Объемы мировой торговли товарами лесного комплекса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оборот мировой торговли продукцией их древесины в настоящее время превышает 140 000 миллионов американских долларов (см. табл. 2). При этом экономическая значимость промышленности продолжает возрастать. Это обеспечивает продукции лесопромышленного комплекса важное место в международной торговле всеми товарами — примерно 3,5 %, а если учесть изделия из древесины и бумаги, а также мебель, — около 4%.

Степень вовлеченности лесопромышленной продукции в международный оборот довольно высокая. Для реализации на внешнем рынке предназначается пятая часть производства пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, бумаги а картона, 15 % древесных плит, 7 % деловой древесины. Относительно высокое значение внешнего рынка для производства и потребления предопределено неравномерностью распределения в мире как лесных ресурсов, так и потребителей продукции деревопереработки, а также растущей специализацией производителей.

 

Табл.2. Мировая торговля лесопродуктами в 1961-1995 гг.

Год Мировой импорт (1000$) Мировой экспорт (1000$)
1961 6 773 874 6 038 728
1962 6 896 229 6 145 705
1963 7 418 067 6 690 641
1964 8 528 850 7 641 857
1965 9 091 809 8 087 424
1966 9 668 582 8 582 037
1967 9 981 211 8 841 515
1968 11 311 820 9 974 352
1969 12 812 540 11 277 810
1970 14 275 310 12 690 920
1971 14 969 510 13 167 540
1972 17 236 770 15 537 150
1973 25 199 320 22 435 730
1974 33 630 670 29 656 030
1975 29 196 650 26 084 750
1976 35 072 640 31 693 920
1977 39 194 340 34 266 020
1978 43 580 790 38 332 430
1979 56 024 840 49 904 830
1980 63 259 850 56 748 770
1981 56 967 220 51 871 260
1982 55 012 780 47 182 950
1983 53 510 200 48 316 330
1984 56 952 440 51 272 880
1985 56 410 360 50 774 530
1986 65 707 260 58 974 620
1987 82 342 970 74 563 180
1988 95 307 600 89 084 130
1989 105 695 300 95 857 370
1990 111 955 100 100 429 500
1991 107 302 300 98 547 250
1992 111 927 300 104 420 000
1993 107 243 700 100 257 500
1994 123 202 800 114 313 100
1995 145 977 000 140 964 900

 

Географическая структура торговли

По импорту и экспорту

Каналы международной лесной торговли соединяют между собой преимущественно промышленно-развитые страны Северного полушария. Две трети мирового экспорта обеспечивают поставки всего из семи стран мира, в т.ч. (%): Канада — 19, США — 13 (см приложение, табл.1 и табл.2), Финляндия и Швеция — по 9, Австрия — 3, государства на территории бывшего СССР — 2. Еще по 4 % дают два ведущих лесоэкспортера “третьего мира” — Индонезия и Малайзия. Свыше миллиарда долларов экспортной выручки зарабатывают на лесе фирмы Бразилии, Португалии, Югославии и Норвегии, а также Нидерландов, Японии, Италии, Бельгии, Великобритании и Швейцарии (последние шесть стран вывозят много бумаги и изделий из нее). В сумме на эти 20 продавцов приходится более 90 % мирового лесопромышленного экспорта по стоимости. Все страны “третьего мира” выручают от реализации за рубежом рассматриваемой продукции примерно столько же, сколько США, все бывшие социалистические страны (включая страны бывшего СССР), — меньше Германии и в полтора раза меньше Швеции.

Примерно такая же картина наблюдается и в лесопромышленном импорте. Примерно 30 промышленно развитых стран, расположенных почти исключительно в Северном полушарии, обеспечивают более 80 % мирового импорта. Первым по значению покупателем выступают США — 16 % мирового импорта. Далее следуют: Япония — 14 %, Великобритания и Германия — по 10 %, Франция и Италия — 6 %. Импорт превышает миллиард долларов также у Нидерландов, Бельгии, Австрии, Дании, Испании, Швеции, Швейцарии, Китая, Южной Кореи, Канады, Австралии и Гонконга (перепродажа в Китай). Все страны “третьего мира” покупают лесопромышленных товаров на ту же сумму, что и Япония. Доля в мировом импорте всех бывших социалистических стран (включая и бывший СССР) — аналогична доле Франции.

