Советско-китайские отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1 Советско-китайская гегемония

 

Сотрудничество Москвы и Пекина складывалось лучше. Китайцы оказывали давление в пользу вмешательства в Венгрии. До этого их влияние в польских событиях было сдерживающим. Они рекомендовали СССР осторожность, а польским коммунистам советовали умерить свои требования, не доводя до разрыва или столкновения с СССР. В обоих случаях они проявили известную уверенность в суждениях и достаточную сбалансированность в высказываниях по поводу восточноевропейского кризиса. Их предусмотрительность оказалась важной, когда в январе 1957 г Чжой Эньлай посетил Москву, Варшаву и Будапешт в качестве посредника. Китайцы присоединились к новому туру советской критики Югославии и утверждали, что СССР остается «центром» всей системы.

Первые годы после образования Китайской Народной Республики (КНР с 21.09.49 г) были временем расцвета советско-китайских отношений, ставших особенно тесными во время корейской войны, когда СССР снабжал китайские дивизии в Корее вооружением.

С 1950 по 1962 год Советский Союз предоставил Китаю долгосрочные кредиты на сумму 1.82 млрд. рублей. Они были использованы Китаем для оплаты закупленного в СССР вооружения и оказания помощи Корее. Но советская помощь не была столь уж значительна. В 1962 году Китай получил только 13% от всей помощи, оказанной Советским Союзом социалистическим странам и только 8% от суммы всех кредитов, предоставленных СССР другим странам в порядке экономической помощи. Согласно официальным советским данным с помощью СССР было построено в Китае 256 предприятий разного рода. Советский Союз оказывал помощь технической документацией, строительством железных дорог, посылкой экспертов. Все это делалось не безвозмездно. За 12 лет в Китае побывало около 11 тысяч советских экспертов, советников и прочего. Им было выплачено около 30 тысяч годовых заработных плат. Китай оплачивал все услуги, оказываемые СССР: фрахт, строительство железных дорог, расходы по обучению и содержанию китайских студентов в Союзе и прочего. Со своей стороны, Китай поставил в СССР до конца 1962 г товаров, продовольствия и сырья на сумму 2.1 млрд. рублей. В октябре 1957 года было подписано секретное соглашение о военном сотрудничестве. Целью его было усиление китайской военной промышленности, строившейся по советским проектам и на советском оборудовании, передача Китаю атомной бомбы и технологии ее производства. Это был первый договор, в котором великая держава делилась с союзником атомными секретами. В соглашении предусматривалось укрепление сотрудничества не только в экономике, но и в других сферах. Китайцы разработали десятилетний план развития, который должен был вывести китайскую экономику и науку на мировой уровень.

 

 

5.2 Совещание 64 коммунистических и рабочих партий

 

Такое «взаимопонимание», «взаимопомощь» и сотрудничество продолжалось до 1957 года, когда в Москве состоялось международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Поводом для сбора стала торжественная церемония 40-й годовщины Октябрьской революции.

Совещание, проводившееся спустя более 20 лет после последнего Конгресса Коминтерна 1935 г, стало важнейшим событием для коммунистического движения. Оно было созвано, чтобы найти общий путь выхода из кризиса, последовавшего за ХХ съездом.

Совещание проходило в обстановке секретности и состояло из двух этапов. 14-16 ноября состоялось совещание 12 правящих партий - советской, китайской, албанской, болгарской, чехословацкой, корейской, немецкой, монгольской, польской, румынской, венгерской и вьетнамской. Югославы не захотели участвовать в совещании, ни подписать его заключительную Декларацию, так как не одобряли ее содержание и боялись снова оказаться втянутыми в международный блок. Они участвовали во втором совещании, где были все партии (16-19 ноября). На нем был принят только Манифест мира. Главная роль на совещании принадлежала советским и китайским представителям.

На совещании не было создано никакого международного органа. Партии ограничились соглашением издавать в Праге коллективный ежемесячный журнал. Итальянцы были против этого; они предложили открыть прессу каждой партии для иностранных публикаций. Совещание оказалось попыткой заменить старые международные организации общим форумом, на котором можно было бы давать политические указания, имеющие ценность для каждой партии. Как показал опыт, эта затея не имела успеха.

