Введение
Конспект лекции «Культура скифов Причерноморья и Алтая» является составной частью находящегося в работе учебнометодического пособия для студентов Новоалтайского государственного художественного училища по курсу «История мировой культуры». Цель лекции - познакомить студентов с культурой железного века (1 тыс. до н.э.). Выбор темы связан с учебно-воспитательными задачами. Скифская культура - одно из интереснейших явлений первобытной эпохи на территории нашей страны. Изучение ее способствует формированию патриотических чувств у студентов.
Лекция построена на авторской интерпретации материалов Б.Гракова, М.Грязнова, Б.Рыбакова, А.Хазанова (выходные данные их исследований см. в списке литературы).
В лекции используются наглядные пособия - репродукции с предметов докоративно-прикладного искусства скифов:
1.Золотые бляхи с изображением оленя из курганов у станицы Костромской (V1в. до н.э.) и Куль-Оба (IVв. до н.э.).
2.Золотая бляха с изображением пантеры из Кеермесского кургана (VI в. до н.э.).
3.Бронзовое навершие в виде головы хищной птицы из Большого Ульского кургана (VI- Ув. до н.э.).
4.Золотой гребень из кургана Солоха (IV в. до н.э.).
5.Деревянное навершие в виде головы грифона из Пазырыкских курганов (V в, до. н.э.).
6.Ворсовый, войлочный ковры, деревянная колесница из Па- зырыкских курганов (V в. до. н.э.) и др.
Структура лекции.
1.Краткая характеристика развития скифской культуры.
2.Мифологические представления скифов.
3.«Звериный стиль» в скифском декоративно-прикладном искусстве.
4. Пазырыкские курганы на Алтае
5.Краткое заключение.
Лекция рассчитана на два академических часа (1 час 30 мин).
Пазырыкские курганы.
Замечательным памятником скифской культуры являются
Пазырыкекие курганы на Алтае. Они расположены в долине реки Ян-Улаган, в 80-ти км. от Телецкого озера. На основе радиоуглеродного анализа их датируют серединой V – IV в. до н.э.
В комплексе Пазырыка входят 5 курганов, расположенных «цепочкой». В них нет такого огромного количества золотых предметов, как в «царских» курганах Причерноморья. Но благодаря уникальным условиям «курганной мерзлоты» в них сохранились вещи из нестойких материалов: кожи, дерева, шерсти, войлока. Исключительная сохранность Пазырыкских курганов позволяет достаточно точно реконструировать погребальный обряд и представления скифов о загробном мире. В погребении участвовало все племя. Вместе с вождем хоронили его младшую жену и наложницу, происходило ритуальное заклинание 10-15 лучших скакунов. Во время тризны вкушали мясо баранов и самого знатного покойника. Представления скифов о загробном мире традиционны для древних народов. Он казался повторением земной жизни в вечности. Подобно древним египтянам, скифы мумифицировали тело умершего вождя и опускали его в деревянный саркофаг. В вечность его сопровождало лучшее, чем вождь обладал при жизни. Внутри погребальной ямы находилось сложное деревянное сооружение, напоминающее двойной бревенчатый сруб. Его стены были выстланы коврами.
Настоящей сенсацией стали огромные ворсовый и войлочный ковры из 5-го Пазырыкского кургана. Это древнейшие из сохранившихся до наших дней ковры в таком хорошем состоянии. Предполагают, что они имеют переднеазиатское происхождение, что свидетельствует о тесных контактах пазырыкских племен с Персией. Уникальной является и деревянная колесница, найденная в одном из Пазырыкских курганов в разобранном виде. Собранная без единого гвоздя, она оказалась готовой к эксплуатации. Исследователи считают, что на ней была привезена скифскому вождю китайская невеста.
Детали конской упряжи, предметы из кожи, дерева, кости теми же формообразующими особенностями, что вещи из курганов Северного Причерноморья и Приднепровья. Несомненна их принадлежность скифскому «звериному стилю». Пазырыкские племена принято считать родственными скифам Причерноморья. Находки из Пазырыкских курганов хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Заключение.
С понятием скифской культуры связывают широкий территориальный ареал расселение скотоводов кочевников и земледельцев от Придунавья до Алтая. Она охватывает длительный хронологический период: с Х-1 Хв. до н.э. до 11 в. н.э. За это время у племен Северного Причерноморья начали формироваться ранне-государственные отношения, развитие которых прервало сарматское нашествие.
Мифологические представления скифов были развивающейся динамичной системой и не успели сформироваться в стройную структуру мифологической картины мира, как у древних греков.
Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство скифов. Оно - наиболее совершенное и цельное воплощение «звериного стиля».
Культура скифов дает достаточно полное представление о развитии первобытного общества эпохи железа. Для нас она представляет особый интерес, т.к. знакомит с древнейшим периодом русской истории. Некоторые исследователи, например Б.Рыбаков, считают, что славяне, наши предки, были потомками скифов-землевладельцев.
Список литературы.
Введение
Конспект лекции «Культура скифов Причерноморья и Алтая» является составной частью находящегося в работе учебнометодического пособия для студентов Новоалтайского государственного художественного училища по курсу «История мировой культуры». Цель лекции - познакомить студентов с культурой железного века (1 тыс. до н.э.). Выбор темы связан с учебно-воспитательными задачами. Скифская культура - одно из интереснейших явлений первобытной эпохи на территории нашей страны. Изучение ее способствует формированию патриотических чувств у студентов.
