Истоки социально-экономической доктрины в исламе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В в е д е н и е

    Особый интерес представляет изучение влияния ислама на экономическую жизнь мусульманских стран. Ислам определяет не только духовную сторону жизни правоверных, но и материальную. В Коране и хадисах, в обширной средневековой мусульманской литературе встречаются многочисленные упоминания (нередко целые разделы или трактаты), касающиеся регламентации экономической жизни мусульманского общества. Совокупность этих воззрений обозначается термином «социально-экономическая доктрина»; ее изначальным источником во всех случаях являются Коран и сунна, а порядок ее реализации в практике хозяйственной деятельности нормативно закреплен в шариате.

 

Право владения

Согласно Корану, аллаху принадлежат все богатства. Человек – лишь заместитель бога, и поэтому его право на собственность ограничивается правом на использование ее[29].

Имущество в исламском обществе выполняет социальную функцию. Оно должно использоваться в интересах общества и содействовать его благосостоянию. Даже если ислам допускает существование частной собственности, право владения носит ограниченный характер и имущество может быть конфисковано. Это положение действует в случае, если право владения или имущество используются неправильно, если имущество изымается из оборота и не выполняет своей социальной функции, если имеет место расточительство[30].

Таким образом, право на собственность не является абсолютным. Если использование имущества находится в противоречии с нормами Корана, то оно должно быть конфисковано или распределено среди нуждающихся. Если имущество управляется правильно, то права на него сохраняются.

Допускается концентрация частной собственности, если имущество приобретается в соответствии с нормами Корана.

Природные богатства принадлежат всему обществу, и государство обязано справедливо делить ресурсы и доходы между гражданами.

Проценты и прибыль

Ислам занимает отрицательную позицию в отношении ссуды и долга. Поэтому каждому мусульманину не следует, по возможности, залезать в долги. Ссуду нужно брать только в случае крайней необходимости. Если ссуда все же необходима. Она должна быть беспроцентной и безвозмездной – «кадр хасан». Лицо, получившее ссуду, может, однако, добровольно выплатить сумму сверх размера ссуды, но это не ставится условием при заключении договора. Коран детально описывает, как должно формулироваться долговое обязательство в отношении срока, свидетелей и обязательств получателя ссуды[31]. Интересы заимодавца хорошо защищены. Должник, например, не должен участвовать в священной войне без согласия заимодавца. Если он умирает как мученик. Он не будет прощен на небесах до тех пор. Пока заимодавец не освободит его от долга.

Строгое отношение к ссуде и долгу вместе с взглядом ислама на капитал и деньги определяют исламское представление о проценте и прибыли. Капитал рассматривается не как отдельный фактор производства, а скорее как часть «предприимчивости». Деньги сами по себе не являются ресурсами. А лишь символами товаров и факторов производства.

В исламе не проводится формального разграничения между процентами и ростовщичеством. Оба явления называются «риба» и находятся под запретом в Коране. Риба истолковывается по-разному. Современные исламские мыслители, приспосабливаясь к западной экономической теории, подразделяют риба на проценты и ростовщичество и полагают, что Коран запрещает ростовщичество, но не проценты. Проценты считаются законными, когда они берутся правительством для создания фонда накопления, финансирования торговли, наказания должников, если они не выполняют своих обязательств, и производительного финансирования. Индексирование как защита от инфляции также разрешается. Было бы несправедливо, если бы заимодавец получил обратно ту же самую сумму в условиях инфляции.

Консервативные мыслители отвергают любую. Форму заранее обусловленного увеличения первоначального размера ссуды. Это основывается на том, что ислам рассматривает все в жизни как подлежащее обесцениванию, только Аллах вечен. Поэтому не следует позволять капиталу возрастать, если его владелец не способствует росту капитала своей работой или если он лично не рискует. Согласно исламу, было бы не справедливо, если бы лицо, берущее ссуду, было бы вынуждено платить проценты независимо от того, принес ли капитал прибыль или нет, в то время как заимодавцу гарантировалась бы прибыль вне зависимости от личного вклада и степени напряженности работы.

