Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с «отмыванием» денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от криминальных инвестиций и, следовательно, от установления контроля со стороны преступных организаций. Во-вторых, выявление и конфискация преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности организованной преступности, препятствуют их дальнейшему развитию. Наконец, восстановление всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена исполнителей на руководство преступной организации.

Термин «отмывание» денег впервые употребляется в начале 80-х годов в США в связи с ростом незаконной торговли наркотиками и доходов от нее и обозначает процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег в легальные («белые») деньги.

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной Деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:

- конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении.

Венская конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

Реагируя на эти процессы, Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 08.11.90 признала преступлением действия, связанные с «отмыванием» денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Но в разных странах существуют различия в законодательстве при определении перечня деяний, являющихся источником происхождения средств, подвергаемых «отмыванию». В качестве таковых могут рассматриваться:

- преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

- преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

- правонарушения;

- преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Российские законодатели избрали в проекте Федерального закона «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» вариант более широкого перечня. Уже в названии Закона речь идет о доходах, полученных незаконным путем, что, разумеется, гораздо более широкое понятие, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяются как «вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения».

«Отмывание» денег представляет собой сложный, достаточно продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей, хотя на практике они не всегда четко прослеживаются.

Наиболее распространенной в мировой практике является трехфазовая модель:

1. Placement;

2. Layering;

3. Integration.

Первая фаза подразумевает предварительное «отмывание» денег (преобразование в другие виды валют, купюры иного достоинства, ценные бумаги). В банковском секторе формы первой фазы направлены на обход существующих во многих странах положений об обязательной идентификации клиента.

Основные формы первой фазы:

- мошенничество с использованием подставных лиц и фирм;

- подкуп и запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации клиента;

- смурфинг – организованная покупка легко преобразуемых имущественных ценностей, преимущественно финансовых инструментов (каждая покупка осуществляется на сумму ниже той, с которой возникает обязанность идентификации);

- структуринг – платежи небольшими суммами на один банковский счет;

- обменные сделки – организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

- использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной выручке которых примешиваются «грязные» деньги;

- создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих «грязные» деньги в качестве выручки.

Цель второй фазы – отделение преступных доходов от источника их происхождения путем проведения комплекса финансовых операций. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей.

Операции второй фазы носят, как правило, международный характер. «Отмывание» внутри страны применяется прежде всего как предварительная ступень к международному «отмыванию».

Для осуществления операций во второй фазе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием перевода денег. Используются также так называемые «подпольные» («подземные») концерны, в которые входят предприятия одной сферы, имеющие вертикальные и горизонтальные связи.

«Грязные» деньги вводятся в оборот через розничных торговцев как выручка от торговли. На эти деньги у оптового торговца закупаются скоропортящиеся продукты, которые далее списывают как испортившиеся. Это, разумеется, лишь одна из возможных схем деятельности «подпольных» концернов.

В настоящее время для проведения операций второй фазы большую роль играют оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слаборазвитой системой финансового контроля. Для страны, в которой осуществляется «отмывание» денег характерны следующие условия:

- отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков;

- анонимные банковские счета;

- отсутствие обязательной идентификации клиентов;

- недостаточно эффективно работающие органы юстиции;

- отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное происхождение;

- др. условия.

В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются следы финансовых операций. В Европе к таким регионам относятся: Андорра, Болгария, Кампион (Италия), Гибралтар, Гернси, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Швейцария, Кипр. В африкано-арабском регионе – Абу-Даби, Ангола, Бахрейн, Дубаи, Кувейт, Ливия, Либерия, Оман, Сейшельские острова, ОАЭ; в Восточной Азии и Полинезии – Австралия, Гонконг, Новая Каледония, Новая Гвинея, Сингапур, Шри Ланка, Таиланд; в Латинской Америке – Барбадос, Багамы, Бермуды, Каймановы острова, Коста-Рика, Чили, Гаити, Ямайка, Куба, Никарагуа, Нидерландские Антильские острова, Панама, Уругвай, Венесуэла.

Деньги переводятся на счета оффшорных фирм на основе фиктивных экспортно-импортных контрактов или контрактов с завышением цены.

В третьей фазе деньги обретают новый, легальный источник происхождения и инвестируются в легальную экономику. Многие формы, используемые в третей фазе, давно известны и применяются, в частности, для снижения уровня налогообложения.

Сделки с занижением цены. В качестве примера можно привести операцию с недвижимостью. Приобретается дом по заниженной цене. Разница с реальной ценой доплачивается «черными» деньгами. После этого «производится ремонт», и здание продается по более высокой цене. В результате образуется легальный доход. Аналогичные операции проводятся и с акциями по условиям рыночных цен.

 Сделки с завышением цены. Распространены в биржевом обороте, в операциях с произведениями искусства, на аукционах. Вещи, стоимость которых можно определить лишь условно, оценочно продаются по очень высокой цене. В результате образуется высокий реальный доход.

Трансферпрайсинг (Transferprising). Распространен в экспортно-импортных операциях. Составляются два договора: фиктивный (с завышением суммы сделки) и реальный. По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете этой фирмы в качестве дохода.

 «Отмывание» денег через казино и лотереи. Деньги декларируются в качестве выигрыша.

Ссуды и уплата процентов. Деньги депонируются на счете зарубежной фирмы. После этого фирма дает ссуду или выступает гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для получателя легальными деньгами.

