Инновационный и производственный менеджмент.
Лекции.
Лекция 1.
Менеджмент - организационно - управленческая деятельность, направленная на решение управленческих задач.
Цели Субъект управления
Результаты
Задачи Объект управления
Возмущающее
воздействие
Содержание менеджмента.
1. Определение целей деятельности (что делать ?).
2. Разработка четкого плана, программы действия.
3. Организация работы.
4. Определение средств и ресурсов для выполнения всего комплекса задач.
5. Определение необходимых методов и способов работы.
6. Создание необходимых условий для каждого работника.
7. Осуществление самого процесса управления - метод выработки и принятия решения.
Сущность производственного процесса.
Объектом управления является производство.
Методы организации труда, производства и управления.
Предметы Продукт
Производственный
труда процесс труда
- люди
- орудия труда
- средства производства
- технология производства
Производственным процессом является организация всех этих элементов в пространстве и времени. Производственный процесс должен осуществляться по принципу максимизации результатов при минимизации затрат. Необходимо выделить элементы процесса и организовать их.
Основное содержание производственного процесса заключается в совокупности связанных между собой обеспечения, обслуживания, вспомогательных процессов и основного процесса. В этой совокупности реализуются все производственные функции.
Процесс обеспечения включает маркетинг.
Процесс обслуживания включает транспорт, энергетику, контроль над этим и т. п.
Вспомогательный процесс предназначен для обеспечения производства необходимым: оснасткой, инструментами, оборудованием.
Параметром этих процессов является время - т. е. необходимо решать все вопросы в кратчайшие сроки.
Инновационный менеджмент.
Инновация - введение чего-л. нового в производственный процесс.
Инновационный менеджмент - искусство введения новой идеи в процесс производства. Важнейшим элементом инновационного менеджмента является четкая организация цикла СОНТ (создание и освоение новой техники).
Основные этапы цикла СОНТ.
1. Финансирование.
2. Описание идеи - know-how.
3. Проведение конкретной НИР (научно - исследовательской работы) и выражение изобретения или идеи в определенной натуральной форме.
4. Реализация идеи в виде макета и функциональных отдельных узлов. Создание действующего макета.
5. Опытно - конструкторская работа.
6. Опытное производство (изготовление продукции, выпуск всего комплекта документации, проект условий).
7. Освоение промышленного производства.
8. Промышленное стабильное производство с решением задач качества, количества сроков поставки и т. п.
9. Реализация продукции.
10. Гарантийные обязательства относительно продукции.
Жизненный цикл изделия - промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства. Требуется своевременно обновлять продукцию, начинать новый процесс.
Лекция 2.
Лекция 3.
Инновационному менеджменту необходимо учитывать циклический процесс. Нужно так организовывать процесс производства, чтобы дисбаланс снизился.
Процесс создания и введения новшества - инновационный процесс. Инновационный процесс состоит из ряда фаз, которые основываются на жизненном цикле продукта.
ПП - подготовка производства
Этот процесс является развивающимся процессом. Производить - организовывать процесс. Инновационный процесс происходит в соответствии с циклом СОНТ (см. Лекцию 1).
В научной разработке технологических или управленческих новаций инновационный процесс включает в себя пока зарождение процесса, освоение, распространение.
Лекция 4.
Понятие новизны может рассматриваться с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя. Для производителя изделие может быть новым, а для потребителя - нет (н-р, техническая новизна, а рыночной может и не быть).
Рыночная новизна характеризуется следующими свойствами:
* расширение круга потенциальных потребителей
* увеличение числа выполняемых функций
* изменение потребности потребителя.
Затраты могут быть единовременными и текущими (удельными). Могут быть эксплуатационные затраты.
Вводя новизну, нужно учитывать все затраты (как производителя, так и потребителя).
Особенности организации инновационных процессов наукоемкой продукции.
Продукция
Наукоемкая (30% от всей массы продукции) Ненаукоемкая (остальное)
Чтобы определить, наукоемкой ли является продукция, нужно выделить определенные критерии.
Обязательным условием для выпуска наукоемкой продукции является наличие НИОКР (научно - исследовательской и опытно - конструкторской работы). НИОКР - инновационный процесс.
Критерием наукоемкости является процентное отношение затрат на НИОКР к объему продаж.
Самые наукоемкие производства:
* авиакосмическая промышленность
* микроэлектроника
* машиностроение
Предельная наукоемкость - 10-11% от объема продаж. Если коэффициент больше, нужны специальные обоснования. В Японии, н-р., этот коэффициент - 5-7%. (В авиакосмической индустрии - 23%. В машиностроении – 4,5%).
Затраты от времени. Существует асимптота, когда время идет, а затраты не имеют смысла
Эффективность затрат
время
Для оценки эффективности инвестиций необходимо определить отношение роста инвестиций к росту технического уровня нового изделия.
Наукоемкость может характеризоваться численностью персонала и процессов.
Другие ее характеристики:
* уровень (объем) инвестиций
* уровень технической сложности продукции
* наличие расходов на НИОКР
* патентоспособность продукции
* организованность научных разработок
* профессиональный уровень работников
* наличие технологических новаций при изготовлении, отсюда:
¨ наличие организационных новаций
¨ наличие прогрессивных материалов
¨ наличие автоматизированных процессов (высокий тех. потенциал)
¨ уровень организационной сложности
Трудности реализации наукоемких производств следующие:
1). Поиск источников финансирования инновационных процессов.