По видам продукции

В торговле сырьем последнее десятилетие господствовали три поставщика — США, Малайзия и бывший СССР. США продают за рубеж 25-27 млн. куб.м высококачественного хвойного пиловочника, технологической щепы и фанерного кряжа лиственных пород умеренной климатической зоны. Малайзия специализируется на поставке лиственных кряжей ценных тропических пород (примерно 20 млн. куб.м в год до 1993 года, когда был запрещен экспорт круглого леса из малайзийского штата Сабах, отгружавшего за границу 6-8 млн. куб.м), а бывший СССР вывозил дешевый маломерный лес (более 9 млн. куб.м), а также хвойный пиловочник (9 млн. куб.м). Заметными экспортерами древесного сырья выступают также Франция, Германия, Канада (эти три страны обычно продают за рубежом по 6-8 млн. куб.м необработанного леса), Чили (4 млн. куб.м), Австралия (технологическая щепа — примерно 8 млн. куб.м).

Из 100 млн. куб.м экспорта пиломатериалов более 40 % приходится на Канаду. Крупными экспортерами выступают также США — 7-9 млн., страны бывшего СССР — 7 до недавнего времени, а сейчас — вдвое меньше, Швеция — 7-8, Финляндия — 5 и Австрия — 4. Ведущими поставщиками лиственных пиломатериалов выступают Малайзия — 5 млн. куб.м и США — 2 млн. куб.м.

На рынке фанеры доминирует Индонезия, из 16 млн. куб.м мирового экспорта на нее падает более 9. Другие крупные поставщики: Малайзия — 1 млн. куб.м, США — до 2 млн., Канада и страны бывшего СССР — по 200-400 тыс. куб.м.

На рынке древесных плит, емкость которого достигает 13 млн. куб.м нет выраженного преобладания одного или нескольких экспортеров. Больше других плиты вывозят Канада и Бельгия — почти по 2 млн. куб.м, Германия — 1,3 млн., США и Австрия — обычно более 1 млн. куб.м. За ними обычно следовал СССР — до 700 тыс. куб.м, но на последние годы объемы значительно снизились.

Почти две трети всей реализуемой во внешней торговле целлюлозы отгружается на мировой рынок из трех стран: Канады — 8,2 млн. т, США — 5,6 млн. т и Швеции — 2,9 млн. т. Другими крупными экспортерами выступают Финляндия — 1,7 млн. т, а также Бразилия, Португалия — по 1 млн. т. Объемы бывшего СССР также доходили до 1 млн. т.

Бумажный рынок характеризуется большим числом экспортеров. Но и по этой продукции из 50 млн. т мировой торговли на Канаду приходится 11 млн., на Финляндию — 7, на Швецию — 6,5, на США — 5, на Германию — 4, на Австрию, Францию и Нидерланды — по 2 млн. т. Примерно по 1 млн. т поставляют за рубеж Бразилия, Италия, Норвегия.

Положение первой десятки лесоэкспортеров на ведущих товарных рынках выглядит примерно следующим образом:

Табл. 3

  Общий %

Древесное

сырье

Пиломате-

риалы

Фанера и

плиты

Целлюлоза

Бумага и

картон

    место % место % место % место % место %
Канада 20 7 4 1 44 4 7 1 34 1 23
США 13 1 24 2 9 2 8 2 19 4 9
Финляндия 10 17 1 5 5 11 2 4 7 2 14
Швеция 9 12 1 3 9 16 1 3 12 3 12
Германия 7 4 7 8 1 5 5 16 1 5 8
Франция 4 6 5 9 1 6 5 10 2 7 4
Индонезия 3 23 0 20 0 1 3 23 0,4
Малайзия 3 2 13 4 6 7 5
Австрия 3 18 1 6 4 8 4 11 1 6 4
СНГ 3,5 3 12 7 4 13 1 5 5 9 2
Прочие 25   32   17   27   21   27

 

По географическим рынкам

Мировой лесной рынок делится на несколько региональных субрынков или секций. Они различаются по уровню лесообеспеченности, требованиям к качеству и ассортименту, по торговой практике, а также по уровню цен. Особенно выражена эта обособленность региональных рынков по сырью и пилометериалам. Чем выше степень обработки, тем меньше разница в специфических требованиях этих секций рынков, тем ближе цены на разных региональных рынках.

