Валютные операции, связанные с движением капитала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно Закону РФ «О Валютном регулировании и валютном контроле» к текущим валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных операций.

2.2.1 Прямые и портфельные инвестиции.

Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку, таким образом, законодатель определяет круг правоотношений, подпадающих под регулирование данного законодателя. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признает его право на льготы и гарантии, провозглашенные в Законе РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" (4.07.1991 г.).

Ст. 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вклады­ваемых иностранными инвесторами в целях извлечения прибыли (дохода)".

При этом иностранные инвестиции могут осуществляться:

- путем долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других союзных республик;

- созда­ния предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

- приобретения предпри­ятий, имущественных комплексов, зданий, сооружении, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;

- при­обретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;

- приобретения иных имущественных прав;

- иной деятельности по осуще­ствлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имуще­ства и имущественных прав.

В зависимости от степени контроля за зарубежными компа­ниями инвестиции подразделяются на прямые и "портфельные".

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распо­ряжения над заграничной компанией. По определению МВФ, пря­мыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда ино­странный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Кана­де, Австралии и Новой Зеландии - 50%.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

- трансконтинентальные капитальные вложения, обусловлен­ные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производст­венного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по срав­нению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Из­держки производства являются решающими для определения стра­ны данного континента, в которой необходимо создать новые про­изводственные мощности;

- транснациональные вложения - прямые вложения, часто в со­седней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с мате­ринской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как прави­ло, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфель­ных инвестициях;

- более высокий срок капиталовложений, они более предпоч­тительны для стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимаю­щие страны двумя путями:

- организация новых предприятий;

- скупка или поглощение уже существующих компаний. С точки зрения прямых затрат первый путь дешевле второго, однако по параметру "упущенная выгода" второй путь более пред­почтителен.

"Портфельные" инвестиции - такие капитальные вложения, до­ля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечива­ют контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерога­тивы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные корпорации реально контроли­руют иностранные предприятия, обладая портфельными инвести­циями, из-за двух причин:

- из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

- по причине наличия дополнительных договорных обяза­тельств, ограничивающих оперативную самостоятельность ино­странной фирмы. Имеются в виду лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техниче­ское обслуживание.

Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десяти­летие связано с возможностью проведения спекулятивных опера­ций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факто­ров: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих круп­нейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберега­тельных учреждений.

 

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России в I полугодии 1998г., млн. долларов США1

 

 

 

I полугодие 1998г., млн. долларов США

В % к

Накоплено на конец июня 1998г.

итогу I полугодию 1998 г. млн. долларов США в % к итогу
Инвестиции 7697,9 100 99,1 37064,1 100

В том числе:

Прямые 1509,4 19,6 53,7 11328,1 30,6
Портфельные 32,4 0,4 7,2 290,2 0,8
Прочие 6156,1 80 136,4 25445,8 68,6

 

Инвестиции в российскую экономику осуществляются инве­сторами различных стран. Но США остаются безоговорочным ли­дером - 70 инвестиционных проектов, а сумма вложенных средств - более 800 млн. долларов. За Соединенными Штатами следует Гер­мания, у которой 19 инвестиционных проектов в России, а третье место заняла Южная Корея. Она осуществила в России 16 проек­тов, инвестировав более 500 млн. долларов, и обошла такие стра­ны, как Франция, Великобритания и Австрия.

На долю десяти развитых стран в I полугодии 1998г. приходилось 94,2% всех инвестиций (в I полугодии 1997г. - 88,3%), что видно из следующей таблицы (млн. долларов США)1:

 

 

Поступило

В том числе

всего в % к итогу прямые портфельные прочие
Всего инвестиций 7698 100 1509,4 32,4 6156,1

из них:

Германия 2637 34,3 244,2 0,1 2393,2
США 1190 15,5 443 0,2 747,2
Франция 1155 15 10,3 - 1144,4
Великобритания 980 12,7 110,6 12 857,4
Швейцария 340,4 4,4 30,8 0,6 309
Кипр 410,6 5,3 249 10,5 151,1
Нидерланды 264,8 3,4 68,4 0,6 195,8
Италия 111,3 1,5 9,8 - 101,5
Швеция 115 1,5 52,4 0,2 62,4
Канада 44,2 0,6 15,9 - 28,3

