Введение
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования, в условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение; выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.
Результативность финансового анализа во многом зависит от организации и совершенства его информативной базы. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является отчетный бухгалтерский баланс и приложения к нему: «Отчет о прибылях и убытках» 9форма №2), «Отчет о движении капитала» (форма №3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
Целью дипломной работы является проведение финансового анализа на примере ООО «Альянс», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.
Основными задачами, поставленными при написании дипломной работы, являются:
1) Выявление назначения и роли финансового анализа;
2) Изучение показателей финансового анализа предприятия;
3) Рассмотрение методов оценки и анализа финансового состояния;
4) Анализ формирования и использования капитала предприятия ООО «Альянс»
5) Оценка финансового состояния на примере баланса и формы №2 ООО «Альянс».
6) Анализ товарооборота ООО «Альянс»
7) Формирование предложений по улучшению финансового состояния исследуемого предприятия
Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия как инструмент управления
Глава 2. Анализ формирования и использования капитала, анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «Альянс»
Оценка имущественного положения предприятия
Исходными данными финансового анализа являются формы годового отчета №1 «Баланс предприятия» на 01.01.2001г. и на 01.01.2002г.; №2 Приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках» (Приложения 1-4)
Предварительный анализ и оценка имущественного положения предприятия.
Предварительная оценка финансового состояния проводится по данным баланса предприятия ООО «Альянс», используя вертикальный и горизонтальный его анализ (Таблица №3 «Вертикальный и горизонтальный анализ баланса по укрупненной номенклатуре статей»).
Анализ данных таблицы показывает, что основной статьей актива баланса является группа запасов - на конец 2001 года их доля в активе баланса составила 81,41%, увеличившись в сравнении с данными баланса на начало 2000г на 551% (в абсолютном значении с 6464 тыс. руб. до 35676 тыс. руб., то есть на 29212 тыс. рублей). Второй крупной статьей баланса являются основные средства- 16,58% актива на конец 2001года, в сравнении с балансом на 01.01.2000г. доля ОС в структуре баланса увеличилась на 394%, в абсолютном выражении сумма ОС увеличилась на 5422 тыс. рублей. Доля дебиторской задолженности на начало 2000г. составляет 12,4%, на 10,42% снизившись за 2000г и 2001гг. (до 2,008% в структуре актива).
Анализ структуры пассива предприятия за 2000-2001гг показал, что доля собственного капитала в структуре баланса на начало 2000г. составила 2,3%, а на конец 2001 года увеличилась до 69,68%; в абсолютном значении сумма собственного капитала за два года увеличилась на 13880%. Рост доли собственного капитала показывает положительную тенденцию в изменении финансовой устойчивости предприятия
Привлеченный капитал составляет 30,32%, снизившись на 67,36% по сравнению с началом 2000 года. Суммовое значение привлеченного капитала увеличилось на 143,19% (с 9279 тыс. руб. до 13287 тыс. руб.).
Рост доли собственных средств связан с появлением в структуре пассива баланса группы «Добавочный капитал». Добавочный капитал предприятия в размере 29700 тыс. рублей сформирован за счет взносов учредителей ООО «Альянс» на развитие предприятия. Часть добавочного капитала была получена В виде помещения для офиса и склада, другая часть- денежными средствами, которые предприятие израсходовано на покупку товаров для перепродажи, приобретение инструментов и оборудования для монтажа систем вентиляции, на ремонт предоставленного помещения.
Анализ запасов предприятия
Большое влияние на финансовое состояние предприятия и его производственные результаты оказывает состояние производственных запасов и готовой продукции.