2). Поиск (подготовка) высококвалифицированного специалиста
3). Организация работы поставщиков по обеспечению работы нового производства
4). Создание конкурентоспособной продукции и определение ее жизненного цикла
5) Проблема обновления продукции и организационное сопровождение программы обновления
6). Проблемы маркетинга продукции
7). Проблемы ценообразования.
Возникают некоторые соотношения, которые следует отслеживать на предприятии:
· в среднем - 52 ученых на 1000 разработчиков
· 40 менеджеров на 100 рабочих
Данные приведены для электронной промышленности.
Лекция 5.
Комбинированная форма организации.
Проект
НИИ КБ
(занимается НИОКР) (доводит до освоения)
- создание самостоятельных инновационных предприятий (внешние и внутренние предприятия); венчурные предприятия. Внешние предприятия при этом уже существуют.
Структурные составляющие предприятия.
1. Факторы размещения предприятия.
макроуровня микроуровня отраслевая особенность
а). Факторы макроуровня.
* стоимость земельного участка и строительства;
* демографический и экономический факторы, влияющие на рынок сбыта и на данное производство;
* источники материалов и транспортные расходы по их доставке;
* количество и качество трудовых ресурсов;
* наличие необходимого количества воды и электроэнергии;
* политическая стабильность;
* налоговая политика и льготы по экономическому развитию;
* экология (необходима чистая окружающая Среда);
* условия проживания (климат, медицина, образование, высок ли уровень преступности и т. д.);
б). Факторы микроуровня.
· ограничительная норма промышленной зоны и совместимость с соседними предприятиями;
· размер, конфигурация и технические характеристики предприятия и площадки под предприятие;
· наличие преимущественного )предпочтительного) транспорта;
· наличие транспортных подъездов;
· внешний вид площадки;
· близость к жилым массивам;
· местоположение конкурентов.
в). Особенности размещения предприятий электронной промышленности.
· устойчивость подачи электроэнергии;
· близость научно-технической базы и сети подготовки специалистов;
· специфичность трудовых ресурсов.
Организационные особенности электронной техники (ЭТ).
1. Здесь планируются технологические потери (учет КВГ).
2. Высокая капиталоемкость (из-за КВГ).
3. Высокая наукоемкость.
4. Динамичность обновления продукции (3-4 года). Обновление оборудования - 24 - 25% в год.
5. Высокие ежегодные темпы роста продукции (приблизительно 20% в год).
6. Высокий уровень технологического оснащения (оснастка, фотошаблоны и т. д.).
7. Концентрация (высокая в одном месте).
2. Виды структурных составляющих.
Всякое предприятие имеет 6 структурных составляющих.
1). Организационная структура управления.
2). Структура рабочих (служебных) организаций.
3). Структура обмена продукцией и услугами внутри предприятия.
4). Информационная структура.
5). Ресурсно - технологическая структура.
6). Структура трудовых кадров.
На основе функций строится функциональная модель, а затем - структурная модель. Функциональными вопросами на предприятии занимается, как правило, служба управления персоналом.
Ресурсно - технологическая структура определяется технологическими особенностями.
3. Создание организационной структуры производственной системы.
Всякая производственная система состоит из 5 подсистем:
Управляющая подсистема
Преобразующая подсистема готовая Реализация Рынок
Вход основное производство продукции
продукция
Обеспечивающая Обслуживающая
подсистема подсистема
- материальный поток
- информационный поток
Обеспечивающая система - обеспечивает материально - технически преобразующую подсистему.
Обслуживающая подсистема - сервис, связь и т. д.
Лекция 6.
Каковы должны быть составляющие?
Необходимо учитывать следующие критерии.
1). Производственная мощность (максимально возможный объем выпуска).
2). Экономическая эффективность.
3). Гибкость (мобильность) функционирования.
4). Производительность.
5). Надежность производственной системы.
6). Ремонтопригодность (насколько быстро можно привести предприятие в должную форму).
7). Стандартизация и воспроизводимость (постоянность) производственной системы.
8). Безопасность, промышленные санатории, гигиена.
9). Удовлетворение жизненных потребностей работника (со всех позиций).
Вообще, оптимизировать работу по всем критериям очень трудно.
На организационную структуру и затраты влияет тип производства.
Тип преобразующей системы (основного производства) - это:
* единичная система;
* мелкосерийная;
* средне- и крупносерийная;
* массовое производство.
Процессы бывают непрерывные и дискретные.
10). Предприятия могут быть с собственным производством комплектующих или с покупными комплектующими.
11). Следующий признак - количество субподрядчиков у предприятия.
12). Технологические методы.
13). Виды специализации.
14). Степень механизации и автоматизации.
Все вышеперечисленное влияет на оргструктуру предприятия.
Особенности разработки процессов в сфере услуг.
1). Более тесное взаимодействие и контакт с потребителем.
2). Большая степень индивидуализации услуг. Отсюда большая степень зависимости от потребителя.
3). Работы в сфере услуг более трудоемкие из - за малой механизации.
Все эти особенности необходимо учитывать.
При разработке предприятия по сфере услуг учитывают;
* месторасположение предприятия;
* ориентация на желание и потребности потребителя;
* календарное планирование (график работ);
* ориентация на желание и потребности потребителя;
* производственные мощности рассчитываются на пиковый спрос;
* трудно оценить эффективность работы работника;
* маркетинг и производство трудно отличить друг от друга.
Типы планировок производства.
1. Пооперационно - функциональная схема.
М Т С Ф Принцип специализации.
К Н О
Функционально - производственные единицы.
