Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия как инструмент управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования, в условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение; выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.

Результативность финансового анализа во многом зависит от организации и совершенства его информативной базы. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является отчетный бухгалтерский баланс и приложения к нему: «Отчет о прибылях и убытках» 9форма №2), «Отчет о движении капитала» (форма №3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Целью дипломной работы является проведение финансового анализа на примере ООО «Альянс», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.

Основными задачами, поставленными при написании дипломной работы, являются:

1) Выявление назначения и роли финансового анализа;

2) Изучение показателей финансового анализа предприятия;

3) Рассмотрение методов оценки и анализа финансового состояния;

4) Анализ формирования и использования капитала предприятия ООО «Альянс»

5) Оценка финансового состояния на примере баланса и формы №2 ООО «Альянс».

6) Анализ товарооборота ООО «Альянс»

7) Формирование предложений по улучшению финансового состояния исследуемого предприятия

 

Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия как инструмент управления

Глава 2. Анализ формирования и использования капитала, анализ финансовой устойчивости   предприятия ООО «Альянс»

 

Оценка имущественного положения предприятия

Исходными данными финансового анализа являются формы годового отчета №1 «Баланс предприятия» на 01.01.2001г. и на 01.01.2002г.; №2 Приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках» (Приложения 1-4)

Предварительный анализ и оценка имущественного положения предприятия.

Предварительная оценка финансового состояния проводится по данным баланса предприятия ООО «Альянс», используя вертикальный и горизонтальный его анализ (Таблица №3 «Вертикальный и горизонтальный анализ баланса по укрупненной номенклатуре статей»).

Анализ данных таблицы показывает, что основной статьей актива баланса является группа запасов - на конец 2001 года их доля в активе баланса составила 81,41%, увеличившись в сравнении с данными баланса на начало 2000г на 551% (в абсолютном значении с 6464 тыс. руб. до 35676 тыс. руб., то есть на 29212 тыс. рублей). Второй крупной статьей баланса являются основные средства- 16,58% актива на конец 2001года, в сравнении с балансом на 01.01.2000г. доля ОС в структуре баланса увеличилась на 394%, в абсолютном выражении сумма ОС увеличилась на 5422 тыс. рублей. Доля дебиторской задолженности на начало 2000г. составляет 12,4%, на 10,42% снизившись за 2000г и 2001гг. (до 2,008% в структуре актива).

Анализ структуры пассива предприятия за 2000-2001гг показал, что доля собственного капитала в структуре баланса на начало 2000г. составила 2,3%, а на конец 2001 года увеличилась до 69,68%; в абсолютном значении сумма собственного капитала за два года увеличилась на 13880%. Рост доли собственного капитала показывает положительную тенденцию в изменении финансовой устойчивости предприятия

Привлеченный капитал составляет 30,32%, снизившись на 67,36% по сравнению с началом 2000 года. Суммовое значение привлеченного капитала увеличилось на 143,19% (с 9279 тыс. руб. до 13287 тыс. руб.).

 

 

Рост доли собственных средств связан с появлением в структуре пассива баланса группы «Добавочный капитал». Добавочный капитал предприятия в размере 29700 тыс. рублей сформирован за счет взносов учредителей ООО «Альянс» на развитие предприятия. Часть добавочного капитала была получена В виде помещения для офиса и склада, другая часть- денежными средствами, которые предприятие израсходовано на покупку товаров для перепродажи, приобретение инструментов и оборудования для монтажа систем вентиляции, на ремонт предоставленного помещения.

Анализ запасов предприятия

Большое влияние на финансовое состояние предприятия и его производственные результаты оказывает состояние производственных запасов и готовой продукции.

Анализ структуры и динамики запасов рассмотрен в таблице №4

На анализируемом предприятии остаток запасов увеличился за два прошедших года в 5,5 раз (с 6464 тыс. руб. до 35676 тыс. руб.). Основной долей в структуре запасов является готовая продукция и товары для перепродажи- 91,87% на начало 2000 года; 93,45% на конец 2000 года, и 73,95% на конец 2001 года (если к товарам на складе добавить отгруженные товары, то доля товаров на конец 2001 составит 97,2%). Как уже говорилось выше, увеличение группы запасов связано с получением денежных средств от учредителей, часть которых была направлена на приобретение товаров для перепродажи и инструментов.

 

Анализ товарной продукции

Большой удельный вес товарной продукции связан с ростом конкуренции, потерей рынков сбыта, снижением спроса из-за низкой покупательной способности субъектов хозяйствования, высокой себестоимостью продукции, неритмичностью отгрузки и др. Увеличение остатков товаров на складах привело к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплате процентов по ним, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия. В настоящее время эта одна из основных причин недостаточной платежеспособности предприятия.

