Содержание всех форм общественного сознания является соответствующее значение. При этом важно различать 2 основных типа знания: дескриптивное и прескриптивное. Дескриптивное знание (от лат. дескрипция – описание) – это описательное, фактуальное знание, которое задает определенную модель мира и выражается суждениями со связкой «есть». Например, «дерево есть зеленое» или «собака бежит по улице». В обоих случаях соответствующим высказыванием задается определенная ситуация, определенная модель мира, в обоих случаях используется суждения со связкой «есть».
Прескриптивное знание (от лат. прескрипция – предписание) – это предписывающее, нормативное знание, которое задает определенную модель поведения и выражается суждениями со связкой «должен». Например «Сергей должен бросить курить».
Дескриптивное знание – это знание, которое подлежит оценке по параметру «истинность – ложность». Если модель мира, задаваемая данной дескрипцией, соответствует реальной ситуации в мире, то дескриптивное выказывание считается истинным, если – нет, то – ложным. В отличие от дескриптивного, прескриптивное знание не подлежит оценке по параметру «истинность – ложность». Модель поведения не является сама по себе ни истинной, ни ложной. Важно таким образом, отметить, что далеко не любое знание может быть подвергнуто оценке с точки зрения истинности.
Что общего и различного между: мифологией и религией? Религией и философией? Философией и наукой? Наукой и искусством? Моралью и правом? Моралью и нравственностью?
Мифология и религия.
Религия – форма общественного сознания, сутью которой является:
1. признание мира сверхъестественного
2. признание принципиального различия между миром естественного и сверхъестественного
Общего между мифологией и религией заключается в том, что и там и там существует область критического. В мифологии область некритического занимает все пространство мифологического мышления и обусловлена отсутствием рефлекса. Область некритичного в религии не занимает все пространство религиозного мышления. В религии выделяется и область критичного и некритичного. Граница между ними – момент принятия веры.
Мифология – синкретичная форма общественного сознания.
Общее между мифологией и религией то, что и то и другое формы общественного сознания.
Религия и философия.
Общее: они претендуют на истинность.
Различие: основание претензии на истинность. В философии – разум, человеческий опыт, а в религии – вера.
Философия – это форма общественного сознания, которая нужна для формирования жизненного пути человека.
Философия и наука.
Различия: наука выступает как система знаний, необходимая для эффективного преобразования природного мира.
Философия выступает как система знаний, помогающая человеку самостоятельно выстраивать целостную траекторию своего жизненного пути.
Общее: и наука и философия, связаны с человеческой жизнью. Представление мира.
Наука и искусство.
Общего: это формы общественного сознания, которые основаны на дескриптивном знании.
Различие: наука претендует на истинность, а искусство не претендует на истинность. Искусство – это попытка передать чувство, идею.
Мораль и право.
Общее: формы общественного сознания, в которых преобладает прескрептивное знание.
В морали гарантом является общество, а в праве гарантом является государство.
Мораль и нравственность.
Различие: мораль является внешним регулятором человеческого поведения, а нравственность является внутренним регулятором человеческого поведения.
Нравственный кодекс – он на основе морали. Нравственность надстраивается над моралью.
В морали источником является общество, а в нравственности является источником самосознание личности.
В морали адресат – члены общества, а в нравственности адресат – личность. В морали санкция – моральное осуждение, а в нравственности – угрызение совести.
И в морали и в нравственности характер неофициальный.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 264.