Анализ структуры и динамики запасов рассмотрен в таблице №4
На анализируемом предприятии остаток запасов увеличился за два прошедших года в 5,5 раз (с 6464 тыс. руб. до 35676 тыс. руб.). Основной долей в структуре запасов является готовая продукция и товары для перепродажи- 91,87% на начало 2000 года; 93,45% на конец 2000 года, и 73,95% на конец 2001 года (если к товарам на складе добавить отгруженные товары, то доля товаров на конец 2001 составит 97,2%). Как уже говорилось выше, увеличение группы запасов связано с получением денежных средств от учредителей, часть которых была направлена на приобретение товаров для перепродажи и инструментов.
Анализ товарной продукции
Большой удельный вес товарной продукции связан с ростом конкуренции, потерей рынков сбыта, снижением спроса из-за низкой покупательной способности субъектов хозяйствования, высокой себестоимостью продукции, неритмичностью отгрузки и др. Увеличение остатков товаров на складах привело к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплате процентов по ним, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия. В настоящее время эта одна из основных причин недостаточной платежеспособности предприятия.
Продолжительность нахождения капитала в товарах равна времени хранения товаров на складах с момента поступления до отгрузки покупателям.
Анализ данных таблицы №6 показывает, что коэффициент оборачиваемости готовой продукции снизился с 2,057 до 1,709, то есть период оборота готовой продукции увеличился с 177 дней до 213,5 дней.
Таблица №6. Анализ оборачиваемости готовой продукции
Показатель | 2000год | 2001год |
Средние остатки готовой продукции, тыс. руб. | 18987,5 | 29210,5 |
Себестоимость отгруженной продукции за анализируемый период, тыс. руб. | 39062 | 49946 |
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции | 2,057 | 1,709 |
Продолжительность оборота средств в остатках готовой продукции, дни | 177 | 213,5 |
Вывод: анализ имущественного положения предприятия показал, что основной статьей актива баланса являются запасы -81,41%, пассива – собственный капитал -69,68% и заемный капитал – 30,32%. Оборачиваемость активов предприятия за исследуемый период снизилась в 1,2 раза, и составила 213,5 дней. Снижение показателей оборачиваемости произошло за счет увеличение группы запасов в активе баланса, что привело к замораживанию финансовых ресурсов предприятия.
Потребители
Каждому предприятию очень важно тщательно изучать своих клиентов. Предприятие «Альянс» может выступать на следующих рынках:
-потребительский рынок - отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
-рынок промежуточных продавцов – организации приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с выгодой для себя (ООО «Искра», ООО «Светар», ЗАО «Компьютергейм» и т.д.);
-рынок конечных потребителей – организации, приобретающие оргтехнику и компьютеры для использования в своей деятельности (бюджетные и коммерческий организации, т.е. юридические лица).
Потребители рассчитывают на приобретение товаров и услуг в соответствии с их потребностями по качеству, ценам, сервису.
На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы внешней среды (повышение цен, предъявление требований к качеству продукции и др.). Важное значение для розничной торговли приобретают факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень количественных потребностей в товаре и др.
Поставщики
Поставщики участвуют в процессе материально-технического обеспечения деятельности предприятия. Серьезными аспектами конкуренции со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество материально-сырьевых ресурсов, договорные условия.
Основными поставщиками ООО «Альянс» являются:
· ТД Деникин (кондиционеры и теплотехника);
· Супермаркет «Никс» (компьютеры и оргтехника);
· ТД Терра (компьютеры и расходные материалы);
· ЗАО Компак (фирменное оборудование «Компак»);
Фирмой не используются прямые каналы товародвижения, связанные с перемещением товаров от производителя к потребителю без привлечения независимых посредников. Практически все поставщики ООО «Альянс» являются посредниками-импортерами. Использование прямых каналов товародвижения для ООО «Альянс» на данный момент затруднительно, так как:
- требует значительных финансовых вложений,
-предполагает наличие отлаженного механизма работы с таможней;
Предприятием «Альянс» используются в основном крупнооптовые закупки.
Конкуренты
В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Цель конкурентов на рынке – чтобы покупатель купил их товар или услугу.