Продолжительность нахождения капитала в товарах равна времени хранения товаров на складах с момента поступления до отгрузки покупателям.

Анализ данных таблицы №6 показывает, что коэффициент оборачиваемости готовой продукции снизился с 2,057 до 1,709, то есть период оборота готовой продукции увеличился с 177 дней до 213,5 дней.     

                                                                     

Таблица №6. Анализ оборачиваемости готовой продукции                  

Показатель 2000год 2001год
Средние остатки готовой продукции, тыс. руб. 18987,5 29210,5
Себестоимость отгруженной продукции за анализируемый период, тыс. руб. 39062 49946
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции 2,057 1,709
Продолжительность оборота средств в остатках готовой продукции, дни 177 213,5

 

Вывод: анализ имущественного положения предприятия показал, что основной статьей актива баланса являются запасы -81,41%, пассива – собственный капитал -69,68% и заемный капитал – 30,32%. Оборачиваемость активов предприятия за исследуемый период снизилась в 1,2 раза, и составила 213,5 дней. Снижение показателей оборачиваемости произошло за счет увеличение группы запасов в активе баланса, что привело к замораживанию финансовых ресурсов предприятия.

Потребители

Каждому предприятию очень важно тщательно изучать своих клиентов. Предприятие «Альянс» может выступать на следующих рынках:

-потребительский рынок - отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

-рынок промежуточных продавцов – организации приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с выгодой для себя (ООО «Искра», ООО «Светар», ЗАО «Компьютергейм» и т.д.);

-рынок конечных потребителей – организации, приобретающие оргтехнику и компьютеры для использования в своей деятельности (бюджетные и коммерческий организации, т.е. юридические лица).

Потребители рассчитывают на приобретение товаров и услуг в соответствии с их потребностями по качеству, ценам, сервису.

На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы внешней среды (повышение цен, предъявление требований к качеству продукции и др.). Важное значение для розничной торговли приобретают факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень количественных потребностей в товаре и др.

Поставщики

Поставщики участвуют в процессе материально-технического обеспечения деятельности предприятия. Серьезными аспектами конкуренции со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество материально-сырьевых ресурсов, договорные условия.

Основными поставщиками ООО «Альянс» являются:

· ТД Деникин (кондиционеры и теплотехника);

· Супермаркет «Никс» (компьютеры и оргтехника);

· ТД Терра (компьютеры и расходные материалы);

· ЗАО Компак (фирменное оборудование «Компак»);

Фирмой не используются прямые каналы товародвижения, связанные с перемещением товаров от производителя к потребителю без привлечения независимых посредников. Практически все поставщики ООО «Альянс» являются посредниками-импортерами. Использование прямых каналов товародвижения для ООО «Альянс» на данный момент затруднительно, так как:

- требует значительных финансовых вложений, 

-предполагает наличие отлаженного механизма работы с таможней;

Предприятием «Альянс» используются в основном крупнооптовые закупки.

Конкуренты

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Цель конкурентов на рынке – чтобы покупатель купил их товар или услугу.

Факторами успеха ООО «Альянс» являются:

1) Жесткий контроль за качеством продукции;

2) Осуществление предприятием доставки товара до склада покупателя;

3) Ценовая конкурентоспособность;

В течение последних четырех лет работы исследуемое предприятие постоянно вкладывало денежные средства в изучение потребительского спроса, финансировало проведение рекламной компании по продвижению предприятия на рынке.

Так как последние несколько лет на рынке компьютерной техники идет жесткая конкуренция и посреднические компании снижают цены на продукцию, а также выросли цены на транспортные перевозки, доходность данного рынка значительно снизилась.

 

Для анализа товарооборота и приведение стоимости товаров к сопоставимым ценам используется индекс цен, равный 1,06. Данный показатель взят из данных статистических наблюдений Госкомстата РФ, опубликованных в периодической печати.

Анализ динамики объема товарооборота ООО «Альянс» приводится в таблице №17.

Рассматривая данные таблицы №16, можно заметить, что в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, произошли следующие изменения: снизилась доля продаж компьютеров и оргтехники- в общем на 2,35%, как в действующих, так

 

 

Таблица 17. Анализ динамики объема товарооборота по структуре за 2000-2001 годы.

   

 

           

 

 

   

товарные группы

2000 год

2001 год

отклонения

Темп роста

сумма

уд. Вес

сумма в действ. ценах

индекс цен

сумма в сопост. ценах

Уд. Вес.

