Социальная структура общества – это совокупность исторически сложившейся общности людей: профсоюзные объединения, население городов и деревень, это система их связей и отношений. Она определяется существующим способом производства, а более конкретно производственными отношениями. Основой социальной структуры общества является класс – это хозяйственно экономическая общность людей в обществе, которая различается по (признаки): 1) месту в системе общественного производства (ведущий, главный, вспомогательный способ производства); 2) по отношению к средствам производства (Ср Тр + Пр Тр = Ср Пр - овеществленный труд) (владелец, не владелец); 3) по роли в общественной организации труда (управление, подчинение); 4) по формам и размерам получаемых доходов (прибыль, зарплата, гонорар). Основные социальные группы людей: 1) основные классы – классы, соответствующие данному способу производства, выражающие его сущность; 2) неосновные классы – классы, оставшиеся от предыдущей соц. эконом. формации, или зародились сейчас как носители будущей формации; 3) прослойки – это социальные группы, которые по своему положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не относятся не к одному из классов: служащие, интеллигенция, духовенство; 4) деклсссифицированные элементы – организованная преступность; 5) касты – замкнутая группа людей, организованная по профессиональному принципу (Япония, Индия). Исторические общности людей – хозяйственно-историчекая и культурная общность людей. Признаки : *общность хоз-эконом. деятельность; *территориальная общность; *культурная общность – система ценностей. Виды: 1) род – организованная группа людей по принципу родственных связей; 2) племя – совокупность родов, проживающих на одной территории, говорящая на одном языке, занимающаяся совместной деятельностью, и находящаяся в родственных отношениях; 3) народ – совокупность различных племен, имеющая свою территорию, язык, культуру. Отношения базируются на способе производства в основе форма собственности (рабовладельческий строй); 4) нация – устойчивая хоз-эконом. ,культурная общность людей, оформленная и закрепленная политически. Характеризуется единым культурным укладом (языков может быть несколько).
Общественное и индивидуальное сознание: взаимосвязь и взаимодействие
Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание (основной вопрос Ф). Каждый индивид (это человек в обществе, член социальной группы в обществе) формирует свое духовное бытие. – индивидуальное сознание, которое является выражением общественного, классового сознания. Однако индивидуальное сознание каждого человека имеет свои особенности, которые зависят от конкретных условий жизни каждого человека, особенностей воспитания, разнообразных политических и идеологических влияний, которые человек получает на протяжении всей жизни в общении с другими людьми, при чтении книг и т.д. Причем, люди одного и того же класса имеют различное индивидуальное сознание, т.к. они по разному реагируют на исторические события. Таким образом, общественное сознание не сводится к сумме сознаний индивидуальных, а включает лишь общественно значимые, типичные, устоявшиеся духовные взгляды. Субъектом ОС выступает общество, социальная общность (социальная группа, класс, нация) или отдельный Ч, но не как индивидуальность, а как представитель определенной социальной общности.
Общественная психология и общ. Идеология
Общественная психология и общественная идеология - виды общественного сознания – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. Общественная психология - совокупность чувств, эмоций, настроений. Общественная психология: формируется в процессе повседневной жизни, доминирующим на уровне общественного сознания является отношение, оценка знаний о действительности; побуждает людей к различного рода действиям, поэтому важно ее учитывать - изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия. Психологический фактор является той почвой, на которую падают идеи и политические лозунги и которая питает их эмоционально, способствуя их принятию и осуществлению. Общественная идеология - совокупность идей, взглядов, раскрывающая сущность общественного бытия. Общественная идеология: формируется не в повседневной жизни, а создается социальными мыслителями, политиками. Это духовные выражения определенных социальных интересов. Характер идеологии и ее роль в обществе зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология может быть прогрессивной и консервативной, реакционной, относительно истинной и иллюзорной, научной и ненаучной. Идеологические иллюзии могут носить прогрессивный характер (идеология фр. просветителей идеализировала рождающее буржуазное общество и сыграла большую роль в сплочении третьего сословия против феодализма).
Относительная самостоятельность общественного сознания
Общественное сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание (основной вопрос Ф). Т. обр. общественное сознание есть не что иное, как осознание бытия, т.е отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. Это происходит через ряд промежуточных звеньев: государство, государственный строй, правовые, политические отношения и т д) Каждый индивид (это человек в обществе, член социальной группы в обществе) формирует свое духовное бытие. Классификация О С): 1) обыденное О С – это идеи, взгляды, принципы, предрассудки, образующие духовную сферу человека; 2) теоретическое О С – это система идей, взглядов, раскрывающая сущность О Б, формирующая отношение к нему с позиции определенной социальной группы людей. О С имеет свою сложную структуру, представленную уровнями: 1) психологический (обыденный, эмпирический) действует в повседневной жизни людей; 2) логико рациональный (идеологический – система взглядов, раскрывающая сущность какой либо стороны бытия) и формами – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Относительная самостоятельность: 1) может отставать от бытия, следовательно может некоторое время не соответствовать изменившемуся бытию; 2) может опережать практическую деятельность людей и тем самым содействовать изменению общественное бытие (ученые и мыслители ясно осознают потребности своего времени и видят направления общественного развития); 3) для О С характерна преемственность. Это объясняется тем, что изменение О Б (общества) никогда не создает заново О С, т к политические, научные, философские идеи имеет свою внутреннюю логику развития и завися от знаний, накопленных ранее; 4) формы общественного сознания находятся во взаимодействии как с собой, так и с политической и юридической надстройкой (различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения).
