Выходит много газет на различных языках; книги и журналы издаются в основном на узбекском и русском. Хотя конституция отменила цензуру, правительство сохраняет контроль над средствами массовой информации. В официальных ежедневных газетах «Халк сузи», «Узбекистон овози» и «Правда Востока» отсутствуют критика правительства или негативные статьи о жизни узбекского общества. Местные телевизионные и радиостанции остаются в руках государства, транслируются программы московских телеканалов. В середине 1990-х годов стал возможным прием турецких, индийских и некоторых западных станций, однако подавляющее большинство населения смотрит только местные узбекские и московские программы.
ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА
Экономическая география
В 1980-е годы основным промышленным центром республики была Ташкентская область, где производилось более 40% всей промышленной продукции и 20% сельскохозяйственной продукции республики. Ферганская долина, занимающая 5% территории Узбекистана, дает более 30% всего производства хлопка республики. Это также важный район шелководства, огородничества, садоводства и переработки фруктов; здесь же сосредоточена добыча и переработка нефти. Еще один важный сельскохозяйственный район – Самаркандская и Кашкадарьинская области, где на базе скотоводства производится большое количество шерсти. Природный газ добывается в основном в пустыне Кызылкум и районе Бухары. Каракалпакская автономная республика отличается высокой культурой выращивания риса и хлопка. Скотоводство и производство каракуля распространены на всей территории Узбекистана.
Трудовые ресурсы
Почти половина трудоспособного населения Узбекистана занята в сельском хозяйстве. Большой проблемой является безработица. По экспертным оценкам, уровень безработицы составляет не менее 20%. Особенно велико число безработных в Ферганской долине, где плотность населения достигает 300 человек на 1 кв. км; именно с безработицей и недостатком орошаемой земли связывают конфликты на этнической почве, происходившие здесь в 1989 и 1990-х годах.
Транспорт
Примерно 80% всего грузооборота в Узбекистане приходится на железные дороги. Сеть железных дорог общей протяженностью ок. 3400 км связывает республику с соседними странами. Имеется также 63 000 км шоссейных дорог, но число дорог с твердым покрытием невелико; наиболее важные из них – шоссе Ташкент – Термез, Ташкент – Бухара – Муйнак, Ташкент – Коканд. Почти каждый крупный город Узбекистана имеет свой аэропорт. Через Ташкентский международный аэропорт осуществляется регулярное воздушное сообщение со многими странами, включая Россию, Германию, Турцию, Великобританию, Нидерланды, Индию и США. Сельское хозяйство. Важнейшей сельскохозяйственной продукцией Узбекистана, помимо хлопка, являются фрукты, овощи и зерно (пшеница, рис и кукуруза). Особенно славятся узбекские дыни и виноград. При советской власти было осуществлено множество крупных гидротехнических проектов (таких, как Чирчик-Бозсуйский каскад, Фархадская и Чарвакская ГЭС, Большой Ферганский и Голодностепский каналы) и расширены существовавшие ранее системы оросительных каналов. Большинство узбекских семей, особенно в сельских местностях, возделывают сады и выращивают фрукты и овощи.
Хлопководство
Экономика Узбекистана была одной из самых специализированных в Советском Союзе и основывалась почти исключительно на выращивании хлопчатника. Согласно статистическим данным 1980-х годов, хлопководство и переработка хлопка давали более 65% валовой продукции республики; в этих отраслях было занято ок. 40% рабочей силы. Ежегодный сбор хлопка-сырца в 1980-е годы составлял в среднем ок. 4,5 млн. т. Площадь, отведенная под хлопчатник, достигла в 1986 почти 3,5 млн. га. Хлопководство обслуживала специальная инфраструктура, включавшая обширную систему орошения, производство химических удобрений и машиностроение (сельскохозяйственная техника и машины для первичной обработки хлопка).
После провозглашения независимости узбекское правительство решило сократить производство хлопка и увеличить производство продовольственных культур для самообеспечения республики продуктами питания. Планы сбора хлопка-сырца были снижены до 4 млн. т. В конце 1990-х годов ливневые дожди в некоторых районах и упадок экономики привели к значительному сокращению сбора хлопчатника.
При возделывании хлопка в Узбекистане широко используется ручной труд, причем к полевым работам привлекаются и горожане. Большая часть работ как в поле, так и на хлопкоочистительных фабриках выполняется женщинами.
Промышленность
Основным энергетическим ресурсом республики является природный газ, добыча которого сосредоточена главным образом в районах Газли и Карши. Нефть добывается преимущественно в Ферганской долине и в Бухарской области. В начале 1992 в западной части Ферганской долины открыто новое месторождение нефти, по предварительным оценкам, одно из крупнейших в мире. Добыча каменного угля производится под Ташкентом, Денау и в Ферганской долине. Ведется промышленная разработка месторождений цветных металлов, включая цинк, медь, свинец, вольфрам, и неметаллических полезных ископаемых – полевого шпата, кварца, известняка, бирюзы. В бассейне р. Зеравшан и в Кызылкумах добывается золото. Сообщалось о добыче урана в Ферганской долине. Нефтегазовый сектор остается исключительно в руках государственных компаний, но в горнодобывающую промышленность приглашаются западные фирмы. Особенно это касается золотодобычи, требующей использования новых технологий. Машиностроение в Узбекистане возникло главным образом в послевоенный период. Во время Отечественной войны сюда было эвакуировано более 100 промышленных предприятий из Европейской части СССР. Однако несмотря на то, что эвакуация способствовала диверсификации хозяйства республики, большая часть промышленного потенциала Узбекистана остается связанной с земледелием и переработкой хлопчатника. Из других важных отраслей народного хозяйства следует назвать металлургическую, химическую, пищевую промышленность и производство стройматериалов. Иностранные инвестиции и техническая помощь в автомобилестроении (Андижан), электронике (Самарканд), производстве одежды (Ташкент) позволяют надеяться на дальнейшее промышленное развитие Узбекистана.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.