 

Совместные предприятия остаются наиболее распространен­ной формой инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инве­стиционных сделок. Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

 Нефтегазовый сектор остается наиболее питаемой отраслью экономики. Тем не менее, большее число проектов, по итогам ис­следования, было заключено в области электроники и телекомму­никаций. Другие не менее привлекательные для иностранного ка­питала отрасли: автотракторная, аэрокосмическая, добывающая промышленность, а также гостиничный бизнес и сфера банковских услуг. В действительности, перечень секторов рынка с большой степенью активности чрезвычайно расширился (см. Приложение 4).

К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов:

- иностранные юридические лиц;

- иностранные физические лица;

- отечественные граждане, проживающие за рубежом;

- иностранные государства;

- международные организации.

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуе­мых часто "некоммерческими", увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимаемой стране, при воз­никновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внут­реннем законодательстве, так и в международных договорах.

В РФ предоставляются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. Они содержатся в ст. 5 Закона "Об ино­странных инвестициях":

1) гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц;

2) гарантии от изменения законодательства;

3) гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

4) гарантии перевода платежей в связи с иностранными инве­стициями;

5) гарантии использования платежей в валюте РФ на ее тер­ритории.

Главное в проблеме инвестиций - их эффектив­ность, создание условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быст­рую отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы пред­приятий, населения и бюджета; предотвращать те капитальные и иные затраты, которые ведут лишь к растранжированию ресурсов и усилению инфляции.

Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чре­вато серьезными угрозами. Без значительного притока высокоэф­фективных инвестиций не удастся решить задачи устойчивой мак­роэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяй­ства и возобновления экономического роста.

Потребность российской экономики в инвестициях для струк­турной перестройки на ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е.Ясина, 800-900 млрд. долл. Внутренние возможности страны при максимальном использовании всех резервов - 400-600 млрд. долл. Чтобы безнадежно не отстать в развитии экономики и не за­тянуть на десятилетия "переходный период", необходимо за это время привлечь 300-400 млрд. долл. иностранных инвестиций.1

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой страны, в том числе и России, должна бази­роваться, прежде всего, на изучении интересов по­тенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовле­творения без ущерба для национальной экономики.

Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление получить максимальную прибыль и благоприятные ус­ловия для ее последующей реализации. Этот мотив вполне сочета­ется с интересами российской стороны, поскольку получаемая от реализации инвестиционных проектов прибыль распределяется между сторонами-партнерами.

Следующий движущий мотив иностранного инвестора состоит в его стремлении завоевать обширный рынок России, отличаю­щийся потенциальной емкостью, как с точки зрения инфраструкту­ры, так и производства потребительских товаров. Необходимость технического обновления производства и инфраструктуры страны, сравнительно низкая доля конкурентоспособных товаров и услуг открывают перед иностранными инвесторами немалые перспекти­вы на российском рынке. В реализации подобного интереса заин­тересована и российская сторона, ибо потенциально обеспечивает­ся приток дополнительных инвестиций и решение назревших про­блем. Объем продаж и уровень прибыльности здесь может быть значительно выше, чем в развитых и так называемых "зрелых" раз­вивающихся странах. Однако сочетание этого интереса может быть обеспечено определенными методами государства, регламенти­рующими направления и совокупность приоритетов в приложении иностранных инвестиций. Если речь идет, например, о создании производства (в том числе и совместного) и распространении вы­пускаемой продукции в соответствии с потребностями внутреннего рынка России, то такое завоевание вполне удовлетворяет интере­сам обеих сторон. В случае же, когда через зарубежного инвестора как через посредника внутренний рынок России заполняется това­рами, которые выпускаются местными производителями и кото­рые, по сути, отвоевывают у них рынок, то такое положение долж­но пресекаться соответствующей политикой государства. Разумная протекционистская защита внутреннего производства с помощью тарифных и нетарифных мер способна, на наш взгляд, стимулиро­вать импорт капитала, а не товаров.

