В настоящее время в судах общей юрисдикции культивируются дела о защите прав неопределенного круга физических лиц. Возбуждение дел данной категории связано с изданием нормативных правовых актов, действительно или мнимо нарушающих права и свободы граждан. Существующее процессуальное законодательство не возбраняет и возбуждение гражданских дел о признании недействующими нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые права работников. Для возникновения подобных дел вовсе не обязательно доказывать в суде факт нарушения трудовых прав конкретного работника. Достаточно указать, что оспариваемый нормативный акт гипотетически способен привести к нарушению трудовых прав работников. То есть, дела данной категории не связаны для работников с возникновением конфликта с работодателем.
В частности, можно возбудить гражданское дело о признании недействующим указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, иных актов федеральных органов исполнительной власти, если в них имеются положения, ущемляющие права работников в сравнении с федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также не должны ущемлять права работников в сравнении с федеральным законодательством. Иначе и они могут быть оспорены на предмет их признания недействующими в судебном порядке.
Акты органов местного самоуправления не могут умалять права работников, гарантированные в федеральном и законодательстве субъектов Российской Федерации, в противном случае они также могут быть признаны в судебном порядке недействующими.
Сказанное полностью относится и к коллективным договорам и соглашениям.
Особо следует выделить приказы и распоряжения работодателя, которые рассчитаны на неоднократное применение и ущемляют права работников в сравнении с действующим законодательством. Подобные приказы тоже могут стать предметом судебного разбирательства. Стоит отметить, что работодатели редко ущемляют права одного отдельного работника. Как правило, нарушения касаются всех или большинства подчиненных ему работников. В связи с этим признание приказа или распоряжения работодателя недействительным позволяет защитить права всех работников, на которых он распространялся. Самый важный момент заключается в факте доведения дела о признании недействующими приказов и распоряжений работодателей до суда. Ведь карманные профсоюзы не будут этим заниматься, хотя данное направление деятельности может стать весьма перспективным в работе правозащитных организаций, в том числе призванных защищать права работников на профессиональной основе.
Кроме того, профсоюзам следует добиваться, чтобы в коллективных договорах и соглашениях устанавливался процент от прибыли, который пойдет на оплату труда работников. Он должен колебаться от 40 до 50 процентов. В этих актах следует попытаться закрепить правило, по которому доля гарантированной заработной платы в виде должностного оклада или тарифной ставки составляет не менее 90 процентов. Установление данного процента может ослабить зависимость работников от работодателя. Ведь в настоящее время работодатель вправе установить подчиненному минимальный оклад или тарифную ставку, а главную часть заработной платы выплачивать в виде премий. Более того, он может в любое время лишить работника этой премии, то есть основной части заработанного, что делает работника полностью зависимым от работодателя. Фактически в данном случае по отношению к работникам используются штрафные санкции. Введение же указанного процента позволяет работодателю лишить работника лишь незначительной части заработанного.
Несомненно, многое теперь зависит от правозащитников, в том числе - от профсоюзов. И есть реальный шанс добиться того, чтобы за труд платили больше, столько, сколько он стоит на самом деле.
Заключение.
Итак, нужно ли было принимать новый Трудовой кодекс? Конечно, нужно. Хотя бы потому, что старый КЗоТ образца 1971 года, безнадежно устарев, перестал отвечать реалиям сегодняшнего дня, и регулировать те новые экономические отношения, которые сложились в России за последние 10 лет. Наемных работников он толком не защищал, предприниматели научились его легко обходить, да, и зачастую просто игнорировали, а масса новых законов и подзаконных актов, которые были приняты в последние годы, дабы подпереть шатающееся здание трудового законодательства, только безнадежно запутывали и без того сложную ситуацию. Например, с 1992 по 1999 год было принято четыре крупных закона, не считая дополнений.
По мнению директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, в результате всей этой путаницы, невозможно стало разобраться, в какой момент работают нормы КЗоТа, в какой - нормы дополнений к КЗоТу, а в какой - нормы какого-то закона. Не говоря уже о том, что многие трудовые отношения вообще регулируются не КЗоТом, а совершенно другими законами.
