Основные функции корпоративного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

¨функция планирования (разработка концепции и стратегии развития концерна, оценка социально - экономических последствий развития отдельного предприятия, устойчивость планирования инвестиций);

¨ формирование портфеля инвестиций;

¨ функция координации и контроля (контроль за финансово - сбытовой деятельностью концерна и его подразделений, координация и контроль по целевым программам; координация маркетинговой деятельности, бухгалтерского учета концерна);

¨ функция маркетинга (разработка и реализация программ маркетинга, организация рекламы);

¨ развитие внешнеэкономической деятельности;

¨ обеспечение конкурентоспособности продукта и \ или фирмы;

¨линейные функции (функции, связанные с организацией, приобретением, распределением, обеспечением для концерна в целом, создание производственной и социальной инфраструктуры).

 

При организации концерна должны создаваться условия и мотивация центростремительных сил ( в отличие от центробежных).

 

Лекция 9.

Стадии инновационного процесса. Организация СОНТ.

 

СОНТ                   затраты                   В состав цикла СОНТ входят:

                        1000                                - НИР (научно - исследовательская работа)

    100                                                      - ОКР (опытно - конструкторская работа)

   10                                                                   - подготовка производства

 1                                      производство        - освоение  

 

 

НИР ОКР ПП Осв.

СОНТ

1, 10, 100, 1000 - пропорциональность затрат по соответствующим стадиям

 

Таблица относительных затрат на ФИ (фундаментальные исследования), ПИ (прикладные исследования), Р (разработки) в США и России.

 

  ФИ ПИ Р
США 12 % 21% 27%
Россия 8-9% 23-24% 58-63%

 

Организация и управление научными исследованиями.

 

1. Виды НИР.

2. Основные этапы НИ.

3. Формы организации НИ.

4. Особенности оценки эффективности НИР.

 

Выделяют 3 вида НИ: ФИ, ПИ (или поисковые), Р (ОКР).

 

ФИ, Систематическое изучение явлений природы и ее познание. Данные исследования теоретические. Трудно предположить определенный результат (пример - открытие лазера Прохоровым).

С точки зрения менеджмента ФИ проводятся в специальных академических лабораториях.

Ведутся с помощью государственной поддержки. Осуществляются на основе “грантов” (распределение ограниченных средств; необходимо выиграть грант, и тогда можно будет проводит исследования). 

Конечный результат ФИ используется во многих областях.

 

ПИ. Несут целенаправленный характер, практическую значимость. В этом случае прикладные исследования являются отраслевыми.

 

Р (ОКР). Переходная стадия от исследований к производству. Исследования носят чисто практический характер и оформляются в виде технической документации и опытных образцов изделий.

Степень неопределенности присутствует на всех этапах научных исследований, но постепенно снижается.

 

Этапы прикладной НИР.

 

Для того, чтобы начать и осуществить эту работу, необходимо:

 

1). Общая постановка задач. Разработка и утверждение ТЗ (технического задания) на НИР.

Постановка задачи. Привлекаются высококвалифицированные специалисты. Постановка задачи делается на основе внешней и внутренней информации об объекте.

Содержательная постановка - полное описание главных элементов задачи (на входе; условия и ограничения). Описываются факторы, влияющие друг на друга и взаимодействующие в процессе исследования. Должны быть указаны основные источники и формы представления исходных данных, формы представления результатов, описан желаемый конечный результат. На основе такой постановки разрабатываются ТЗ (конкретизация задачи в технических выражениях). ТЗ производится заказчиком и разработчиком.

На основе ТЗ составляется договор на НИР, определяется сметная стоимость НИР, выполняется технико-экономическое обоснование (расчет эффективности), устанавливаются требования к патентной чистоте.

Постановка задачи должна отвечать на следующие вопросы:

·  что нужно сделать?

·  кто будет делать?

·  какими средствами нужно сделать?

(Нельзя ставить вопрос “как сделать?”).

 

2). Сбор и обработка информации.

Информация должна быть необходимой и достаточной.