И, наконец, еще одним важным мотивом иностранного инве­стора является возможность доступа к природным ресурсам стра­ны. В эффективной добыче и переработке сырья, включая решение экологических проблем и применение высоких технологий, обеспе­чивающих максимальную отдачу от эксплуатации месторождений, весьма заинтересована и российская сторона. Однако реализация этого интереса требует значительных инвестиций. Следовательно, для сочетания интересов сторон необходима соответствующая це­ленаправленная политика государства, которая бы способствовала разработке природных ресурсов страны для внутренних потребно­стей производства и населения, а не для превращения России в "сырьевой придаток".

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и по достоинству оценивая имеющиеся предпосылки эффективного при­ложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности. Совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала и представляет инве­стиционный климат страны реципиента.

Состояние инвестиционного климата (благоприятный, небла­гоприятный, рискованный) и степень привлекательности страны-реципиента определяются уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой и действующим законо­дательством в отношении иностранных инвестиций; отношением к иностранной собственности и зарубежным инвестициям; условиям перевода капитала, прибылей и движения кредитных ресурсов; ог­раничениями и льготами для иностранных инвестиций; устойчиво­стью национальной денежной единицы и уровнем развития мест­ного рынка капиталов, протекционистской защиты и социально-культурным взаимодействием.

Анализу состояния инвестиционного климата в России посвя­щено достаточно много исследований специалистов. Все они оце­нивают инвестиционный климат в России как неблагоприятный.

Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки эффективного приложения своего капитала в России (огромные природные богатства, дешевые ресурсы производства, большой производственный и интеллектуальный потенциал, по­зволяющий в сочетании с богатыми природными ресурсами раз вернуть производство таких видов продукции, которые пользуются спросом на внутреннем и конкурентоспособны на мировом рын­ках), весьма осторожно относятся к его вложению в экономику нашей страны. Они считают, что в сравнении с другими стра­нами-импортерами капитала инвестиционный климат России является весьма рискованным. Для такого заключения у них есть основания, поскольку большинство западных исследований утверждает, что комплексная оценка риска вложений капитала в российскую экономику заметно выше, чем, например, в Запад­ной Европе. Так, например, международный финансовый жур­нал "Euromoney" периодически публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования, оцениваемого по 100-балльной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоя­нию на 1993 г. показатель степени риска вложений в россий­скую экономику составляет 18,13. В Японии, например, данный показатель составляет 99,44; в США - 99,07; во Франции - 96,46; в Эстонии - 23,35.

Главными факторами, обусловившими столь низкую оценку инвестиционного климата в России, являются политическая и экономическая нестабильность, финансовый кризис и высокие темпы инфляции, значительность внешнего долга, нестабильное и противоречивое законодательство, недостаточно развитая инфраструктура вообще и рыночная, в частности, не конверти­руемость рубля, высокий уровень преступности и, наконец, профессиональная неподготовленность управленческого звена к широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству.

Совместные предприятия остаются наиболее распространен­ной формой инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инве­стиционных сделок. Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Привлекая иностран­ный капитал в СП, национальный парт­нер стремится:

- получить доступ к зару­бежной передовой технологии; попол­нить внутренние источники накопления;

- использовать иностранный опыт управ­ления для повышения эффективности производства;

- уменьшить неоправдан­ный импорт и сократить расходы в сво­бодно конвертируемой валюте;

- расши­рить экспорт, в особенности готовой промышленной продукции.

По данным Госкомстата, в 1996 г. в России работало 7,8 тыс. совместных и иностранных предприятий с численнос­тью персонала 220 тыс. человек.1

1997 г. общий объем иностранных инвестиций достиг 10,5 млрд. долл. плюс 10,4 трлн. руб., в том числе прямых — 3,9 млрд. долл. плюс 8,3 трлн. руб. Годовые объемы привлеченных иностран­ных инвестиций, таким образом, незначитель­ны и не соответствуют основным макропоказа­телям российской экономики; минимальными являются также значения иностранных инвес­тиций надушу населения. Так, в 1996 г. общий объем иностранных инвестиций на душу насе­ления составил 44 долл., а прямых — 14,3 (для сравнения: в том же году - соответствующий по­казатель в Польше находился на уровне 140, а в Венгрии — 1300 долл.).2

Наиболее выгодным для иностранных прямых инвестиций является российский топливно-энергетический комплекс, а наибо­лее крупным источником привлечения таких инвестиций - США.

