Радиатор. Снятие с автомобиля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; при этом откройте кран отопителя, а пробку радиатора удалите с наливной горловины (с 1988 г. на двигателях с электровентиляторами сливную пробку нижнего бачка убрали, а жидкость сливают через отверстие датчика включения электровентилятора).

Отсоедините от двигателя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, а от элекгродвигателя 4 рис.(16) вентилятора и его датчика 6 отсоедините провода.

 

Рис.16.Детали радиатора и вентиляторов с электроприводом

1 - радиатор; 2 -. пробка радиатора; 3 - вентилятор; 4 -электродвигатель вентилятора; 5 - кожух вентилятора; 6 -датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 - сливная пробка радиатора; 8 - нижняя опора радиатора

 

Отверните болты крепления радиатора к кузову и выньте его из отсека двигателя вместе с термостатом, шлангами и электровентилятором.

Снимите с радиатора шланги и кожух вентилятора с электродвигателем.

С 1988 г. на некоторых партиях автомобилей устанавливают радиатор с алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.


Проверка герметичности.

Герметичность проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха. Для проверки алюминиевых радиаторов давление должно быть 0,2 МПа (2,кгс/см2).

Незначительные повреждения латунных радиаторов запаяйте мягким припоем, а при значительных — замените радиатор новым.


4. Основные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения и смазочной системы

 


Основные неисправности системы охлаждения

 

Признаками неисправности являются подтекания охлаждающей жидкости, перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Причинами подтекания жидкости могут быть повреждение шлангов и их соединений, сальника водяного насоса, трещины, и выход из строя прокладок. Перегрев двигателя имеет место при недостаточном количестве охлаждающей жидкости в системе, при образовании накипи, загрязнении радиатора, пробуксовке ремня вентилятора или его обрыве, неисправности термостата, поломке водяного насоса или же при заедании жалюзи радиатора в закрытом положении. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.

 

Техническое обслуживание

В ежедневное обслуживание входит осмотр герметичности системы и долив охлаждающей жидкости. Если система охлаждения заполнена водой, то в зимнее время при безгаражном хранении автомобиля воду из системы охлаждения, пускового подогревателя, а также из бачка для обмыва ветрового стекла сливают. Перед пуском двигателя систему заполняют горячей водой или подключают двигатель к системе подогрева.

При проведении ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней. При ТО-2 проверяют и, если надо, закрепляют вентилятор, радиатор и жалюзи, регулируют натяжение приводных ремней, смазывают подшипники водяного насоса и натяжного устройства ремня вентилятора.

Во время сезонного обслуживания проверяют герметичность системы охлаждения и отопления, а также пускового подогревателя;

промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют работу пускового подогревателя. Проверку герметичности проводят визуально; на поверхности шлангов не должно быть трещин, вздутий и расслоений. Для этой проверки лучше использовать прибор, состоящий из воздушного насоса, манометра и устройства для соединения с заливной горловиной радиатора. При опрессовке в верхней части радиатора насосом создают давление около 60 кПа. Если система герметична, то после перекрытия крана стрелка манометра неподвижна; при потере герметичности стрелка укажет на уменьшение давления. Исправность воздушного и парового клапанов пробки радиатора проверяют нажатием на них пальцем.

Промывку системы охлаждения при несильном ее засорении выполняют следующим образом: сливают охлаждающую жидкость, заполняют систему водой; пускают и прогревают двигатель, сливают воду; еще раз так же промывают систему, а затем заполняют ее охлаждающей жидкостью до верхнего среза наливной горловины радиатора при снятой пробке, ставят пробку радиатора на место и заливают жидкость в расширительный бачок на 3—5 см выше метки «МIN». С учетом особенностей конструкции и свойств материалов заводы-изготовители указывают в инструкциях порядок промывки системы охлаждения и рецептуру промывочных жидкостей.

Например, радиатор двигателя КамАЗ-740 снимают и заливают в него раствор, состоящий из 5% каустической соды и 95% воды или 2,5% ингибированной соляной кислоты и 97,5% воды. Температура раствора должна быть 60—80°С. Через 30—40 мин раствор сливают и промывают радиатор горячей водой.

Для промывки рубашки охлаждения следует применять другой раствор—1% кальцинированной соды, 0,5% хромпика и 98,5% воды.

У двигателей КамАЗ-740 и ЗМЗ-34 автомобиля «Волга» (рис. 17, а) натяжение ремня привода генератора и водяного насоса регулируют перемещением генератора 7 по прорези установочной планки 2 При правильном натяжении ремня его прогиб при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40—45 Н должен быть 15—22 мм у двигателя КамАЗ-740 и 8—10 мм у двигателя ЗМЗ-24.

Натяжение ремня привода водяного насоса и вентилятора двигателя ЗМЗ-53 регулируют с помощью натяжного ролика 4 (рис. 17, 6), перемещая рукоятку рычага 5. При усилии 30—40 Н прогиб ремня должен быть 10—15 мм.

 

Рис. 17. Регулирование натяжения приводных ремней двигателей:

а—ЗМЗ-24, б—ЗМЗ-53, в—ЗИЛ-130; 1— генератор, 2-—установочная планка, 3— гайка, 4—натяжной ролик, 5—рычаг, 6—шкив коленчатого вала, 7—шкив генератора, 8— регулировочный болт, 9, 10,11— шкивы компрессора, вентилятора, и водяного насоса, насоса гидроусилителя рулевого управления, 12—натяжной кронштейн

 

У двигателя ЗИЛ-130 необходимо следить за правильным натяжением трех ремней (рис. 17, в). Ремень привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления натягивают смещением насоса в натяжном кронштейне 12, а ремень привода генератора — смещением генератора, ослабив шику его крепления к планке 2. Прогиб этих ремней при усилии 40 Н не должен превышать 8—14 мм. Ремень привода компрессора натягивают перемещением последнего к кронштейну с помощью регулировочного болта 8. Прогиб этого ремня под усилием 40 Н должен быть 5—8 мм.

     
 

У двигателя ЯМЗ-236 натяжение ремня привода компрессора выполняют винтовым устройством (рис. 18, а), а натяжение ремня 4 (рис. 18, б) привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб 2, зажимаемых между ступицей и съемной боковиной 3 шкива водяного насоса. При усилии 30 Н, приложенном к середине ветвей, прогиб не должен превышать 10—15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм для ремня привода компрессора (на короткой ветви).

 

Рис.18.Регулировка натяжения ремней привода компрессора и водяного насоса дизеля ЯМЗ-236: а—привода компрессора, б—привода водяного насоса; 1—винтовое устройство, 2—шайба, 3—съемная боковина шкива; 4—ремень привода водяного насоса

 

Для проверки термостатов определяют температуру начала открытия и ход клапана. Например, термостат двигателя КамАЗ-740 проверяют следующим образом (рис. 19):

1. Вынимают термостат, очищают его от накипи и помещают в ванну 5 с водой, установленную на электроплитку 6.

2. Нагревают воду, перемешивая ее и контролируя температуру ртутным термостатом с ценой деления не более 1°С.

3. Индикатором 3 проверяют начало открытия клапана, т. е. определяют температуру (80±2)°С, при которой клапан откроется на 0,1 мм. Клапан откроется полностью в кипящей воде не менее чем на 8,5 мм.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.