Это строгое толкование получило распространение с развертыванием исламизации финансовой системы в мусульманских странах. Получение любой формы процентов подверглось осуждению.

Прибыль, в отличие от процентов, допускается. И владелец капитала, и подрядчик страдают, если появляются убытки. Так как существует риск убытка, владелец капитала должен следить за тем, как используется капитал.

Покупка и продажа в рассрочку представляют собой особый случай. И прибавка к первоначальной цене обычно разрешается. Это мотивируется тем, что прибавка связана с товаром, а не со ссудой. Таким образом, отсутствует возможность для эксплуатации. Приращение, однако, незаконно, если оно превышает покупную цену товара. Некоторые фундаменталисты считают неправильным приращение при продаже в рассрочку, так как люди подвергаются искушению заключать соглашения о мнимой покупке[32].

Одно из последствий отмены процентов – запрещение в странах с исламским законодательством финансовых институтов. Функционирующих по западному образцу, – например, банков и страховых обществ.

В исламской концепции банковского дела имеется недвусмысленное запрещение страхования от возможного финансового риска, поскольку это было бы попыткой предохраниться от событий будущего, которое, согласно исламу, находится во власти аллаха.

Так, в Саудовской Аравии, где банки действуют в соответствии с шариатом, запрещена регистрация страховых компаний, однако сама Саудовская Аравия является совладельцем некоторых иностранных компаний на Дальнем Востоке.

Но, несмотря на этот запрет в ОАЭ Исламский банк развития создал свою страховую организацию – Арабскую исламскую страховую компанию. Доходы от страхования вкладываются в соответствии с требованиями шариата, наибольшая сумма наличных денег сохраняется для непредвиденных расходов. В случае, если значительное число клиентов обратится в страховую компанию, участники соглашаются оказать помощь путем повышения подписного капитала, который, как правило, по мнению организаторов компании, и выражает принцип «исламской солидарности».

Исламские банки

Структура

Теоретики исламского банковского дела критически относятся к принципам функционирования банка, так как деятельность последнего противоречит шариату, запрещающему предоставление денег под проценты.

Что бы банковская система соответствовала исламской философии и идеологии, она должна придерживаться следующих принципов:

· ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству. Никакие банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются;

 

· исламское правительство в накоплении банковского капитала не стремится к получению фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины;

 

· запрещается взятие процента, накопление и трата золота и серебра. Такая, на первый взгляд, двойственная позиция объясняется отношением доктрины к денежному обращению, в соответствии с которой, предпочтительной является, говоря современным языком, бартерная система торговли;

 

· утверждение принципа «закята»;

 

· воспитание в духе ислама, порицающего страсть к наживе.

 

Поскольку представления в исламе о роли и функциях банков не совпадают с реальной ситуацией в международном банковском деле сегодня, возникла необходимость в адаптации норм шариата к формам и методам банковских операций.

Как уже отмечалось. Исламская банковская система запрещает взятие риба, поскольку шариат рассматривает это как прибыль, полученную без приложения производственных усилий.

К разрешенным шариатом банковским операциям («халаль») относятся следующие виды сделок с участием исламских банков:

· «мудараба» («спекуляция»; в банковском деле – участие в прибыли) – в соответствии с этой формой сделки владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему необходимыми возможностями для их эффективного использования. Доход от средств, распределяется в соответствии с акадом (специальным договором). Убытки несет обладатель средств, а доверенное лицо в таком случае не получает вознаграждения. Исламские банки могут выступать в качестве как доверяющего, так и доверенного лица;

 

· «мушакара» (партнерство или соучастие). Капитал вносят как банк, так и клиент. При этом заключается специальное соглашение, в соответствии с которым, клиенту отчисляется часть прибыли, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями в финансировании;

 

· «мурабаха» (перепродажа, биржевая игра). Банк покупает сырье или оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по повышенной цене. Эта разница заранее оговаривается;

 

· «иджара» (сдача в аренду). Представляет собой контракт. Очень часто контракт об аренде дополняется актом о покупке, в соответствии с которым клиент платит в рассрочку и становится, со временем, собственником данного оборудования, выплатив стоимость как оборудования, так и аренды.

