока. Исключительная сохранность Пазырыкских курганов позволяет достаточно точно реконструировать погребальный об­ряд и представления скифов о загробном мире. В погребении уча­ствовало все племя. Вместе с вождем хоронили его младшую жену и наложницу, происходило ритуальное заклинание 10-15 лучших скакунов. Во время тризны вкушали мясо баранов и самого знат­ного покойника. Представления скифов о загробном мире традиционны для древних народов. Он казался повторением земной жизни в вечности. Подобно древним египтянам, скифы мумифи­цировали тело умершего вождя и опускали его в деревянный сар­кофаг. В вечность его сопровождало лучшее, чем вождь обладал при жизни. Внутри погребальной ямы находилось сложное дере­вянное сооружение, напоминающее двойной бревенчатый сруб. Его стены были выстланы коврами.

Настоящей сенсацией стали огромные ворсовый и войлочный ковры из 5-го Пазырыкского кургана. Это древнейшие из сохра­нившихся до наших дней ковры в таком хорошем состоянии. Предполагают, что они имеют переднеазиатское происхождение, что свидетельствует о тесных контактах пазырыкских племен с Персией. Уникальной является и деревянная колесница, найден­ная в одном из Пазырыкских курганов в разобранном виде. Соб­ранная без единого гвоздя, она оказалась готовой к эксплуата­ции. Исследователи считают, что на ней была привезена скиф­скому вождю китайская невеста.

Детали конской упряжи, предметы из кожи, дерева, кости теми же формообразующими особенностями, что вещи из курга­нов Северного Причерноморья и Приднепровья. Несомненна их принадлежность скифскому «звериному стилю». Пазырыкские племена принято считать родственными скифам Причерноморья. Находки из Пазырыкских курганов хранятся в коллекции Госу­дарственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Заключение.

С понятием скифской культуры связывают широкий терри­ториальный ареал расселение скотоводов кочевников и земле­дельцев от Придунавья до Алтая. Она охватывает длительный хронологический период: с Х-1 Хв. до н.э. до 11 в. н.э. За это вре­мя у племен Северного Причерноморья начали формироваться ранне-государственные отношения, развитие которых прервало сарматское нашествие.

Мифологические представления скифов были развивающейся динамичной системой и не успели сформироваться в стройную структуру мифологической картины мира, как у древних греков.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусст­во скифов. Оно - наиболее совершенное и цельное воплощение «звериного стиля».

Культура скифов дает достаточно полное представление о развитии первобытного общества эпохи железа. Для нас она представляет особый интерес, т.к. знакомит с древнейшим перио­дом русской истории. Некоторые исследователи, например Б.Рыбаков, считают, что славяне, наши предки, были потомками скифов-землевладельцев.


 


Список литературы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.