сумма

уд. Вес

В действ. ценах

В сопост. ценах

сумма в действ. ценах сумма в сопост.ценах

 

 

компьютеры

9592,69

23,3

11593,6 1,06 10937,3 22,4 2000,89

1344,65

-0,89

120,86

114,02

оргтехника

10527,65

25,6

12483,8 1,06 11777,2 24,1 1956,15

1249,52

-1,44

118,58

111,87

расходные материалы

1779,32

4,32

2184,15 1,06 2060,52 4,22 404,83

281,19

-0,1

122,75

115,80

кондиционеры

12541,75

30,5

14952,6 1,06 14106,2 28,9 2410,86

1564,49

-1,56

119,22

112,47

теплотехника

4843,71

11,8

3824,85 1,06 3608,34 7,39 -1018,86

-1235,36

-4,37

78,97

74,50

радиостанции

1470,41

3,57

1107,6 1,06 1044,91 2,14 -362,81

-425,51

-1,43

75,33

71,06

другое

432,47

1,05

5610,46 1,06 5292,89 10,8 5177,99

4860,42

9,79

1297,3

1223,86

Итого:

41188

100

51757 1,06 48827,4 100 10569,00

7639,36

0

125,66

118,55                                    

 

и в сопоставимых ценах, на 4,37% снизилась доля объема продаж теплотехники. Последнее может быть объяснено тем, что ноябрь, декабрь 2001 года (основной период продаж оборудования данного направления) был теплым, что снизило потребность в данной технике. В отношении снижения объема продаж радиостанций (на 28,94%) можно заметить, что это достаточно специфическое оборудование, покупку которого могут себе позволить только те предприятия, у которых есть специальное разрешение Федеральной Службы Безопасности. Такие организации в основном финансируются их бюджета – дефицит которого и снизил спрос на данное оборудование. Вместе с тем увеличилась доля реализации группы «другое» (на 1123,86%) – в данную группу вошли товары, не характерные для продаж в исследуемом предприятии; это- мебель, оборудование для пищеблоков пунктов общественного питания, профессиональные пылесосы и т.п. Можно предположить, что в связи с перенасыщением рынка оргтехники и кондиционеров, предприятие пытается найти новое направление деятельности, отвечая на потребности покупателей.

Используя данные таблицы №17, рассчитаем равномерность развития товарооборота в 2001 году. Расчет приводится в таблице №18.

 

Таблица 18. Расчет равномерности развития товарооборота в 2001 году.

Товарные группы Темп изменения к 2000 году, % (Х)   (Х-Х)   (Х-Х)2
компьютеры 114,02 -4,53 20,54
оргтехника 111,87 -6,68 44,64
расходные материалы 115,80 -2,75 7,54
кондиционеры 112,47 -6,08 36,91
теплотехника 74,50 -44,05 1940,80
радиостанции 71,06 -47,49 2255,09
другое 1223,86 1105,31 1221717,28
Итого: 118,55 993,73 1226022,82

 

По данным таблицы №18 найдем коэффициент равномерности развития товарооборота:

1226022,82/7= 418,50

(418,5*100)/118,55 =353

Коэффициент равномерности равен 353,0. Следует заметить, что основное влияние на коэффициент оказало резкое, на 1223,86%,изменение товарной позиции «другое». Если не брать в расчет данную группу, то результаты расчета будут диаметрально противоположными - коэффициент равномерности развития товарооборота будет равен 77,04.

 

Заключение

 

Необратимые изменения всех сфер окружающей среды оказывают влияние на конкретные предприятия и для того, что бы развиваться, менеджеру необходимо принимать и реализовывать хозяйственные решения.

Принятию управленческих решений предшествует анализ и оценка производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, позволяющие выявить главные взаимосвязи и взаимозависимости на предприятии.

Результативность анализа во многом зависит от его информативной базы. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является бухгалтерский баланс и приложения к нему. Баланс предприятия представляет собой совокупность сведений о результатах работы предприятия, отражающим итоговые данные на определенную дату времени.

Финансовое состояния предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. Основными показателями анализа баланса являются: показатели финансовой устойчивости, рентабельности, оборачиваемости, ликвидности предприятия.

На основе проведенного анализа балансов ООО «Альянс»и выявленных тенденциях развития предприятия сделаны следующие выводы:

1) Предприятие на конец исследуемого периода имеет прибыль в размере 837тыс. рублей, в том числе полученную за 2000-2001гг. получено 616 тыс. рублей.

2) основной статьей актива баланса являются запасы -81,41%, пассива – собственный капитал -69,68% и заемный капитал – 30,32%. Оборачиваемость активов предприятия за исследуемый период снизилась в 1,2 раза, и составила 205 дней.

3) Суммы активов баланса выросла на 461%

4)Увеличение объема выручки от реализации составило 20,42% за исследуемый период.

3) Анализ финансовой устойчивости показал, что ООО «Альянс» находится в устойчивом финансовом состоянии, то есть имеет достаточно активов для покрытия краткосрочной кредиторской задолженности.

4) Рентабельность основной деятельности предприятия на конец исследуемого периода равна 55%, снизившись за исследуемый период на 29%.

