Структура общества и образ жизни
До революции 1917 политическая власть была сосредоточена в руках нескольких правящих семей и родов, опиравшихся на поддержку военных. Мусульманское духовенство, помимо религиозной деятельности, выполняло определенные функции по воспитанию населения и решению правовых вопросов. Остальная часть общества состояла из торговцев, ремесленников, а также крестьян, составлявших основную массу населения.
Советская система провозгласила уничтожение сословий и классовых различий. Однако при этом образовалась новая элита. Несмотря на распад Советского Союза, состав элитного слоя в Узбекистане изменился мало. Клановая и региональная принадлежность, наряду с членством в правящей партии, имеют большое значение, особенно принадлежность к нескольким кланам из Ташкента и Самарканда, доминирующим в узбекской политике. Религиозная принадлежность менее важна, поскольку Каримов продолжает политику строительства светского государства.
КУЛЬТУРА
Уклад жизни коренного населения Узбекистана отражает влияние многих культур, элементы которых были привнесены сюда завоевателями, миссионерами, купцами и переселенцами. В советское время вопросы истории этих культур и их влияния приобретали отчетливо политический аспект. Многие черты т.н. «феодального прошлого», включая религиозные традиции и общественные отношения, сохранившиеся с дореволюционных времен, рассматривались как проявление угнетения или отсталости. Однако с середины 1980-х годов началось возрождение национальных культурных традиций. Многие «пережитки прошлого» теперь пропагандируются средствами массовой информации и учреждениями культуры; правительство и руководство правящей партии официально признали традиционные праздники и обычаи.
Закон о языке
В октябре 1989 был принят закон, согласно которому государственным языком республики объявлялся узбекский. К концу 1990-х годов значительно расширилось использование узбекского языка, однако русский язык все еще сохраняет большое значение, особенно в городах. В 1993 правительство объявило о переводе письменности на латинский алфавит до 2000, однако финансовые и экономические трудности переносят дату перевода на следующее десятилетие.
Образование
Хотя после обретения независимости Узбекистан начал преобразовывать систему образования, до сих пор сохраняются многие особенности советской системы. Многие учителя и официальные лица в системе народного образования пытаются возродить традиции мектебов (мусульманских религиозных школ). Возобновлено изучение староарабского алфавита, на котором ранее основывалась узбекская письменность, а учебные планы пересмотрены с целью более полного освещения среднеазиатской истории, литературы и культуры.
По существующему закону все дети должны посещать школу в течение 8 лет. Согласно официальным данным, грамотно более 90% населения. В 1989 в Узбекистане функционировало более 500 профессиональных и технических училищ и более 40 институтов. Существовало также четыре университета, в крупнейшем из которых, Ташкентском государственном университете (ТГУ), обучалось более 15 тыс. студентов, в том числе из зарубежных стран. После акций протеста в студенческом городке Ташкента (1989) прием в ТГУ был сокращен. Многие студенты были переведены в новые университеты, созданные на базе провинциальных институтов. Главной проблемой системы высшего образования является недостаточное финансирование. В результате плата за обучение повышается, и многие студенты не могут продолжать учебу. Кроме того, в 1990-е годы многие квалифицированные преподаватели и ученые уехали из страны. В Узбекистане существует Академия наук; научные институты, принадлежащие к системе Академии, ведут исследования в самых различных областях науки, в том числе в математике, ядерной физике и геологии.
Литература и искусство
Родоначальником узбекской литературы был поэт и общественный деятель Алишер Навои (1441–1501). Классиками современной узбекской литературы являются Хамза Хаким-заде Ниязи (1889–1929) и Садриддин Айни (1878–1954). Роль искусства и литературы в культурной жизни Узбекистана в советское время была исключительно велика. Популярные писатели, художники, артисты занимали привилегированное положение. Начиная с периода «оттепели» 1960-х годов писатели (в том числе Х. Гулям, А. Мухтар, П. Кадыров) играли важную роль в формировании национального самосознания. В середине 1980-х годов многие из них активно включились в общественно-политическую деятельность. В 1990-е годы многие поэты, сценаристы, представители других творческих профессий вернулись в систему образования и театра. В стране работают ок. 40 театров; Ташкентский театрально-художественный институт является крупнейшим в Средней Азии центром театрального образования. Музеи и библиотеки. В советское время в Узбекистане были созданы многочисленные музеи и библиотеки. Крупные художественные, этнографические и исторические музеи находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе и других городах. Практически каждый город Узбекистана имеет собственный краеведческий музей. В библиотеках Ташкента, Самарканда и Бухары хранятся обширные собрания не только книг, но и древних рукописей. В 1996 в Ташкенте был открыт музей, посвященный жизни и деятельности Тамерлана, великого завоевателя 14 в.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.