 

Структура исламских банков, то есть отношение между банком с одной стороны, и собственником капитала и подрядчиком с другой стороны, основывается на принципе мудараба. В отношениях с заимодавцем – совладельцем в предприятии. В отношении с берущим ссуду подрядчиком, банк действует как пассивный совладелец. Таким образом, в «исламской экономике» существует активный треугольник отношений между владельцем капитала, банком и подрядчиком.

Исходный пункт деятельности исламских банков заключается в том, что любая форма процента в исламском обществе запрещена. Поэтому, исламские банки функционируют в соответствии с принципом разделения прибыли и убытка[35]. При финансировании проекта банк, выступающий в роли заимодавца, заключает соглашение с подрядчиком в заранее обусловленной пропорции. Одновременно имеется соглашение между банком и владельцем его капитала, гласящее, что прибыль банка делится согласно заранее обговоренным квотам. Владелец капитала банка может забрать или прибыль, полученную при осуществлении специфического проекта, или всю прибыль банка. Собственная чистая прибыль банка – это разница между квотами прибыли. Банк делит прибыль с подрядчиком, а затем свою долю с владельцем капитала.

В области депозитных операций исламские и обычные банки имеют в значительной мере одну и ту же структуру. Банковские операции в целом можно свести к трем счетам: счет капиталовложений, счет амортизационных отчислений и счет текущих операций.

Счет капиталовложений соответствует счету отчислений на инвестиции в обычных банках. Банки вкладывают средства с этого счета в различные проекты. Прибыли и дивиденды подсчитываются ежегодно или каждые 6 месяцев. Некоторые банки подсчитывают итоги по каждому проекту, в котором имеет интересы владелец капитала. Часть прибыли, например от 5 до 10%, помещается в резервный фонд для компенсации возможных убытков.

Счет амортизационных отчислений используется и как сфера инвестирования капитала, и как источник средств на случай непредвиденных расходов. Средства с этого счета вкладываются банками в краткосрочные проекты или облигации. Вкладчики делят годовую прибыль. Некоторые банки отчитываются каждый квартал.

Счет текущих операций не приносит прибыль, так как его функция заключается не в прибыльном помещении, а в обслуживании расчетных операций.

Банк не получает прибыли, когда предоставляет кредит предприятиям и частным лицам, которым не хватило ликвидных средств[36]. Однако банк может получить вознаграждение для покрытия расходов, связанных с операциями по предоставлению ссуды.

Одалживая деньги, исламские банки финансируют области торговли, промышленности и сельского хозяйства. Они также продают государственные облигации и предоставляют потребительские кредиты. Все сделки, к которым банки имеют отношение, основываются на принципе мудараба. Банки становятся совладельцами в реализации проектов, и итоговая сумма распределяется на основе разделения прибыли и убытков.

Долгосрочные ссуды предоставляются банками посредством сертификата мудараба и удостоверения об участии. Предоставив ссуду, банк обычно получает взамен сертификат мудараба. Сертификат имеет постоянную стоимость и может передаваться. Если сертификат предназначается на продажу на рынке, то правление общества получает преимущество на покупку. В конце каждого года правление определяет сумму прибыли, подлежащей передаче владельцу мудараба. Если убытки превышают 50% номинального капитала, общество мудараба ликвидируется. Принципы западных компаний стали одним из источников принципа мудараба, и, в общем, сертификат мудараба имеет те же особенности, что и обычные акции.

