Перспективы исламской экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

    Вопрос заключается в том, может ли существовать особая «исламская» экономическая система, основанная на шариате, или же речь идет о некоторых связанных с исламом ограничениях уже существующей в мусульманских странах рыночной системой. Поэтому невозможно эмпирически определить, образует ли общество, целиком основанное на шариате, функционирующую экономическую систему. Саудовская Аравия и Пакистан больше других стран прилагали усилия по созданию подлинной исламской экономики. Однако вопрос можно рассмотреть с другой точки зрения. Шариат определяет материальную и духовную жизнь верующего мусульманина, но не дает прямых ответов на нынешние экономические вопросы. Вместо этого, шариат дает определенный набор основных правил поведения в экономической области. Эти правила рассматриваются как вневременные и специфичные для ислама.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить основные правила исламской концепции экономики[46]:

· право владения в исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности, социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаху, и право индивидуума сводится к праву на использование. Если оно неправильно используется, то может быть конфисковано;

 

· каждый мусульманин должен работать, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому любая форма прибыли без личного вклада в виде работы или риска запрещена.

 

· Проценты – «риба», запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном количестве;

 

· Деньги выполняют лишь функцию обмена;

 

· Не разрешается рассматривать деньги как обычный товар, который может покупаться и продаваться с целью извлечения прибыли;

 

· Все подвержено обесцениванию. Только Аллах – «ар-рабб», вечен. Капитал и имущество не могут увеличиваться с течением времени в стоимостном выражении без дополнительной работы.

 

· Материальные и духовные блага сопровождают друг друга. Материальные блага - это потребление товаров и услуг, а духовные – это предписания Корана, например, о подаче милостыни и проявлении солидарности с бедными людьми. Увеличение материальных благ за счет духовных противоречит духу ислама.

 

В общем, ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех как дар Аллаха.

Вместе с тем, имеются существенные различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время как в рыночной идеологии не выражены в ясной форме моральные суждения. Социальные и моральные аспекты являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.

Из отношений между материальными и духовными благами следует, что ислам, например, не допускает экономического прироста за счет социальных и моральных прав бедных слоев. Ислам устанавливает нижний предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут, подрядчикам не разрешается действовать свободно. А от государства ожидают, что оно вмешается для перераспределения средств от богатых бедным. Таким образом, моральные аспекты представляют собой существенный элемент отличия между рыночной и исламской концепциями экономики.

Масштабные изменения, произошедшие в 80-90-х годах, как в системе мирового хозяйства, так и в международных отношениях, формирование тенденций регионализации и глобализации хозяйственных систем, вновь актуализировали проблему экономической интеграции.

В соответствии с рекомендациями Мирной конференции по Ближнему Востоку, состоявшейся в Мадриде в октябре 1991 года, в 1994-1997 гг. поочередно в Касабланке (Марокко), Аммане (Иордания), Каире (Египет) и Дохе (Катар) состоялись международные конференции по экономическому развитию стран Ближнего Востока и Северной Африки. Инициаторами этих конференций, получивших (по первым буквам английского обозначения региона) название МЕНА-саммитов, выступили Всемирный экономический (Давосский) форум и нью-йоркский Совет по международным отношениям.

Первый МЕНА-саммит состоялся с 30 октября по 1 ноября 1994 года в Касабланке, который проходил под патронажем Б.Клинтона и Б.Ельцина и под девизом «Торговля во имя стабильности».

На этой конференции впервые за последние полвека арабские и израильские деловые круги получили возможность встретиться, и открыто провести обсуждение взаимных выгод от регионального торгового и научного обмена.

На конференции были представлены региональные проекты сотрудничества в области развития инфраструктуры, сельского хозяйства, туризма, образования, экологии, передовых технологий.

Первая конференция (МЕНА-саммит) была призвана наполнить ожидавшийся на протяжении нескольких десятилетий и, наконец, начавшийся мирный процесс реальным экономическим содержанием.

Второй МЕНА-саммит в Аммане под патронажем короля Иордании Хусейна Бен Талала состоялся с 29 по 31 октября 1995 года. Коспонсорами П конференции, как и 1, были Б.Клинтон и Б.Ельцин.