Лекция построена на авторской интерпретации материалов Б.Гракова, М.Грязнова, Б.Рыбакова, А.Хазанова (выходные данные их исследований см. в списке литературы).
В лекции используются наглядные пособия - репродукции с предметов докоративно-прикладного искусства скифов:
1.Золотые бляхи с изображением оленя из курганов у станицы Костромской (V1в. до н.э.) и Куль-Оба (IVв. до н.э.).
2.Золотая бляха с изображением пантеры из Кеермесского кургана (VI в. до н.э.).
3.Бронзовое навершие в виде головы хищной птицы из Большого Ульского кургана (VI- Ув. до н.э.).
4.Золотой гребень из кургана Солоха (IV в. до н.э.).
5.Деревянное навершие в виде головы грифона из Пазырыкских курганов (V в, до. н.э.).
6.Ворсовый, войлочный ковры, деревянная колесница из Па- зырыкских курганов (V в. до. н.э.) и др.
Структура лекции.
1.Краткая характеристика развития скифской культуры.
2.Мифологические представления скифов.
3.«Звериный стиль» в скифском декоративно-прикладном искусстве.
4. Пазырыкские курганы на Алтае
5.Краткое заключение.
Лекция рассчитана на два академических часа (1 час 30 мин).
Краткая характеристика развития скифской культуры.
Начало железного века обычно датируют рубежом 11-1 тыс. до н.э. В эту эпоху люди осваивают новый металл, который постепенно становится основным при изготовлении орудий труда, оружия, предметов быта. В этот период сохраняется неравномерность развития человеческого общества. В Северной Африке (Древний Египет), Средиземноморье (Крит, Древняя Греция), Передней Азии (Персия) существуют развитые формы государственного устройства. На севере же Западной и Восточной Европы, территории Сибири и Алтая живут племена, уровень развития которых соответствует первобытному обществу. В 1 тыс. до н.э. у них начинает формироваться имущественная и социальная дифференциация. При всем своеобразии, культуры первобытных скотоводов-кочевников и земледельцев обладают общностью развития социальных отношений, мифологических представлений и форм искусства.
Культура скифов - один из характерных и ярких примеров эволюции племен эпохи железа.
Скифы - общее название, данное греками племенам, населявшим степи Северного Причерноморья. Оно включало скотоводов-кочевников, земледельцев, авхатов, миотов, андрофагов, тавров. Современные исследователи используют термин «племена скифского времени» для обозначения народов, населявших в 1 тыс. до н.э. огромные степные пространства от Придунавья до Алтая. Свидетельством их этнического и культурного единства является «звериный стиль», распространенный в декоративно-прикладном искусстве.
Происхождение скифов - вопрос дискуссионный. Они были ираноязычным народом. Некоторые исследователи говорят об арийских корнях скифских племен.
Основными источниками сведений о культуре скифов являются археологические раскопки и IV том Истории Геродота (V в. до н.э.). Знакомство с греческими источниками (Гомер, Анакреонт, Геродот) создает образ скифов - коварных и смелых воинов, неукротимых охотников, обладающих весьма буйным темпераментом. Показательно описанное Геродотом столкновение скифов с персидским царем Дарием 1 Гистасиом в 514-513 гг. до н.э. Избрав тактику изматывания, скифы заманили персов, превосходящих их численностью и вооружением, вглубь степей. Остаткам многочисленного войска великого персидского полководца удалось спастись лишь благодаря тому, что скифские всадники, увлекшись охотой, бросились за зайцем. Этот эпизод принес скифам славу непобедимых воинов.
Скифские племена расселились в Северном Причерноморье, по берегам рек Истр (Дунай), Тирас (Днестр), Борисфен (Днепр),
Танаитис (Дон) в 1 тыс. до н.э. К VI1- VI 1в. до н.э. формируется имущественная и социальная дифференциация, складывается «военная демократия». Из среды скотоводов-кочевников выделяется племя «царских скифов» - своеобразная скифская аристократия. Она берет на себя функции охраны скифов - пахарей и скотоводов. Преимущественным ее занятием стали война и охота.
К IV b. до н.э. относят расцвет скифской культуры. В это время появляется самое раннее из известных нам скифских укрепленных поселений - так называемое Каменское городище. IVb. до н.э. датируют знаменитые «царские курганы», такие как Солоха, Чертомык, Куль-Оба. В них было найдено огромное количество золотых предметов. Золото у скифов обладало не только материальной, но и сакральной ценностью, как воплощение света и солнца (скифы называли себя сколота ми - сыновьями солнца).
В IV в. до н.э. у скифских племен происходит становление ранне-государственных отношений. В этот период скифская знать получает контроль за торговлей хлебом с Грецией. Постоянные экономические контакты определили значительность влияния греческой культуры на скифскую. С эллинским влиянием связывают появление образов человека в скифском декоративно-прикладном искусстве (золотые серьги с изображением Афины Фидия из кургана Куль-Оба, золотой гребень со сценой охоты из кургана Солоха). Поздняя культура скифов представлена раскопками Неаполя Скифского, основанного царем Скилуром во второй половине 11 в. до н.э. Его планировка была традиционной для греческих городов северного Причерноморья. Захоронения в курганах уступают место скальным гробницам и каменным мавзолеям. Жизнь и быт скифской аристократии все больше эллинизируется. Закат скифской культуры относят к началу 1 тыс. н.э. Ко 11 в. н.э. скифское население было ассимилировано сарматами.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.