Если кто-то воспользовался чужой патентной информацией, то это допустимо только в определенном узком кругу не в ущерб патентовладельцу.

Насколько эффективным будет изделие, следует смотреть по тому, какое количество патентов на аналогичные изделия заявляется в данный момент. Если это количество снижается по сравнению с прошлыми годами, изделие может оказаться малоэффективным.

Этап сбора информации заканчивается систематизированной и обработанной информацией.

 

3). Теоретическая разработка темы.

· выбираются методы решения задачи, методы исследования, выполняются аналитические расчеты, проводится компьютерное моделирование, осуществляется выбор основного метода исследования.

· обоснование метода решения задачи.

НИР - необходимо рассмотреть 50 - 60 идей (методов).

 

4). Проектирование и изготовление макета.

Цель - получить макет для проведения эксперимента. Необходима апробация изделия на граничных условиях.

 

5). Экспериментальные работы и лабораторные испытания.

На этой стадии в процессе эксперимента определяются будущие технико - экономические характеристики изделия, корректируются методы, устраняются ошибки.

Важно как можно больше ошибок устранить на первом этапе. Стоимость ошибки будет пропорционально возрастать по ряду СОНТ(см. Ряд СОНТ).

Затем- проверка лабораторным испытанием, проверка соответствию ТЗ.

 

6). Составление технического отчета и проекта технического требования (ТТ), подготовка и разработка проекта ТТ на ОКР.

 

7). Приемка НИР независимой комиссией, подписание акта приемки, корректировка результатов исследований.

 

Лекция 10.

Формы организации НИР.

НИР организовываются внутри НИИ, подразделения, лаборатории.

Существуют следующие формы организации НИР:

*  проектная;

*  линейно - функциональная;

*  матричная;

Проектная форма.

 

Существуют определенные проекты. Каждый из них включает в себя:

*  своего генерального менеджера;

*  главного конструктора;

*  специалистов и т. п.

 

Преимущества данной формы:

*  мобильность;

*  отсутствие длительных связей при передаче результатов от специалиста к специалисту (не требуется формализации промежуточных решений)

Недостатки:

·  неравномерная загрузка работников;

·  некоторая деградация специалистов из - за отсутствия взаимосвязи с подобными им специалистами (постоянные связи);

·  проектная структура эффективна только при работе с продуктом, имеющим короткий жизненный цикл. Необходимо быстро создать и быстро выпустить продукт, чтобы быстро окупить затраты.

Линейно - функциональная структура.

Принципы данной структуры - линейная соподчиненность и функциональная направленность.

 

 

 


Преимущества данной структуры:

- специализация;

- выпуск стандартных унифицированных элементов;

- строгое соблюдение стандартов по документации;

- равномерная загрузка.

Недостатки:

- большая длительность передачи промежуточных результатов от подразделения к подразделению;

- чрезмерное документальное оформление по стандартам и т. п.

- обязательное оформление накладных при передаче;

- отсутствует заинтересованность в конечном продукте;

- длительность инновационного цикла резко увеличивается;

- главный недостаток линейности: высший уровень руководства перегружен оперативной работой.

Матричная система.

 

 

 

 

 

A

 

B

 

C

 

D

     


Генеральные менеджеры проектов                Группа оперативного управления

 

Данная структура до определенного уровня повторяет функциональную, но обрабатываются сразу несколько проектов, у каждого из которых есть свой генеральный менеджер. Линейный руководитель управляет подразделением в целом, а проектный менеджер управляет проектом, как показано на рисунке.

Функции линейного руководителя и главного менеджера проекта различаются следующим образом:

- линейный руководитель задает вопрос: кто и как будет делать?

- генеральный менеджер задает вопрос: что делать?

Преимущества:

·  полная загрузка;

·  органическая структура.

·  главное преимущество: верхний уровень руководства освобождается от оперативной деятельности.

Недостатки:

*  двойное подчинение;

*  трудно найти хороших главных конструкторов.

Схема будет работать, если руководители проектов обладают всей полнотой финансовой власти.



Методы поиска решений.