Удостоверение об участии – еще один способ предоставления долгосрочных ссуд. Назначение удостоверения – заменить приносящие проценты облигации. Кроме того, удостоверение об участии основывается на принципе разделения прибыли и убытков. Оно имеет постоянную стоимость, ограничено по времени (обычно 10-ю годами), может передаваться и отдаваться под залог. Владелец удостоверения об участии получает часть прибыли предприятия согласно договоренности с его руководством. Если имеет место убыток, он покрывается сначала за счет резервного фонда. Кроме того, убытки разделяются между владельцами удостоверения об участии в соответствии с вкладом. Свидетельство об участии также может быть превращено в сертификат мудараба.

При предоставлении ссуды государству принцип разделения прибыли и убытков может не применяться, так как государство чаще всего берет ссуду для покрытия дефицита и финансирования общественной деятельности, которая не дает реальной прибыли. Так как предопределенные дивиденды и прибыль запрещены в исламском обществе, обычно рекомендуется оценивать прибыль в государственных облигациях через прирост ВНП. Если ВНП возрастает на 2%, владелец государственных облигаций должен получить 2% прибыли[37].

Система лизинга используется исламскими банками для предоставления среднесрочных и краткосрочных ссуд. Банк покупает реальный капитал и машины для себя и потом сдает их внаем на определенный период.

Мудараба используется банками при краткосрочных ссудах в области торговли. Банк берет определенную плату за посредничество в сделке между покупателем, в основном местным, и продавцом, главным образом, иностранным. Товар сохраняется банком для себя и продается затем местному покупателю. Заказчик банка, то есть покупатель, оплачивает покупные расходы банка, плюс определенную разницу.

Эффективность исламских банков

    Необходимость процентов редко подвергается сомнению в западной экономике. Исламское общество, напротив, негативно относится к процентам. Проценты рассматриваются как источник несправедливости и эксплуатации. Поэтому считается необходимым ликвидировать проценты в исламском обществе.

Одна из главных целей исламских банков – содействовать этому, заменяя традиционные западные банки. Таким образом, оценка эффективности исламских банков должна включать в себя учет степени успешного выполнения банками этой задачи.

Во многих случаях религиозная основа исламских банков является преимуществом по сравнению с традиционными банками. По религиозным соображениям. Мусульмане отказываются помещать капитал в традиционные банки или брать проценты. Исламские банки служат подходящим средством для привлечения вкладчиков, у которых, в противном случае, накапливался бы непроизводительный капитал.

Исламские банки сумели проникнуть в те сферы, в которых не действовали обычные банки. Исламские банки, в особенности государственные, ориентированы на взаимодействие с мелкими земледельцами, которые раньше не вступали в контакт с банками, отчасти из-за недоверия к ним, отчасти из-за нежелания обычных банков финансировать небольшие, низкоприбыльные проекты. Таким образом, исламские банки сумели направить ранее не использовавшийся капитал в производительную сферу. Это имело особое значение, принимая во внимание слабое развитие рынков акций в мусульманских странах.

Так как исламские банки функционируют почти как инвестиционные компании, отношение между банком и подрядчиком прочнее, чем отношение между обычными банками и лицами, берущими у них ссуду.

Эти прочные отношения имеют и преимущества. И недостатки. Преимущества заключаются в том, что банк, опираясь на свои познания, может помочь подрядчику избежать явной ошибки, даже если возможности банка оказать конкретное влияние на подрядчика ограничивается контрактом мудараба. Это означает, что расходы подрядчика на информацию и помощь специалиста могут быть уменьшены. Возможный недостаток: влияние банка на определенный срок способно ограничить свободу действий подрядчика. Контракт мудараба гарантирует лицу, берущему ссуду, полную свободу действий на срок ссуды, но банки имеют большое влияние, когда ссуда возобновляется или речь идет о новом контракте, в особенности, если предприятие не дало прибыли.