Основными региональными секциями являются североамериканская, тихоокеанская и европейская.

Торговля внутри североамериканской секции представлена почти исключительно международным обменом между фирмами США (см табл.3 приложения) и Канады. На нее приходится до 20% всей емкости мирового лесного рынка. Обе эти страны сравнительно хорошо лесообеспечены, поэтому цены здесь обычно низкие. Североамериканский рынок высоко монополизирован, поставки часто осуществляются по внутрифирменным каналам между различными филиалами американских фирм в Канаде и канадских в США. От многих поставщиков рынок отгорожен высокими таможенными и нетарифными барьерами. И США и Канада на других рынках выступают традиционно крупнейшими продавцами и, казалось бы, утвердиться здесь новому экспортеру практически невозможно. Однако постепенно лесообеспеченность на рынке США меняется. На западе континента, который традиционно выступал как основной район-поставщик и для экспорта и для других районов США, нарастает дефицит древесины. В этих условиях американские фирмы активно ищут зарубежные источники снабжения и для себя, и для снабжения своих традиционных импортных клиентов в бассейне Карибского моря. Еще в 1991-92 годах здесь быстро росли цены еще недавно дешевого пиловочника, а в 1993 резко подскочили цены пиломатериалов. В этих условиях североевропейские концерны стали предпринимать попытки закрепиться на американском рынке и организовали несколько пробных судовых отгрузок, по ценам ФОБ, которые несколько превышали европейские. Пиломатериалы, отгружаемые в США должны отвечать требованиям экспортных ГОСТ, поставляться сухими и, желательно, в контейнерах.

Полную противоположность североамериканской представляет тихоокеанская секция, на которую приходится немногим более 20 % емкости мирового лесного рынка. Этот субрынок остролесодефицитный — заготовки леса здесь ограничены жесткими лесохозяйственными нормами. Основной покупатель — Япония, второй по значению — Китай. Много лесной продукции покупают Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд. Еще сравнительно недавно этот рынок предъявлял спрос почти исключительно на древесное сырье и выступал можным потребителем круглого леса и технологической щепы из районов, расположенных на периферии Тихого и Индийского океанов. Напротив, по отношению к экспортерам сколько-нибудь обработанной продукции тихоокеанские покупатели возводили высокие барьеры тарифных и нетарифных ограничений. Однако постепенно в позициях тихоокеанских импортеров произошли существенные изменения. В частности, после повышения во второй половине 80-х годов курсов валют таких ведущих покупателей, как Япония, Южная Корея и Тайвань, импорт полуфабрикатов стал выгоден и сейчас на данный рынок приходится не только 55 % емкости мирового рынка по сырью, но и 15 % — по материалам, 30 % — по фанере, 20 % — по целлюлозе и 12 % — по бумаге и картону. Важным дополнением к поставкам древесного сырья из США, Канады, бывшего СССР, стран Юго-Восточной Азии, Чили, Австралии и Новой Зеландии стали закупки пиломатериалов в этих странах (кроме территории СССР и Австралии), фанеры в Индонезии, целлюлозно-бумажных товаров в Северной Америке, Чили, Новой Зеландии Северной Европе. Высока привлекательность данного рынка для российских экспортеров, особенно расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Из Европы до недавнего времени сюда отгружались почти исключительно целлюлозно-бумажные товары. Он в 1993 г. североевропейские концерны, привлеченные традиционно высокими ценами данного рынка, стали прорабатывать и вопросы отгрузки в восточную Азию также и пиломатериалов. Пробные партии объемом несколько десятков тысяч кубометров были успешно реализованы по ценам фоб, которые были, пожалуй, немного выше средних европейских (нынешний морской фрахт из Швеции до Японии примерно равен стоимости перевозки пиломатериалов по железной дороге из Швеции в Италию). Не исключено, что это направление международной лесной торговли получит развитие в будущем. Конечно, ориентируясь на японский рынок следует иметь в виду, что качественные требования здесь обычно повыше, чем в Европе или на Ближнем Востоке. Например, пиломатериалы должны соответствовать требованиям экспортных ГОСТ и не содержать товара нешего 5 сорта. Палубный груз можно доставить через тропики сухим, только в контейнере, да и в трюме он сохранится только при условии жесткого выходного контроля влажности при погрузке.