Сейчас в различной стадии проработки находится несколько десятков крупных проектов освоения нефтегазовых месторождений в разных регионах России с участием американских и других ино­странных инвесторов.

Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли: электронная, аэрокосмическая, автомобиле и судострое­ние, гостиничный бизнес и сфера банковских услуг.

В последние годы заметно увеличились портфельные инве­стиции в экономику России, на сегодня в России обосновалось бо­лее 20 крупных инвестиционных институтов. Среди них: Европей­ский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (МФК), банк CSFirst Boston, Morgan Grenfell, Фонд Pioneer Investment, инвестиционный банк Brunswick Investment и т.д.

Решающая роль в изменении сложившейся ситуации с инве­стиционным климатом России принадлежит, в частности, государ­ственной политике в отношении иностранных инвестиций.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание благоприятно­го режима для иностранных инвесторов с помощью введения нало­говых и других льгот, институциональная определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение в этом плане имеет правовое регули­рование инвестиционной деятельности, которое, как правило, предполагает законодательство о собственности, включая положе­ния об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде, социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное законодательство, законодательство об охране природы в связи с производственной деятельностью и др.

Представление о законодательной базе России в области ре­гулирования иностранных инвестиций дает следующий перечень:

Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 4.07.1991 г.;

Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ" от 26.06.1991 г.;

Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 г.:

Указ Президента Российской Федерации от 27. 09.1993 г. " О совершенствовании работы с иностранными инвестициями";

Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами";

Указ Президента РФ от 25.01.1995 г. "О дополнительных ме­рах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли матери­ального производства Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 29.09.1994 г. "Об акти­визации работы по привлечению иностранных инвестиций в эко­номику Российской Федерации";

Любой инвестор постоянно действует, исходя из соотношения между получением размера возможной прибыли и риском. В отли­чие от участников процесса прямой купли-продажи товара инве­стор намеревается вложить свой капитал в расчете на будущий ре­зультат и должен быть в определенной степени уверен в надежно­сти планируемой им операции. В этой связи задача принимающей стороны, если она всерьез и надолго заинтересована в иностран­ных инвестициях, состоит в создании стабильного для деловой ак­тивности и ясного для вкладчика капитала инвестиционного ре­жима. Как считают сами инвесторы, лучше иметь, возможно, и не очень хорошие, но стабильные правила и условия инвестиционной деятельности (отношения собственности, уровень налогообложе­ния, репатриации прибылей и капиталов и пр.), чем более привле­кательные, но подверженные постоянным изменениям. При посто­янно меняющихся "правилах игры" инвесторы не могут уверенно планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо требуют более высокой прибыли в порядке компенсации за риск, либо воздерживаются от вложения капитала, либо выбирают минимально рискованную стратегию.

Среди названных выше документов есть ряд нормативных актов, при­званных облегчить участь иностранных инвесторов. Так, в соответствии с Указом президента РФ от 25.01.1995 г. 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвести­ций в отрасли материального производства" принято предло­жение Правительства РФ о применении в отношении отдельных групп товаров (за исключением алкогольных напитков и табач­ных изделий) при ввозе их на таможенную территорию РФ ста­вок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в 2 раза. Уста­новлено, что эти ставки могут применяться в отношении ино­странных товаров не более 5 лет при условии, что поставляю­щие их компании являются учредителями предприятий по про­изводству аналогичных товаров на территории РФ с использо­ванием отечественного сырья и труда российских работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материаль­ного производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долл. США. При этом вклад иностранного участника в ус­тавный фонд такого предприятия должен составлять сумму, эк­вивалентную не менее 10 млн. долл. США.

Что касается регионов – лидеров по привлеченным инвестициям, то данные приведены в таблице.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.