Прямые инвестиции. Осуществляются в заключительной фазе с помощью «отмытых» денег.

Размещение средств зависит от их размера, профессиональных знаний преступников и их советников. Транснациональные корпорации используют, как правило, весь спектр инвестиционных возможностей.

Говоря о проблеме «отмывания» денег, нельзя не упомянуть об организации, занимающейся борьбой с данным видом преступления. В июле 1989 года в Париже по решению совещания на высшем уровне стран «Большой семерки» была создана «Специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания» денег» (FATF).

FATF является межправительственной организацией, целью которой является разработка и содействие политике государств, направленной на борьбу с «отмыванием» денег.

В настоящее время членами FATF являются 26 государств. Это государства – члены Организации экономического сотрудничества и развития (Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Япония, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, Северная Ирландия, США), а также Гонконг и Сингапур.

 Кроме того, в состав FATF входят две международные организации: Комиссия Европейских Сообществ и Совет по Сотрудничеству Стран Персидского залива. Обращает на себя внимание тот факт, что из 26 государств - членов FATF 18 являются европейскими.

Длительное время прием новых членов FATF не осуществлялся. Только в 1998 году был поставлен вопрос о возможном расширении FATF за счет приема Аргентины, Израиля и России, с учетом их активного участия в деятельности организации.

Государства, не являющиеся членами FATF, участвуют в ее работе в статусе наблюдателей. Каждый год в FATF председательствует одно из государств-членов.

Исполнительным органом FATF является Секретариат со штаб-квартирой в Париже, возглавляемый Исполнительным Секретарем.

Основные направления деятельности FATF:

- разработка и совершенствование системы мер, направленных на борьбу с «отмыванием» денег. Основу этой системы образует Специальная программа FATF по борьбе с «отмывание» денег;

- распространение рекомендаций FATF и оказание технической помощи государствам в разработке и экспертизе соответствующего законодательства с учетом рекомендаций FATF;

- проведение инспекций в государствах-членах FATF с целью оценки выполнения рекомендаций и состояния дел в сфере борьбы с «отмыванием» денег;

- проведение семинаров и конференций.

Наряду с рекомендациями, являющимися основой для разработки государствами законодательства, направленного на борьбу с «отмыванием» денег, FATF выпускает рекомендации по конкретным проблемам.

По итогам работы FATF публикует ежегодные отчеты. В отчетах, наряду с информацией о деятельности FATF за прошедший год, дается подробный анализ состояния дел и изменений правового регулирования в сфере борьбы с «отмывание» денег в странах, в которых проводились инспекции FATF. По результатам инспекций в годовых отчетах даются рекомендации государствам по совершенствованию национального законодательства.

Проблема «отмывания» денег в России является практически неизученной. Статья 174, предусматривающая уголовную ответственность за легализацию («отмывание») денежных средств или иного имущества, появилась в новом Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 1997 года.

Прежде всего, следует обратить внимание на ряд важнейших экономических, криминалистических и правовых аспектов ситуации в России.

К моменту начала рыночных реформ в СССР, позднее в России, существовали значительные теневые капиталы. В условиях недостаточного контроля за происхождением денежных средств эти капиталы были инвестированы в создаваемые легальные коммерческие структуры и приватизируемые государственные предприятия. В результате значительное количество экономических субъектов оказалось под контролем криминальных структур. Следует также учесть, что высокие налоговые ставки ведут к тому, что многие легальные предприятия уклоняются в той или иной степени от уплаты налогов в полном объеме.

В результате в России сформировался значительный нелегальный наличный оборот. Появились фирмы, зарегистрированные на подставных лиц, которые оказывают услуги по продаже предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, перевод которых осуществляется по фиктивным счетам и договорам. «Черные» наличные деньги используются для выплаты зарплат, взяток, уплаты денег за охрану преступным группам, а также для расчетов между предприятиями.

Отсутствие жестких границ между отдельными государствами СНГ позволяет преступным организациям осуществлять неконтролируемые перевозки денег и товаров. В России действуют организованные преступные группы из других государств СНГ, а также транснациональные криминальные корпорации (в частности, итальянские и китайские).

Все перечисленные факторы, а также то, что до сих пор не принят Федеральный закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем», обуславливают специфику «отмывания» денег в России по сравнению с зарубежными странами.

В первой фазе «отмывания» капитала в России, введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между легальными предприятиями. Организованными преступными группами создаются фиктивные фирмы, занимающиеся так называемой «обналичкой», то есть легальным предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, за что предприятие платит комиссионные в размере 1-8% от суммы. Через эти фирмы возможна и продажа наличных денег, полученных от преступной деятельности

Фиктивные фирмы работают обычно не более трех месяцев. К моменту возникновения обязанности сдачи отчетности и уплаты налогов за первый квартал работы денег на их счетах уже не остается.

Введение в оборот «грязных» наличных денег может также осуществляться через благотворительные фонды и иные некоммерческие организации. Деньги вносятся небольшими суммами в качестве пожертвований и взносов, которые не облагаются налогами.

Во второй фазе ситуация является сходной с существующей в зарубежных странах. Также широко распространено создание оффшорных предприятий, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах фирм, занимающихся «обналичкой», и фондов.