2. Линейно - поточная схема производства.
Принцип параллелизации, специализации,
непрерывности и др. (почти все принципы).
3. Фиксированная позиционная планировка.
Все ресурсы подвозятся к одному месту.
Алгоритм планирования предприятия.
1. Сбор исходной информации.
à заданная производственная мощность;
à схема планировки производственного процесса;
à заданная производительность и ассортимент (такт и ассортимент);
à поэтапные планировки (планы);
à нормативная база (промзона, санитария и др.).
2. Определение количества и типов производственных ресурсов для заданной мощности.
3. Определение уровня специализации (разделение труда).
4. Определение производственной площади для каждого участка с учетом инфраструктуры.
5. Анализируются связи между участками для определения необходимого расстояния.
6. Генеральная компоновка основных, обеспечивающих и обслуживающих производств.
7. Определение места каждой единицы оборудования.
При разработке производственной системы нужно учитывать и социальные положения.
· работа должна требовать определенного напряжения и содержать элементы многообразия, чтобы избежать монотонности;
· любая работа должна давать возможность принятия решения в определенных пределах самому работнику (иначе - текучесть кадров).
· подчеркивать значимость работы на любой операции.
Лекция 7.
Разновидности концентрации и интеграции организационных структур.
У крупных предприятий существует ряд значительных преимуществ. Существуют различные разновидности концентрации и интеграции организационных структур.
С точки зрения концентрации существуют;
* горизонтальная;
* вертикальная;
* диверсификация.
Горизонтальная концентрация - однородное объединение в рамках предприятия всего цикла производств в нескольких крупных компаниях.
Вертикальная концентрация - объединение в рамках предприятия всего цикла производства.
Обе структуры работают в рамках антимонопольного закона.
Диверсификация - проникновение компаний в области, не связанные с их основной деятельностью. Диверсификация способствует смягчению спадов экономического цикла.
Диверсификация обуславливается тем, что;
· всякая горизонтальная и вертикальная концентрации ограничены емкостью рынка;
· уменьшение степени риска за счет разнообразия видов деятельности;
· уменьшение возможных убытков при переходе на новую продукцию или спаде экономического цикла;
· диверсификация не попадает под действие антитрестовского законодательства.
На основе концентрации существуют виды интеграции.
1). Картель. (Или на основе картельного соглашения). Устанавливаются принципы взаимодействия членов картеля между собой и принципы поведения картеля на мировом рынке. Картели существуют для стабилизации цены, установки квот выпуска.
Сюда же можно отнести консорциум - форма временного объединения для совместного выполнения инвестиционных проектов. Здесь также существуют правила и ограничения, договоренности и т. д. Доля прибыли оговаривается заранее.
Пул - объединение вокруг патента. Пул тоже действует на основе картельного соглашения.
2). Синдикат - объединение однородных предприятий, которые сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Централизованно осуществляются только две функции - сбыт и снабжение.
3). Трест - интеграция компаний, выполняющих хозяйственную деятельность, но теряющих свою юридическую самостоятельность. Средства используются более эффективно, больше заказов и т. п.
4). Концерн - наиболее распространенная и наиболее совершенная цельная финансово - экономическая структура, представляющая единое экономически целое предприятие. Имеет собственную инфраструктуру. Имеется все, что нужно для деятельности. Наиболее мобильная и независимая форма. Имеются свои банки (интеграция финансового и производственного капитала).
Концерны бывают национальные или международные.
В Германии называются “комбинаты”, “конгломераты” .
Формирование структуры управления предприятием.
Основные задачи при формировании:
1. - формирование системы целей организации и развития предприятия (дерево целей);
2. - системный анализ оргструктур.
На основе дерева целей определяется набор действий и процедур для достижения целей. Строится и анализируется функциональная модель. Функции должны выполняться структурно. Учитываются переменные составляющие (факторы).
3. -Вариантно - технологическая систематизация основных характеристик оргструктуры.
а). Тип оргструктуры (линейно - функциональная, матричная и др.).
б). соотношение централизации и децентрализации.
в). степень регламентации процессов управления.
г). характеристика средств и методов контроля.
д). требование к кадрам, стереотипы поведения.
е). состав и подчиненность систем управления.
4. -многофакторная оценка требований к системе управления со стороны объекта управления.
5. -разработка организационно - экономического механизма функционирования системы управления.
Лекция 8.
Разработка организационно - экономического механизма включает в себя:
1). Определение иерархии (или соподчиненности), численности аппарата управления. Численность определяется на основе анализа функции.
2). Управление технологической связи
3). Регламентация организационных процессов, распределение полномочий и ответственности.
Лекция 9.
Этапы прикладной НИР.
Для того, чтобы начать и осуществить эту работу, необходимо:
1). Общая постановка задач. Разработка и утверждение ТЗ (технического задания) на НИР.
Постановка задачи. Привлекаются высококвалифицированные специалисты. Постановка задачи делается на основе внешней и внутренней информации об объекте.
Содержательная постановка - полное описание главных элементов задачи (на входе; условия и ограничения). Описываются факторы, влияющие друг на друга и взаимодействующие в процессе исследования. Должны быть указаны основные источники и формы представления исходных данных, формы представления результатов, описан желаемый конечный результат. На основе такой постановки разрабатываются ТЗ (конкретизация задачи в технических выражениях). ТЗ производится заказчиком и разработчиком.
На основе ТЗ составляется договор на НИР, определяется сметная стоимость НИР, выполняется технико-экономическое обоснование (расчет эффективности), устанавливаются требования к патентной чистоте.
