Восточное средневековье
Социокультурные факторы формирования восточно-христианской традиции. Византия как феномен некорпоративного общества. Особенности восточно-христианской индивидуальности
В Средневековье было 2 культуры: латинская и греческая. Византия существовала до середины 15 века, когда Константинополь захватили турки. Население – греки, вера – греческая. Византия сохранила эллинистический элемент античного мира. Католичество-православие: само разделение церквей произошло позже. Христианство было едино, оно должно было срастись с существующей культурой, чтобы выйти из подполья. Католицизм – основа греческая. Отцы церкви жили на территории Византии, отсюда большая роль Греции. Католическая церковь - единая христианская церковь, это закрепилось за западом. В восточном христианстве не было единого центра после падения Византии. Осталась только Русь, где православие – специфика национального варианта. Социокультурные основания, общность. В основе западной культуры – корпорация. Человек выживает за счет корпораций. Восточная культура – Византия – централизованное государство – империя. Приоритет за царем, за единой властью. Между императором и патриархом – симфония (максимальное слияние всех частей). Империя должна быть целостной и христианской, поэтому не было борьбы и конфликта. Византия должна быть одним целым, отсюда целостность целого, а не автономия. В Византии – вертикальные связи, т.е. нет корпораций. Община – административная единица для удобства контроля, но люди между собой были связаны слабо. Для Византии характерен рынок, т.к. там пересечение торговых путей, отсюда производителю объединяясь в корпорации нет надобности искать потребителя. Монастырь в Византии – более уединенная форма религии. Каждый монах живет в своей келье, у него есть свой духовный отец, отсюда принцип свободы и индивидуализации. Восточное христианство устанавливает отношения с Богом с посредником, чтобы верить в Бога не надо объединяться верующим. Контролирующие функции ослаблены. Интеллектуальные традиции: интеллектуальная жизнь в Византии не прерывалась. Западные университеты создаются, чтобы объединять людей как интеллектуалов. В Византии ученые не объединялись в структуры. Они пользовались перепиской, встречаются на спорах – общее пространство не реальное, а культурное. Научная школа – понятие виртуальное. Тип человека: с социальной точки зрения человек социально пассивен, нет необходимости организовывать вокруг себя людей. Он ощущает незакрепленность. Этот мир не цель человека, не нужно для его существования тратить силы. Но человек не защищен от внешнего мира. Индивидуализация без свободы. Западный человек – коллективист, восточный человек – индивидуалист.
Восточное средневековье
Социокультурные факторы формирования восточно-христианской традиции. Византия как феномен некорпоративного общества. Особенности восточно-христианской индивидуальности
В Средневековье было 2 культуры: латинская и греческая. Византия существовала до середины 15 века, когда Константинополь захватили турки. Население – греки, вера – греческая. Византия сохранила эллинистический элемент античного мира. Католичество-православие: само разделение церквей произошло позже. Христианство было едино, оно должно было срастись с существующей культурой, чтобы выйти из подполья. Католицизм – основа греческая. Отцы церкви жили на территории Византии, отсюда большая роль Греции. Католическая церковь - единая христианская церковь, это закрепилось за западом. В восточном христианстве не было единого центра после падения Византии. Осталась только Русь, где православие – специфика национального варианта. Социокультурные основания, общность. В основе западной культуры – корпорация. Человек выживает за счет корпораций. Восточная культура – Византия – централизованное государство – империя. Приоритет за царем, за единой властью. Между императором и патриархом – симфония (максимальное слияние всех частей). Империя должна быть целостной и христианской, поэтому не было борьбы и конфликта. Византия должна быть одним целым, отсюда целостность целого, а не автономия. В Византии – вертикальные связи, т.е. нет корпораций. Община – административная единица для удобства контроля, но люди между собой были связаны слабо. Для Византии характерен рынок, т.к. там пересечение торговых путей, отсюда производителю объединяясь в корпорации нет надобности искать потребителя. Монастырь в Византии – более уединенная форма религии. Каждый монах живет в своей келье, у него есть свой духовный отец, отсюда принцип свободы и индивидуализации. Восточное христианство устанавливает отношения с Богом с посредником, чтобы верить в Бога не надо объединяться верующим. Контролирующие функции ослаблены. Интеллектуальные традиции: интеллектуальная жизнь в Византии не прерывалась. Западные университеты создаются, чтобы объединять людей как интеллектуалов. В Византии ученые не объединялись в структуры. Они пользовались перепиской, встречаются на спорах – общее пространство не реальное, а культурное. Научная школа – понятие виртуальное. Тип человека: с социальной точки зрения человек социально пассивен, нет необходимости организовывать вокруг себя людей. Он ощущает незакрепленность. Этот мир не цель человека, не нужно для его существования тратить силы. Но человек не защищен от внешнего мира. Индивидуализация без свободы. Западный человек – коллективист, восточный человек – индивидуалист.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.