Язык лицо культуры. В арабском языке система образования слов другая, чем в европейском языке. В европейском языке главное корень носитель смысла, к которому прирастают второстепенные части слова, меняя форму, но не смысл. Поэтому истина главное, а вокруг нее напластования, которые нужно убрать. В арабском языке – корень состоит из одних согласных, которые не произносятся. Корень изнутри дополняется гласными. Т.о. корень самостоятельно не существует, он предстает через множество словоформ. В арабской культуре нет самой истины, отдельно существующей. Истина является только через различные явления. Арабская культура держится на глаголе – действие первично, а затем вещи порождаемые действием. Мир основан на действии. Арабская картина мира не антиномична. В христианстве дух и тело не пересекаются. Пища: В Христианстве пища высококалорийная, тело должно быть сытым. В Мусульманстве – стратегия приблизить телесную потребность в пище к духовной потребности. Пряности меняют вкус: одно и то же блюдо кажется разным – принцип разнообразия – это удовольствие от разнообразия духовная потребность. Можно от души двигаться к телу – украшая стол – физический смысл – аппетит и духовное удовольствие. Возникает некое единство души и тела, дающее наслаждение. Во всех проявлениях европейской культуры есть доминанта, вокруг которой все строится, а в арабской культуре несколько центров, нет доминанты, отсюда простота и разнообразие.
Основные источники культуры дальневосточного региона; даосизм, конфуцианство, буддизм. Особенность индивидуальности в этом регионе
Даосизм: В Китае мир сакрального и божественного не выступает как сфера абсолюта. Стратегия вписывания человека в мир, нет отношения человека и мира, как субъекта и объекта. Человек и мир относятся как «вода к воде, не частью воды, а самой водой». Учение конфуцианства направлено на обретение гармонии не человека и мира, а человека и человека. Человек не мыслит себя за пределами общества. Понятие: Бун – клетка, ячейка. Каждый человек должен иметь свой бун, вне Бена человек не человек. Бун – некая система координат, где человек обретает свою сущность. Вне этих координат человеческой сущности нет. Человека всегда творят другие люди. Отсутствие «Я» не вызывает трагедии. Пластичность одного «Я» у человека нет и это «Я» можно легко менять. Принцип ЛИ – ритуал, этикет, церемония – регулятор всех социальных отношений в Китае. Он работает как принижение себя и возвышение другого. Конфликты избегаются на уровне ритуальных форм. Ритуал – свойство культурного человека. Буддизм – единое приходящее влияние, которое закрепилось как иное. Буддизм интересует сам человек, для спасения самого себя, а не мира или других. В Буддизме главное – работа с сознанием, обращенная внутрь рефлексия. Мир нужно не развивать, а возвращать к чистоте сначала. Также с человеческим сознанием. Пустота сознания стирает границы между человеком и мором, возможность приспособиться ко всему, ситуация принципиальной открытости. Принцип параллелизма – нет метафор, есть лишь объективные фиксированные, факты. Чтобы передать чувства в западную культуру используются установленные формы, сконструированные субъективным языком. В восточной культуре мир природы выражает чувства, оставаясь самим собой. Доген: 1) знать учение Будды – знать себя 2) знать себя значит забыть себя 3) забыть себя – осознать себя равным другим вещам. Множественность человеческой личности, личность можно представить как волну – в природе мира лежат колебательные движения. Слова «человек», «люди» в восточных языках – «ХИТО»- имеет только множественное число. Нинген – даже не существительное, оно выражает обстоятельство места и времени – среди или между; интервал (человек между других людей, среди чего-то, это что-то между двумя точками).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.