Развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет (1991-1996) их число выросло в два раза. Активно развивалась сеть центров, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб социальной помощи.

Тип службы 1991 1993 1995 1996
Центры социального обслуживания 86 321 1376 1435
Службы срочной социальной помощи 59 1050 1585 1732    

 

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

В 1996 году наиболее высокими темпами сеть центров социального обслуживания развивалась в Краснодарском крае, в Пермской области, в Хабаровском крае, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания (711), в трети - отделения социальной помощи семье и детям. В 1996 году в этих центрах обслужено более 296 тысяч пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составила 1 миллион.

В сфере социальной защиты населения наряду с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях” действуют Федеральный закон от 10 декабря 1995 года “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, “Федеральный закон от 24 ноября 1995 года “ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и другие федеральные законодательные акты.

Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.

В сфере охраны здоровья населения в 1995 году был принят целый ряд постановлений Правительства по вопросам организации отдыха, оздоровление, занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных средств и современной медицинской техники, диагностических препаратов и средств, для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством утверждены Правила обязательных медицинских осмотров для отдельных категорий населения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.

Особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения

Наименование 1994 1995 1996 1997
Территориальный центр помощи семье и детям 92 202347 169 488481 250 744615 327 1060749
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних 60 40553 116 42990 172 45427 228 47864
Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей 25 1480 23 4270 28 7060 35 9850
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 94 19134 134 41295 174 63456 215 85617
Социальный приют для детей и подростков 173 10214 307 34243 340 58272 400 140573
Центр психолого-педагогической помощи населению 86 389603 100 579493 112 769303 125 959153
Центр экстренной психологической помощи по телефону 78 197053 83 201154 92 205255 105 209356
Другие учреждения 158 193305 174 257690 190 322075 206 386460

* В числителе - число учреждений

В знаменателе - число сотрудников

 

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации работают более 430 учреждений, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи, планирование семьи.

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен.

Примерно четверть субъектов Российской Федерации имеют всего по 3-5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах.

Несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиления социально-психологической напряженности, слабо развитые центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытается решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию в субъектах Российской Федерации служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшими направлениями современной социальной политики является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные факторы:

v слабая правовая база системы социального обслуживания;

v ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

v отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

v дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

v низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

v недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.

Современные требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антология социальной работы. В 5 т., т. 1. История социальной помощи в России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.

2. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.

3. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994.

4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.

5. Практикум по социологии / Под ред. И.Н. Барыгина: ГЭТУ. Спб, 1997. - 134 с.

6. Словарь - справочник по социальной работе /Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

7. Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. Вып. УП. - М.: Новая перспектива, 1996.

8. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака / Под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.

9. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М., 1994.

10. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с.

11. Тончий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. - М.: Институт социальной работы, 1997.

12. Харчева В. Основы социологии. Учебник М.: Лотос, 1997. - 304 с.

13. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. - Ульяновск, 1997.

14. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ - М., 1993.

 

 


[1] Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994. - С.10.

[2] Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994. - С. 113.

 

[3] Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под ред. Б.Н.Топоркина. - М.:Юрист, 1997.- С.122.

[4] Энциклопедия социальной работы/Пер.с англ. Т.1. - М., 1993. - С. 390.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 465.