Постановка задачи должна отвечать на следующие вопросы:
· что нужно сделать?
· кто будет делать?
· какими средствами нужно сделать?
(Нельзя ставить вопрос “как сделать?”).
2). Сбор и обработка информации.
Информация должна быть необходимой и достаточной.
Если кто-то воспользовался чужой патентной информацией, то это допустимо только в определенном узком кругу не в ущерб патентовладельцу.
Насколько эффективным будет изделие, следует смотреть по тому, какое количество патентов на аналогичные изделия заявляется в данный момент. Если это количество снижается по сравнению с прошлыми годами, изделие может оказаться малоэффективным.
Этап сбора информации заканчивается систематизированной и обработанной информацией.
3). Теоретическая разработка темы.
· выбираются методы решения задачи, методы исследования, выполняются аналитические расчеты, проводится компьютерное моделирование, осуществляется выбор основного метода исследования.
· обоснование метода решения задачи.
НИР - необходимо рассмотреть 50 - 60 идей (методов).
4). Проектирование и изготовление макета.
Цель - получить макет для проведения эксперимента. Необходима апробация изделия на граничных условиях.
5). Экспериментальные работы и лабораторные испытания.
На этой стадии в процессе эксперимента определяются будущие технико - экономические характеристики изделия, корректируются методы, устраняются ошибки.
Важно как можно больше ошибок устранить на первом этапе. Стоимость ошибки будет пропорционально возрастать по ряду СОНТ(см. Ряд СОНТ).
Затем- проверка лабораторным испытанием, проверка соответствию ТЗ.
6). Составление технического отчета и проекта технического требования (ТТ), подготовка и разработка проекта ТТ на ОКР.
7). Приемка НИР независимой комиссией, подписание акта приемки, корректировка результатов исследований.
Лекция 10.
Формы организации НИР.
НИР организовываются внутри НИИ, подразделения, лаборатории.
Существуют следующие формы организации НИР:
* проектная;
* линейно - функциональная;
* матричная;
Проектная форма.
Существуют определенные проекты. Каждый из них включает в себя:
* своего генерального менеджера;
* главного конструктора;
* специалистов и т. п.
Преимущества данной формы:
* мобильность;
* отсутствие длительных связей при передаче результатов от специалиста к специалисту (не требуется формализации промежуточных решений)
Недостатки:
· неравномерная загрузка работников;
· некоторая деградация специалистов из - за отсутствия взаимосвязи с подобными им специалистами (постоянные связи);
· проектная структура эффективна только при работе с продуктом, имеющим короткий жизненный цикл. Необходимо быстро создать и быстро выпустить продукт, чтобы быстро окупить затраты.
Линейно - функциональная структура.
Принципы данной структуры - линейная соподчиненность и функциональная направленность.
Преимущества данной структуры:
- специализация;
- выпуск стандартных унифицированных элементов;
- строгое соблюдение стандартов по документации;
- равномерная загрузка.
Недостатки:
- большая длительность передачи промежуточных результатов от подразделения к подразделению;
- чрезмерное документальное оформление по стандартам и т. п.
- обязательное оформление накладных при передаче;
- отсутствует заинтересованность в конечном продукте;
- длительность инновационного цикла резко увеличивается;
- главный недостаток линейности: высший уровень руководства перегружен оперативной работой.
Матричная система.
A
B
C
D
Генеральные менеджеры проектов Группа оперативного управления
Данная структура до определенного уровня повторяет функциональную, но обрабатываются сразу несколько проектов, у каждого из которых есть свой генеральный менеджер. Линейный руководитель управляет подразделением в целом, а проектный менеджер управляет проектом, как показано на рисунке.
Функции линейного руководителя и главного менеджера проекта различаются следующим образом:
- линейный руководитель задает вопрос: кто и как будет делать?
- генеральный менеджер задает вопрос: что делать?
Преимущества:
· полная загрузка;
· органическая структура.
· главное преимущество: верхний уровень руководства освобождается от оперативной деятельности.
Недостатки:
* двойное подчинение;
* трудно найти хороших главных конструкторов.
Схема будет работать, если руководители проектов обладают всей полнотой финансовой власти.
Методы поиска решений.
В современных условиях используется больше демократический стиль управления, нежели тоталитарный. Существуют следующие методы принятия решений:
· мозговой штурм;
· методы эмпирического исследования (наблюдения, сравнения, эксперимента);
· методы логического мышления (дедукции, абстрагирования, конкретизации);
· методы формализации (системный подход, факторный анализ, структурный анализ, регрессионный анализ).
Анализ - разделение целого на элементы и изучение каждого из них.
Синтез - сведение результатов анализа.
Абстрагирование - изучение последовательно только одного их нескольких факторов, действующих на объект. Затем проверяется взаимодействие факторов между собой.
Метод моделирования (с помощью компьютера). Сначала строится грубая, приближенная модель (для того, чтобы сократить число действующих на объект второстепенных факторов). Получив грубую модель, необходимо учесть второстепенные факторы, отброшенные при моделировании, проверить, сильно или нет они влияют на наш объект. Если влияние отброшенных факторов велико, строится новая модель, отвечающая самым сильным факторам воздействия при данных выходных данных.
Метод генерации идей при помощи морфологического анализа. Позволяет генерировать идеи без специальных знаний.
Существует объект анализа. Выделяется ряд параметров, характеризующих эффективность объекта. Смотрим, каким образом можно улучшить объект.