Прибыль от финансируемой ссудой деятельности делится между банком и подрядчиком. Затем доля прибыли банка делится между банком и владельцем капитала. При полной неудаче владелец капитала теряет своей капитал, банк – свое вознаграждение за посредничество в предоставлении ссуды, то есть свою долю прибыли, а подрядчик – свою долю прибыли, доход. Таким образом, риск банка кажется значительно меньшим, чем риск владельца капитала и подрядчика.

Осуществление контроля в исламских банках

 

Функция контроля считается одной из ведущих среди тех, что осуществляются исламскими банками. Следует отметить очевидный религиозный контекст контроля, поскольку его основой считаются нормы, содержащиеся в Коране. Виды контроля, которые могут затрагивать разные стороны деятельности исламского банка, многообразны. Среди них принято выделять высший, божественный контроль; контроль, осуществляемый человеком и контроль, осуществляемый обществом.

Высший божественный контроль представляет собой в догматике надзор Аллаха над всем, что он создал[38]. Такой контроль, по мнению юристов-богословов, является самым действенным и эффективным его видом, и с этим можно согласиться, если принять во внимание роль религии в жизни исламских государств, а также отношение мусульман к кораническим предписаниям.

Под контролем, осуществляемым человеком, понимается контроль, исходящий от человека и являющийся результатом его совестливости. Такой контроль, по представлению мусульманских богословов, осуществляется через мобилизацию внутренних сил человека, не прибегая к внешнему контролю. Необходимо отметить, что этому контролю в исламских государствах придается немаловажное значение.

Наконец, смысл общественного контроля сводится к надзору со стороны исламского общества. Основа такого контроля, как считают некоторые ученые, заключается в том, что исламское общество является источником полномочий, которые реализует государство и его институты. Другие полагают, что контроль со стороны общества является делом Аллаха, о чем говорится в Коране[39]. На практике это выглядит следующим образом. До выполнения какой-либо банковской операции осуществление общественного контроля происходит путем получения советов (именно советов) со стороны регулирующих органов, а после проведения или исполнения такой операции – путем совершенствования ее выполнения или исправления.

Существует ряд инструментов контроля за деятельностью исламских банков. Основными и наиболее эффективными считаются шариатский контроль, контроль со стороны центрального банка (далее - ЦБ) государства и контроль со стороны вкладчиков.

Органы шариатского контроля осуществляют контроль за законностью и правомерностью операций исламских банков. Они создаются при каждом банке в качестве основных контролирующих структур. При этом в основном функции таких органов заключаются в проверке соответствия проводимых банком операций предписаниям Корана, а также размеров обязательств исламского банка при осуществлении им своей деятельности. В этой связи такие органы обладают полномочиями и компетенцией внешнего ревизора счетов.

Если возникают разногласия между правлением исламского банка и его внутренним органом шариатского контроля, вопрос выносится на рассмотрение Высшего органа по фетве и шариатскому контролю, который создан при МАИБ[40]. Выражая свое мнение по вопросу, который является предметом разногласий, Высший орган по фетве и шариатскому контролю выступает в роли третейского судьи.

Другой канал контроля образуют ЦБ государств, в банковских системах которых присутствуют исламские финансовые структуры. И хотя по степени своей значимости и воздействия на деятельность исламских банков роль такого инструмента уступает шариатскому контролю в силу большей религиозности последнего. ЦБ также имеют существенное значение, поскольку они призваны регулировать и, соответственно, контролировать операции исламских банков.

Применительно к исламским банкам, прежде всего, необходимо отметить, что ЦБ обладает такими же полномочиями в отношении таких банков, какими он обладает в отношении традиционных банков, в части осуществления контроля над инвестиционными и кредитными операциями, а также над процессом создания и организации банка.

Основные вопросы, находящиеся в компетенции ЦБ, относятся к контролю за созданием исламских банков и за их деятельностью, и, в частности, при депонировании вкладов.