Таким образом, совещание 1957 г в Москве стало второй после роспуска Коминтерна попыткой создать единый центр коммунистического движения. Прошло немного времени, и эта попытка, как и первая, оказалась неудачной. Идея совместной гегемонии советско-китайской, сделавшая ее возможной, оказалась эфемерной, как и гегемония советско-югославская, определившая рождение Коминформа. Она также стала прелюдией непреодолимого конфликта. Соглашение

между двумя странами базировалось скорее на определенном совпадении интересов, чем на общей вере в одни и те же политические идейные концепции. Но это совпадение сохранялось недолго. Китайские коммунисты давали понять, что не хотят играть подчиненную роль в руководстве движением.

 

5.3 Конфликт между СССР и Китаем. Его причины

 

Разногласия между советскими и китайскими коммунистами назревали в связи со второй ссорой с Югославией. Но были и другие факторы. Возник новый политический фактор - стремление людей к миру, поскольку альтернативой этому выбору могла быть только атомная война.

Конфликт двух стран был неизбежным, учитывая большое количество общих проблем. Однако, поскольку не было свободной дискуссии, родилось взаимное недоверие. До тех пор пока оригинальные решения правящей коммунистической партии в одной стране вызывали беспокойство в другой, это беспокоило и являлось само по себе причиной внутренних и международных дискуссий.

Китай 50-х еще не был великой державой, но имел все, чтобы стать ею на равных правах с СССР. Национальный вопрос оказался одинаково важным в обеих революциях. Несмотря на взаимные связи, две социалистические страны развивались по-своему, каждая в своих границах, каждую представляло и защищало свое государство. Итак, Китай стремился стать великой державой. Однако именно в этом обнаружились противоречия с интересами СССР. Страна, которая уже была великой державой, вступила в конфликт с другой, которая стремилась стать великой, причем именно из-за диалога с США, ставшего основой советской дипломатии. У СССР было много способов заставить США себя слушать, а у Китая - нет. К тому же он не был еще членом ООН. Американцы продолжали поддерживать Чан Кайши на Тайване и отказывались признавать пекинское правительство. Также поступали и их союзники.

Разлад между двумя державами касался весьма конкретных вопросов. СССР неосторожно обещал поделится атомными секретами с Китаем, но Москва быстро передумала. Недовольство в кругах китайских коммунистов назревало и из-за осуждения в СССР культа Сталина. В Китае был свой собственный «культ» - Мао Цзедуна. Иначе и быть не могло, ибо «культ личности» или вождизм является непременной принадлежностью любого тоталитарного режима. Маоистов беспокоило не сколько развенчание Сталина, сколько последствия этого для Китая и международного коммунистического движения, на руководство которым КПК претендовала наряду с КПСС. Практическая позиция китайского руководства ярко проявилась в 1956 и 1957 годах, когда КПК поддержала кровавое подавление венгерской революции советскими войсками, а в 1958 году оказалась единственной коммунистической партией в мире, открыто приветствовавшей казнь Имре Надя.

Уже в августе 1958 г Хрущев с Малиновским направились в Пекин, чтобы предъявить Мао требования, касающиеся, насколько известно, сохранения в руках советской стороны определенного контроля над китайскими вооружениями или по крайней мере над их использованием в момент обострения отношений между Китаем и США по поводу островов в Тайваньском проливе. По мнению китайцев, речь шла о «несправедливых требованиях, направленных на то, чтобы поставить Китай под советский военный контроль»[7]. Мао добавлял, что русские «хотели создать смешанный флот, чтобы контролировать и блокировать нашу береговую линию.»8

Предложения, которые выдвинул Хрущев на встрече в Пекине о создании «зоны, свободной от ядерного оружия»9 на Дальнем Востоке и в Тихом океане, были отвергнуты. Эти предложения и отказ от них китайцев были способом не выполнять обязательств, взятых перед Пекином. Наконец, в июне 1959 года, когда начали распространяться слухи, будто Китай скоро получит свою атомную бомбу, СССР, по китайским данным, решил отложить свое решение о передаче Китаю атомных секретов.

