Краткая характеристика развития скифской культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Конспект лекции «Культура скифов Причерноморья и Ал­тая» является составной частью находящегося в работе учебно­методического пособия для студентов Новоалтайского государст­венного художественного училища по курсу «История мировой культуры». Цель лекции - познакомить студентов с культурой железного века (1 тыс. до н.э.). Выбор темы связан с учебно-воспитательными задачами. Скифская культура - одно из инте­реснейших явлений первобытной эпохи на территории нашей страны. Изучение ее способствует формированию патриотических чувств у студентов.

Лекция построена на авторской интерпретации материалов Б.Гракова, М.Грязнова, Б.Рыбакова, А.Хазанова (выходные дан­ные их исследований см. в списке литературы).

В лекции используются наглядные пособия - репродукции с предметов докоративно-прикладного искусства скифов:

1.Золотые бляхи с изображением оленя из курганов у стани­цы Костромской (V1в. до н.э.) и Куль-Оба (IVв. до н.э.).

2.Золотая бляха с изображением пантеры из Кеермесского кургана (VI в. до н.э.).

3.Бронзовое навершие в виде головы хищной птицы из Большого Ульского кургана (VI- Ув. до н.э.).

4.Золотой гребень из кургана Солоха (IV в. до н.э.).

5.Деревянное     навершие в виде головы грифона из Пазырыкских курганов (V в, до. н.э.).

6.Ворсовый,       войлочный ковры, деревянная колесница из Па- зырыкских курганов (V в. до. н.э.) и др.

Структура лекции.

1.Краткая характеристика развития скифской культуры.

2.Мифологические представления скифов.

3.«Звериный стиль» в скифском декоративно-прикладном искус­стве.

4. Пазырыкские курганы на Алтае

5.Краткое заключение.

Лекция рассчитана на два академических часа (1 час 30 мин).

Пазырыкские курганы.

Замечательным памятником скифской культуры являются

Пазырыкекие курганы на Алтае. Они расположены в долине реки Ян-Улаган, в 80-ти км. от Телецкого озера. На основе радиоугле­родного анализа их датируют серединой V – IV в. до н.э.

В комплексе Пазырыка входят 5 курганов, расположенных «цепочкой». В них нет такого огромного количества золотых предметов, как в «царских» курганах Причерноморья. Но благо­даря уникальным условиям «курганной мерзлоты» в них сохра­нились вещи из нестойких материалов: кожи, дерева, шерсти, войлока. Исключительная сохранность Пазырыкских курганов позволяет достаточно точно реконструировать погребальный об­ряд и представления скифов о загробном мире. В погребении уча­ствовало все племя. Вместе с вождем хоронили его младшую жену и наложницу, происходило ритуальное заклинание 10-15 лучших скакунов. Во время тризны вкушали мясо баранов и самого знат­ного покойника. Представления скифов о загробном мире традиционны для древних народов. Он казался повторением земной жизни в вечности. Подобно древним египтянам, скифы мумифи­цировали тело умершего вождя и опускали его в деревянный сар­кофаг. В вечность его сопровождало лучшее, чем вождь обладал при жизни. Внутри погребальной ямы находилось сложное дере­вянное сооружение, напоминающее двойной бревенчатый сруб. Его стены были выстланы коврами.

Настоящей сенсацией стали огромные ворсовый и войлочный ковры из 5-го Пазырыкского кургана. Это древнейшие из сохра­нившихся до наших дней ковры в таком хорошем состоянии. Предполагают, что они имеют переднеазиатское происхождение, что свидетельствует о тесных контактах пазырыкских племен с Персией. Уникальной является и деревянная колесница, найден­ная в одном из Пазырыкских курганов в разобранном виде. Соб­ранная без единого гвоздя, она оказалась готовой к эксплуата­ции. Исследователи считают, что на ней была привезена скиф­скому вождю китайская невеста.

Детали конской упряжи, предметы из кожи, дерева, кости теми же формообразующими особенностями, что вещи из курга­нов Северного Причерноморья и Приднепровья. Несомненна их принадлежность скифскому «звериному стилю». Пазырыкские племена принято считать родственными скифам Причерноморья. Находки из Пазырыкских курганов хранятся в коллекции Госу­дарственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Заключение.

С понятием скифской культуры связывают широкий терри­ториальный ареал расселение скотоводов кочевников и земле­дельцев от Придунавья до Алтая. Она охватывает длительный хронологический период: с Х-1 Хв. до н.э. до 11 в. н.э. За это вре­мя у племен Северного Причерноморья начали формироваться ранне-государственные отношения, развитие которых прервало сарматское нашествие.

Мифологические представления скифов были развивающейся динамичной системой и не успели сформироваться в стройную структуру мифологической картины мира, как у древних греков.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусст­во скифов. Оно - наиболее совершенное и цельное воплощение «звериного стиля».

Культура скифов дает достаточно полное представление о развитии первобытного общества эпохи железа. Для нас она представляет особый интерес, т.к. знакомит с древнейшим перио­дом русской истории. Некоторые исследователи, например Б.Рыбаков, считают, что славяне, наши предки, были потомками скифов-землевладельцев.


 


Список литературы.

Введение

Конспект лекции «Культура скифов Причерноморья и Ал­тая» является составной частью находящегося в работе учебно­методического пособия для студентов Новоалтайского государст­венного художественного училища по курсу «История мировой культуры». Цель лекции - познакомить студентов с культурой железного века (1 тыс. до н.э.). Выбор темы связан с учебно-воспитательными задачами. Скифская культура - одно из инте­реснейших явлений первобытной эпохи на территории нашей страны. Изучение ее способствует формированию патриотических чувств у студентов.