К исламским банкам применяются те же процедуры, что и к обычным банкам при получении разрешения для создания новых банков или открытия филиалов действующих банков с соблюдением нижеследующего[41]:

· учредители банка должны быть состоятельными людьми, иметь хорошую репутацию и безупречную биографию;

 

· среди учредителей банка должны быть лица, знакомые с практикой мусульманского права и исламского банковского дела;

 

· члены правления банка должны обладать достаточной квалификацией и профессиональными способностями, необходимыми для управления исламским банковским учреждением:

 

· должна существовать общественная и экономическая необходимость в создании банка или открытия его филиала в регионе, а равно и благоприятные предпосылки для извлечения таким банком или филиалом прибыли;

 

· обязательным условием должно быть обслуживание основных интересов исламского общества (например, в части сбора закята).

 

Большое значение также уделяется вопросу создания резервных фондов банка. Считается, что определенный процент прибыли до ее распределения среди акционеров должен направляться в резервный фонд.

Основными видами вкладов, которые разрешено принимать исламским банкам, являются вклады до востребования и так называемые инвестиционные вклады. Основным отличием вкладов до востребования от инвестиционных вкладов является вопрос участия вкладчиков в прибыли и убытках. Вклады до востребования не участвуют в прибылях и убытках исламского банка и поэтому должны быть гарантированы. Инвестиционные же вклады участвуют в рискованных банковских операциях и, соответственно, в прибылях и убытках банка. В этом также заключается одно из основных отличий между традиционными и исламскими банками.

Чтобы дать гарантию по вкладам до востребования, исламский банк обязан поддерживать определенное соотношение между размером вкладов до востребования и размером своего уставного капитала.

ЦБ имеет право в любое время проводить ревизию банка и проверку его учетных журналов и счетов. Если ЦБ обнаруживает нарушение действующих норм, он имеет право предпринять следующие меры (отдельно или в совокупности):[42]

· потребовать от банка проведения соответствующих мер;

 

· назначить одного или нескольких советников по вопросам управления банковскими операциями:

 

· временно отстранить от должности или сместить любого управляющего или служащего банка;

 

· приостановить операции банка либо аннулировать его лицензию.

 

Если принять во внимание, что объем вкладов в некоторых исламских банках превышает размер уставного капитала в 10-50 раз, то становится очевидной важность контроля за банковскими операциями со стороны вкладчиков – владельцев инвестиционный счетов.

На сегодняшний день единственным практическим шагом в этом направлении можно считать Закон Пакистана от 26 июня 1980 года[43], который разрешил банкам выпускать сертификаты временного участия, являющиеся по своей природе банковскими вкладами. Согласно этому Закону, владельцы таких сертификатов вправе назначать доверительных управляющих. Доверительному управляющему при выполнении своих полномочий принадлежит право проводить проверку учетных журналов банка, требовать предоставления любых информационных данных, а также посещать офис банка.

 

* * *

Подводя итог сказанному, можно отметить, что, несмотря на то, что многие вопросы, связанные с деятельностью исламских банков, пока остаются без ответов, можно ожидать уже в ближайшее время их разрешения. Во многом это диктуется той скоростью и динамичностью развития, которую демонстрируют в последнее время исламские банки, и их стремительным вхождением в мировую банковскую систему. В этой системе исламским банкам придется выдержать жесткую конкуренцию со стороны обычных банков, которые сегодня обладают преимуществом в том, что касается организации их работы и понимания природы и сути их деятельности со стороны клиентов и партнеров. Но если принять во внимание количество мусульман во всем мире, которые потенциально могут стать клиентами исламских банков, появившихся за пределами исламских государств, а также уровень финансового капитала, аккумулированного в настоящее время в исламских банках. То можно считать реальным, что исламские банки обладают огромным и уникальным в своем роде потенциалом, который может позволить им со временем успешно конкурировать с традиционными банками.