Факторами успеха ООО «Альянс» являются:
1) Жесткий контроль за качеством продукции;
2) Осуществление предприятием доставки товара до склада покупателя;
3) Ценовая конкурентоспособность;
В течение последних четырех лет работы исследуемое предприятие постоянно вкладывало денежные средства в изучение потребительского спроса, финансировало проведение рекламной компании по продвижению предприятия на рынке.
Так как последние несколько лет на рынке компьютерной техники идет жесткая конкуренция и посреднические компании снижают цены на продукцию, а также выросли цены на транспортные перевозки, доходность данного рынка значительно снизилась.
Для анализа товарооборота и приведение стоимости товаров к сопоставимым ценам используется индекс цен, равный 1,06. Данный показатель взят из данных статистических наблюдений Госкомстата РФ, опубликованных в периодической печати.
Анализ динамики объема товарооборота ООО «Альянс» приводится в таблице №17.
Рассматривая данные таблицы №16, можно заметить, что в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, произошли следующие изменения: снизилась доля продаж компьютеров и оргтехники- в общем на 2,35%, как в действующих, так
Таблица 17. Анализ динамики объема товарооборота по структуре за 2000-2001 годы. | |||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
товарные группы | 2000 год | 2001 год | отклонения | Темп роста | |||||||||||||
сумма | уд. Вес | сумма в действ. ценах | индекс цен | сумма в сопост. ценах | Уд. Вес. | сумма | уд. Вес | В действ. ценах | В сопост. ценах | ||||||||
сумма в действ. ценах | сумма в сопост.ценах |
|
| ||||||||||||||
компьютеры | 9592,69 | 23,3 | 11593,6 | 1,06 | 10937,3 | 22,4 | 2000,89 | 1344,65 | -0,89 | 120,86 | 114,02 | ||||||
оргтехника | 10527,65 | 25,6 | 12483,8 | 1,06 | 11777,2 | 24,1 | 1956,15 | 1249,52 | -1,44 | 118,58 | 111,87 | ||||||
расходные материалы | 1779,32 | 4,32 | 2184,15 | 1,06 | 2060,52 | 4,22 | 404,83 | 281,19 | -0,1 | 122,75 | 115,80 | ||||||
кондиционеры | 12541,75 | 30,5 | 14952,6 | 1,06 | 14106,2 | 28,9 | 2410,86 | 1564,49 | -1,56 | 119,22 | 112,47 | ||||||
теплотехника | 4843,71 | 11,8 | 3824,85 | 1,06 | 3608,34 | 7,39 | -1018,86 | -1235,36 | -4,37 | 78,97 | 74,50 | ||||||
радиостанции | 1470,41 | 3,57 | 1107,6 | 1,06 | 1044,91 | 2,14 | -362,81 | -425,51 | -1,43 | 75,33 | 71,06 | ||||||
другое | 432,47 | 1,05 | 5610,46 | 1,06 | 5292,89 | 10,8 | 5177,99 | 4860,42 | 9,79 | 1297,3 | 1223,86 | ||||||
Итого: | 41188 |
100
7639,36
125,66
и в сопоставимых ценах, на 4,37% снизилась доля объема продаж теплотехники. Последнее может быть объяснено тем, что ноябрь, декабрь 2001 года (основной период продаж оборудования данного направления) был теплым, что снизило потребность в данной технике. В отношении снижения объема продаж радиостанций (на 28,94%) можно заметить, что это достаточно специфическое оборудование, покупку которого могут себе позволить только те предприятия, у которых есть специальное разрешение Федеральной Службы Безопасности. Такие организации в основном финансируются их бюджета – дефицит которого и снизил спрос на данное оборудование. Вместе с тем увеличилась доля реализации группы «другое» (на 1123,86%) – в данную группу вошли товары, не характерные для продаж в исследуемом предприятии; это- мебель, оборудование для пищеблоков пунктов общественного питания, профессиональные пылесосы и т.п. Можно предположить, что в связи с перенасыщением рынка оргтехники и кондиционеров, предприятие пытается найти новое направление деятельности, отвечая на потребности покупателей.