На европейскую секцию приходится примерно половина стоимости мирового лесного импорта. Рынок этот характеризуется средней лесообеспеченностью. Своих ресурсов здесь в принципе почти достаточно, чтобы покрыть нужды экономического развития, но они часто дороги или не дают при производстве продукции необходимого качества. Поэтому наряду с широчайшим ассортиментным обменом между собой государства Западной Европы закупают большие объемы качественного сырья и полуфабрикатов. За них европейцы согласны платить довольно высокие цены, нередко заметно превосходящие стоимость продукции своего собственного производства. В сумме, включая взаимную торговлю, на Европу приходится сейчас около 40 % емкости мирового рынка по древесному сырью, пиломатериалам и фанере, более 70 % — по древесным плитам, более 50 % — по целлюлозе, бумаге и картону. однако растущая часть этих потребностей удовлетворяется за счет опережающего развития торговли между собственно европейскими странами.

Из Скандинавии в страны Европы направляются пиломатериалы, плиты, массовые целлюлозно-бумажные товары, из восточной Европы и стран бывшего СССР — сырье и пиломатериалы, из Северной Америки — массовые целлюлозно-бумажные товары, фанера, дешевые строительные и дорогие столярные пиломатериалы, из Юго-Восточной Азии — пиломатериалы ценных пород и фанера, из Африки — ценное тропическое сырье, из Южной Америки — целлюлоза, картон, пиломатериалы. Крупнейшими импортерами лесных товаров в Европе выступают Великобритания и Германия, которые закупают их на суммы, превышающие 10 млрд. долл. С большим отрывом за ними следуют Италия и Франция, которые платят за лесной импорт обычно 5-6 млрд. долл.

Средний уровень цен здесь довольно высокий, хотя и обычно немного ниже, чем в тихоокеанской секции. Однако на эти цены может рассчитывать только поставщик качественной продукции, отгружающий ее в достаточном ассортименте. В противном случае экспортер неизбежно вступает в конкуренцию с местными производителями и заплатят ему меньше, чем заведомо более оперативной, близкой и лучше знающей рынок местной фирме. В принципе европейский рынок низко монополизирован, тарифные и прочие барьеры по лесным товарам сравнительно легко преодолимы в том случае, если экспортер не ущемляет интересы местных производителей, например, поставляя товар по низким демпинговым ценам. В этом последнем случае против него немедленно начинает действовать хорошо разработанный и жесткий механизм антидемпингового законодательства.

Сами европейские страны вывозят за пределы региона в основном дорогие высококачественные полуфабрикаты и изделия.

Эти три секции охватывают примерно 90 % емкости мирового лесного рынка. Из оставшихся наибольший интерес представляет ближневосточный субрынок. Доля практически безлесных стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока во сем мировом лесопромышленном импорте составляет около 3 %, но по отдельным товарам она заметно выше: по пиломатериалам — более 5%, по фанере — 10%. Ближневосточный рынок сравнительно дорогой, требования к качеству здесь не такие высокие, как в Европе. Но действовать на нем экспортеру непросто из-за специфических условий, распространенного вмешательства государственной власти, политической и экономической нестабильности.

В отличие от многих других базисных отраслей производства емкость мирового лесного рынка в 80-е годы расширялась неплохими темпами. Она увеличивалась в среднем за год по пиломатериалам — на 2,5 %, по фанере (%) — на 8,5, по древесным плитам — на 4,3, по целлюлозе — на 3, по бумажной продукции — на 5 %. Лишь по круглому лесу отмечались низкие темпы прироста емкости — 0,6 % в среднем в год. Это отражает тенденцию к постепенному росту во внешней торговле доли более обработанной продукции.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.