По данным 1997 года российскими гражданами только на Кипре было создано около 4 тысяч предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России. Всего же, по оценкам специалистов Министерства экономики России, в оффшорных зонах создано около 60 тысяч предприятий с российским участием.*

В третей фазе российскими преступными организациями используются следующие формы: трансферпрайсинг, «отмывание» через казино, лотерей.

В сфере инвестиций распространены инвестиции в недвижимость, в том числе за рубежом, создание и участие в легальных предприятиях. К специфике российской преступности следует отнести широкое участие в приватизации государственных предприятий.

Проникновение в легальную экономику легализуемых криминальных капиталов ведет к установлению контроля преступными организациями над отдельными секторами экономики, распространению средств и методов криминальной конкуренции, переориентации деятельности экономических субъектов в интересах преступных организаций и в результате к деформации экономической системы.

Данные причины, а также рост организованной преступности в России, выход ее на международный уровень, увеличивающийся поток «грязных» денег обуславливают необходимость серьезного подхода к данной проблеме и принятия жестких адекватных мер.

И начало борьбе с финансовой базой организованной преступности и «отмыванием» денег в России положено. С 1 января 1997 года вступил в силу новый Уголовный кодекс РФ. Статья 174 УК предусматривает ответственность за легализацию («отмывание») денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Легализация в части 1 ст. 174 определяется как «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно использование данных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности».

Предметом преступления, согласно статьи 174 УК, являются денежные средства или иное имущество, приобретенное заведомо незаконным путем, то есть в результате совершения преступления или иного правонарушения.

Уголовной ответственности подлежат следующие действия:

- совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем;

- совершение других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем;

- использование денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Состав преступления является окончательным в момент совершения любого из перечисленных действий. Под финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Еще одним шагом, направленным на борьбу с «отмыванием» преступного капитала явилось принятие в 1997 году Банком России «Положения об организации внутреннего контроля в банках» и «Указания о порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях – участниках финансовых рынков» и «Методологические рекомендации по вопросам работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации».

В соответствии с данными документами кредитные организации обязаны предпринимать меры по предотвращению легализации средств, полученных незаконным путем.

На сотрудников кредитных организаций возлагается обязанность идентификации клиентов. К нарушениям требования о предотвращении легализации средств, полученных незаконным путем, со стороны сотрудников кредитных организаций относятся, в частности:

- осуществление или содействие осуществлению операций в случаях, когда сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать, что денежные средства или иное имущество клиента кредитной организации, вовлеченные в операцию, были получены незаконным путем;

- сокрытие или перевод незаконно полученных средств;

- уклонение, прямое или косвенное противодействие изучению службой внутреннего контроля деталей операций, которые могут быть направлены на легализацию средств, полученных незаконным путем;

- нераскрытие сведений или подозрений о возможной легализации средств, полученных незаконным путем.

Но основным документом, направленным на борьбу с «отмыванием» денежных средств, должен стать Федеральный закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем». К сожалению, данный закон еще не принят Государственной Думой России, что осложняет усилия, направляемые на противодействие легализации преступных капиталов.

Законопроект предусматривает введение в России системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение "отмывания" денег, а также развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с «отмыванием» денег.

ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» распространяется на деяния граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, а также юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом на территории Российской Федерации.

Согласно Закону под легализацией («отмыванием») доходов, полученных незаконным путем, понимается придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению вещами, деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, в том числе имущественными правами, приобретенными заведомо незаконным путем.

Закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать сведения, необходимые для идентификации физических лиц, совершающих операции на сумму, равную или превышающую 2000 минимальных размеров оплаты труда, и юридических лиц при операциях на сумму, равную или превышающую 20000 минимальных размеров оплаты труда.

По рублевым операциям устанавливается обязанность хранения документов с момента открытия счета до истечения пяти лет после его закрытия. По валютным операциям срок хранения документов составляет 10 лет.

Разработчики российского законопроекта объединили принятые в западных странах обязанности установления истины и сообщения о подозрительных операциях, введя вместо них обязанность сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, то есть содержащей хотя бы один из перечисленных в законе признаков, которые могут указывать на "отмывание" денег.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны сообщать обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, в Государственную налоговую инспекцию, а об операциях в иностранной валюте в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.

Задача организаций упрощается и становится более формализованной. Основная нагрузка по проверке подозрительных операций ложиться на государственные органы.

Вызывает серьезные сомнения целесообразность разделения функций проверки операций, подлежащих обязательному контролю, между Госналогслужбой России по рублевым операциям и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю по валютным операциям. Современное "отмывание" денег имеет, как правило, международный характер. В процессе "отмывания" используется одновременно несколько видов валют. Поэтому разделение полномочий, банков данных, проблемы взаимодействия двух ведомств лишь усложнят борьбу с "отмыванием" денег.

Учитывая немаловажную роль в борьбе с "отмыванием" денег финансово-кредитных организаций нельзя не упомянуть о такой проблеме как "банковская тайна". Данный вопрос является одним из наиболее проблемных, причем не только для России. В российском законодательстве вопросы передачи сведений, составляющих банковскую тайну, регулируются ФЗ "О банках и банковской деятельности" в редакции от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ, законодательными актами о деятельности Счетной палаты РФ, органов Государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов, Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР. Проект ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» содержит статью 7: "Передача сведений, составляющих коммерческую, банковскую или служебную тайну".