В современных условиях используется больше демократический стиль управления, нежели тоталитарный. Существуют следующие методы принятия решений:

· мозговой штурм;

· методы эмпирического исследования (наблюдения, сравнения, эксперимента);

· методы логического мышления (дедукции, абстрагирования, конкретизации);

· методы формализации (системный подход, факторный анализ, структурный анализ, регрессионный анализ).

 

Анализ - разделение целого на элементы и изучение каждого из них.

Синтез - сведение результатов анализа.

Абстрагирование - изучение последовательно только одного их нескольких факторов, действующих на объект. Затем проверяется взаимодействие факторов между собой.

Метод моделирования (с помощью компьютера). Сначала строится грубая, приближенная модель (для того, чтобы сократить число действующих на объект второстепенных факторов). Получив грубую модель, необходимо учесть второстепенные факторы, отброшенные при моделировании, проверить, сильно или нет они влияют на наш объект. Если влияние отброшенных факторов велико, строится новая модель, отвечающая самым сильным факторам воздействия при данных выходных данных.

Метод генерации идей при помощи морфологического анализа. Позволяет генерировать идеи без специальных знаний.

Существует объект анализа. Выделяется ряд параметров, характеризующих эффективность объекта. Смотрим, каким образом можно улучшить объект.

Морфологическая матрица (диаграмма - идея). Строится набор параметров, который затем анализируется, причем таких наборов может быть огромное количество.

      Способы реализации параметра  

           

 

Р1 Р11 Р12 Р13

 

Р2 Р21 Р22 Р23  

.

.

Рn Рn1 Pn2 Pn3

 

Могут существовать самые различные наборы вариантов (например, Р11 - Р22 - ... - Рn1) и т. д.

 

Особенности оценки эффективности научных исследований.

 

·  экономическая эффективность определяется на всех стадиях процесса;

· расчеты эффективности носят ожидательный характер и имеют область дополнительных значений;

· используются расчетные и прогнозные величины;

· наличие предпроизводственных затрат и инвестиций;

· расчет смет этих затрат.

 

Элементы сметы затрат.

*  зарплата работников;

*  зарплата персонала;

*  начисления на зарплату;

*  затраты на материалы и на оборудование;

*  услуги сторонних организаций;

*  контрагентные работы;

*  различные научные командировки;

*  накладные расходы;

*  прочие затраты.

 

Существуют также некоторые проблемы:

*  проблема определения долевого участия в конечном эффекте;

*  учет факторов времени при вложении инвестиций.

     

Лекция 11.

Условно - годовая экономия.

Э г. = ()*N2 - Eнприв

               Э у. г.

При расчете экономического эффекта в научных исследованиях учитываются капитальные вложения с учетом их отдачи за период выполнения проекта.

 

Кприв.= , где:

T - срок проекта;

t - срок этапа проекта;

Kt - фактические инвестиции в t - й год;

r - процентная ставка или норма эффективности, которая включает в себя базовую рентабельность (в %); процент годовой инфляции (в %); норму риска (в %).

       r

                                                                         Эффективность должна снижаться

 

10% 30% 10% ; коэф. = 0.5.     

                                                                4     16      64

 

 

Организация управления ОКР.

Особенности ОКР.

Этапы ОКР.

Организация чертежного хозяйства.

Методы определения себестоимости на этапах ОКР.

 

1). Особенности ОКР.

 

Конечным этапом ОКР являются конструкторско - технологическая документация (КТД) и опытные образцы или установки.

Участие в ОКР большого спектра специалистов, т. е. разработчики, экономисты, технологи, организаторы и др.

Требуются большие финансовые затраты, чем на НИР.

Требуется серьезное материально - техническое обеспечение (стабильные поставки).

Необходимость опытных производств: опытные производства выполняют функцию технико - экономической аттестации новых изделий.

Высокая степень неопределенности получения запланированных результатов,       особенно с точки зрения экономии.

 

2). Этапы ОКР.

 

1. Подготовка технического предложения:

· на основе технических требований;

· требований заказчика;

· на основе возможностей разработчиков;

· оговариваются условия и ограничения;

· стоимость;

· сроки, результаты;

· технические предложения подписываются заказчиком и главным конструктором.