Используя данные таблицы №17, рассчитаем равномерность развития товарооборота в 2001 году. Расчет приводится в таблице №18.
Таблица 18. Расчет равномерности развития товарооборота в 2001 году.
Товарные группы | Темп изменения к 2000 году, % (Х) | (Х-Х) | (Х-Х)2 |
компьютеры | 114,02 | -4,53 | 20,54 |
оргтехника | 111,87 | -6,68 | 44,64 |
расходные материалы | 115,80 | -2,75 | 7,54 |
кондиционеры | 112,47 | -6,08 | 36,91 |
теплотехника | 74,50 | -44,05 | 1940,80 |
радиостанции | 71,06 | -47,49 | 2255,09 |
другое | 1223,86 | 1105,31 | 1221717,28 |
Итого: | 118,55 | 993,73 | 1226022,82 |
По данным таблицы №18 найдем коэффициент равномерности развития товарооборота:
1226022,82/7= 418,50
(418,5*100)/118,55 =353
Коэффициент равномерности равен 353,0. Следует заметить, что основное влияние на коэффициент оказало резкое, на 1223,86%,изменение товарной позиции «другое». Если не брать в расчет данную группу, то результаты расчета будут диаметрально противоположными - коэффициент равномерности развития товарооборота будет равен 77,04.
Заключение
Необратимые изменения всех сфер окружающей среды оказывают влияние на конкретные предприятия и для того, что бы развиваться, менеджеру необходимо принимать и реализовывать хозяйственные решения.
Принятию управленческих решений предшествует анализ и оценка производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, позволяющие выявить главные взаимосвязи и взаимозависимости на предприятии.
Результативность анализа во многом зависит от его информативной базы. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является бухгалтерский баланс и приложения к нему. Баланс предприятия представляет собой совокупность сведений о результатах работы предприятия, отражающим итоговые данные на определенную дату времени.
Финансовое состояния предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. Основными показателями анализа баланса являются: показатели финансовой устойчивости, рентабельности, оборачиваемости, ликвидности предприятия.
На основе проведенного анализа балансов ООО «Альянс»и выявленных тенденциях развития предприятия сделаны следующие выводы:
1) Предприятие на конец исследуемого периода имеет прибыль в размере 837тыс. рублей, в том числе полученную за 2000-2001гг. получено 616 тыс. рублей.
2) основной статьей актива баланса являются запасы -81,41%, пассива – собственный капитал -69,68% и заемный капитал – 30,32%. Оборачиваемость активов предприятия за исследуемый период снизилась в 1,2 раза, и составила 205 дней.
3) Суммы активов баланса выросла на 461%
4)Увеличение объема выручки от реализации составило 20,42% за исследуемый период.
3) Анализ финансовой устойчивости показал, что ООО «Альянс» находится в устойчивом финансовом состоянии, то есть имеет достаточно активов для покрытия краткосрочной кредиторской задолженности.
4) Рентабельность основной деятельности предприятия на конец исследуемого периода равна 55%, снизившись за исследуемый период на 29%.
5) Анализ ликвидности показал, что за анализируемый период предприятие улучшило свое финансовое положение: коэффициенты быстрой и текущей ликвидности и на начало, и на конец исследуемого периода удовлетворяют нормативу. Для абсолютной ликвидности баланса предприятию необходимо увеличить наличные денежные средства.
Для улучшения финансового состояния руководству ООО «Альянс» рекомендуется следующее:
- увеличение выручки от реализации до 69 млн. рублей. Подобное увеличение возможно за счет проведения рекламной компании, внедрения возможности для покупателей приобретать товары в рассрочку, предоставление коммерческих кредитов, скидки за увеличение объема проданных товаров.
