При Президенте Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При Президенте Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу Теория социальной работы

Студентки II курса заочного отделения

Цыганковой Елены Васильевны

Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы

Научный руководитель

доц. Григорьева Ирина Андреевна

Санкт-Петербург,1998 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

       ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      3

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.

 

       1.1. Социальное обслуживание населения.                                                   5

       1.2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы,

социального обслуживания в Российской Федерации.                                          9

 

Глава П. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ

ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ.

 

       1.1. Метод обеспечения социальной защищенности человека.                   12

       1.2. Основные направления работы с различными группами населения. 15

1.3. Развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации.                                                                                28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.                                                                           33


 

“Бабы, вдовицы, задушние человецы, прикладницы, странницы,

нищие, монастыр и бани их, и врачи их, больницы и врачи их,

пустынницы, странноприимницы, кто святая одеяния иноческая

свержет, те все по древнему Уставу Святых Апостол

и Святых Отец и Благочестивых Православных Царей

Святым церквам даны Патриарху, или Митрополиту,

или епископу, в коемждо аще пределе будут, да ведает

их той и управу дает и рассуждает”.

 

Из Устава князя Владимира I, 996 года.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов

в обществе.

Ш. Рамон и Т. Шанин, английские ученые, определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

К основным целям социальной работы можно отнести:

§ увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

§ создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

§ адаптация или реадаптация людей в обществе;

§ создание условий, при которых человек , несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

§ и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов.

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем:

§ условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;

§ соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.

Проблемами социальной работы также можно считать и проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.

В ХХ веке, все эти проблемы в той или иной степени стали объектом изучения разных социальных наук, которые исследуют определенные типы взаимодействия как внутри этих явлений, так и между ними. Но возникает целый ряд комплексных социальных связей (социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная защита), в которых фиксируются некоторые социальные факты (явления, процессы) и которые не изучаются до сих пор специально ни одной из “официально” существующих социальных наук. Этот тип связей и является объектом изучения теории социальной работы.

Изучение научной отечественной и зарубежной литературы позволило выделить два уровня разработанности и разрабатываемости проблем социальной работы.

I уровень - разработка теории и практики социальной работы, необходимость формирования общей концепции и принципов теории социальной работы.

П уровень - разработка проблем социальной работы в России, вопросов связанных с подготовкой специалистов, а также создание методик оказания помощи клиенту, т. е. теоретико-методологические проблемы социальной работы.

В своей работе я хочу проанализировать проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.

В последние годы в России развертываются исследования социальной работы, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического анализа практики социальной работы; во-вторых, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в области социальной работы, которая невозможна без осмысления теоретических проблем социальной работы в целом; в-третьих, как научной теории, что выявило, с одной стороны, в научных кругах потребность в разработке в сфере социальной работы целостной системы практика - теория - образование, с другой - осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования социальной работы, а также дальнейшего развития такой сферы современного социологического знания, как социология социальной работы.

Основу содержания любой науки составляют базовые категории, которые и определяют ее предмет. Вопрос о категориях социальных наук непрост, так как социальные явления и процессы, отраженные ими, весьма изменчивы, тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что обусловливает относительность границ между этими категориями.

I. Категории не специфические в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления науками (социализация, социальная субъектность, социальная деятельность)   

П. Категории, относящиеся прежде всего к категориям социальной работы, но использующиеся и другими науками (психосоциальной работы, социальной реабилитации и т.д).

Таким образом, социальная работа, возникнув как общественное явление, превратившись затем в определенный социальный институт, становится объектом познания, проявляющегося на разных уровнях - от обыденного до научно-теоретического. В настоящее время, на мой взгляд, уже можно говорить об истории научно-теоретического осмысления социальной работы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные факторы:

v слабая правовая база системы социального обслуживания;

v ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

v отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

v дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

v низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

v недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.

Современные требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антология социальной работы. В 5 т., т. 1. История социальной помощи в России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.

2. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.

3. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994.

4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.

5. Практикум по социологии / Под ред. И.Н. Барыгина: ГЭТУ. Спб, 1997. - 134 с.

6. Словарь - справочник по социальной работе /Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

7. Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. Вып. УП. - М.: Новая перспектива, 1996.

8. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака / Под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.

9. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М., 1994.

10. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с.

11. Тончий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей. - М.: Институт социальной работы, 1997.

12. Харчева В. Основы социологии. Учебник М.: Лотос, 1997. - 304 с.

13. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. - Ульяновск, 1997.

14. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ - М., 1993.

 

 


[1] Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М., 1994. - С.10.

[2] Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994. - С. 113.

 

[3] Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под ред. Б.Н.Топоркина. - М.:Юрист, 1997.- С.122.

[4] Энциклопедия социальной работы/Пер.с англ. Т.1. - М., 1993. - С. 390.


при Президенте Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дата: 2019-05-28, просмотров: 159.