Как ФЗ "О банках и банковской деятельности", так и проект ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» предусматривают передачу кредитными организациями сведений по операциям и счетам юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, суду, Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Сведения по счетам и вкладам физических лиц могут передаваться судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия, находящимся в производстве. Таким образом, возможность передачи сведений, составляющих банковскую тайну, судам и органам предварительного следствия позволяет осуществлять расследование преступлений в сфере "отмывания" денег и их судебное разбирательство. Данные положения соответствуют требованиям Конвенции Совета Европы.

Учитывая общемировую значимость проблемы борьбы с "отмыванием" преступного капитала, существует объективная необходимость международного сотрудничества и координации действий, направляемых на борьбу с данным видом преступления. Применительно к России следует отметить ряд факторов, обуславливающих необходимость сотрудничества с европейскими странами в борьбе с "отмыванием" денег:

- российские преступные организации активно используют европейские финансовые рынки и рынки недвижимости для "отмывания" денег;

- в европейских странах, в частности, в Германии и Греции, проживает значительное число переселенцев из России, часть которых задействована в преступной деятельности и сотрудничает с российскими преступными организациями;

- Россия используется транснациональными криминальными корпорациями для транзита наркотиков из Юго-Восточной Азии в Европу, а также для сбыта наркотиков;

- Вместе с передвижением наркотиков происходит перемещение денежных средств;

- Отсутствие в России специального законодательства, направленного на борьбу с "отмыванием" денег, делает ее привлекательной для использования в первой и второй фазах легализации преступных доходов.

Сотрудничество в сфере борьбы с "отмыванием" доходов от преступной деятельности включает обязанности государств по сближению внутреннего законодательства в данной сфере; оказание помощи при проведении расследований и судебных разбирательств; принятие предварительных мер, таких как замораживание или арест имущества, которое может стать объектом запроса о конфискации; осуществление конфискации имущества, являющегося доходом от преступной деятельности.

Современный уровень интеграции мировой экономики, высокоразвитые финансовая и информационная системы являются хорошими предпосылками для развития сотрудничества по борьбе с "отмыванием" денег.

28 февраля 1996 г. в Страсбурге состоялась официальная церемония приема России в Совет Европы, что явилось важным шагом на пути развития сотрудничества России и европейских государств, имеющим большое политическое и правовое значение. Данное событие свидетельствует о признании как Россией, так и европейскими государствами необходимости расширения взаимного сотрудничества в различных сферах, в том числе в области борьбы с преступностью.

Прием России в Совет Европы был обусловлен принятием Россией ряда согласованных обязательств, изложенных в Заключении ПАСЕ №193. Данные обязательства связаны со сближением стандартов России и Совета Европы и предусматривают присоединение России к ряду европейских конвенций, совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским сообществом, которое включает в себя ст.81 "Отмывание" денежных средств". Соглашение предусматривает оказание России "административного и технического содействия с целью выработки приемлемых стандартов, в предотвращении отмывания денег, эквивалентных стандартам принятым Сообществом и международными форумами по данным вопросам.

И, наконец, немаловажным является сотрудничество России с FATF, которое началось в 1993 году. В этих взаимоотношениях Россию представляет Центральный Банк Российской Федерации. С самого начала сотрудничества российскими представителями поднимался вопрос о приеме в члены этой организации, но до 1998 года существовал мораторий на прием в FATF новых членов. В 1998 году был поставлен вопрос о возможности расширения FATF за счет приема Аргентины, Израиля и России, учитывая их активное участие в работе организации.

В настоящее время Банк России участвует в работе FATF в статусе наблюдателя. Препятствием в вступление в члены FATF, наряду с существовавшим мораторием, является также то, что в России до сих пор не принят закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» и неясно, насколько его положение будет соответствовать требованиям рекомендаций FATF.

На сегодняшний день сотрудничество России с FATF осуществляется в следующих формах:

- участие Банка России в мероприятиях FATF;

- обмен информацией методического характера, в том числе ознакомление Банка России с рекомендациями и годовыми отчетами FATF;

- проведение совместных семинаров и конференций;

- техническая помощь FATF в разработке российского законодательства в сфере борьбы с отмыванием денег.

На базе рекомендаций FATF Банком России в 1997 году были выпущены «Положение об организации внутреннего контроля в банках» и «Указания о порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях – участниках финансовых рынков», позволяющие российским кредитным организациям начать работу в этой области еще до принятия Федерального закона «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем».

Только при наличии жесткой, соответствующей международным стандартам, но учитывающей российскую специфику, законодательной базы, а также при тесном сотрудничестве со странами Европы и всего мира, возможна успешная борьба с организованной преступностью и "отмыванием" денег.

 

Заключение.

В настоящий момент экономика России находится в критическом положении. Августовская девальвация российского рубля, кризис в банковской сфере, политическая нестабильность отбросили экономику страны на несколько лет назад. Сейчас происходит переоценка экономической политики РФ за последние годы. Экономика России нуждается в коренных реформах, которые должны затронуть и валютную политику государства, сделать ее более жесткой, отвечающей нормам современной мировой практики.

Поэтому в данной работе были предприняты попытки рассмотреть механизм и правовую основу проведения валютных операций, являющихся частью валютной политики страны.

