По пути принятия нового Кодекса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………………2

2. По пути принятия нового Кодекса…………………………………………...2-4

3. Оплата труда работников……………………………………………………..4-6

4. Стратегия и тактика Кодекса в нормировании труда и его оплаты……6-7

5. Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам в Сахалинской области…………………………………………………………….7

6. Основные направления защиты трудовых прав…………………………..7-9

7. Заключение…………………………………………………………………….9-11

8. Литература……………………………………………………………………….12

 

Введение.

 

Введение нового Трудового Кодекса позволит внести ясность в некоторые вопросы трудового законодательства, одновременно породив другие вопросы. Практика отечественного законотворчества часто показывает недостаточную проработку принимаемых нормативно-правовых актов.

С 1 февраля утратил свою юридическую силу советский закон о труде, по которому страна жила почти треть века. Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего КЗОТа, который предполагал наличие в стране одного единого работодателя в лице государства.

Кодекс гарантирует получение зарплаты и компенсаций за нарушение прав работников, при этом свои права придется отстаивать в суде, а профсоюзы не будут играть значимой роли.

Что меняется с вступлением в силу нового Трудового кодекса? Первое и самое насущное - введение гарантий получения зарплаты. Вводится норма, по которой минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Минимальный размер оплаты труда приравнивается к прожиточному минимуму. Появилась обязанность работодателя выплачивать работникам проценты от суммы задержанной зарплаты (за каждый день не меньше 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, ставка равна примерно 25%, 1/300 от 25% - это 0,08% в день от всей суммы задержанной зарплаты).

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются кроме величины минимального размера оплаты труда меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, т.е. индексация заработной платы, ограничение оплаты труда в натуральной форме, государственный надзор и контроль за полнотой и своевременной выплатой заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами и др.

Введено право работника оставить работу и получать оплату за простой в размере среднего заработка, в случае если предприниматель не создал ему нормальные условия труда. Увеличены компенсации работникам при невыполнении ими по вине работодателя норм труда при простоях производства в размере 2/3 реальной средней зарплаты. По старому КЗоТу это было 2/3 тарифной ставки.

Цель нового Трудового кодекса – установление государственных гарантий трудовых прав граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей при оптимальном согласовании потребностей сторон.

Вопрос состоит в том, достигнет ли данный акт целей, заложенных в него законодателем? Станет ли новый Кодекс реальным фундаментом в регулировании трудовых отношений?

Во всяком случае, как не раз предрекал один из разработчиков кодекса замминистра экономразвития Михаил Дмитриев, и работникам, и работодателям очень долго придется объяснять, как кодексом пользоваться.

 

Оплата труда работников.

 

Любая работа должна быть оплачена. Труд имеет для работника смысл только при условии оплаты. С другой стороны, работодатели не против поживиться и бесплатным трудом работников. В данном разделе я рассмотрю, каким образом новый Кодекс предлагает оценивать труд работников.

Плата за сверхурочные.

В ст.152 ТК РФ, как и в прежнем КЗоТ РФ, работодателям предложено оплачивать сверхурочные работы так: за первые два часа - не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном. Кроме того, сверхурочные могут быть компенсированы предоставлением работникам дополнительного времени отдыха. Из чего следует, что оформление работы в качестве «сверхурочной» повлечет для работодателей дополнительные расходы на оплату труда работников. Хотя работодатели вполне могут избежать данных затрат.

Заключение.

 

Итак, нужно ли было принимать новый Трудовой кодекс? Конечно, нужно. Хотя бы потому, что старый КЗоТ образца 1971 года, безнадежно устарев, перестал отвечать реалиям сегодняшнего дня, и регулировать те новые экономические отношения, которые сложились в России за последние 10 лет. Наемных работников он толком не защищал, предприниматели научились его легко обходить, да, и зачастую просто игнорировали, а масса новых законов и подзаконных актов, которые были приняты в последние годы, дабы подпереть шатающееся здание трудового законодательства, только безнадежно запутывали и без того сложную ситуацию. Например, с 1992 по 1999 год было принято четыре крупных закона, не считая дополнений.

По мнению директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, в результате всей этой путаницы, невозможно стало разобраться, в какой момент работают нормы КЗоТа, в какой - нормы дополнений к КЗоТу, а в какой - нормы какого-то закона. Не говоря уже о том, что многие трудовые отношения вообще регулируются не КЗоТом, а совершенно другими законами.

Одним словом, дискутировали по проблеме трудового законодательства более 6 лет. За это время было разработано множество вариантов. Шла упорная борьба между авторами законопроектов, из которых в итоге осталось два основных - правительственный и профсоюзный. Потом напряженно работала согласительная комиссия. В конечном результате мы получили закон, выигрышный, по мнению большинства экспертов, в основном для работодателей. Наемные же работники так и остались бесправными, правда, теперь по закону.