Другой причиной разногласий в этот период стал китайско-индийский пограничный конфликт. (29 августа 1959 г китайские войска нарушили индийскую границу в районах Лонгджу и Ладакх. Об этом объявил премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.) Разногласия по поводу границы переросли в военные столкновения. Причиной их стал вопрос о Тибете, где происходили антикитайские,

открыто проиндийские выступления. В Москве дружба с Индией считалась не менее важной, чем с Китаем, потому что она открывала для СССР путь ко многим странам

«третьего мира». Конфликт с Китаем мог толкнуть индийцев в объятия американцев, поэтому советское правительство заняло позицию нейтралитета, рассчитывая на дружеское разрешение конфликта.10  Ни на что иное Индия не могла рассчитывать в условиях союза Москвы и Пекина. Китайцы почувствовали себя обманутыми. В свою очередь советские руководители начали подозревать, что китайцы чинят препятствия их дипломатии. Отныне разногласия между двумя правительствами больше не прекращались.

Советско-китайские отношения были осложнены общностью идеологии. Взаимные обвинения в уклонении от «истинного» учения - марксизма-ленинизма, а также в ревизионизме, догматизме, стремлении к гегемонии, подрывной деятельности, прислужничестве перед американским империализмом и так далее и тому подобное стали на многие годы как бы фоном советско-китайских отношений и международного коммунистического движения.

Политика Китая и СССР, или, вернее, КПСС и КПК по отношению друг к другу отличалась негибкостью, подозрительностью и враждой. В полемике с советскими руководителями китайцы выдвигали те предложения, которые Мао в образной форме высказал в Москве в 1957 г: всем вместе противостоять Америке, а не просить у нее мира. Эти тезисы, воскрешавшие старые концепции Молотова, не означали, что китайцы смирились с войной. Тем не менее они призывали к более решительному и рискованному фронтальному противостоянию США и их союзникам. СССР проводил такую политику в первые послевоенные годы и теперь хотел бы ее избежать, так как был убежден, что есть другие средства сдерживания американцев. Китайские требования неизбежно ставили Москву перед дилеммой: остаться с Китаем и заплатить за это или рискнуть сделать ставку на проблематичное соглашение с США?

Выступая против линии КПСС, что война перестала быть фатальной неизбежностью, Мао Цзедун не только предрекал всемирную атомную войну, но приветствовал ее как возможность «покончить с империализмом». В одной из своих

 

10 Правда, 10 сентября 1959 г.

бесед Мао, назвав атомную бомбу «бумажным тигром», говорил, что даже если в будущей войне погибнет треть человечества (т. е. 900 млн.) или даже половина (1.350 млн.), то другая половина выживет, империализм будет сметен, повсюду воцарится социализм. Через 50-100 лет человечество вырастет вновь больше чем на половину. В одном из сборников, опубликованных в Китае в 1960 г, говорилось: «Победившие народы кране быстрыми темпами создадут на развалинах погибшего империализма в тысячу раз более высокую цивилизацию, чем при капиталистическом строе, построят свое подлинное прекрасное будущее».

Откровения Мао Цзедуна имели прямо противоположный эффект тому, на что он рассчитывал: подавляющее большинство коммунистических партий поддержали советский тезис об отсутствии фатальной неизбежности войн.

В 1958-1960 годах и особенно в связи с войной во Вьетнаме Китай усилил поддержку революционных движений на азиатском материке, стараясь подчинить эти движения и распространить свое влияние. Началось столкновение интересов с СССР. Борьба за гегемонию между СССР и Китаем распространилась затем на Африку и бассейн Индийского океана.