Реформирование внешнеэкономической деятельности после распада СССР происходило в исключительно сложной ситуации. Ее можно охарактеризовать следующими моментами: не замкнутость таможенной границы, истощение золотовалютных резервов, резко возросший внешний долг, фактическая дезорганизация государственной банковской системы. Поэтому изначально реорганизация системы внешнеэкономической деятельности строилась в направлении перехода от государственной монополии внешней торговли и административных методов управления к либерализации внешнеэкономической деятельности и использованию преимущественно экономических методов регулирования.

С началом экономических реформ, именно отсутствие должной нормативной базы предопределило целый ряд просчетов в экономической политике государства. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и контроля не была сформирована.

Началом борьбы государства с неорганизованностью во внешнеторговых отношениях стало принятие Федерального закона № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9.10.1992 г., в котором освещены основные принципы и правила валютной политики государства.

Недостаточный контроль со стороны государства за экспортными и импортными операциями привел к значительным потерям для страны. Однако, несмотря на отсутствие в стране эффективной законодательной базы, адекватной сложившейся ситуации, Правительство и Банк России как основные органы валютного регулирования и валютного контроля посредством своих решений все-таки добивались определенных позитивных сдвигов в решении данной проблемы. Первым шагом к контролю за экспортными операциями стало принятие совместной Инструкции Банка России и ГТК России №19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг» и введение с 1 января 1994 года таможенно-банковского контроля с помощью паспортизации экспортных сделок. Мера была вынужденной: она стала реакцией на кульминацию контрабандного экспорта.

Следующим шагом стало принятие совместной Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №30 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г. Это помогло поставить заслон необоснованным переводам иностранной валюты по каналам импорта посредством предоплаты импортных поставок (по существу, беспроцентных кредитов иностранным партнерам), завершения ценовых параметров.

Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции экспортных операций побудили недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности использовать другие, менее контролируемые каналы вывоза капиталов и сокрытия валютной выручки. Так, одним из таких каналов до недавнего времени оставались внешнеторговые товарообменные операции – бартерные сделки.

С этим связан следующий шаг в совершенствовании валютного контроля, реализованный в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г. №1300.

Важной задачей государства в период экономических реформ стало привлечение иностранных инвестиций.

Потребность российской экономики в инвестициях для струк­турной перестройки на ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е.Ясина, 800-900 млрд. долл. Внутренние возможности страны при максимальном использовании всех резервов - 400-600 млрд. долл. Чтобы безнадежно не отстать в развитии экономики и не за­тянуть на десятилетия "переходный период", необходимо за это время привлечь 300-400 млрд. долл. иностранных инвестиций.1

Инвестиции в российскую экономику осуществляются инве­сторами различных стран. Но США остаются безоговорочным ли­дером - 70 инвестиционных проектов, а сумма вложенных средств - более 800 млн. долларов. За Соединенными Штатами следует Гер­мания, у которой 19 инвестиционных проектов в России, а третье место заняла Южная Корея. Она осуществила в России 16 проек­тов, инвестировав более 500 млн. долларов, и обошла такие стра­ны, как Франция, Великобритания и Австрия.

Среди российских регионов по наибольшему количеству привлеченных иностранных ресурсов лидируют Москва и Московская обл., а также Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, республика Башкортостан. В дипломе приведены таблицы показывающие распределение иностранных инвестиций по российским регионам.

Но говорить о перспективах иностранного инвестирования в Россию трудно. Инвесторов пугает экономическая и политическая непостоянность Страны. Особенно остро проблема привлечения капиталов обозначилась после августовского кризиса 1998 года. Многие иностранные инвесторы в срочном порядке вывели свои денежные средства из страны. И что бы их вернуть необходима не только четкая экономическая программа по выходу страны из кризиса и политическая стабильность, но и реформирование законодательной базы. Необходимо обеспечить гарантии инвесторам от экономических и политических потрясений, создать необходимые условия для спокойной работы внутри страны.

Необходимо также отметить еще одну важную проблему, имеющую непосредственное отношение к теме «Валютные операции», которой уделено особое внимание в данной работе. К сожалению, с самого начала своей новой экономической жизни Россия столкнулась с такой проблемой, как вывоз капитала за пределы РФ. В настоящее время, по оценке бывшего премьер–министра РФ Примакова Е.М., ежегодная утечка капиталов из России составляет порядка 20-25 млрд. $2.

В дипломной работе раскрыты две причины этого явления:

- вывоз капиталов предпринимателями из РФ с целью сбережения заработанных доходов в условиях политической и экономической нестабильности;

- «отмывание» денег, полученных нелегальным путем.

Говорить о том, что бегство капиталов – проблема только России, неверно. Как свидетельствует мировой опыт, капитал всегда остро реагирует на угрозу политической и экономической нестабильности и именно тогда начинает перекачиваться из страны в страну. Возвращение же его начинается после восстановления национальной экономики, введения конвертируемости национальной валюты и других положительных экономических сдвигов.

Проблема бегства отечественных капиталов в России остро встала после объявления либерализации внешнеэкономической деятельности в начале 90-х годов. Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и контроля не была сформирована.

Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от непредсказуемых изменений российской политической и экономической конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании которых давно идут жаркие дебаты.

Масштабы вывоза капиталов из России и степень развития теневой экономической деятельности во многом обусловлены недопустимым затягиванием решения вопросов организационно-правового укрепления валютного контроля.

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г. Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер, регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли (имеется в виду невозврат экспортной выручки и непогашенные авансы по импорту) снизился с 2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до 0,8 млрд. в IV квартале.1

Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны, немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200 млрд. долларов, вывезенных из России. Но вернуть такие деньги только репрессивными методами невозможно. Поэтому в последнее время часто идут дискуссии по вопросу экономической амнистии. Под экономической амнистией подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они не находились.