Морфологическая матрица (диаграмма - идея). Строится набор параметров, который затем анализируется, причем таких наборов может быть огромное количество.
Способы реализации параметра
Р1 Р11 Р12 Р13
Р2 Р21 Р22 Р23
.
.
Рn Рn1 Pn2 Pn3
Могут существовать самые различные наборы вариантов (например, Р11 - Р22 - ... - Рn1) и т. д.
Особенности оценки эффективности научных исследований.
· экономическая эффективность определяется на всех стадиях процесса;
· расчеты эффективности носят ожидательный характер и имеют область дополнительных значений;
· используются расчетные и прогнозные величины;
· наличие предпроизводственных затрат и инвестиций;
· расчет смет этих затрат.
Элементы сметы затрат.
* зарплата работников;
* зарплата персонала;
* начисления на зарплату;
* затраты на материалы и на оборудование;
* услуги сторонних организаций;
* контрагентные работы;
* различные научные командировки;
* накладные расходы;
* прочие затраты.
Существуют также некоторые проблемы:
* проблема определения долевого участия в конечном эффекте;
* учет факторов времени при вложении инвестиций.
Лекция 11.
Условно - годовая экономия.
Э г. = ()*N2 - Eн*Кприв
Э у. г.
При расчете экономического эффекта в научных исследованиях учитываются капитальные вложения с учетом их отдачи за период выполнения проекта.
Кприв.= , где:
T - срок проекта;
t - срок этапа проекта;
Kt - фактические инвестиции в t - й год;
r - процентная ставка или норма эффективности, которая включает в себя базовую рентабельность (в %); процент годовой инфляции (в %); норму риска (в %).
r
Эффективность должна снижаться
10% 30% 10% ; коэф. = 0.5.
4 16 64
Организация управления ОКР.
Особенности ОКР.
Этапы ОКР.
Организация чертежного хозяйства.
Методы определения себестоимости на этапах ОКР.
1). Особенности ОКР.
Конечным этапом ОКР являются конструкторско - технологическая документация (КТД) и опытные образцы или установки.
Участие в ОКР большого спектра специалистов, т. е. разработчики, экономисты, технологи, организаторы и др.
Требуются большие финансовые затраты, чем на НИР.
Требуется серьезное материально - техническое обеспечение (стабильные поставки).
Необходимость опытных производств: опытные производства выполняют функцию технико - экономической аттестации новых изделий.
Высокая степень неопределенности получения запланированных результатов, особенно с точки зрения экономии.
2). Этапы ОКР.
1. Подготовка технического предложения:
· на основе технических требований;
· требований заказчика;
· на основе возможностей разработчиков;
· оговариваются условия и ограничения;
· стоимость;
· сроки, результаты;
· технические предложения подписываются заказчиком и главным конструктором.
2. Разработка технического задания на ОКР.
* цель и назначение разработки;
* условия эксплуатации;
* требования к транспортировке и хранению;
* требования к упаковке;
* технические характеристики;
* экономические характеристики (предельная себестоимость).
3. Разработка заказного проекта.
Сначала проектов от 3 до 5. По результатам эскизного проекта приступают к разработке рабочей документации.
4. Изготовление и лабораторные испытания опытного макета.
5. Проектирование рабочей документации.
* рабочеконструкторская;
* технологическая;
* инструкции по эксплуатации.
6. Изготовление опытных образцов.
7. Корректировка.
8. Приемка разработки независимой компанией.
* технические задания;
* технические предложения;
* комплект КТД;
* опытные образцы изделий;
* проект программы приемки ОКР;
* протокол испытаний;
* карты технического уровня.
По результатам работы комиссии вносится корректировка, доработка и окончательное утверждение акта приемки.
Лекция 12.
3). Сложность ОКР заключается в большом количестве чертежей.
На разработанных предприятиях документация содержится в спецархивах, кодируется по спецификации, осуществляется обращение этих материалов, вносятся изменения КТД. Этим занимается отдел научно - технической документации.
По назначению КД делятся на 4 группы:
* чертежи для изготовления продукции и ее приемки службами технического контроля (сборочные, монтажные);
* документация для организации производства (ведомость покупных элементов изделий, лимиты по материалам и т. д.).
* документация для эксплуатации и ремонта продукции;
* документы для управления качеством (технические условия СТУ), карта технического уровня, патентные формуляры и т. д.
В зависимости от способа и характера изготовления КД делятся на:
* оригиналы (“белки”);
* подлинники (на фольге и др. материале) - подписывается главным конструктором и т. д.
* дубликаты;
* копии (“синьки”).
Конструктор прилагает извещение об исполнении, которое вносится в оригинал. Затем все другие чертежи изменяются. Они также подшиваются.
Очень важно, кто является владельцем оригинала (“калькодержателем”), т. к. возможны варианты плагиата. Возможны очень серьезные последствия, следовательно, необходима четкая юридическая подготовка этих вопросов. Оригинал является интеллектуальной собственностью.
4). Методы определения себестоимости в процессе ОКР.
Главная задача в определении себестоимости - определить предельный уровень себестоимости (т. к. все стремятся к увеличению расходов).
Мы должны представлять, какие факторы влияют на уровень себестоимости.
Сложность и технологичность конструкции (количество оригинальных деталей, узлов и т. д.).
Уровень технико - эксплуатационных показателей (надежность, функциональная сложность, уровень быстродействия и точности).
Чисто производственные факторы - масштабы выпуска, время освоения, уровень организации производства.
Экономист должен на месте составлять модель и методы себе в помощь.