Сейчас в России в огромной части коммерческого сектора вообще не действуют никакие законы, направленные на защиту трудящихся. Люди работают без трудовых книжек, неофициально, получают зарплату в конвертах. Они не имеют никаких прав, но вполне смирились с этим, потому что лучше не иметь никаких прав, чем вообще не иметь никакой работы. Причем это наблюдается повсеместно.

Новый Трудовой кодекс, по сравнению со старым, достаточно сильно развязывает руки работодателям в плане облегчения процедуры увольнения, чтобы предпринимателю было проще повышать эффективность производства, в том числе за счет рабочих.

Правительственная пропаганда в поддержку нового кодекса в значительной степени основывалась на том, что этот Кодекс сравнивается с реальной ситуацией, которая характеризуется, с одной стороны, действительно полным бесправием людей, а с другой стороны, отсутствием законных рычагов воздействия на нерадивых работников у работодателей. Действительно, новый кодекс по сравнению с тем положением, которое было на момент его разработки, дает хоть какие-то гарантии. А это лучше, чем ничего. Если, конечно, новый кодекс будет применяться на практике. Но отнюдь не факт, что мелкий и средний предприниматель после принятия нового Кодекса вдруг просветится и начнет его применять. Непонятно, с какой стати он это будет делать? Потому что до тех пор, пока у нас будут выдавать зарплату в конвертах, никакой, даже самый прогрессивный Кодекс действовать не будет.

Конечно, нельзя не отметить, что в результате всех этих усилий все-таки произошла некоторая рационализация процедур и типов трудовых отношений с учетом новых реалий. Новый кодекс, безусловно, более адекватен, но все же и он оставляет массу хвостов и нерешенных проблем, которые придется решать в ближайшие годы, если мы не хотим вновь увязнуть в болоте социальных и трудовых споров.

Есть в новом кодексе очень позитивный момент - он предусматривает, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Но, во-первых, введение этой нормы откладывается на неизвестный срок, а, во-вторых, эта норма не дифференцируется по регионам, устанавливая один прожиточный минимум на всю страну. Понятно, что в разных регионах разный прожиточный минимум, и то, что не существует региональной дифференциации, обесценивает все хорошее, что есть в этой норме.

Подводя итог можно сказать, что идея с принятием нового Трудового кодекса была хорошая и правильная, но реализовать ее грамотно так и не сумели. Сделан излишне сильный крен в пользу предпринимателей, права рабочих остались незащищенными, оставлено много принципиальных недоработок, которые в будущем могут привести к серьезным проблемам.

 

Литература.

 

1. Владимир Миронов, доктор юридических наук, профессор, член Независимого экспертно-правового совета, руководитель секции трудового законодательства Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, "Уздечка для работников", Бюллетень неправительственных организаций, 30 января 2002г.;

2. И.Н. Александров, эксперт РСПП, "О Трудовом кодексе Российской Федерации: экспертное заключение", январь 2002г.;

3. Карсетская Е.В., "Новый трудовой кодекс", Экономика и Жизнь, 14 января 2002г.;

4. Склярова И., "Новое трудовое законодательство", Консультант директора,          1 февраля 2002г.;

5. Андрей Хапочкин, по материалам, предоставленным Пресс-центром Администрации Сахалинской области, 20 февраля 2002 г.;

6. Павел Зимин, "Новый КЗОТ на защите прав работодателей", utro.ru,          20 декабря 2001г.

 

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………………2

2. По пути принятия нового Кодекса…………………………………………...2-4

3. Оплата труда работников……………………………………………………..4-6

4. Стратегия и тактика Кодекса в нормировании труда и его оплаты……6-7

5. Стимулирующие и компенсационные выплаты бюджетникам в Сахалинской области…………………………………………………………….7

6. Основные направления защиты трудовых прав…………………………..7-9

7. Заключение…………………………………………………………………….9-11

8. Литература……………………………………………………………………….12

 

Введение.

 

Введение нового Трудового Кодекса позволит внести ясность в некоторые вопросы трудового законодательства, одновременно породив другие вопросы. Практика отечественного законотворчества часто показывает недостаточную проработку принимаемых нормативно-правовых актов.

С 1 февраля утратил свою юридическую силу советский закон о труде, по которому страна жила почти треть века. Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего КЗОТа, который предполагал наличие в стране одного единого работодателя в лице государства.

Кодекс гарантирует получение зарплаты и компенсаций за нарушение прав работников, при этом свои права придется отстаивать в суде, а профсоюзы не будут играть значимой роли.

Что меняется с вступлением в силу нового Трудового кодекса? Первое и самое насущное - введение гарантий получения зарплаты. Вводится норма, по которой минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Минимальный размер оплаты труда приравнивается к прожиточному минимуму. Появилась обязанность работодателя выплачивать работникам проценты от суммы задержанной зарплаты (за каждый день не меньше 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, ставка равна примерно 25%, 1/300 от 25% - это 0,08% в день от всей суммы задержанной зарплаты).