Важна также политика государства по поводу экономической амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические нарушения, сопутствовавшие вывозу денег и на само происхождение данного капитала, либо государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание идти на компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об острой необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

Выход из ситуации с вывозом капиталов предпринимателями из страны можно решить не только ужесточением нормативной базы, но и, прежде всего, с созданием в России таких экономических и политических условий, когда деньгам выгодно будет работать внутри страны, а предприниматели не будут беспокоиться за их безопасность.

Важный вопрос, который предстоит также решить – это борьба с «отмыванием» денег.

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с «отмыванием» денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от криминальных инвестиций и, следовательно, от установления контроля со стороны преступных организаций. Во-вторых, выявление и конфискация преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности организованной преступности, препятствуют их дальнейшему развитию. Наконец, восстановление всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена исполнителей на руководство преступной организации.

Проникновение в легальную экономику легализуемых криминальных капиталов ведет к установлению контроля преступными организациями над отдельными секторами экономики, распространению средств и методов криминальной конкуренции, переориентации деятельности экономических субъектов в интересах преступных организаций и в результате к деформации экономической системы.

Данные причины, а также рост организованной преступности в России, выход ее на международный уровень, увеличивающийся поток «грязных» денег обуславливают необходимость серьезного подхода к данной проблеме и принятия жестких адекватных мер.

Но продуктивно бороться с «отмыванием» денег не возможно, учитывая то, что Государственная Дума до сих пор не приняла Закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем». Поэтому очевидны пути для дальнейшей работы.

Только при наличии жесткой, соответствующей международным стандартам, но учитывающей российскую специфику, законодательной базы, а также при тесном сотрудничестве со странами Европы и всего мира, возможна успешная борьба с организованной преступностью и "отмыванием" денег.

Таковы основные проблемы, которые были рассмотрены в ходе написания дипломной работы. Она позволила выявить ряд недочетов и упущений в российском валютном законодательстве. Эти пробелы особенно явно высветил августовский кризис в 1998 году. Явно напрашивается необходимость пересмотра ряда нормативных актов, а также принятие новых жестких законов в области валютного регулирования и валютного контроля.

И первые позитивные сдвиги уже видны. Благодаря жесткой политике Правительства России и ЦБ РФ удалось остановить дальнейшую девальвацию рубля, приостановить массовый вывоз капитала из страны, налаживается деятельность банковской сферы. Впервые экономисты заговорили и о подъеме отечественной промышленности. Всего этого нельзя достигнуть как без жесткой экономической политики в целом, так и валютной в частности.

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Закон Российской Федерации № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9.10.1992 г.

2. Указ Президента РСФСР №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15.11.1991 г.

3. Инструкция Центрального банка Российской Федерации №19, Государственного таможенного комитета Российской Федерации №01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» от 12.10. 1993 г.

4. Федеральный Закон «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» (проект).

5. Инструкция Центрального банка Российской Федерации №30, Государственного таможенного комитета Российской Федерации №01-20-10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г.

6. Указ Президента РФ №1163 « О первоочередных мерах по усилению валютного контроля в Российской Федерации» от 21.11.1995 г.

7. Указ Президента РФ №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» от 18.08.1996 г.

8. Постановление Совета Министров – Правительства РФ №205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» от 6.03.1993 г.

9. Постановление Правительства РФ №206 «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» от 28.02.1996 г.

10. Постановлением Правительства РФ №1267 «О создании в стране системы экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров» от 26.12.1995 г.

11. Валютное регулирование. Законодательство Российской Федерации и финансово-экономическая методология и практика. Комментарии. Разъяснения. - М.: Библиотечка «Российской газеты», Выпуск №10, 1997 г.

12. Носкова И.Я. Валютные и финансовые операции. - М.: И.О. «Юнити», 1996 г.

13. Есипов В.Е. Международные инвестиции и международные закупки. – С.-П.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1998 г.

14. Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.Н. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. – С.-П.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1998 г.

15. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. – М.: 1 Федеративная книготорговая компания, 1998 г.

16. Бурлак Г.Н., Кузнецова О.И. Техника валютных операций. – М.: «Финстатинформ», 1998 г.

17. Федоров Б.Г. Валютная политика СССР: взгляд в будущее. – М.: «Финансы и статистика», 1990 г.

18. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. – М.: «Российский Юридический Издательский Дом», 1999 г.

19. Хлестова И.О. Валютные операции и российское законодательство. – М.: БЕК, 1997 г.