Отличительной чертой Амманской конференции, организованной, как и предыдущая, Всемирным экономическим форумом и Советом по международным отношениям, было обязательство создать прочные и устойчивые институты, способные трансформировать политическую риторику в экономические реалии. Ее главная задача заключалась в том, чтобы проверить в деле региональные структуры и политику, необходимые для эффективного развития потенциала региона, с намерением интегрировать его в мировую экономику.

В результате работы конференции были достигнуты соглашения об учреждении следующих организаций:

· Банка экономического сотрудничества и развития для Ближнего Востока и Северной Африки в Каире (БВБР), которые должен способствовать развитию частного сектора, поддерживать реализацию проектов региональной инфраструктуры и содействовать региональному экономическому сотрудничеству;

 

· Регионального бюро по туризму под названием Ближневосточно-Средиземноморская Ассоциация путешествий и туризма (МЕМТТА). В состав бюро должны войти представители как государственного, так и частного секторов;

 

· Регионального совета по бизнесу. Совет должен содействовать развитию сотрудничества и торговли между частными секторами стран региона;

 

· Исполнительного секретариата экономического саммита с резиденцией в Рабате (Марокко). Секретариат должен содействовать развитию сотрудничества между государственными и частными секторами стран региона и привлекать в регион частные инвестиции.

 

Таким образом, от слов, сказанных в Касабланке, многочисленные участники саммитов перешли к реальным делам в Аммане. Вместе с тем, перечень созданных организаций свидетельствует, что пока эти организации носят аппаратный характер и представляют собой благодатное поприще для региональных международных чиновников. Как они буду функционировать, и какими реальными достижениями они обогатят экономику стран региона, покажет будущее.

Третья конференция состоялась в Каире и проходила 14 ноября 1996 года под девизом «Строя для будущего, создавая обстановку, благоприятную для инвестора».

Цель Каирской конференции, как и двух предыдущих. Состояла в том, чтобы сделать необратимым процесс ближневосточного мирного урегулирования путем налаживания и развития экономического сотрудничества и торговых связей между странами региона.

Конференция, по традиции, завершилась принятием декларации. В ней, в частности, впервые отмечалось, что участники конференции подчеркнули исключительную важность развития палестинской экономики. Они с озабоченностью отметили, что уже слабая палестинская экономика страдает от ограничений и закрытий границы, которые препятствуют передвижению палестинской рабочей силы и торговому обмену.

Участники конференции признали необходимость для всех стран региона жить в мир, процветании и безопасности, обеспечение которых повысит экономическую устойчивость региона в целом.

Четвертый МЕНА-саммит состоялся в столице Катара Дохе с 16 по 18 ноября 1997 года под девизом «Формирование новых партнерских отношений между частным и государственными секторами в интересах торговли и экономического роста после 2000 года».

Цели этого саммита:

· Показать, что регион Ближнего Востока и Северной Африки в настоящее время находится на пороге быстрого подъема, обладая огромным и практически неиспользуемым экономическим потенциалом;

 

· Создать более благоприятный экономический климат в регионе;

 

· Укрепить здесь «инфраструктуры мира».

 

В итоговой «Декларации Дохи», принятой конференцией 17 ноября 197 года, ее участники выразили свою полную приверженность достижению справедливого, длительного и всеобъемлющего мира.

Как и в Каирской декларации, в декларации Дохи была подчеркнута исключительная важность развития палестинской экономики. Участники конференции отметили, что немедленная ликвидация этих ограничений и закрытий границ позитивно скажется на развитии палестинской экономики и явится существенным фактором для восстановления доверия между заинтересованными сторонами.

Фактически, задачи всех четырех конференций сводились к единой цели: наполнить экономическим содержанием мирный процесс в регионе после полувека войн, конфликтов и других видов конфронтаций, причем не только арабских стран с Израилем, но и конфликтов арабских стран между собой.