- сокращение расходов предприятия до 97% от объема выручки. Сокращение расходов рекомендуется за счет поиска поставщиков с более низкими ценами, усиления контроля за списанием материалов на монтаж кондиционеров, улучшение показателей производительности труда офис- менеджеров и бригад монтажников.
- оптимизация денежных потоков предприятия за счет сокращения разрыва между отгрузкой товара и его оплатой, истребованием дебиторской задолженности, увеличением объема выручки предприятия.
- увеличение абсолютной ликвидности баланса предприятия за счет ликвидации дебиторской задолженности и своевременного погашения кредиторской задолженности, увеличение объема денежных средств до 1455 тыс. рублей в конце планового периода.
По данным анализа прогнозного баланса, составленного на основе рекомендуемых мероприятий, сделаны выводы:
1. Предприятие в плановом периоде увеличило чистую прибыль на 1292 тыс. рублей, соответственно улучшив показатели рентабельности деятельности,
2. Стабилизированы денежные потоки предприятия и на конец планового периода показатель абсолютной ликвидности баланса равен 2,54; то есть удовлетворяет нормативу
Литература
1. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 № 31-р
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять экономикой. – М.: «Финансы и статистика», 1996
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Ф. и Ст., 2000г.
4. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности.- М.: Ф. и Ст., 1996г.
6. Борисов Л.П. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ Консультант, № 8, 2000. С. 71-75
7. Григорьев Ю.А. Проблемы определения платежеспособности предприятия// Консультант, № 23, 1999. С. 84-88
8. Григорьев Ю.А. Рентабельность предприятия и проблемы совершенствования отчетности// Консультант, № 21, 1999. С. 83-88
9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности.-М.: ДИС, 1998г.
10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: пер. с англ./под ред. Табалиной С.Д.-М.: Аудит, Юнити,1997г.
11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Ф. и Ст., 2000г.
12. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2002г.
13. КовалевВ.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Ф. и Ст., 1998г.
14. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ДиС, 1997
15. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: ДиС, 1998
16. Репин В.В. Внедрение управления финансами предприятия//Консультант, № 18, 1997. С. 45-49
17. Репин В.В. Дебиторская задолженность: анализ и управление/Консультант, № 18, 1998. С. 62-65
18. Репин В.В. Управление финансами предприятия: ключевые проблемы/ Консультант, № 11, 1998. С. 51-54
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Мн.: «Экоперспектива»,1998г.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Инфа-М,2002г.
21. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. – М.: Дело, 1999
22. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: Российская практика. – М.: Перспектива, 1995
23. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. – М.: Перспектива, 1994
24. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой./ Под ред. А.П. Градова и Б.И. Кузина. – СПб.: Специальная литература, 1996
25. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива,2002г.
26. Тренев Н.Н. Механизмы управления предприятием/Аудит и финансовый анализ, № 3, 1998.
27. Финансовый анализ деятельности фирмы. – М.: Ист-сервис, 1994
28. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ./Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. – М.: Инфра-М, 1996
29. Шеремет В.В., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.-М.: Инфа-М,1996г.
Приложения
Введение
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования, в условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение; выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.
Результативность финансового анализа во многом зависит от организации и совершенства его информативной базы. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является отчетный бухгалтерский баланс и приложения к нему: «Отчет о прибылях и убытках» 9форма №2), «Отчет о движении капитала» (форма №3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
Целью дипломной работы является проведение финансового анализа на примере ООО «Альянс», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.
Основными задачами, поставленными при написании дипломной работы, являются:
1) Выявление назначения и роли финансового анализа;
2) Изучение показателей финансового анализа предприятия;
3) Рассмотрение методов оценки и анализа финансового состояния;
4) Анализ формирования и использования капитала предприятия ООО «Альянс»
5) Оценка финансового состояния на примере баланса и формы №2 ООО «Альянс».
6) Анализ товарооборота ООО «Альянс»
7) Формирование предложений по улучшению финансового состояния исследуемого предприятия
Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия как инструмент управления
Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.