2. Разработка технического задания на ОКР.

* цель и назначение разработки;

* условия эксплуатации;

* требования к транспортировке и хранению;

* требования к упаковке;

* технические характеристики;

* экономические характеристики (предельная себестоимость).

3. Разработка заказного проекта.

Сначала проектов от 3 до 5. По результатам эскизного проекта приступают к разработке рабочей документации.

4. Изготовление и лабораторные испытания опытного макета.

5. Проектирование рабочей документации.

* рабочеконструкторская;

* технологическая;

* инструкции по эксплуатации.

6. Изготовление опытных образцов.

7. Корректировка.

8. Приемка разработки независимой компанией.

* технические задания;

* технические предложения;

* комплект КТД;

* опытные образцы изделий;

* проект программы приемки ОКР;

* протокол испытаний;

* карты технического уровня.

 

По результатам работы комиссии вносится корректировка, доработка и окончательное утверждение акта приемки.

 

Лекция 12.

 

3). Сложность ОКР заключается в большом количестве чертежей.

 

На разработанных предприятиях документация содержится в спецархивах, кодируется по спецификации, осуществляется обращение этих материалов, вносятся изменения КТД. Этим занимается отдел научно - технической документации.

По назначению КД делятся на 4 группы:

 

* чертежи для изготовления продукции и ее приемки службами технического контроля (сборочные, монтажные);

* документация для организации производства (ведомость покупных элементов изделий, лимиты по материалам и т. д.).

* документация для эксплуатации и ремонта продукции;

* документы для управления качеством (технические условия СТУ), карта технического уровня, патентные формуляры и т. д.

 

В зависимости от способа и характера изготовления КД делятся на:

 

* оригиналы (“белки”);

* подлинники (на фольге и др. материале) - подписывается главным конструктором и т. д.

* дубликаты;

* копии (“синьки”).

 

Конструктор прилагает извещение об исполнении, которое вносится в оригинал. Затем все другие чертежи изменяются. Они также подшиваются. 

Очень важно, кто является владельцем оригинала (“калькодержателем”), т. к. возможны варианты плагиата. Возможны очень серьезные последствия, следовательно, необходима четкая юридическая подготовка этих вопросов. Оригинал является интеллектуальной собственностью.

4). Методы определения себестоимости в процессе ОКР.

Главная задача в определении себестоимости - определить предельный уровень себестоимости (т. к. все стремятся к увеличению расходов).

Мы должны представлять, какие факторы влияют на уровень себестоимости.

 

 Сложность и технологичность конструкции (количество оригинальных деталей,                                             узлов и т. д.).

Уровень технико - эксплуатационных показателей (надежность, функциональная сложность, уровень быстродействия и точности).

Чисто производственные факторы - масштабы выпуска, время освоения, уровень организации производства.

 

Экономист должен на месте составлять модель и методы себе в помощь. 

Метод удельных показателей.

 

Пример. Есть изделия, которые характеризуются одним, максимум двумя показателями (например, память и др. ).

 

Sуд.

 

                                                                             Sпр.

                                                  lim Sуд        Sуд=

                                                                              Q

 

 

                   4   16                   64 МБ

 

Q - характеристика изделия. Чем выше характеристики, тем Sпр. выше, а Sуд. должны снижаться.

Берется предельная минимальная S, важно, чтобы:

Sуд.<= Sуд. лимитная.

Sуд <= Sуд прошлая.

Sпред. = Sуд lim * Qн. ,    где Qн - характеристика изделия.

 

Метод удельных весов.

 

Применяется, если изделие сделано на одном предприятии. Каждой статье затрат присваивается свой вес (например, материалы - 40 - 60%, зарплата основных производственных рабочих - 15% и т. д.). Материалы - наиболее весомая часть затрат. Представляет максимальный интерес. Поэтому себестоимость материалов ориентирует на определение всей себестоимости.

Пример. Пусть вес материалов рассчитан как 0.5, их стоимость равна 8000. Найдем всю себестоимость: 8000 \ 0.5 = 16000.

