КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

“ ТЕНЕВАЯ ” ЭКОНОМИКА : ПРИЧИНЫ, МАСШТАБЫ, И ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ В РОССИИ

 

                                                           Научный руководитель:

                                                           К.Э.Н. профессор

                                                           __________________ В.С. Цитленок

 

                                                           Автор работы:  

                                                           Студент группы ЭП-10

                                                           ___________________И.А.Козюков

 

Томск 2004

оглавление

Введение.......................................................................................................... 4

Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в россии........ 7

1.1. Причины развития “теневой” экономики.......................................... 7

Глава 2. Формы “теневой” деятельности................................................. 11

2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в россии........................................................................... 13

2.2. Условия формирования “теневой” экономики............................... 21

2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере..................................................................................................................... 22

2.4. Рынок ценных бумаг.......................................................................... 25

2.5. Пенсионное обеспечение.................................................................. 26

Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 27

3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику.... 27

3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики...................... 28

3.3. Негативные последствия экономики переходного периода........ 30

3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики......................... 34

3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики..................... 35

3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации?........ 38

3.7. Структура “теневой” экономики...................................................... 39

3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем....... 42

3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем..................................................................................................................... 45

3.10. Операции, подобные отмыванию денег........................................ 46

3.11. “теневая” экономика и налоговая преступность........................ 47

3.12. Неучтенные операции...................................................................... 48

3.13. Сокрытие части оборота.................................................................. 50

3.14. Псевдооперации............................................................................... 50

Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России........................................................................................................................ 52

4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 52

4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики................................. 56

4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики................................................................................................. 69

Заключение.................................................................................................. 74

Список использованной литературы....................................................... 76

 



Введение

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

“теневая” экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

“теневая” экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно . очевидна необходимость их анализа.

 Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.

2. Выявить формы теневых операций.

3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.

4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим “послесловием” к глубинным процессам роста “теневой” криминальной экономики, происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие “теневой” экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием.

В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные регламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частную практику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые и материальные предпосылки функционирования теневых отношений.

Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений огосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому есть немало примеров.

Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).

Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При необходимости они использовались властями в политических целях:

· 30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным “кулаком”;

· 60-70-е – с “частником”;

· 80-е – с “лицами, получающими нетрудовые доходы”;

· 90-е – с новыми предпринимателями – “кооператорами”.

Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением.

Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации.

Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующего в интересах семьи.

Доходы, которые контрагенты “теневой” экономики получали в системе административного распределения ресурсов, были весьма значительны:

31,8 млрд. руб. в 1975 г., 52,5 млрд. руб. в 1980; 74,3 млрд. руб. в 1985, 55,3 млрд. руб. в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходы составили: 13,8%; 17,9%; 21,1%; 25,4%.

 

Неформальная экономика

Параметры неформальной экономики были определены при расчете системы национальных счетов (СНС) за 1995 год. Параметры неформальной экономики на тот момент выглядели следующим образом:

Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике

Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1995-1997 годы (1997 год - I полугодие) представлена ниже: Используемая при оперативных (месячных) расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности определить параметры неформальной экономики. По косвенным данным можно предположить, что удельный вес неформального сектора с 1995 года несколько возрос и достиг 23-25 % ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во второй половине прошлого года. В последние месяцы сколько-нибудь существенного роста доли неформального сектора не наблюдается. В развитых странах эта часть “теневой” экономики обычно оценивается в 10-15 %, хотя разные методы дают большой разброс в величине этого параметра.

Незаконная экономика

Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это - криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав “теневой” экономики. Эту часть “теневой” экономики следует называть незаконной экономикой.

По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, “теневая” экономика составляет порядка 40-45 % к ВВП.

Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени“ путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью.

Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь.

Рынок ценных бумаг

На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.

Одним из каналов “теневой” экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники (“однодневки“) с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода.

Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей.

 

 

Пенсионное обеспечение

Другой, не менее опасной для социально-экономического развития страны проблемой является фиксируемая правоохранительными органами тенденция криминализации системы пенсионного обеспечения. Финансовые злоупотребления в этой сфере стали носить массовый характер, прежде всего в виде незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного ухода негосударственных пенсионных фондов от налогообложения. Просматривается опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для мировой практики - проблема, в общем, не нова, а способы ее разрешения за счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания управляющей компании достаточно хорошо известны.



Неучтенные операции

К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, без постановки на учет или представления отчетных балансов госналогинспекции, неучет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие.

Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет мне сделать вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершенных именно данными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются отдельные утерянные паспорта, адреса и фамилии других лиц.

Например, в Москве на конец 1997 года по 109 адресам было зарегистрировано 506 тыс. юридических лиц, что составляет 21% все зарегистрированных в городе предприятий. Если учесть, что четверть из них, как показывает практика, действующие, то можно представить количество “полных“ теневиков в одной только столице. Анализ практики регистрации предприятия показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков, сдающих финансовые отчеты в налоговые органы, из года в год уменьшается, в то время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растет.

Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов путем проведения теневых сделок является их неотражение в бухучете легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрыть произведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций.

С 1996 года большое распространение, особенно среди крупных промышленных предприятий, получило перемещение денежных средств через счета дочерних фирм и торговых партнеров. В этом случае принадлежащие предприятию денежные средств скрываются на счета и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями.

Также существует практика наличного расчета между предприятиями. Использование сложных, непрямых расчетов само по себе не является криминалом. Часто это вынужденная реакция на недостаток оборотных средств. Вместе с тем они позволяют маскировать реальные сделки и создают возможность их неотражения в бухгалтерском учете или сокрытия средств от уплаты в бюджет. Действия могут считаться теневыми только при условии выполнения последних условий.   

      

Сокрытие части оборота

Ко второй группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или выручка. Для доказательства того, что создание неучтенной продукции является именно целью сделки, а не последствием сокрытия от налогообложения результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота была выведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то есть с этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая “теневая” операция.

В бухгалтерских счетах или первичных счетах могут также не отражаться эпизоды сделок. Многие контракты заключаются, например, при помощи посредников и передаются на исполнение третьим организациям. Но при этом не оформляется в письменной форме с соответствующими изменениями и дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3% до 6%, которые фактически уходят в “тень“. Вывод сокрытой выручки из легального оборота и свидетельствует о теневом характере произведенной сделки. Происходит сопутствующая “теневая” сделка.

 

Псевдооперации

Этот вид “теневой” операции осуществляется посредством заключения фиктивного контракта – псевдосделки. Суть этого способа состоит в следующем: оформляется фиктивная сделка, благодаря которой денежные средств или товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо фирмы, а реально оказываются выведенными в “теневой” оборот или вновь легализуются в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор сделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности. Ведь факта налогового преступления или правонарушения нет: сделка учтена, перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть начислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов не оказалось, - проблема налоговых органов, благо существующая законодательство “позволяет“ сделать подобный вывод.

Заключение одной псевдосделки – проявление простой псевдооперации. На практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующих субъектов часто используются либо подставные фирмы.

Схемы сокрытия доходов при помощи подставных фирм и фиктивных документов иногда разрабатываются высокопрофессиональными юристами и аудиторами, таким образом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом “вешались“ бы на баланс реально несуществующих фирм. Гражданско-правовые отношения оформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером, поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В результате ответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующих субъектов, а лица действительно совершившие такую операцию, практически уходят от уголовного наказания.



Заключение

Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:

· Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;

· Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

· Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;

· Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платежно-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инно­ваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномас­штабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя “в тень“, и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капи­талов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.



Список использованной литературы

1 . Закон РФ “О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем“.
2 . “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991г. – с.131-157
3 . “Теневaя экономикa России” -М.: Сегодня, sup1 66, 1996 со ссылкой нa Kaufman E Kaliberda
4 . “теневой”“ сектор обеспечивает рост российской экономики//Новая газета 7-13 апреля, 1997 г.
5 . А. Матвеев. “Эконоимка и жизнь“ Январь 1999 № 01 с. 17-29
6 . Афанасьев Ю. – За ушко да на солнышко?//Российская газета 3 авг., 1996г
7 . Багданов И. Я.“Экономическая безопасность России: теория и практика” / Москва 2001. – с.47-55
8 . Булатов А. – Вывоз капитала из России: вопросы регулирования// Вопросы экономики №3, 1998 г. – с.23-28
9 . Век ХХ и мир, 1994. Электронная публикация - Русский Журнал, 1997
10 . Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” / РЭЖ , №№ 8-9, 1996. – с.13-16
11 . Вопросы статистики. - 1999. - № 12. - с. 21-27
12 . Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - с. 59-81
13 . Вопросы экономики. - 1998. - № 3. - с. 40
14 . Гукасьян Г. М. “Экономическая теория: проблемы новой экономики” / Москва 2002. – с. 79-92
15 . Делягин М. Г. “Идеология возрождения. Как мы уйдем из нищеты и маразма” / Москва 2000. – с.48-65
16 . Исправников В., Куликов В. – Как “высветлить“ реформируемую экономику// РЭЖ №5-6, 1997 г. – с.32-36
17 . Исправников В.О. “теневой” капитал: конфисковать или амнистировать?” / “Экономика и жизнь” , № 24, 1996. – с.23-25
18 . Каценелинбойген А. Советская политика и экономика. Книга третья. Глава “Цветные рынки и советская экономика“. Boston, Chalidze Publications, 1988. – с.117-125
19 . Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №9, 1998г. – с.33-38
20 . Л. Фиглин, “Теневая” занятость, , М.: Экономика –2002 – с.67-73
21 . Меньшиков С. “Советскaя экономикa: кaтaстрофa или кaтaрсис?” -М.: Интер-Версо, 1990 – с.52-54
22 . Мухин А.А.“Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений” / Москва 2003. – с.126-131
23 . Наука и жизнь. - 1998. - № 4. - с. 91-93
24 . Независимая газета. - 1999. - 23 марта. - с. 15
25 . Оболонский А. В. “Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия” / Москва 2002. – с.45
26 . Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика“ / РЭЖ , № 4, 1996 – с.23
27 . Пансков В. “Налоги и налоговая политика - 96” / РЭЖ ,
28 . Пономарев П. “теневой” лик банковской тайны“ / “Экономика и жизнь“ , № 39, 1996.
29 . Россия//Вопросы экономики №3 Макаров Д. – Экономические и правовые аспекты “теневой” экономики в, 1998 г. – с.13
30 . Россия и современный мир /Вопросы экономики /Пороховский А.
31 . Сергей Телешун: “Теневая политика - явление не всегда отрицательное“ (“Ведомости“, 8.08.97)
32 . Смординская Н. – Бегство капиталов как объект международного исследования //Вопросы экономики №9, 1997 г. – с.32
33 . Суетин Д. – Экономика России: из тени в свет перелетая//Экономика и жизнь №13, 1997г.
34 . Теневые параметры “теневой” экономики (по материалам конференции)//РЭЖ №8,9, 1996 г. – с.19
35 . Тимофеев Л.М. “Теневая Россия: экономико-социальное исследование” / Москва 2000 г. – с.85-89
36 . Хинштейн А.Е. “Какого цвета страх” / Москва 2002. – с.17-18
37 . Щербакова Л. – Сереем “всем миром“//Эко №6, 1997 г. – с.57-72
38 . Эко. - 2000. - № 2. - с. 153
39 . Экономика и Время. - 2000. - № 26 (313). - статья 39
40 . Экономика и время” /Журнал, №3 - 11, 2002 г. – с.38-46
41 . Экономические и правовые аспекты “теневой” экономики в России /Вопросы экономики /Макаров Д. – с.19-27
42 . Эксперт. - 2000. - № 12. - с. 21
43 . Яковлев А., Воронцова О. – Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота//Вопросы экономики №9, 1997 г.- с.37
44 . Яшин А. “Противостояние” / “Экономика и жизнь”, № 41, 1996. – с.15
45 . http://cmi.ru/2000/12/13/976723894.html
46 . http://www.compromat.ru/main/mafiaspb/mafiaspb.htm
47 . http://www.flb.ru/dj29090003.html
48 . Обзор статей сайта http://www.mvd-expo.ru