Итак, в рамках коммунистического движения произошел разлад, и постепенно он обострился. Китайцев поддерживало албанское правительство, которое так и не простило примирение Хрущева с Белградом. Казалось, что исправить положение в этот момент может созыв второго международного Совещания коммунистических и рабочих партий, призванного примирить противоречивые тенденции. Обмен мнениями об этом должен был состояться на съезде Румынской рабочей партии в Бухаресте в июне 1960 г. Разрыв связей между двумя коммунистическими гигантами - СССР и маоистским Китаем публично был подтвержден 22 июня 1960 г. в Бухаресте. Хрущев объявил Мао Цзедуна сталинистом; китайцы рассматривали Хрущева как опасного ревизиониста. Из Китая были отозваны советские специалисты и советники.

Совещание все-таки состоялось; оно проходило в Москве с 11 по 25 ноября 1960 г. В результате был составлен документ, который скрыл очевидный конфликт между СССР и Китаем. После московского Совещания больше уже не было мира между двумя гигантами коммунизма, были лишь временные перемирия. Также ухудшились отношения между СССР и Албанией (официально разрыв дипломатических отношений произошел 19 декабря 1961 г. в знак протеста албанского руководства против десталинизации).

 

 

5.4 Последствия разрыва советско-китайских отношений

 

Последствия этого гигантского разрыва не заставили себя долго ждать. В период между осенью 1962 и весной 1963 гг., когда Хрущев испытывал все большие трудности и в самой Москве, непримиримая острота борьбы стала очевидной для всех. Карибский кризис, о котором я расскажу далее, дал китайцам повод публично критиковать советскую политику, осудить как авантюристическое решение о размещении ракет на Кубе и как капитулянтское решение об их выводе под американским давлением.11

Наконец 5 июля 1963 года в Москве состоялась встреча делегаций двух партий. Атмосфера встречи была отравлена оскорбительными выпадами, взаимным недоверием. Через две недели они расстались, ничего не решив.

В 1963-65 гг. Китайцы поддерживали агрессию Северного Вьетнама. Это способствовало ухудшению и без того натянутых отношений между СССР и коммунистическим Китаем.

25 июля 1963 г. в Москве был подписан договор между СССР, США и Великобританией о запрещении испытаний ядерного оружия. Год спустя китайцы испытали свою атомную бомбу (16 октября 1964 г.). В результате этого Китай стал пятой ядерной державой. Китайцы назвали договор 1963 года «большим обманом», попыткой Советского Союза, американцев и англичан «укрепить свою монополию и связать руки мирным народам, над которыми нависла атомная угроза».

Таким образом, в мире началась новая жестокая игра втроем со всеми присущими ей опасностями. США, Китай и СССР действовали каждый сам по себе; каждое из трех правительств боялось, как бы два других не объединились против него. Годы с 1957 по 1965 обозначились разрывом советско-китайских отношений. Возрастающие идеологические разногласия и взаимные амбиции к концу этого периода увеличили трещину в «монолитной» структуре мирового коммунизма.

_________________________________________________________________________

11 Peking Review, 1963, № 63, p 14-15

Европа и разоружение

6.1 Берлинская стена

 

Помимо столкновений с Китаем, у СССР не был решен вопрос о ГДР. Известно, что основной целью советской дипломатии была стабилизация ситуации в Европе; нужно было решить немецкую проблему.

Отсутствие юридического признания ГДР имело для СССР и его союзников серьезные последствия, так как можно было постоянно оспаривать законность самого существования второго немецкого государства.

Чтобы сломить сопротивление своих западных партнеров, Хрущев использовал единственное орудие давление, которое война оставила Советскому Союзу в Германии, - Берлин. Бывшая немецкая столица была для СССР двойной проблемой. Раздел города, то есть присутствие в столице неподконтрольного ГДР западного сектора, являлся фактором постоянной нестабильности для восточно-германского государства. Существовала открытая дверь, через которую происходила утечка людей и средств в Западную Германию, где благодаря производственному подъему существовала более солидная экономика и лучшие условия жизни. Кроме того, Берлин оставался для СССР уязвимым местом для бывших союзников, непрочное положение в котором могло вынудить их к переговорам. В конце 1958 г. Хрущев предложил сделать Западный Берлин «свободным городом» с гарантией ему независимости конец его оккупации победителями 1945 года. Если страны НАТО, добавил Хрущев, не согласятся на заключение мирного договора с обеими Германиями, СССР заключит его только с ГДР. Она получит контроль над путями сообщения с Западным Берлином, и американцы, англичане и французы, чтобы попасть в город, будут вынуждены обращаться к восточно-немецким властям, неизбежно признавая их существование. Но признания ГДР не состоялось...В период с 1958 по 1961 гг. Берлин оставался самой горячей точкой мира.