Этот метод используется, когда на предприятии имеются веса составляющих затрат.

 

Балльный метод.

 

Исходя из того, что модель А имеет 3 балла - ее характеристика равна 4, строим график, из которого определяются баллы моделей с более низкими характеристиками.

 

Х (характеристики)

 


 4                         Модель А

 

   1   2    3   4            баллы

 

Используется стоимость на основе ценностного множителя.

1). Определяется стоимость 1 балла (ai <=1 - значимость).

 

2). Определяется количество баллов по новому прибору.

 

3). Определяются предельные затраты на новый прибор.

 

 

Метод регрессионного анализа.

Yn = Y0 + a1X1+a2X2...

Таким образом, изыскиваются способы “вогнать” производство в определенный уровень затрат.

На 80% на себестоимость влияют факторы разработки - сложность и технологичность конструкции.

Пример.

 

S

 

 

 

 

 


                              Оптимум                       Nинт. - степень интеграции

 

 

                    Состояние производства не соответствует прогрессу.

 



Подготовка производства.

 

Связь между разработчиком и производством определяется в период подготовки производства (ПП).

Подготовка производства - разработка и реализация комплекса целенаправленных технических, социально - психологических, организационных мероприятий, создающих условия и обеспечивающих своевременное обновление и промышленный выпуск новой продукции с планируемыми технико - экономическими показателями.

Главная задача подготовки производства - обеспечение производства оснасткой (пресс - формы, корпуса, шаблоны и т. д.).

 

Лекция 13.

Существует несколько видов подготовки производства:

*  технологическая;

*  организационная;

*  социально - экономическая;

*  психологическая (на очень сложных предприятиях).

 

Социально-экономическая подготовка - выбор наилучших вариантов работы. Создается определенный фонд компенсации.

 

Затраты

 

 

 


                                                                          Т

выпуск

 

 

 

 


                                                                          Т

Психологическая подготовка - подготовка людей к принятию новой технологии (или др. нововведения). Данная подготовка включает в себя циклы обучения всех работников.

 

Технологическая подготовка производства.

 

Функции.

 

Главная - обеспечение технологической готовности предприятия к выпуску новой продукции в заданных объемах и с планируемыми технико-экономическими показателями.

Основные:

* обеспечение технологичности инженерных решений;

* разработка и обеспечение технологического оснащения (оснастка - штампы, пресс - формы, фотошаблоны), контрольно-измерительная аппаратура (КИА), специальное оборудование;

* организация реализации технологических процессов;

* технологическое сопровождение производства.

 

Работы.

 

* разработка технологических маршрутов и маршрутных карт;

* планирование выхода годной продукции;

* планирование трудоемкости пооперационной и общей;

* нормы расхода;

* определение показателей технологичности (материалоемкость, трудоемкость, фондоемкость.

 

Технологическая подготовка осуществляется по существующим стандартам. Традиционный подход работы по стандарту предусматривает более 120 работ в технологической подготовке, разнесенных по разным периодам времени.

 

Стандарты ориентированы на один тип изделия (индивидуальная работа).

 

Если требуется разработать, например, 30 изделий, но работников для этого недостаточно, может помочь переход к групповой организации подготовки производства. Это - метод ускоренной организации производства, позволяющий осуществить весь комплекс работ одновременно для совокупности изделий, входящих в однородную группу по конструкторско-технологической преемственности.

 

Пример. Рисуется матрица подобия по технологическому признаку для транзисторов. В верхней части матрицы указаны виды транзисторов.

 

  p - n к - МОП n - МОП
А1 +   +
А2   +  
.......   +  
Аn     +

 

Т. е. одновременно по какому - либо признаку разрабатывается сразу несколько изделий.

Матрица конструкторского подобия.

 

  Степень интеграции Кристалл (площадка) Тип корпуса
А1 +   +
А2   + +
....... + +  
Аn     +

Групповая подготовка базируется на принципах преемственности. Уменьшается удельная себестоимость.

 

Алгоритм групповой подготовки.