Б и б л и о г р а ф и я

1.

 


[1] Сюкийянен Л.Р. «Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран Арабского Востока. – Правовое регулирование экономики» с.96-117; М. 1986 г с.45

[2] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г. с.101

[3] Л.В.Негря «Общественный строй Аравии» с.116

[4] Г.В. Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»; с. 102; М.1991 г.

[5] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.   с. 103

[6] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун», М., 1980 г.. с.18

[7] С.М.Бациева «Историко-социологический трактат Ибн-Халдуна «Мукаддима», М., 1965 г. с.174

[8] С.М.Бациева «Об экономических взглядах Ибн Халдуна. – Краткие сообщения Института народов Азии»; 1961 г. № 47, с-58

[9] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун» М., 1980 г. с.86

[10] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун», М., 1980 г. с.90

 

[11][11] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.   с. 104

 

[12] [12] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», с. 105, М.1991 г.

 

[13] См. гл.»Распределение доходов и налоги»

[14] аль-Маргиани Бурханаддин «Хидайа» (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.), с.106

 

[15] Коран, 3 : 125 (130); 2 : 278; 2 : 277 (276); 4 : 158 – 159.(здесь и далее: перевод Крачковского И.Ю., изд-во восточной литературы, М. 1963 г.

[16] Коран, 9 : 34

[17] А.Мец «Мусульманский ренессанс» М., 1966 г. с. 70-73

[18]

[19] Семенова Л.А. «Из истории фатимидского Египта» М. 1974 г., с.88 (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»

[20] Г.В.Милославский «Ибн Батутта»; М. 1974 г., с.9-10

[21] Шарль Р. «Мусульманское право»; М., 1959 г. с. 31

[22] Керимов Г. «Шариат и его социальная сущность»; М., 1978 г., с.203

[23] Фетва – решение или заключение муфтия, который является должностным лицом, выносящим решения по религиозно-правовым вопросам.

[24] Л. Полонская, А.Ионова «Концепции «исалмской экономики»: социальная сущность и политическая направленность», Мировая экономика и международные отношения. 1981 г. № 3 с. 113-119

[25] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»; М. 1991 г. с.115

[26] ас-Садр М.Б. «Наша экономика»; Бейрут, 1960 г. (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире» с.113)

[27] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире» с.112

[28] «таухид» - покорность и послушание воле Аллаха

[29] Коран, 20 : 5

[30] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.51)

[31] Коран, 2 : 282

[32] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.54)

 

[33] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.55)

 

[34] Коран, 9 : 104

[35] [35] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.58)

 

[36] [36] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.59)

 

[37] [37] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.60)

 

[38] Коран, сура «Женщина», 1-й аят

[39] Коран, сура «Семейство Имрана», 104-й аят

[40] Все исламские банки объединены в международную ассоциацию исламских банков (МАИБ), созданную в 1978 году по инициативе Саудовского принца Мухаммада аль-Фейсла ас-Сауда, штаб квартира которой находится в Джидде (Саудовская Аравия).

 

[41] Ближний Восток и современность. Вы.5 М. 1998 г. с.26

[42] Ближний Восток и современность. Вы.5 М. 1998 г. с.29

 

[43] Пакистан является одним из немногих государств, чья банковская система строится на принципах исламской экономики и состоит только из исламских банков.

[44] Материалы первой конференции глав государств и правительств мусульманских стран – членов ОИК. Рабат, сентябрь 1969 г.