 

 

С о д е р ж а н и е

 

В в е д е н и е___________________________________________ 1

Истоки социально-экономической доктрины в исламе.______ 4

Классическая социально-экономическая доктрина и реалии истории 7

Исламская экономика: концепции и реальность___________ 23

Право владения_____________________________________ 28

Проценты и прибыль_________________________________ 29

Распределение доходов и налоги_______________________ 33

Исламские банки____________________________________ 36

Структура_________________________________________ 36

Эффективность исламских банков____________________ 43

Осуществление контроля в исламских банках__________ 45

Мусульманский мир: создание интеграционной структуры__ 52

Перспективы исламской экономики______________________ 58

 

 

Б и б л и о г р а ф и я

1.

 


[1] Сюкийянен Л.Р. «Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран Арабского Востока. – Правовое регулирование экономики» с.96-117; М. 1986 г с.45

[2] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г. с.101

[3] Л.В.Негря «Общественный строй Аравии» с.116

[4] Г.В. Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»; с. 102; М.1991 г.

[5] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.   с. 103

[6] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун», М., 1980 г.. с.18

[7] С.М.Бациева «Историко-социологический трактат Ибн-Халдуна «Мукаддима», М., 1965 г. с.174

[8] С.М.Бациева «Об экономических взглядах Ибн Халдуна. – Краткие сообщения Института народов Азии»; 1961 г. № 47, с-58

[9] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун» М., 1980 г. с.86

[10] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун», М., 1980 г. с.90

 

[11][11] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.   с. 104

 

[12] [12] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», с. 105, М.1991 г.

 

[13] См. гл.»Распределение доходов и налоги»

[14] аль-Маргиани Бурханаддин «Хидайа» (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.), с.106

 

[15] Коран, 3 : 125 (130); 2 : 278; 2 : 277 (276); 4 : 158 – 159.(здесь и далее: перевод Крачковского И.Ю., изд-во восточной литературы, М. 1963 г.

[16] Коран, 9 : 34

[17] А.Мец «Мусульманский ренессанс» М., 1966 г. с. 70-73

[18]

[19] Семенова Л.А. «Из истории фатимидского Египта» М. 1974 г., с.88 (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»

[20] Г.В.Милославский «Ибн Батутта»; М. 1974 г., с.9-10

[21] Шарль Р. «Мусульманское право»; М., 1959 г. с. 31

[22] Керимов Г. «Шариат и его социальная сущность»; М., 1978 г., с.203

[23] Фетва – решение или заключение муфтия, который является должностным лицом, выносящим решения по религиозно-правовым вопросам.

[24] Л. Полонская, А.Ионова «Концепции «исалмской экономики»: социальная сущность и политическая направленность», Мировая экономика и международные отношения. 1981 г. № 3 с. 113-119

[25] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»; М. 1991 г. с.115

[26] ас-Садр М.Б. «Наша экономика»; Бейрут, 1960 г. (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире» с.113)

[27] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире» с.112

[28] «таухид» - покорность и послушание воле Аллаха

[29] Коран, 20 : 5

[30] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.51)

[31] Коран, 2 : 282

[32] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.54)

 

[33] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.55)

 

[34] Коран, 9 : 104

[35] [35] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.58)

 

[36] [36] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.59)

 

[37] [37] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.60)

 

[38] Коран, сура «Женщина», 1-й аят

[39] Коран, сура «Семейство Имрана», 104-й аят

[40] Все исламские банки объединены в международную ассоциацию исламских банков (МАИБ), созданную в 1978 году по инициативе Саудовского принца Мухаммада аль-Фейсла ас-Сауда, штаб квартира которой находится в Джидде (Саудовская Аравия).

 

[41] Ближний Восток и современность. Вы.5 М. 1998 г. с.26

[42] Ближний Восток и современность. Вы.5 М. 1998 г. с.29

 

[43] Пакистан является одним из немногих государств, чья банковская система строится на принципах исламской экономики и состоит только из исламских банков.

[44] Материалы первой конференции глав государств и правительств мусульманских стран – членов ОИК. Рабат, сентябрь 1969 г.

[45] Г.В.Милославский, «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М. 1991 г. с.117

[46] Г.В.Милославский, «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М. 1991 г. с.117

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.