Несомненной вершиной скифской культуры является декоративно-прикладное искусство. Скифы достигли высокого мастерства в обработке металлов (золото, бронза) и дерева.
С декоративно-прикладным, искусством скифов связывают понятие «звериного стиля». Он получил свое название благодаря преобладанию зооморфных образов. Черты «звериного стиля» присутствуют в искусстве всех кочевых племен 1 тыс. до н.э. - 1тыс. н.э. (например, у западно-европейских «варваров»-кельтов,
гуннов, готов). Но именно в скифском искусстве он достигает особого совершенства и чистоты звучания.
Основными стилеобразующими признаками скифского «звериного стиля» являются:1)сочетание реалистической, хотя и обобщенной трактовки формы с орнаментальными, стилизованными деталями; 2)обозначение частью целого; 3)традиционность, стабильность форм и композиционных решений (каноничность).
Ярким воплощением «звериного стиля» стали знаменитые золотые бляхи в виде оленя (курганы у станицы Костромской, VIв . до н.э. и Куль-Оба, IVв. до н.э.), золотая пантера из Келер-месского кургана, VIв. до н.э., бронзовое навершие в виде головы хищной птицы из Большого Ульского кургана, VJ-Vbb. до н.э., деревянное наверение в виде головы грифона из Пазырыкского кургана, Ув. до н.э.
Подобные предметы имели не столько декоративное, сколько своеобразное «практическое» назначение. Они выполняли магические функции оберега и усиления мощи владельца.
Излюбленные образы скифского «звериного стиля»: олень (лось - в Сибири и на Алтае), пантера, грифон и хищные птицы. Приверженность им на протяжении многих столетий, каноничность их ритуальных поз позволяют предположить, что они были древними тотемами скифских племен.
Появление человеческих образов в скифском декоративно- прикладном искусстве связано с эллинизацией быта вождей в IVb. до н.э. В это время в скифских захоронениях появляются такие вещи, как золотой гребень со сценой охоты из кургана Солоха, золотые серьги с изображением головы Афины Фидия, электровый сосуд со сценой натяжения лука из кургана Куль-Оба. Возможно, они были выполнены греческими мастерами. В них мы сталкиваемся с иной моделировкой формы, другими сюжетами, разнообразными и динамическими композиционными решениями. Их нельзя отнести к «звериному стилю». Подобные предметы утрачивают ритуальное, магическое значение, выполняя, в первую очередь, декоративные функции.
Пазырыкские курганы.
Замечательным памятником скифской культуры являются
Пазырыкекие курганы на Алтае. Они расположены в долине реки Ян-Улаган, в 80-ти км. от Телецкого озера. На основе радиоуглеродного анализа их датируют серединой V – IV в. до н.э.
В комплексе Пазырыка входят 5 курганов, расположенных «цепочкой». В них нет такого огромного количества золотых предметов, как в «царских» курганах Причерноморья. Но благодаря уникальным условиям «курганной мерзлоты» в них сохранились вещи из нестойких материалов: кожи, дерева, шерсти, войлока. Исключительная сохранность Пазырыкских курганов позволяет достаточно точно реконструировать погребальный обряд и представления скифов о загробном мире. В погребении участвовало все племя. Вместе с вождем хоронили его младшую жену и наложницу, происходило ритуальное заклинание 10-15 лучших скакунов. Во время тризны вкушали мясо баранов и самого знатного покойника. Представления скифов о загробном мире традиционны для древних народов. Он казался повторением земной жизни в вечности. Подобно древним египтянам, скифы мумифицировали тело умершего вождя и опускали его в деревянный саркофаг. В вечность его сопровождало лучшее, чем вождь обладал при жизни. Внутри погребальной ямы находилось сложное деревянное сооружение, напоминающее двойной бревенчатый сруб. Его стены были выстланы коврами.
Настоящей сенсацией стали огромные ворсовый и войлочный ковры из 5-го Пазырыкского кургана. Это древнейшие из сохранившихся до наших дней ковры в таком хорошем состоянии. Предполагают, что они имеют переднеазиатское происхождение, что свидетельствует о тесных контактах пазырыкских племен с Персией. Уникальной является и деревянная колесница, найденная в одном из Пазырыкских курганов в разобранном виде. Собранная без единого гвоздя, она оказалась готовой к эксплуатации. Исследователи считают, что на ней была привезена скифскому вождю китайская невеста.
Детали конской упряжи, предметы из кожи, дерева, кости теми же формообразующими особенностями, что вещи из курганов Северного Причерноморья и Приднепровья. Несомненна их принадлежность скифскому «звериному стилю». Пазырыкские племена принято считать родственными скифам Причерноморья. Находки из Пазырыкских курганов хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Заключение.
С понятием скифской культуры связывают широкий территориальный ареал расселение скотоводов кочевников и земледельцев от Придунавья до Алтая. Она охватывает длительный хронологический период: с Х-1 Хв. до н.э. до 11 в. н.э. За это время у племен Северного Причерноморья начали формироваться ранне-государственные отношения, развитие которых прервало сарматское нашествие.
Мифологические представления скифов были развивающейся динамичной системой и не успели сформироваться в стройную структуру мифологической картины мира, как у древних греков.
Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство скифов. Оно - наиболее совершенное и цельное воплощение «звериного стиля».
Культура скифов дает достаточно полное представление о развитии первобытного общества эпохи железа. Для нас она представляет особый интерес, т.к. знакомит с древнейшим периодом русской истории. Некоторые исследователи, например Б.Рыбаков, считают, что славяне, наши предки, были потомками скифов-землевладельцев.
Список литературы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 263.