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются кроме величины минимального размера оплаты труда меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, т.е. индексация заработной платы, ограничение оплаты труда в натуральной форме, государственный надзор и контроль за полнотой и своевременной выплатой заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами и др.

Введено право работника оставить работу и получать оплату за простой в размере среднего заработка, в случае если предприниматель не создал ему нормальные условия труда. Увеличены компенсации работникам при невыполнении ими по вине работодателя норм труда при простоях производства в размере 2/3 реальной средней зарплаты. По старому КЗоТу это было 2/3 тарифной ставки.

Цель нового Трудового кодекса – установление государственных гарантий трудовых прав граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей при оптимальном согласовании потребностей сторон.

Вопрос состоит в том, достигнет ли данный акт целей, заложенных в него законодателем? Станет ли новый Кодекс реальным фундаментом в регулировании трудовых отношений?

Во всяком случае, как не раз предрекал один из разработчиков кодекса замминистра экономразвития Михаил Дмитриев, и работникам, и работодателям очень долго придется объяснять, как кодексом пользоваться.

 

По пути принятия нового Кодекса.

Первые шаги по реформированию трудового законодательства были предприняты еще в апреле 1991 года. Тогда Верховный Совет РСФСР постановил подготовить к началу 1992 года проект нового Трудового кодекса, "соответствующего интересам трудящихся и объективным потребностям производства в условиях многоукладности форм собственности".

В сентябре 1992 года была принята новая редакция закона под названием Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), однако она базировалась на тех же принципах и положениях, что и ранее действовавший КЗоТ РСФСР 1971 года. Понятно, что такой закон, несмотря на внесенные изменения и дополнения, не соответствовал современным реалиям, и актуальность коренного обновления трудового законодательства сохранялась.

Программа социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 годы, утвержденная постановлением Правительства в феврале 1997 года, предусматривала создание принципиально нового трудового законодательства. В плане действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы также была сформулирована задача по обеспечению условий для принятия Трудового кодекса.

К началу работы Государственной Думы третьего созыва в ее "законопроектном портфеле" содержалось 7 альтернативных проектов Трудового кодекса. В их числе были вариант Правительства, а также варианты, подготовленные депутатами. Хотя в этих законопроектах и встречались некоторые элементы дублирования, в основном они противоречили друг другу, по-разному отражая интересы работников и работодателей.

Учитывая противоречивость предложенных законопроектов и важность проблемы, Государственная Дума 15 марта 2001г. приняла постановление о создании рабочей группы, результатом деятельности которой стал согласованный проект Трудового кодекса.

Председателем этой рабочей группы была избрана Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Слиска.

В состав группы вошли:

- авторы альтернативных проектов Трудового кодекса РФ;

- депутаты Государственной Думы – с правом решающего голоса;

- представители Правительства РФ (в том числе Министр труда и социального развития РФ Александр Починок, его заместитель Владимир Варов, первый заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев и заместитель Министра юстиции РФ Евгений Сидоренко);

- представители общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей с правом совещательного голоса.

Таким образом, процедура подготовки Трудового кодекса отличалась от процедуры, предусмотренной думским Регламентом.

В первом чтении проект Трудового кодекса был принят Государственной Думой 5 июля 2001 года.

В ходе подготовки ко второму чтению законопроекта Комиссия рассмотрела 2350 поправок и рекомендовала принять 425 поправок, а отклонить – 1569; остальные были сняты авторами в ходе обсуждения на заседаниях Комиссии. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о внимании к готовящемуся законопроекту обширной аудитории, отражающей различные интересы. (Надо отметить, что в Думу поступило около 4 тысяч поправок. Их представили более 100 субъектов законодательной инициативы из 72 регионов. Однако не все поправки были приняты к рассмотрению Комиссией, поскольку не соответствовали требованиям Регламента Думы.)

Трудовой кодекс Российской Федерации был принят во втором чтении            19 декабря 2001 года, а в третьем чтении – уже 21 декабря.

Комментируя принятие законопроекта в третьем чтении, заместитель председателя думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев (фракция ОВР) заявил "Интерфаксу", что "в данном случае здесь нет смысла искать проигравших и победивших: победил здравый смысл". По его словам, "как всякий компромисс, законопроект не может стопроцентно отвечать интересам одной из сторон (работников и работодателей), однако в данном случае является оптимальным для каждой из них".

Однако вступление в силу закона еще не означает, к сожалению, его реализацию на практике. На мой взгляд, чтобы закон стал работать, как минимум необходимо, чтобы работники знали свои права и умели пользоваться ими в своих интересах.

 

Оплата труда работников.

 

Любая работа должна быть оплачена. Труд имеет для работника смысл только при условии оплаты. С другой стороны, работодатели не против поживиться и бесплатным трудом работников. В данном разделе я рассмотрю, каким образом новый Кодекс предлагает оценивать труд работников.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 164.