Метод удельных показателей.
Пример. Есть изделия, которые характеризуются одним, максимум двумя показателями (например, память и др. ).
Sуд.
Sпр.
lim Sуд Sуд=
Q
4 16 64 МБ
Q - характеристика изделия. Чем выше характеристики, тем Sпр. выше, а Sуд. должны снижаться.
Берется предельная минимальная S, важно, чтобы:
Sуд.<= Sуд. лимитная.
Sуд <= Sуд прошлая.
Sпред. = Sуд lim * Qн. , где Qн - характеристика изделия.
Метод удельных весов.
Применяется, если изделие сделано на одном предприятии. Каждой статье затрат присваивается свой вес (например, материалы - 40 - 60%, зарплата основных производственных рабочих - 15% и т. д.). Материалы - наиболее весомая часть затрат. Представляет максимальный интерес. Поэтому себестоимость материалов ориентирует на определение всей себестоимости.
Пример. Пусть вес материалов рассчитан как 0.5, их стоимость равна 8000. Найдем всю себестоимость: 8000 \ 0.5 = 16000.
Этот метод используется, когда на предприятии имеются веса составляющих затрат.
Балльный метод.
Исходя из того, что модель А имеет 3 балла - ее характеристика равна 4, строим график, из которого определяются баллы моделей с более низкими характеристиками.
Х (характеристики)
4 Модель А
1 2 3 4 баллы
Используется стоимость на основе ценностного множителя.
1). Определяется стоимость 1 балла (ai <=1 - значимость).
2). Определяется количество баллов по новому прибору.
3). Определяются предельные затраты на новый прибор.
Метод регрессионного анализа.
Yn = Y0 + a1X1+a2X2...
Таким образом, изыскиваются способы “вогнать” производство в определенный уровень затрат.
На 80% на себестоимость влияют факторы разработки - сложность и технологичность конструкции.
Пример.
S
Оптимум Nинт. - степень интеграции
Состояние производства не соответствует прогрессу.
Подготовка производства.
Связь между разработчиком и производством определяется в период подготовки производства (ПП).
Подготовка производства - разработка и реализация комплекса целенаправленных технических, социально - психологических, организационных мероприятий, создающих условия и обеспечивающих своевременное обновление и промышленный выпуск новой продукции с планируемыми технико - экономическими показателями.
Главная задача подготовки производства - обеспечение производства оснасткой (пресс - формы, корпуса, шаблоны и т. д.).
Лекция 13.
Существует несколько видов подготовки производства:
* технологическая;
* организационная;
* социально - экономическая;
* психологическая (на очень сложных предприятиях).
Социально-экономическая подготовка - выбор наилучших вариантов работы. Создается определенный фонд компенсации.
Затраты
Т
выпуск
Т
Психологическая подготовка - подготовка людей к принятию новой технологии (или др. нововведения). Данная подготовка включает в себя циклы обучения всех работников.
Технологическая подготовка производства.
Функции.
Главная - обеспечение технологической готовности предприятия к выпуску новой продукции в заданных объемах и с планируемыми технико-экономическими показателями.
Основные:
* обеспечение технологичности инженерных решений;
* разработка и обеспечение технологического оснащения (оснастка - штампы, пресс - формы, фотошаблоны), контрольно-измерительная аппаратура (КИА), специальное оборудование;
* организация реализации технологических процессов;
* технологическое сопровождение производства.
Работы.
* разработка технологических маршрутов и маршрутных карт;
* планирование выхода годной продукции;
* планирование трудоемкости пооперационной и общей;
* нормы расхода;
* определение показателей технологичности (материалоемкость, трудоемкость, фондоемкость.
Технологическая подготовка осуществляется по существующим стандартам. Традиционный подход работы по стандарту предусматривает более 120 работ в технологической подготовке, разнесенных по разным периодам времени.
Стандарты ориентированы на один тип изделия (индивидуальная работа).
Если требуется разработать, например, 30 изделий, но работников для этого недостаточно, может помочь переход к групповой организации подготовки производства. Это - метод ускоренной организации производства, позволяющий осуществить весь комплекс работ одновременно для совокупности изделий, входящих в однородную группу по конструкторско-технологической преемственности.
Пример. Рисуется матрица подобия по технологическому признаку для транзисторов. В верхней части матрицы указаны виды транзисторов.
p - n | к - МОП | n - МОП | |
А1 | + | + | |
А2 | + | ||
....... | + | ||
Аn | + |
Т. е. одновременно по какому - либо признаку разрабатывается сразу несколько изделий.
Матрица конструкторского подобия.
Степень интеграции | Кристалл (площадка) | Тип корпуса | |
А1 | + | + | |
А2 | + | + | |
....... | + | + | |
Аn | + |
Групповая подготовка базируется на принципах преемственности. Уменьшается удельная себестоимость.
Алгоритм групповой подготовки.
1. На основе перспективного плана освоения новых изделий формируется совокупность изделий для планируемого промышленного выпуска.
2. Вся совокупность изделий классифицируется по признаку технологического подобия процессов, затем строится соответствующая матрица.
3. Аналогично строится матрица конструкторского подобия.
4. На основе матриц технологического и конструкторского подобия строится матрица технологического оснащения.
5. На основе полученной матрицы формируются заказы на разработку и изготовление оснастки по однородным группам.
6. Строятся результирующие таблицы и графики загрузки подразделений по разработке и изготовлению оснастки.
7. Для оригинальных элементов технологического оснащения, не обладающих преемственностью, проводится традиционная индивидуальная подготовка.
