А. С. Макаренко широко использовал выдвинутые советской властью новые принципы деятельности учреждений для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, идеи о подчинении деятельности этих учреждений общим целям и принципам воспитания, о ведущей роли воспитания в перевоспитании.
«Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Успех нашей работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники снабжения, качества, материала. Дети - наш основной материал, который неизмеримо разнообразен».
«… Достойный нашей эпохи и нашей революции квалификационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в тоже время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои индивидуальность – эту задачу решил сам А.С. Макаренко, ибо общий и единый метод в педагогике есть не что иное как правильная организация детского коллектива и правильная организация влияния коллектива на личность. Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме ».
«Главной формой воспитания в советской школе может быть только коллектив.» (А.С. Макаренко. Воспитание в советской школе.)
В.А. Сухомлинский уделял большое внимание трудным детям. Он много лет искал причины появления таких детей, искал пути индивидуального подхода к ним, выявлял характерные особенности их поведения.
«Трудный ребенок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежение своим общественным долгом».
Следовательно, причины появления трудностей в воспитании и обучении детей в большинстве своем коренятся в условиях жизни ребенка в семье, в порочном воспитании, при котором не создаются условия для развития ума и чувств.
Рассматривая особенности детской души – чуткость, ранимость, впечатлительность,
Сухомлинский подчеркивает пагубное влияние на нежную детскую душу ребенка грубости, равнодушия взрослых, резкости в обращении, вызывающей страх, робость, инертность.
В семьях, где утрачено доверие к родителям, где существует враждебность в отношениях к детям, где господствует крик, - появляются трудные дети.
Пути индивидуального подхода к таким детям Сухомлинский видит в педагогической этике воспитательного процесса. Надо установить гуманные отношения с учениками в семье и в школе, чутко руководить юным, не умудренным опытом питомцем.
Индивидуальный подход в воспитании – это понимание ребенка, которое возможно лишь при глубоком уважении к нему, предоставления ребенку максимума своих усилий в самостоятельной деятельности - подчеркивал Сухомлинский.
Твердо убеждал в том, что дошкольный и младший школьный возраст в большей мере предопределяет будущее человека, нисколько не отрицает возможностей перевоспитания в более зрелые годы.
Силу перевоспитания блестяще доказал своим опытом советский педагог Макаренко. Но он придавал исключительное значение как раз младшему школьному возрасту.
Сухомлинский же говорил так: «Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять допущенные ошибки в раннем возрасте, а в том, чтобы не допускать этих ошибок, предупреждать необходимость перевоспитания. Длительный процесс познания начинается в детстве – познание и умом и сердцем – тех нравственных ценностей, которые лежат в основе морали общества».
Педагогическую мудрость воспитания Сухомлинский видел в том, чтобы каждый подросток был борцом за торжество научной истины. Духовная борьба за торжество научной истины составляет суть воспитания в годы отрочества.
Заключение.
Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально меняются.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 299.