20. Мусин Э. Вдогонку за российским капиталом…. Экономика и жизнь, 1998. - №23, с. 8

21. Галиев А., Гурова Т. Родина теряет детей и деньги. Эксперт, 1999. - №16, с.28-36

22. Мухина Т., Маковская Е. Поиграли, и хватит. Эксперт, 1998. - №39,       с. 12-15

23. Юрханов П.Р., Юрханов А.П. Иностранные инвестиции в Российской Федерации и их регулирование. Пищевая промышленность, 1998 - №4, с. 40-42

24. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации. Российский экономический журнал, 1998 - №3, с. 29-38

25. Татевосян Г. Инвестиционное законодательство в России. Инвестиции в России, 1998 - №8, с.19-21

26. Фаризов О. Современные формы привлечения иностранных инвестиций в России. Инвестиции в России, 1998 - №8, с. 10-11

27. Сыпченко С. Классификация инвестиций в западной и отечественной науке. Инвестиции в России, 1998 - №8, с. 22-23

28. Егорова Ю. Инвестиционная политика России на современном этапе. Финансовый бизнес, 1998 - №6, с. 45-50

29. Смородинская Н.В. Бегство капиталов в теории и практике: анализ российской ситуации. Банковские услуги, 1998 - №9, с. 5-20

30. Сорокина Е.А. Роль Банка России в решении проблем оттока капитала и отмывания грязных денег. Банковские услуги, 1998 - №9, с. 20-22

31. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы. Вопросы экономики, 1998 - №7, с. 33-41

32. Мусин Э.Ф. В Европе с «отмыванием» строго. Экономика и жизнь, 1997 - №51, с.26

33. Мовсесян А., Журавлев В. Как остановить «бегство» капитала. Банковское дело, 1999 – «3, с. 15-17

34. Петров Ю. Утечка капитала, платежно-долговой кризис и задачи валютно-финансовой политики. Экономический журнал, 1998 - №11-12, с. 48-63

35. Скляров С. Война валюте. Эксперт, 1999 - №13, с.7

36. Сироткин В., Баженов Е. Кубок вывоза. Деньги, 1999 - №13, с.25-27

Приложения.

Приложение 1.

Полный перечень текущих валютных операций:

1) Переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуще­ствления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, свя­занных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

2) Получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

3) Переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операци­ям, связанным с движением капитала;

4) Переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной власти с их валютных счетов, открытых в упол­номоченных банках Российской Федерации, в оплату вступи­тельных и членских взносов Российской Федерации в пользу международных организаций, участником которых является Рос­сийская Федерация.

5) Переводы резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, в оплату всту­пительных и членских взносов в пользу международных непра­вительственных организаций, являющихся нерезидентами.

6) Переводы резидентами (юридическими и физическими ли­цами) иностранной валюты в пользу нерезидентов — организа­торов международных симпозиумов, конференций, других меж­дународных встреч, а также международных выставок, ярмарок, спортивных соревнований, иных культурных мероприятий, про­водимых на территории иностранных государств, за участие ре­зидентов в указанных мероприятиях, за исключением затрат, учи­тываемых как капитальные вложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета соответствующих государств.

7) Зачисление резидентами — организаторами международ­ных симпозиумов, конференций, а также других международных встреч, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, иных куль­турных мероприятий на свои валютные счета, открытые в упол­номоченных банках, иностранной валюты, полученной от нере­зидентов за участие нерезидентов в указанных мероприятиях, за исключением затрат, учитываемых как капитальные вложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета Российской Федерации.

8) Зачисление резидентами, не являющимися коммерчески­ми организациями, в безналичном порядке на их валютные сче­та, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и без­возмездных пожертвований.

9) Переводы резидентами из Российской Федерации иностран­ной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых пре­мий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого ин­тереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в ино­странной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового воз­мещения) с учетом требований законодательства Российской Фе­дерации о страховании.

10) Переводы из Российской Федерации резидентами ино­странной валюты в пользу нерезидентов в оплату подписок на иностранные периодические издания.

11) Переводы резидентами из Российской Федерации ино­странной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц. При этом оплату указанных выше рас­ходов физических лиц могут осуществлять любые резиденты (фи­зические и юридические лица), в том числе не являющиеся по­лучателями услуг по обучению и лечению.

12) Переводы резидентами из Российской Федерации пен­сий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенса­ций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наслед­ственных сумм и сумм, полученных от реализации наследствен­ного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством иностранных государств.

Переводы нерезидентами в пользу резидентов в Российскую Федерацию пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приго­воров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализа­ции наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сбо­ров, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение ука­занными органами своих функций) в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

При этом уплата обязательных платежей государству (нало­гов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в ино­странной валюте осуществляется в соответствии с федеральны­ми законами Российской Федерации.

Указанные в настоящем пункте суммы могут быть зачислены как на открытые в уполномоченных банках Российской Феде­рации валютные счета резидентов, являющихся получателями этих выплат, так и на открытые в уполномоченных банках Рос­сийской Федерации валютные счета их представителей. При этом указанные средства при наличии соответствующего поручения клиента могут быть переведены с открытых в уполномоченных банках Российской Федерации валютных счетов представителей на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации валютные счета представляемых.

Указанные в настоящем пункте суммы могут быть переведе­ны из Российской Федерации как с открытого в уполномочен­ном банке Российской Федерации валютного счета соответст­вующего резидента, так и с открытого в уполномоченном банке Российской Федерации валютного счета его представителя. При этом средства в иностранной валюте при наличии соответст­вующего поручения клиента могут быть переведены с валютно­го счета представляемого на валютный счет представителя для осуществления указанных в настоящем пункте переводов средств в иностранной валюте из Российской Федерации.

13) Переводы нерезидентами в Российскую Федерацию и ре­зидентами из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов с отсрочкой (рассрочкой) платежа на срок не более 180 дней по экспорту, импорту воздушных, мор­ских и речных судов, космических объектов.

14) Переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты в оплату аренды арендуемых нерезидентами у резидентов воздуш­ных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов при условии, что арендная плата зачисляется на валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, не реже одного раза в 180 дней с момента передачи указанных я объектов в аренду независимо от срока аренды.

15) Переводы из Российской Федерации иностранной валю­ты в оплату арендуемых резидентами у нерезидентов находя­щихся за пределами Российской Федерации воздушных, мор­ских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов, а также находящегося за пределами Российской Федерации любого движимого иму­щества (за исключением переводов в оплату аренды денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иных долговых обязательств, если иное не установлено законодательством) при условии, что передача указанных объектов в аренду осуществля­ется не позднее 180 дней с момента перевода иностранной ва­люты независимо от срока аренды.

16) Продажа (покупка) через уполномоченные банки юриди­ческими и физическими лицами (резидентами и нерезидента­ми) иностранной валюты одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых (покупаемых и продаваемых ино­странных валют) к рублю устанавливается Банком России.

17) Покупка иностранной валюты через уполномоченные бан­ки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в безналичном порядке физическими лицами (резидентами и не­резидентами) за счет средств на рублевых счетах, открытых на имя соответствующих физических лиц в кредитных организа­циях.

18) Продажа иностранной валюты через уполномоченные бан­ки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации фи­зическими лицами (резидентами и нерезидентами) с валютных счетов, открытых на имя соответствующих физических лиц в уполномоченных банках, с обязательным зачислением получен­ных рублей на рублевые счета, открытые на имя соответствую­щих физических лиц в кредитных организациях, если иное не установлено Банком России.

19) Получение (возврат) юридическими и физическими ли­цами (резидентами и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от уполномоченных банков (упол­номоченным банкам), имеющих полномочия по предоставле­нию кредитов в иностранной валюте. Предоставление юридиче­ским, физическим лицам кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней уполномоченными банками, имеющими полномочия по предоставлению указанных кредитов. Выплата (при­ем) процентов за пользование кредитами в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с дого­вором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных кредитов.

20) За иностранную валюту может быть осуществлена покуп­ка резидентами у уполномоченных банков, имеющих полномо­чия на проведение операций с ценными бумагами в иностран­ной валюте, векселей, выпускаемых этими уполномоченными банками и содержащих обязательство по выплате иностранной валюты.

Продажа резидентами указанных в настоящем пункте вексе­лей уполномоченным банкам может быть произведена как за рубли, так и за иностранную валюту.

Вексельное обязательство, содержащееся в указанном в на­стоящем пункте векселе, может быть оплачено уполномочен­ным банком в иностранной валюте или в рублях в соответствии с законодательством.

21) Переводы из Российской Федерации иностранной валю­ты физическими лицами в пользу нерезидентов, основная дея­тельность которых связана с реализацией физическим лицам за пределами Российской Федерации товаров в розничной торгов­ле (производство работ, оказание потребительских услуг), в счет оплаты приобретаемых у указанных нерезидентов за пределами Российской Федерации товаров (работ, услуг).

22) Возврат резидентами и нерезидентами авансовых плате­жей (предоплаты) по неисполненным экспортно-импортным контрактам.

При этом возврат указанных авансовых платежей осуществ­ляется резидентом нерезиденту в размере, не превышающем ра­нее оплаченные нерезидентом резиденту суммы аванса.

При этом средства в иностранной валюте, полученные рези­дентом от нерезидента в счет возврата ранее произведенных аван­совых платежей (предоплаты), зачисляются на текущий валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в Россий­ской Федерации.

23) Перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импорти­руемых товаров в случае после их ввоза в Российскую Федера­цию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Рос­сийскую Федерацию), до даты платежа.

24) Перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом ука­занных выполненных работ (соответствующего этапа работ), ока­занных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа.

25) Зачисление резидентом на свой валютный счет, откры­тый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможен­ного оформления этих товаров на экспорт, приема нерезиден­том выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформле­ния товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказан­ных услуг.

26) Заключение бартерных сделок, при осуществлении кото­рых российские лица, заключившие или от имени которых за­ключены бартерные сделки, обеспечивают ввоз в РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экви­валентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, ус­лугам, результатам интеллектуальной деятельности в сроки, не превышающие 180 календарных дней с даты выпуска экспорти­руемых товаров таможенными органами РФ либо с момента вы­полнения работ, предоставления услуг и прав на результаты ин­теллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.

27) Переуступка импортером банку импортера прав требова­ния по импортным контрактам, предусматривающим ввоз това­ров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «Вы­пуска для свободного обращения» и «Реимпорт».

28) Осуществление российской страховой компанией расче­тов по перестраховочным операциям с нерезидентами при усло­вии, что срок последнего платежа по данному контракту не бу­дет превышать 180 дней с момента его заключения.

29) Открытие гражданами РФ счетов в банках за пределами РФ на период нахождения этих граждан на территории ино­странного государства.

Приложение 2.

ПАСПОРТ СДЕЛКИ № ________

От 00.00.00

 

Реквизиты Банка:

Наименование — ______________________________________________

Филиал — ____________________________________________________

Почтовый адрес — _____________________________________________

Реквизиты Экспортера:

Наименование – _______________________________________________

Код ОКПО – ___________________________________________________

Адрес – _______________________________________________________

Номер счета – __________________________________________________

Реквизиты иностранного партнера:

Наименование – ________________________________________________

Сторона – _____________________________________________________

Адрес – ________________________________________________________

Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.