Выводы и суждения с точки зрения интересов РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приднестровье — уникальный русскокультурный анклав. Несмотря на то, что русские являются в Приднестровье второй по численности этнической группой, данный регион был и остаётся российско-ориентированным. Здесь на протяжение 200 лет усилиями России-СССР формировался "форпост империи". Сегодня руководство Российской Федерации должно учитывать, что практически при любом развитие событий, русский анклав, невозможно вписать ни в какое региональное устройство без участия России. Эта русская республика (и в этом смысле она обречена) на протяжение десяти лет была и остаётся источником политической нестабильности и поводом для вооружённого противостояния. Отказываясь от своей исторической ответственности Россия тем самым обрекает данное государственное образование и людей проживающих в нём на крайне непредсказуемое существование.

Военные столкновения начала 90-х имели под собой культурные (сегодня в Приднестровье любят говорить — цивилизационные) противоречия. Вопрос о международном признании ПМР для России не является первостепенным — для Москвы необходимы: внешнеполитическая стратегия и культурное самоопределение в отношении этого региона (и автоматически ряда других подобных регионов). Ведь, культуре признание не нужно. С ней можно бороться только одним способом — тотально изменить этнический состав, например депортировать всё население, как это делал Сталин и как это происходит сегодня с сербами в Косово под покровительством сил КФОР.

Во-вторых, Приднестровье является важным военно-стратегическим плацдармом России, обеспечивающим ей влияние в Юго-Восточной части Европы и на Балканах. Поэтому вопрос сохранения российского военного присутствия в ПМР как никогда актуален, особенно после ослабления российского военного присутствия в Крыму. Однако находившиеся в Приднестровье радиоэлектронные средства слежения ПВО уже сняты с боевого дежурства, а руководству ПМР с некоторой дурной регулярностью (раз в полгода) передаются МИДом России план-графики вывода российских войск и вывоза оружия с территории Приднестровья.

В-третьих, для России Приднестровье — рычаг политического влияния на Украину. Именно в этом Приднестровская Молдавская Республика является стратегическим партнёром России. Русско-ориентированное ПМР позволяет осуществлять влияние России на культурно-идентичные им области юга и востока Украины, часть из которых составляют т.н. Новороссию.

Следует помнить, что русская культура и российское присутствие в Приднестровье имеют глубокие исторические корни. В течение XVIII века именно на эти земли переселялась духовная и культурная элита Русской Православной Церкви, укрывавшаяся от гонений в послепетровскую эпоху и секуляризаторскую политику второй половины XVIII века. Выдающийся богослов той эпохи Паисий Величковский основал на этой территории сеть монастырей и духовных школ, внесших колоссальный вклад в “культурную колонизацию” этого края, а на втором шаге, вызвал новый духовный подъём XIX века в самой России.

ВАРИАНТ: КОНФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ МОЛДАВИИ

Одним из вариантов может быть конфедерализация Молдовы, что позволит также довести статус Гагаузской республики (а в перспективе, если понадобится, болгарского района на юге Молдавии) до уровня субъектов Конфедерации. Содержащееся в проекте постановления ВС ПМР “О Молдавской конфедерации” положение о статусе ПМР как субъекта международного права даёт повод для признания Россией ПМР, хотя бы на уровне постановления Госдумы. При этом сценарии Россия должна/может строить свою политику по отношению к ПМР исходя из воли народа Приднестровья, продемонстрированной на референдумах о необходимости присутствия миротворческого контингента России и о присоединении ПМР к Союзу Белоруссии и России. Необходимо поддержать позицию ПМР на переговорах с Молдовой, в частности, об условиях создания Общего государства.

ВАРИАНТ АССОЦИИРОВАННОГО ЧЛЕНСТВА

Как известно, в своё время американцы захватили Пуэрто-Рико. Всё было спокойно до тех пор, пока не начались процессы деколонизации и американцам казалось проще всего было включить остров в состав США в виде штата, как это произошло с Аляской и Гавайскими островами. Однако пуэрториканцы говорят по-испански, а в соответствии с конституцией США это значит, что пришлось бы во всех штатах вводить второй государственный язык. И тогда придумали подходящую форму свободной ассоциации. В соответствии с ней, с одной стороны, Пуэрто-Рико — небывало независимая страна. С другой, она делегирует Соединённым Штатам значительную часть своих прав. Все международные нормы оказались выполненными. К тому же, каждые пять лет здесь проводят референдум на предмет независимости. Люди упорно голосуют за то, чтобы остаться в составе США.

Аналогичный сценарий возможет для России по отношению к Приднестровью. В этом случае важным является форсирование процесса приобретения жителями ПМР российского гражданства (как дополнительный скреп). В настоящее время более 60 тыс. граждан ПМР уже получили российское гражданство. Количество желающих последовать их примеру оценивается в 200 тыс. человек. Законодательство ПМР предусматривает право на второе гражданство, но препятствием является отсутствие российского консульства в Тирасполе. Кампания по массовому получению российского гражданства обеспечит 14 армию необходимыми призывными ресурсами. Кроме того, в случае возникновения угрозы жизни и гражданским правам жителям Приднестровья с российским гражданством у России существует обоснованная возможность активного вмешательства в кризисную ситуацию.

В настоящее время собственные инициативы России по проблемам Приднестровья минимальны. В основном российское участие в переговорном процессе сводится к уточнению, корректировки и выполнению планов и договоренностей, разрабатываемых европейскими организациями (ОБСЕ, ПАСЕ). В целом, именно неопределённость позиции российского МИДа по Приднестровскому урегулированию и промолдавская позиция руководства Госдумы РФ (лично Геннадия Селезнёва) не позволяют принять какого-либо положительного решения.

Такое поведение России связано в основном с двумя факторами. Во-первых, отсутствием чёткого представления об интересах России в этом регионе. А во-вторых, отсутствием политики по отношению к соотечественникам и русским (русскокультурным) анклавам за пределами РФ. Многолетние стремления московских политиков и дипломатов удержать Молдову от объединения с Румынией, даже ценой “сдачи” ПМР, приводит не только к потере доверия к России со стороны жителей Приднестровья и проживающих там граждан РФ, но и реальному ослаблению позиций России в этом регионе. Не выдерживает критики сама позиция ставки на Молдову. Скорее поддержка Приднестровья укрепит позиции России в регионе при любом развитии молдаво-румынских отношений.

В свою очередь многолетние и неэффективные попытки удержания Кишинёва в орбите российского влияния и невнимание к Приднестровскому фактору могут привести, при “уходе” Молдовы (в составе Румынии) в Европу, к тому, что границы евроатлантического влияния на юго-западном направлении передвинутся от Днестра к нынешней границы России с Украиной.

Литература:

http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/009/00.shtml (Материалы доклада Аналитической группы Института стран СНГ)

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.