Лекция построена на авторской интерпретации материалов Б.Гракова, М.Грязнова, Б.Рыбакова, А.Хазанова (выходные дан­ные их исследований см. в списке литературы).

В лекции используются наглядные пособия - репродукции с предметов докоративно-прикладного искусства скифов:

1.Золотые бляхи с изображением оленя из курганов у стани­цы Костромской (V1в. до н.э.) и Куль-Оба (IVв. до н.э.).

2.Золотая бляха с изображением пантеры из Кеермесского кургана (VI в. до н.э.).

3.Бронзовое навершие в виде головы хищной птицы из Большого Ульского кургана (VI- Ув. до н.э.).

4.Золотой гребень из кургана Солоха (IV в. до н.э.).

5.Деревянное     навершие в виде головы грифона из Пазырыкских курганов (V в, до. н.э.).

6.Ворсовый,       войлочный ковры, деревянная колесница из Па- зырыкских курганов (V в. до. н.э.) и др.

Структура лекции.

1.Краткая характеристика развития скифской культуры.

2.Мифологические представления скифов.

3.«Звериный стиль» в скифском декоративно-прикладном искус­стве.

4. Пазырыкские курганы на Алтае

5.Краткое заключение.

Лекция рассчитана на два академических часа (1 час 30 мин).

Краткая характеристика развития скифской культуры.

Начало железного века обычно датируют рубежом 11-1 тыс. до н.э. В эту эпоху люди осваивают новый металл, который по­степенно становится основным при изготовлении орудий труда, оружия, предметов быта. В этот период сохраняется неравномер­ность развития человеческого общества. В Северной Африке (Древний Египет), Средиземноморье (Крит, Древняя Греция), Пе­редней Азии (Персия) существуют развитые формы государствен­ного устройства. На севере же Западной и Восточной Европы, территории Сибири и Алтая живут племена, уровень развития ко­торых соответствует первобытному обществу. В 1 тыс. до н.э. у них начинает формироваться имущественная и социальная диф­ференциация. При всем своеобразии, культуры первобытных скотоводов-кочевников и земледельцев обладают общностью разви­тия социальных отношений, мифологических представлений и форм искусства.

Культура скифов - один из характерных и ярких примеров эволюции племен эпохи железа.

Скифы - общее название, данное греками племенам, насе­лявшим степи Северного Причерноморья. Оно включало скотово­дов-кочевников, земледельцев, авхатов, миотов, андрофагов, тав­ров. Современные исследователи используют термин «племена скифского времени» для обозначения народов, населявших в 1 тыс. до н.э. огромные степные пространства от Придунавья до Алтая. Свидетельством их этнического и культурного единства является «звериный стиль», распространенный в декоративно­-прикладном искусстве.

Происхождение скифов - вопрос дискуссионный. Они были ираноязычным народом. Некоторые исследователи говорят об арийских корнях скифских племен.

Основными источниками сведений о культуре скифов явля­ются археологические раскопки и IV том Истории Геродота (V в. до н.э.). Знакомство с греческими источниками (Гомер, Анакре­онт, Геродот) создает образ скифов - коварных и смелых воинов, неукротимых охотников, обладающих весьма буйным темпера­ментом. Показательно описанное Геродотом столкновение ски­фов с персидским царем Дарием 1 Гистасиом в 514-513 гг. до н.э. Избрав тактику изматывания, скифы заманили персов, превосхо­дящих их численностью и вооружением, вглубь степей. Остаткам многочисленного войска великого персидского полководца уда­лось спастись лишь благодаря тому, что скифские всадники, ув­лекшись охотой, бросились за зайцем. Этот эпизод принес скифам славу непобедимых воинов.

Скифские племена расселились в Северном Причерноморье, по берегам рек Истр (Дунай), Тирас (Днестр), Борисфен (Днепр),

Танаитис (Дон) в 1 тыс. до н.э. К VI1- VI 1в. до н.э. формируется имущественная и социальная дифференциация, складывается «во­енная демократия». Из среды скотоводов-кочевников выделяется племя «царских скифов» - своеобразная скифская аристократия. Она берет на себя функции охраны скифов - пахарей и скотово­дов. Преимущественным ее занятием стали война и охота.

К IV b. до н.э. относят расцвет скифской культуры. В это время появляется самое раннее из известных нам скифских укреп­ленных поселений - так называемое Каменское городище. IVb. до н.э. датируют знаменитые «царские курганы», такие как Солоха, Чертомык, Куль-Оба. В них было найдено огромное количество золотых предметов. Золото у скифов обладало не только матери­альной, но и сакральной ценностью, как воплощение света и солнца (скифы называли себя сколота ми - сыновьями солнца).

В IV в. до н.э. у скифских племен происходит становление ранне-государственных отношений. В этот период скифская знать полу­чает контроль за торговлей хлебом с Грецией. Постоянные эко­номические контакты определили значительность влияния грече­ской культуры на скифскую. С эллинским влиянием связывают появление образов человека в скифском декоративно-прикладном искусстве (золотые серьги с изображением Афины Фидия из кур­гана Куль-Оба, золотой гребень со сценой охоты из кургана Со­лоха). Поздняя культура скифов представлена раскопками Неапо­ля Скифского, основанного царем Скилуром во второй половине 11 в. до н.э. Его планировка была традиционной для греческих го­родов северного Причерноморья. Захоронения в курганах усту­пают место скальным гробницам и каменным мавзолеям. Жизнь и быт скифской аристократии все больше эллинизируется. Закат скифской культуры относят к началу 1 тыс. н.э. Ко 11 в. н.э. скиф­ское население было ассимилировано сарматами.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.