Преимущества:
* унификация принимаемых технологических решений;
* увеличение загрузки обеспечивающих производств;
* снижаются удельные затраты на изготовление оснастки;
* ускорение выполнения работ (сокращается длительность подготовки производства).
Трудности:
* создание информационной базы и системы поддержки.
Недостатки:
* возможность увеличения незавершенного производства и, следовательно, оборотных средств;
* консервация (омертвение) оборотного капитала.
Организационная подготовка производства.
Существует несколько этапов.
1. Планирование
* выбор метода перехода на новую продукцию;
* определение рациональной программы запуска изделия в производство;
* расчет производственной мощности по подразделениям в целом (по процессам);
* установление норм запасов (пределов);
* планирование графика работ обеспечивающих подразделений;
* расчет графика загрузки основного производства.
2. Организационное проектирование.
* рабочие места;
* участки;
* технологические линии;
* планировка и размещение оборудования;
* графики рационального использования.
3. Этап материально - технического обеспечения нового производства.
* организация работы поставщиков;
* организация поставок;
* планирование.
4. Этап организации процессов освоения и испытание новых изделий.
Лекция № 14.
Освоение выпуска новой продукции.
Освоение выпуска новой продукции - определяющая фаза с точки зрения выпуска продукции на рынок сбыта.
Кратко процесс можно описать следующим образом.
1. Результаты НИОКР (например, несколько видов новой продукции) направляются на промышленное предприятие.
2. Наступает непосредственно процесс освоения. Этот процесс характеризуется следующими особенностями:
* потенциальные ресурсы;
* полностью обновленный набор изделий ;
* обновленное оборудование;
* новые требования к квалификации работников.
Свойства данной фазы:
* неопределенность протекаемых процессов. Неопределенность исчезает лишь к концу стадии освоения;
* динамика взаимосвязанных процессов (технологических, организационных, обучающих);
* сильная энтропия;
* сложность процессов и их взаимодействия;
* многочисленность решаемых задач.
График, иллюстрирующий взаимосвязь развития технологического и организационного процессов.
развитие технологического процесса
развитие организационного процесса
(пунктир)
жизненные циклы товаров
Т
Результирующая кривая отражается на экономических циклах предприятия (существуют зоны экономического спада). Одна из важнейших задач менеджера - чтобы периоды развития обеспечивали малые спады.
Циклическое развитие предприятия и обновление продукции вности как отрицательные, так и положительные моменты в деятельность предприятия.
Положительные моменты.
1. Научно - технические.
* растет технический потенциал предприятия;
* растет эффективность единичных показателей новой техники;
* растет уровень автоматизации.
2. Экономические.
* снижается удельная трудоемкость.
* снижается материалоемкость;
* снижается удельная энергоемкость;
* повышается производительность труда;
* повышается эффективность производственных процессов;
* возрастает комфортность труда;
* появляются новые потребности у работников;
* растут элементы творческого труда;
* сохраняется длительность работоспособности.
3. Экологические.
* отсутствие дисбаланса с природой.
Негативные последствия.
* появление новых видов возмущающих воздействий;
* микровибрация.
Этапы освоения.
1. Планирование.
Задачи.
определение плановых технико-экономических показателей;
расчет производственной мощности, необходимой для освоения совокупности новых изделий;
установление взаимодействий и взаимосвязей подразделений на основе форм СПУ или графиков;
увеличение вариантов перехода на выпуск новой продукции.
Методы перехода на выпуск новой продукции.
Последовательный Параллельно - последовательный
N с остановкой производства N
потери прибыли
потери
прибыли
Nс Nн Nc Nн
остановка T T
N потери
прибыли
Nн - новая продукция
Nc - старая продукция
Nc Nн
нет остановки T
При методе последовательного перехода без остановки потери прибыли меньше, чем при методе с остановкой. Но подчас остановка бывает необходима.
Существует также параллельный метод, когда на малом конвейере отрабатывают, а затем и выпускают новую продукцию, в то время как выпуск старой идет полным ходом. Данный метод применяется на достаточно крупных предприятиях (например, завод ВАЗ).
2. Материально - техническая подготовка.
(Этап обеспечения предстоящего производства всеми видами ресурсов).
* установление связей по кооперации;
* перечень необходимого оборудования и оснастки;
* ведомость покупных изделий и материалов (если не удалось организовать прямую поставку, выходят на товарно-сырьевую биржу);
* оформляются заказы обеспечивающим производствам;
* определение уровня запасов.
Планирование затрат в период освоения.
В 1936 году американец Райт определил динамику изменения трудоемкости при изготовлении самолетов. Райт обнаружил определенную закономерность, что при каждом удвоении выпуска продукции трудоемкость изменяется на одну и ту же относительную величину (например, кос = 0,8. Следовательно, при каждом удвоении выпуска продукции трудоемкость снижается на 20 %).
Пример 2. Пусть на начальном этапе трудоемкость была 100 чел.-час. При этом выпускалось 4 изделия. кос = 0,8. При 8 изделиях трудоемкость будет 100*0,8 = 80 чел.-час. При выпуске 16 изделий - 80*0.8 = 64 чел.-час.
Уравнение кривой освоения: y = a * xi-b, где:
xi - величина любого объема выпуска;
b - коэффициент крутизны, связанный с кос. кос = 2-b (при удвоении выпуска).
b = lg кос / lg 2.
Ni-1 < Ni < Ni+1.
