Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет (1991-1996) их число выросло в два раза. Активно развивалась сеть центров, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб социальной помощи.
Тип службы | 1991 | 1993 | 1995 | 1996 |
Центры социального обслуживания | 86 | 321 | 1376 | 1435 |
Службы срочной социальной помощи | 59 | 1050 | 1585 | 1732 |
Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.
В 1996 году наиболее высокими темпами сеть центров социального обслуживания развивалась в Краснодарском крае, в Пермской области, в Хабаровском крае, в городах Москве и Санкт-Петербурге.
В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания (711), в трети - отделения социальной помощи семье и детям. В 1996 году в этих центрах обслужено более 296 тысяч пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составила 1 миллион.
В сфере социальной защиты населения наряду с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях” действуют Федеральный закон от 10 декабря 1995 года “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, “Федеральный закон от 24 ноября 1995 года “ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и другие федеральные законодательные акты.
Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.
В сфере охраны здоровья населения в 1995 году был принят целый ряд постановлений Правительства по вопросам организации отдыха, оздоровление, занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных средств и современной медицинской техники, диагностических препаратов и средств, для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством утверждены Правила обязательных медицинских осмотров для отдельных категорий населения.
В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.
Особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.
Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения
Наименование | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Территориальный центр помощи семье и детям | 92 202347 | 169 488481 | 250 744615 | 327 1060749 |
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних | 60 40553 | 116 42990 | 172 45427 | 228 47864 |
Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей | 25 1480 | 23 4270 | 28 7060 | 35 9850 |
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями | 94 19134 | 134 41295 | 174 63456 | 215 85617 |
Социальный приют для детей и подростков | 173 10214 | 307 34243 | 340 58272 | 400 140573 |
Центр психолого-педагогической помощи населению | 86 389603 | 100 579493 | 112 769303 | 125 959153 |
Центр экстренной психологической помощи по телефону | 78 197053 | 83 201154 | 92 205255 | 105 209356 |
Другие учреждения | 158 193305 | 174 257690 | 190 322075 | 206 386460 |
* В числителе - число учреждений
В знаменателе - число сотрудников
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации работают более 430 учреждений, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи, планирование семьи.
Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях
Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен.
Примерно четверть субъектов Российской Федерации имеют всего по 3-5 учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они созданы в краевых (областных) центрах.
Несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиления социально-психологической напряженности, слабо развитые центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили широкое распространение.
В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытается решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания.
К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.
Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию в субъектах Российской Федерации служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшими направлениями современной социальной политики является государственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные факторы:
v слабая правовая база системы социального обслуживания;
v ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;
v отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
v дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;
v низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
v недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.
Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.
Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.
Современные требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.
Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология социальной работы. В 5 т., т. 1. История социальной помощи в России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.
2. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.
3. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994.
4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.
5. Практикум по социологии / Под ред. И.Н. Барыгина: ГЭТУ. Спб, 1997. - 134 с.
6. Словарь - справочник по социальной работе /Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.
7. Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. Вып. УП. - М.: Новая перспектива, 1996.
8. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака / Под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
9. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М., 1994.
10. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с.
11. Тончий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. - М.: Институт социальной работы, 1997.
12. Харчева В. Основы социологии. Учебник М.: Лотос, 1997. - 304 с.
13. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. - Ульяновск, 1997.
14. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ - М., 1993.
[1] Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994. - С.10.
[2] Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994. - С. 113.
[3] Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под ред. Б.Н.Топоркина. - М.:Юрист, 1997.- С.122.
[4] Энциклопедия социальной работы/Пер.с англ. Т.1. - М., 1993. - С. 390.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 493.