[45] Г.В.Милославский, «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М. 1991 г. с.117

[46] Г.В.Милославский, «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М. 1991 г. с.117

 


В в е д е н и е

    Особый интерес представляет изучение влияния ислама на экономическую жизнь мусульманских стран. Ислам определяет не только духовную сторону жизни правоверных, но и материальную. В Коране и хадисах, в обширной средневековой мусульманской литературе встречаются многочисленные упоминания (нередко целые разделы или трактаты), касающиеся регламентации экономической жизни мусульманского общества. Совокупность этих воззрений обозначается термином «социально-экономическая доктрина»; ее изначальным источником во всех случаях являются Коран и сунна, а порядок ее реализации в практике хозяйственной деятельности нормативно закреплен в шариате.

 

Истоки социально-экономической доктрины в исламе.

Изначальным источником социально-экономической доктрины ислама являются зафиксированные в Коране и сборниках хадисов высказывания Мухаммеда по различным вопросам, имеющим отношение к регламентации экономического поведения мусульман. «Начиная с Корана и хадисов и далее в обширной мусульманской литературе как богословского, так и светского характера мы встречаем многочисленные упоминания (нередко целые разделы или трактаты), касающиеся регламентации мусульманского общества[1]». Причем для анализа истоков доктрины наибольшую ценность представляют проповеди пророка, зафиксированные в Коране, поскольку они в значительно меньшей мере, чем хадисы, подверглись позднейшим обработкам. Во всяком случае, даже та «редакционная правка», которая появилась в ходе подготовки канонизированного текста Корана, хронологически отделена от времени жизни Мухаммеда весьма незначительно и не могла существенным образом повлиять на содержательную сторону откровений.

Рассматривая указания Корана по социально-экономическим вопросам, необходимо, прежде всего, строго разграничить соответствующие суры (а иногда и аяты) по времени их возникновения, поскольку изменения в положении раннемусульманской общины и эволюция взглядов Мухаммеда непосредственно отразились на характере коранического текста.

Необходимо выяснить, в каком историческом контексте появились те или иные указания Мухаммеда, зафиксированные в Коране, исходя из того, что, Мухаммед – личность, несомненно, историческая, хотя при существующем состоянии изученности источников не представляется возможным точно и полно составить его биографию, и из тезиса об авторской принадлежности Мухаммеду коранических. При этом не исключается вероятность отдельных более поздних вкраплений в Коране и наличия редакторской правки, что, однако, в целом не должно менять представлений о Коране как о письменной фиксации высказываний и пророчеств Мухаммеда.

Указания Корана, «регламентирующие» экономическую жизнь в мусульманском обществе, в основном формулируются в мединский период, причем звучат они преимущественно в форме предписаний. В них Мухаммед обращается уже к конкретным вопросам[2].

В мединских сурах определяются отношения собственности, права наследников (4 : 8 – 15), имущественные отношения супругов (4 : 38), в 5-й суре говорится о наказании за покушение на собственность (5 : 42).

К 624 году Мухаммед уже провозгласил новый порядок наследования, при котором были обеспечены условия для накопления собственности в рамках семьи и передачи ее прямым наследникам[3]. Введение принципа раздела военной добычи, когда часть ее шла в пользу уммы, создавало экономическую основу для существования общины мусульман, а позже явилось основанием для формирования государственной казны.

В Коране можно выделить следующие основные «блоки», касающиеся социально-экономической проблематики, которые и являются основой социально-экономической доктрины[4]:

· осуждение чрезмерного богатства (ранние суры – 104, 102);

· осуждение ростовщичества (30 : 38; 3 : 125);

· поощрение торговли (17 : 37; 6 : 153; 11 : 85 – 86; 55 : 6 – 8; 21 – 48; 83 : 1 – 3);

· отношения собственности (в основном мединские суры);

· наказание за покушение на собственность ( 5 : 42);

· право наследования (4 : 8 – 15; 4 – 175);

· имущественные отношения супругов (4 : 38);

· милостыня и риба (2 : 263 – 281);

· ссудный процент (4 : 159);

· долги (2 : 282 – 284);

· расходование накопленного (2 : 274 – 283);

· главный исходный постулат, касающийся отношений собственности: «Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле» (2 : 284).

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.