Для планирования затрат необходимо использовать проектные величины, определяемые на стадии НИОКР.
ti = tk * (Ni / Nk) -b
На основании динамики удельных показателей определяются объемные показатели.
Объем рассчитываем как площадь фигуры под графиком зависимости трудоемкости от объема производства (т. е. берем интеграл ti ).
tS =( ( tk* Nkb)/(1 - b) )* [Nk1-b - Ni1-b].
По результатам объемных показателей определяется время освоения.
Тосв= tS/tмесячная.
Чем ближе коэффициент освоения к единице, тем выше степень готовности предприятия, тем ниже время освоения.
N
нормальный уровень выпуска
кос 0.8 0.75 0.7
Т1 Т2 Т3 Т
Лекция № 15.
Алгоритм планирования методом кривых освоения
1. Из перспективного плана производства выбирается совокупность новых изделий для предстоящего промышленного освоения в планируемый период (это обычно проводится в апреле - мае предыдущего года, так как сам процесс планирования занимает около 6 месяцев).
2. Планируемая совокупность делится на однородные группы по степени новизны.
3. На основе анализа состояния готовности производственной системы с учетом предыдущего опыта определяется планируемы коэффициент освоения для каждой группы, а затем и общий коэффициент (чем он ближе к единице, тем лучше).
4. Для каждого изделия устанавливаются проектные показатели по себестоимости, трудоемкости и объему выпуска.
5. Исходя из планируемых показателей определяется динамика изменения удельных показателей. Дискретность (разбиение всего этапа на отдельные участки) устанавливается менеджером.
6. На основе полученных данных определяются объемные показатели, то есть суммарные величины по трудовым и материальным затратам на весь период освоения.
7. Исходя из планируемой мощности, определяется время освоения для новых изделий.
8. Определяется эффективность от освоения новой продукции (имеется в виду эффективность качества реализации процесса освоения).
Для того, чтобы процесс шел по идеальной кривой освоения, необходимо организационное сопровождение освоения (например, с применением оргмодулей).
В оргмодуле основные процедуры различны и связаны со спецификой проблемы; обеспечивающие процедуры являются типовыми и проводятся для обеспечения выполнения каждой основной процедуры, что существенно облегчает работу менеджера по оргмодулю.
Оргмодуль организационного сопровождения освоения
Основные процедуры:
n установление внешнеэкономических связей и рынков сбыта новой продукции
n анализ и выбор варианта перехода на выпуск новой продукции
n оценка уровня организационно-технической готовности к освоению
n разработка плана производства новой продукции
n организация производственных процессов изготовления новой продукции
Обеспечивающие процедуры:
n формирование кадрового потенциала (подбор кадров)
n создание необходимых условий труда
n создание системы информационного обеспечения
n разработка экономического стимулирования (системы мотиваций) с целью ускорения процессов
n организация системы кооперации и материально-технического снабжения
n финансовое обеспечение работ
n транспортно-энергетическое обеспечение
n экологическая защита от нововведения
Инновационный и производственный менеджмент.
Лекции.
Лекция 1.
Менеджмент - организационно - управленческая деятельность, направленная на решение управленческих задач.
Цели Субъект управления
Результаты
Задачи Объект управления
Возмущающее
воздействие
Содержание менеджмента.
1. Определение целей деятельности (что делать ?).
2. Разработка четкого плана, программы действия.
3. Организация работы.
4. Определение средств и ресурсов для выполнения всего комплекса задач.
5. Определение необходимых методов и способов работы.
6. Создание необходимых условий для каждого работника.
7. Осуществление самого процесса управления - метод выработки и принятия решения.
Сущность производственного процесса.
Объектом управления является производство.
Методы организации труда, производства и управления.
Предметы Продукт
Производственный
труда процесс труда
- люди
- орудия труда
- средства производства
- технология производства
Производственным процессом является организация всех этих элементов в пространстве и времени. Производственный процесс должен осуществляться по принципу максимизации результатов при минимизации затрат. Необходимо выделить элементы процесса и организовать их.
Основное содержание производственного процесса заключается в совокупности связанных между собой обеспечения, обслуживания, вспомогательных процессов и основного процесса. В этой совокупности реализуются все производственные функции.
Процесс обеспечения включает маркетинг.
Процесс обслуживания включает транспорт, энергетику, контроль над этим и т. п.
Вспомогательный процесс предназначен для обеспечения производства необходимым: оснасткой, инструментами, оборудованием.
Параметром этих процессов является время - т. е. необходимо решать все вопросы в кратчайшие сроки.
Инновационный менеджмент.
Инновация - введение чего-л. нового в производственный процесс.
Инновационный менеджмент - искусство введения новой идеи в процесс производства. Важнейшим элементом инновационного менеджмента является четкая организация цикла СОНТ (создание и освоение новой техники).
Основные этапы цикла СОНТ.
1. Финансирование.
2. Описание идеи - know-how.
3. Проведение конкретной НИР (научно - исследовательской работы) и выражение изобретения или идеи в определенной натуральной форме.
4. Реализация идеи в виде макета и функциональных отдельных узлов. Создание действующего макета.
5. Опытно - конструкторская работа.
6. Опытное производство (изготовление продукции, выпуск всего комплекта документации, проект условий).
7. Освоение промышленного производства.
8. Промышленное стабильное производство с решением задач качества, количества сроков поставки и т. п.
9. Реализация продукции.
10. Гарантийные обязательства относительно продукции.
Жизненный цикл изделия - промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства. Требуется своевременно обновлять продукцию, начинать новый процесс.
Лекция 2.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.