Анализ и изучение основных понятий кинематики (анализ методических подходов в описании движения в механике, методика введения основных понятий кинематики)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел Кинематика очень сложен для учащихся, с него начинается изучение механики, после интересного, нематематизированного курса физики 7-8 классов происходит резкий скачок. Учащиеся сталкиваются с множеством новых понятий, формул, усложняется математический аппарат физики.

Кинематика раздел механики, котором решается часть ее основной задачи. Не пользуясь еще знаниями динамики для нахождения ускорения, а считая его данным определяют положение тела в любой момент времени по заданным начальным условиям.

Основное образовательное значение темы заключается в овладении общими методами решения этой задачи, это требует овладения учащимися рядом физический понятий и модельных представлений: материальная точка, система отсчета, перемещение, скорость, ускорение и т.д.

Одна из особенностей изучения данного раздела заключается в том, что в механике достаточно полно представляется физическая теория. Поэтому учителю представляется возможность на примере механики проанализировать, проиллюстрировать структуру физической теории. В любой физической теории в соответствии с этапами цикла познания в учебном процессе можно условно выделить три части: основание, ядро, выводы. 

Общая схема курса механики: Основание: описание положения материальной точки в пространстве, ускорение, сила, сила, наблюдение и эксперимент, подводящие к знанию. Ядро: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, законы сохранения импульса и механической энергии. Выводы: применение законов Ньютона и сохранения в конкретных случаях движения и равновесия.

На эту схему следует обратить внимание учащихся для того, чтобы в конечном счете такая схема стала доминирующим алгоритмом в мышлении учащихся. Необходимо помнить, что основные понятия, формируемые в данной теме применяются на протяжении значительной части курса физики, поэтому от их усвоения зависит успешность овладения учащимися всем содержанием физического образования.

В механике существуют различные способы описания движения: 1) с помощью пути, как функции времени S = S (t); 2) с помощью радиус – вектора r = r (t) и его изменение во времени.

Однако описать движение по среднему пути пройденному вдоль траектории, как функции времени не всегда возможно, так как траектория движения может быть неизвестна. К тому же при описании движения, пути, пройденного вдоль траектории, как функции от времени S = S (t), основные кинематические характеристики (скорость, ускорение) вводят в два этапа: сначала как скалярные величины, а затем как векторные. При описании движения с помощью радиус вектора, как функции от времени, основные кинематические величины вводят сразу, как векторные величины.

При формировании понятий скорости, перемещения, ускорения в 9 классе важно, чтобы векторный характер этих величин был усвоен учащимися достаточно хорошо, так как знание векторного характера необходимо для понимания законов динамики.

Напомним, что движение тела может быть описано полностью, если найден метод описания положения движущегося тела в пространстве в любой момент времени, для этого нужно: 1. Тело отсчета, то есть тело относительно которого рассматривается изменение положения движущегося тела. 2. Определить положение тела относительно тела отсчета.

Далее вводят понятие материальной точки: тело размерами которого в данных условиях можно пренебречь, считая при этом, что его масса сосредоточенна в одной точке. Тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для отсчета времени образуют систему отсчета. Вектор соединяющий начальное положение тела с каким0либо последующим его положением называется перемещением.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 346.