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

“ ТЕНЕВАЯ ” ЭКОНОМИКА : ПРИЧИНЫ, МАСШТАБЫ, И ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ В РОССИИ

 

                                                           Научный руководитель:

                                                           К.Э.Н. профессор

                                                           __________________ В.С. Цитленок

 

                                                           Автор работы:  

                                                           Студент группы ЭП-10

                                                           ___________________И.А.Козюков

 

Томск 2004

оглавление

Введение.......................................................................................................... 4

Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в россии........ 7

1.1. Причины развития “теневой” экономики.......................................... 7

Глава 2. Формы “теневой” деятельности................................................. 11

2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в россии........................................................................... 13

2.2. Условия формирования “теневой” экономики............................... 21

2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере..................................................................................................................... 22

2.4. Рынок ценных бумаг.......................................................................... 25

2.5. Пенсионное обеспечение.................................................................. 26

Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России 27

3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику.... 27

3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики...................... 28

3.3. Негативные последствия экономики переходного периода........ 30

3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики......................... 34

3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики..................... 35

3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации?........ 38

3.7. Структура “теневой” экономики...................................................... 39

3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем....... 42

3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем..................................................................................................................... 45

3.10. Операции, подобные отмыванию денег........................................ 46

3.11. “теневая” экономика и налоговая преступность........................ 47

3.12. Неучтенные операции...................................................................... 48

3.13. Сокрытие части оборота.................................................................. 50

3.14. Псевдооперации............................................................................... 50

Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России........................................................................................................................ 52

4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики 52

4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики................................. 56

4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики................................................................................................. 69

Заключение.................................................................................................. 74

Список использованной литературы....................................................... 76

 



Введение

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

“теневая” экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

“теневая” экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно . очевидна необходимость их анализа.

 Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.

2. Выявить формы теневых операций.

3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.

4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим “послесловием” к глубинным процессам роста “теневой” криминальной экономики, происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие “теневой” экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием.

В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные регламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частную практику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые и материальные предпосылки функционирования теневых отношений.

Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений огосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому есть немало примеров.

Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).

Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При необходимости они использовались властями в политических целях:

· 30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным “кулаком”;

· 60-70-е – с “частником”;

· 80-е – с “лицами, получающими нетрудовые доходы”;

· 90-е – с новыми предпринимателями – “кооператорами”.

Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением.

Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации.

Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующего в интересах семьи.

Доходы, которые контрагенты “теневой” экономики получали в системе административного распределения ресурсов, были весьма значительны:

31,8 млрд. руб. в 1975 г., 52,5 млрд. руб. в 1980; 74,3 млрд. руб. в 1985, 55,3 млрд. руб. в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходы составили: 13,8%; 17,9%; 21,1%; 25,4%.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.