5) Анализ ликвидности показал, что за анализируемый период предприятие улучшило свое финансовое положение: коэффициенты быстрой и текущей ликвидности и на начало, и на конец исследуемого периода удовлетворяют нормативу. Для абсолютной ликвидности баланса предприятию необходимо увеличить наличные денежные средства.

Для улучшения финансового состояния руководству ООО «Альянс» рекомендуется следующее:

- увеличение выручки от реализации до 69 млн. рублей. Подобное увеличение возможно за счет проведения рекламной компании, внедрения возможности для покупателей приобретать товары в рассрочку, предоставление коммерческих кредитов, скидки за увеличение объема проданных товаров.

- сокращение расходов предприятия до 97% от объема выручки. Сокращение расходов рекомендуется за счет поиска поставщиков с более низкими ценами, усиления контроля за списанием материалов на монтаж кондиционеров, улучшение показателей производительности труда офис- менеджеров и бригад монтажников.

- оптимизация денежных потоков предприятия за счет сокращения разрыва между отгрузкой товара и его оплатой, истребованием дебиторской задолженности, увеличением объема выручки предприятия.

- увеличение абсолютной ликвидности баланса предприятия за счет ликвидации дебиторской задолженности и своевременного погашения кредиторской задолженности, увеличение объема денежных средств до 1455 тыс. рублей в конце планового периода.

По данным анализа прогнозного баланса, составленного на основе рекомендуемых мероприятий, сделаны выводы:

1. Предприятие в плановом периоде увеличило чистую прибыль на 1292 тыс. рублей, соответственно улучшив показатели рентабельности деятельности,

2. Стабилизированы денежные потоки предприятия и на конец планового периода показатель абсолютной ликвидности баланса равен 2,54; то есть удовлетворяет нормативу

 

 

Литература

1. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 № 31-р

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять экономикой. – М.: «Финансы и статистика», 1996

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Ф. и Ст., 2000г.

4. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности.- М.: Ф. и Ст., 1996г.

6. Борисов Л.П. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ Консультант, № 8, 2000. С. 71-75

7. Григорьев Ю.А. Проблемы определения платежеспособности предприятия// Консультант, № 23, 1999. С. 84-88 

8. Григорьев Ю.А. Рентабельность предприятия и проблемы совершенствования отчетности// Консультант, № 21, 1999. С. 83-88

9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности.-М.: ДИС, 1998г.

10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: пер. с англ./под ред. Табалиной С.Д.-М.: Аудит, Юнити,1997г.

11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М.: Ф. и Ст., 2000г.

12. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2002г.

13. КовалевВ.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Ф. и Ст., 1998г.

14. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ДиС, 1997

15. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: ДиС, 1998

16. Репин В.В. Внедрение управления финансами предприятия//Консультант, № 18, 1997. С. 45-49

17. Репин В.В. Дебиторская задолженность: анализ и управление/Консультант, № 18, 1998. С. 62-65

18. Репин В.В. Управление финансами предприятия: ключевые проблемы/ Консультант, № 11, 1998. С. 51-54

19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Мн.: «Экоперспектива»,1998г.

20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Инфа-М,2002г.

21. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. – М.: Дело, 1999

22. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: Российская практика. – М.: Перспектива, 1995

23. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. – М.: Перспектива, 1994

24. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой./ Под ред. А.П. Градова и Б.И. Кузина. – СПб.: Специальная литература, 1996

25. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. Мн.: Интерпресссервис, Экоперспектива,2002г.

26. Тренев Н.Н. Механизмы управления предприятием/Аудит и финансовый анализ, № 3, 1998.

27. Финансовый анализ деятельности фирмы. – М.: Ист-сервис, 1994

28. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ./Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. – М.: Инфра-М, 1996

29. Шеремет В.В., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.-М.: Инфа-М,1996г.

 

Приложения

 

 

Введение

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования, в условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение; выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденцией во всем мире.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.

Результативность финансового анализа во многом зависит от организации и совершенства его информативной базы. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является отчетный бухгалтерский баланс и приложения к нему: «Отчет о прибылях и убытках» 9форма №2), «Отчет о движении капитала» (форма №3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Целью дипломной работы является проведение финансового анализа на примере ООО «Альянс», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.

Основными задачами, поставленными при написании дипломной работы, являются:

1) Выявление назначения и роли финансового анализа;

2) Изучение показателей финансового анализа предприятия;

3) Рассмотрение методов оценки и анализа финансового состояния;

4) Анализ формирования и использования капитала предприятия ООО «Альянс»

5) Оценка финансового состояния на примере баланса и формы №2 ООО «Альянс».

6) Анализ товарооборота ООО «Альянс»

7) Формирование предложений по улучшению финансового состояния исследуемого предприятия

 

Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия как инструмент управления

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.