Искусство как форма общественного сознания и его социальные функции
Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание. Формы – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Этическое С- система взглядов, раскрывающая сущность прекрасного и безобразного формирующая отношение людей к нему; Эстетическое сознание - это духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Искусство – высшее проявление эстетического сознания. Искусство - форма отражения действительности человека в художественных образах. Искусство помогает человеку увидеть и понять прекрасное в действительности. Это один из важнейших способов эстетического освоения мира. Предметом И является: человек, взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных исторических условиях. Виды И: литература, музыка, живопись, скульптура, графика, театр, кино. Предмет и виды И обуславливают его специфическую функцию – удовлетворение эстетических потребностей людей, которые могут доставить Ч радость, наслаждение, духовно обогатить его, пробудить в нем творца (вдохновлять). Функция познавательная, идейно-воспитательная.
Наука как форма общественного сознания
Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание. Формы – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Научное С - система взглядов, раскрывающая сущность мира, формирующая отношение к нему. Наука - знания, отражающие определенную сферу бытия. В философии наука - социальный институт общества, в котором организуется и осуществляется деятельность, направленная на приобретение новых знаний об окружающем мире. Виды наук: гуманитарные, естественные, технические, интегральные (изучающие мир в целом. Наука - относительно самостоятельное социальное явление и развивается по собственным закономерностям: преемственность, чередование спокойных этапов и научных революций, дифференциация и интеграция наук, усиление социальных функций. Социальные функции науки: 1) объяснительная: устройство мира, основные закономерности развития; 2) познавательная: постижение объективной истины; 3) практическая: разработка метода обращения с ранее познанным; 4) прогностическая: разработка перспектив экономического, социального, экологического развития общества; 5) функция социальной памяти: хранение в различном виде (книги, чертежи, дискеты, технологии) достигнутых человеком знаний и трансляция новым поколениям людей.
Политическое сознание и политическая психология
Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание. Формы – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Политическое С – система взглядов, раскрывающая сущность классов и государства и формирующее отношение к ним. Основой любой политической системы (совокупность организаций, учреждений, существующих в обществе классов, выражающая и защищающая их интересы; определяется производственными отношениями – это отношение людей в процессе производства) является государство. Государство – это организация господствующего экономического класса, которая использует его для установления и поддержания необходимого ему порядка. Признаки Г: наличие публичной власти и аппарата насилия, территориальная общность, налоговая система. Формы гос устройства: унитарное (единый центр власти на всей территории); федеративное (территории входящие в него обладают относительной самостоятельностью); конфедерация (союз государств с единым исполнительным органом). Формы правления: монархия, республика (президентская, парламентская). Класс – это хозяйственно экономическая общность людей в обществе, которая различается по (признаки): 1) месту в системе общественного производства (ведущий, главный, вспомогательный способ производства); 2) по отношению к средствам производства (владелец, не владелец); 3) по роли в общественной организации труда (управление, подчинение); 4) по формам и размерам получаемых доходов (прибыль, зарплата, гонорар); 5) основные классы – классы, соответствующие данному способу производства, выражающие его сущность; 6) неосновные классы – классы, оставшиеся от предыдущей соц. эконом. формации, или зародились сейчас как носители будущей формации. Отношение классов - классовая борьба: экономическая за изменения характера движения продукта; идеологическая (теоретическая) выражение своего классового интереса и потребности через теорию; политическая – борьба за власть. Политическая идеология оказывает влияние на все другие формы сознание: Ф, мораль, искусство и т.д. и формирует политическую психологию – отношение, оценка знания о действительности; побуждает людей к различного рода действиям, поэтому важно ее учитывать - изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.
Мораль как форма общественного сознания, ее специфика и роль в обществе
Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание. Формы – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Нравственное С - система взглядов, раскрывающая сущность человека, и формирующая отношение людей друг к другу. Основой является мораль. Мораль – это социальный институт выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни. Специфика морали: в морали (в отличие от других форм регулирования деятельности людей: государство, право, народные традиции и т.д.) потребности и интересы общества выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, которые закреплены силой общественного мнения. Эти требования имеют относительно устойчивый характер, т.к. получают идейное обоснование как подобает человеку жить и поступать. Роль морали в обществе: 1) моральная деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации (то как принято поступать в обществе, образец поведения, нравы); 2) моральные отношения, регулирующие эту деятельность, проявляющиеся в различных формах (норма морали, долг, ответственность, совесть); 3) моральное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений (нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости).
Право и правосознание
Общ. сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание. Формы – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Правовое С (правосознание) – система взглядов, раскрывающая сущность права и формирующая отношение к нему. Право – возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса, его интересами. Право формируется в виде системы норм, правил установленных государственной властью. Исполнение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства. Таким образом, правовое государство – политическая организация, создающая условия для жизнедеятельности индивидов, групп, институтов гражданского общества на основе права. Признаки правового государства: 1) наличие развитого гражданского общества – совокупность общественных отношений и институтов вне пределов политической структуры государства; 2) сфера деятельности государства: охрана прав и свобод личности, общественного порядка, создание благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 4) всеобщность права; народ - конечный источник власти, государственный суверенитет носит представительный характер; 5)разделение законодательной, исполнительной и судебных властей. Право является частью надстройки и поэтому определяется производственными отношениями данного государства, которые являются основополагающими. Исторический тип права соответствует ОЭФ (качественная ступень развития общества, характеризуется способом производства и надстройкой - представляет собой различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения.) Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. В отличии от политического оно относится к государству не как к субъекту политической власти, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии от нравственных норм (мораль – нормы регулирования поведения людей в обществе) в правосознании понятия должного и справедливого возведены на уровень государственного закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями..
Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.