Одним словом, дискутировали по проблеме трудового законодательства более 6 лет. За это время было разработано множество вариантов. Шла упорная борьба между авторами законопроектов, из которых в итоге осталось два основных - правительственный и профсоюзный. Потом напряженно работала согласительная комиссия. В конечном результате мы получили закон, выигрышный, по мнению большинства экспертов, в основном для работодателей. Наемные же работники так и остались бесправными, правда, теперь по закону.
Сейчас в России в огромной части коммерческого сектора вообще не действуют никакие законы, направленные на защиту трудящихся. Люди работают без трудовых книжек, неофициально, получают зарплату в конвертах. Они не имеют никаких прав, но вполне смирились с этим, потому что лучше не иметь никаких прав, чем вообще не иметь никакой работы. Причем это наблюдается повсеместно.
Новый Трудовой кодекс, по сравнению со старым, достаточно сильно развязывает руки работодателям в плане облегчения процедуры увольнения, чтобы предпринимателю было проще повышать эффективность производства, в том числе за счет рабочих.
Правительственная пропаганда в поддержку нового кодекса в значительной степени основывалась на том, что этот Кодекс сравнивается с реальной ситуацией, которая характеризуется, с одной стороны, действительно полным бесправием людей, а с другой стороны, отсутствием законных рычагов воздействия на нерадивых работников у работодателей. Действительно, новый кодекс по сравнению с тем положением, которое было на момент его разработки, дает хоть какие-то гарантии. А это лучше, чем ничего. Если, конечно, новый кодекс будет применяться на практике. Но отнюдь не факт, что мелкий и средний предприниматель после принятия нового Кодекса вдруг просветится и начнет его применять. Непонятно, с какой стати он это будет делать? Потому что до тех пор, пока у нас будут выдавать зарплату в конвертах, никакой, даже самый прогрессивный Кодекс действовать не будет.
Конечно, нельзя не отметить, что в результате всех этих усилий все-таки произошла некоторая рационализация процедур и типов трудовых отношений с учетом новых реалий. Новый кодекс, безусловно, более адекватен, но все же и он оставляет массу хвостов и нерешенных проблем, которые придется решать в ближайшие годы, если мы не хотим вновь увязнуть в болоте социальных и трудовых споров.
Есть в новом кодексе очень позитивный момент - он предусматривает, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Но, во-первых, введение этой нормы откладывается на неизвестный срок, а, во-вторых, эта норма не дифференцируется по регионам, устанавливая один прожиточный минимум на всю страну. Понятно, что в разных регионах разный прожиточный минимум, и то, что не существует региональной дифференциации, обесценивает все хорошее, что есть в этой норме.
Подводя итог можно сказать, что идея с принятием нового Трудового кодекса была хорошая и правильная, но реализовать ее грамотно так и не сумели. Сделан излишне сильный крен в пользу предпринимателей, права рабочих остались незащищенными, оставлено много принципиальных недоработок, которые в будущем могут привести к серьезным проблемам.
Литература.
1. Владимир Миронов, доктор юридических наук, профессор, член Независимого экспертно-правового совета, руководитель секции трудового законодательства Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, "Уздечка для работников", Бюллетень неправительственных организаций, 30 января 2002г.;
2. И.Н. Александров, эксперт РСПП, "О Трудовом кодексе Российской Федерации: экспертное заключение", январь 2002г.;
3. Карсетская Е.В., "Новый трудовой кодекс", Экономика и Жизнь, 14 января 2002г.;
4. Склярова И., "Новое трудовое законодательство", Консультант директора, 1 февраля 2002г.;
5. Андрей Хапочкин, по материалам, предоставленным Пресс-центром Администрации Сахалинской области, 20 февраля 2002 г.;
6. Павел Зимин, "Новый КЗОТ на защите прав работодателей", utro.ru, 20 декабря 2001г.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.