13 августа 1961 г. Хрущев решился на постройку знаменитой стены вокруг Западного Берлина. Эта часть города была изолирована от остальной территории ГДР настоящим барьером из бетонных плит, возведенным за одну ночь и тщательно охраняемым. Таким образом Восточно-германское правительство закрыло закрыло границы между Восточным и Западным Берлином для восточных немцев, что дало возможность остановить отток людей и средств в другую Германию, восстановить контроль над своей территорией, своим населением и экономикой, укрепить свое положение и создать основы для самостоятельного развития своей республики.12

Таким îáðàçîì, áûë ñäåëàí ïîñëåäíèé øàã â ðàçäåëå Ãåðìàíèè. ÑØÀ è ÍÀÒÎ ïðîòåñòîâàëè, íî не ìîãëè èñïîëüçîâàòü ñèëó. Îäíàêî è Õðóùåâ íå ìîã ïðèáåãíóòü ê êðàéíèì ñðåäñòâàì; áîëüøå åìó íè÷åãî äîñòè÷ü íå óäàëîñü...

 

6.2 Разоружение

 

Другой проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно с США, было разоружение. Советский Союз имел конкретные интересы. В гонке современных вооружений, начатой взрывом над Хиросимой (6 августа 1945 года), он достиг удивительных результатов.

СССР выдвинул много предложений по разоружению. Уже во время относительной разрядки 1955 г. его дипломатия сделала важный шаг, приняв проекты сокращения вооруженных сил, предложенные НАТО. Однако в этот момент его недоверчивые собеседники взяли их назад. События 1956 г. отсрочили переговоры. В сентябре 1959 г. Хрущев на Ассамблее ООН выдвинул программу «всеобщего и полного разоружения» всех стран. Другие предложения были более ограниченными и практическими. Самое известное принадлежало польскому министру иностранных дел Рапацкому, и его поддержали другие страны Варшавского Договора. Это предложение предусматривало создание зоны, свободной от нового оружия, в Центральной Европе - обе Германии, Польша и Чехословакия. Москва была более всего заинтересована и озабочена тем, чтобы не дать втянуть Западную Германию в гонку вооружений.

31 марта 1958 г. СССР в одностороннем порядке приостановил ядерные испытания. Они были возобновлены 30 сентября. С 1958 г. Советский Союз уменьшил свою армию, которая за годы «холодной войны» выросла до 5,8 млн. человек - тяжелое бремя для мирного времени. В 1958г она была доведена до 3,6 млн.

_________________________________________________________________________

 

12 John Dorndergs La Germania dietro il muro. Anatomia della Republica democratica tedesca. Milano, 1968,p. 3-23

На международном уровне разоружение не имело успеха, несмотря на ряд действий по разоружению, предпринимаемые США и другими странами.

31 октября 1958г - США объявили о приостановке ядерных испытаний. Президент Эйзенхауэр информировал, что запрет будет действовать в течение года. После завершения испытаний СССР также поддержал инициативу США (в декабре).

26 августа 1959г - США в одностороннем порядке прекратили испытания ядерного оружия, объявили о своем намерении продлить срок на запрет испытаний еще на 2 месяца. Однако когда на американо-британо-советской встрече в Женеве не было достигнуто договоренности, США отказались от своего решения, но испытания не возобновляли до тех пор, пока СССР не начал испытывать свое оружие в атмосфере.

Сокращение Советской Армии было признаком скорее изменения стратегических доктрин, чем разрядки. Вооружение стало опорой военной мощи стран. Экономия была незначительной, учитывая высокую стоимость атомного и ракетного оружия.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.