 

1. На основе перспективного плана освоения новых изделий формируется совокупность изделий для планируемого промышленного выпуска.

2. Вся совокупность изделий классифицируется по признаку технологического подобия процессов, затем строится соответствующая матрица.

3. Аналогично строится матрица конструкторского подобия.

4. На основе матриц технологического и конструкторского подобия строится матрица технологического оснащения.

5. На основе полученной матрицы формируются заказы на разработку и изготовление оснастки по однородным группам.

6. Строятся результирующие таблицы и графики загрузки подразделений по разработке и изготовлению оснастки.

7. Для оригинальных элементов технологического оснащения, не обладающих преемственностью, проводится традиционная индивидуальная подготовка.

 

Преимущества:

 

* унификация принимаемых технологических решений;

* увеличение загрузки обеспечивающих производств;

* снижаются удельные затраты на изготовление оснастки;

* ускорение выполнения работ (сокращается длительность подготовки производства).

 

Трудности:

 

* создание информационной базы и системы поддержки.

 

Недостатки:

 

* возможность увеличения незавершенного производства и, следовательно, оборотных средств;

* консервация (омертвение) оборотного капитала.

 

Организационная подготовка производства.

 

Существует несколько этапов.  

 

1. Планирование

 

* выбор метода перехода на новую продукцию;

* определение рациональной программы запуска изделия в производство;

* расчет производственной мощности по подразделениям в целом (по процессам);

* установление норм запасов (пределов);

* планирование графика работ обеспечивающих подразделений;

* расчет графика загрузки основного производства.

 

2. Организационное проектирование.

 

* рабочие места;

* участки;

* технологические линии;

* планировка и размещение оборудования;

* графики рационального использования.

 

3. Этап материально - технического обеспечения нового производства.

* организация работы поставщиков;

* организация поставок;

* планирование.

 

4. Этап организации процессов освоения и испытание новых изделий.

 

Лекция № 14.

Освоение выпуска новой продукции.

 

Освоение выпуска новой продукции - определяющая фаза с точки зрения выпуска продукции на рынок сбыта.

 

Кратко процесс можно описать следующим образом.

 

1. Результаты НИОКР (например, несколько видов новой продукции) направляются на промышленное предприятие.

2. Наступает непосредственно процесс освоения. Этот процесс характеризуется следующими особенностями:

 

*  потенциальные ресурсы;

*  полностью обновленный набор изделий ;

*  обновленное оборудование;

*  новые требования к квалификации работников.

 

Свойства данной фазы:

 

* неопределенность протекаемых процессов. Неопределенность исчезает лишь к концу стадии освоения;

* динамика взаимосвязанных процессов (технологических, организационных, обучающих);

* сильная энтропия;

* сложность процессов и их взаимодействия;

* многочисленность решаемых задач.

 

График, иллюстрирующий взаимосвязь развития технологического и организационного процессов.

 

                                                                            

                                         

 

     
 


        развитие технологического процесса

          

                                              развитие организационного процесса

                                                          (пунктир)

 

 

 


                                                                  жизненные циклы товаров

 

 


                                                                                                                           Т      

 

 

Результирующая кривая отражается на экономических циклах предприятия (существуют зоны экономического спада). Одна из важнейших задач менеджера - чтобы периоды развития обеспечивали малые спады.

Циклическое развитие предприятия и обновление продукции вности как отрицательные, так и положительные моменты в деятельность предприятия.

 

Положительные моменты.

 

1. Научно - технические.

* растет технический потенциал предприятия;

* растет эффективность единичных показателей новой техники;

* растет уровень автоматизации.

 

2. Экономические.

* снижается удельная трудоемкость.

* снижается материалоемкость;

* снижается удельная энергоемкость;

* повышается производительность труда;

* повышается эффективность производственных процессов;

* возрастает комфортность труда;

* появляются новые потребности у работников;

* растут элементы творческого труда;

* сохраняется длительность работоспособности.

 

3. Экологические.

* отсутствие дисбаланса с природой.

 

Негативные последствия.

 

* появление новых видов возмущающих воздействий;

* микровибрация. 

 






Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.