Мера как качественно определенное количество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Переход качества в количество, а затем количества в качество ведет к тому, что обе эти определенности снимаются в категории меры, выражающей их единство, в котором качественная определенность количественна, а количественная определенность качественна.

Так как мера является непосредственным результатом развития количественного отношения, то она выступает прежде всего как специфическое определенное количество, т.е. как определенное количество, выявившее в процессе диалектического движения внутренне присущую ему качественную определенность. “Мера, - пишет Гегель, - есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее определенной, принадлежащей ему величиной”[53].

Качество и количество выступают не только как моменты меры, но также и в своей собственной определенности, каждое “само по себе". Так, количество, природа которого состоит в том, что оно есть выхождение за пределы самого себя, сохраняется также и в мере. Качество же остается безразличным к количественному изменению, поскольку оно происходит в известных границах: вначале количественное движение не затрагивает наличного бытия, оно происходит “без ущерба для качества"; но, переступая определенную границу, это кажущееся безразличным количественное изменение изменяет также и качество, обуславливает переход от одной качественной определенности к другой.

Таким образом, специфическое определенное количество является внутренне противоречивым. Как определенное количество оно есть безразличная граница и способно, не изменяя качества, “подниматься к большему и опускаться к меньшему". Но как мера оно “перестало быть такой границей, которая не есть граница; отныне оно определение вещи, так что, если увеличить или уменьшить эту вещь за пределы этого определенного количества, она погибнет”[54]. Эту “антиномию меры”, замечает Гегель, хорошо подметили уже древние греки, показав ее в форме популярных примеров (“куча", “лысый”).

Итак, “все наличное сущее имеет некоторую меру. Всякое наличное бытие обладает величиной, и эта величина принадлежит к самой природе нечто; она составляет его определенную природу и его внутри-себя-бытие. Нечто не безразлично к этой величине, не остается тем, что оно есть, если изменяется эта величина, а изменение последней изменяет его качество”[55].

После анализа первой ступени специфического количества - специфического определенного количества, выступающего как непосредственная мера, - Гегель переходит к рассмотрению следующей ступени специфического количества - к специфицирующей мере. На этой ступени процесс спецификации приобретает характер мерной спецификации. Сначала специфицирующая мера выступает как масштаб, как мера “по соглашению", т.е. как такое определенное количество, которое лишь условно принимается за “в себе определенную единицу", за меру. Дальнейшее развитие процесса спецификации заключается в переходе от внешнего определения безразличного определенного количества (от внешней меры, от масштаба) к внутреннему его определению, к “имманентной мере". Здесь безразлично определенное количество определяется качественным моментом меры, ее качественной природой. Для пояснения этого положения Гегель приводит пример с воздействием температуры на предметы: предмет реагирует на внешнее количественное воздействие сообразно своей качественной природе, специфически “вбирает” его в себя и соотносится благодаря этому со своей внешностью как с самим собой.

Вторая ступень развития меры - реальная мера. На этой ступени Гегель исследует мерные отношения, т.е. взаимодействие между мерами различных вещей.

Во-первых, здесь Гегель переходит от исследования мер отдельных вещей (от “специфического определенного количества”) к анализу отношений между различными мерами. Причем отношение мер, подчеркивает Гегель, не сводится к соединению только двух мер: такое соединение является лишь первой ступенью развития этого отношения. Оно разворачивается в ряд отношений меры, в некоторый ряд мер. И только в этом ряду, только в отношении к другим мерам каждая мера “находит” свою специфическую определенность. Она выявляет себя лишь “в некотором круге соединений".

Во-вторых, среди многообразных отношений каждой меры к другим мерам Гегель пытается выявить устойчивые, необходимые отношения, вводя с этой целью понятие “избирательного сродства". В этом понятии выражается преимущественная, более прочная связь данной вещи с одной из вещей некоторого круга вещей, по отношению к которому данная вещь находится в сродстве. Однако и эти более прочные отношения, как показывает Гегель, также подвержены движению и изменению.

В-третьих, Гегель ставит задачу познать эти связи и отношения как некоторые системы, каждая из которых “исходит из правила”, т.е. подчиняется действию определенного закона. Однако современная ему наука, считает Гегель, еще не в состоянии решить эту задачу.

Поскольку каждое отношение (соединение, “сродство”) имеет не только качественную, но и количественную природу, то избирательное, преимущественное соотношение нейтрализующих веществ является в то же время совершенно безразличным, чисто внешним соотношением. Благодаря этому противоречию возникает некий “ряд отношений", в котором количественные и качественные отношения взаимно переходят друг в друга, т.е. “получается движение отношений, которое отчасти лишь внешне количественно, но и прерывается качественными отношениями и образует узловую линию специфических самостоятельных [мер] ”[56]. Так осуществляется, по Гегелю, переход к “движению отношений”, к узловой линии отношений меры, представляющей собой следующий этап развития реальной меры.

Эти отношения меры отличны от такого вида сродства, в котором “одно самостоятельное [нечто] относится к самостоятельным [нечто] другого качества и к некоему ряду таковых. Они имеют место в одном и том же субстрате, в пределах одних и тех же моментов нейтральности; мера, отталкиваясь от себя, определяет себя к другим, чисто количественно разным отношениям, которые также образуют сродства и меры, перемежаясь с такими, которые остаются чисто количественными разностями. Так они образуют некоторую узловую линию мер на шкале “большего" и “меньшего”[57].

Введение и разработка понятия “узловая линия отношений мер" позволяет Гегелю конкретизировать диалектику количественных и качественных изменений, показать процесс изменения и развития как единство и взаимосвязь непрерывности и прерывности, изменчивости и устойчивости, постепенности и скачкообразности. Непрерывное, постепенное количественное изменение (“безразличное увеличение и уменьшение”), выходя за определенные границы (границы меры), “абсолютно прерывается". Этот перерыв постепенности и есть скачок, т.е. переход одного качества (вещи, состояния) в другое.

Когда определенное количество выходит за границы меры, то связанное с ним качество отрицается, и мера “исчезает в безмерном". Однако безмерное является таковым лишь по отношению к предыдущей мере, в самом же себе оно также мера, ибо новому количеству соответствует некое новое качество. Развитие меры, по Гегелю, с необходимостью приводит к тому, что она (а вместе с ней и все определение бытия) снимается в категории сущности.



Заключение

 

Познание мира начинается с вычленения из бесконечного многообразия действительности какого-либо предмета, объекта. Под предметом, или объектом, можно понимать все то, на что направлена наша мысль. Выделение предмета возможно потому, что любой предмет объективно отграничен от всего остального: граница может быть пространственной, временной, количественной и качественной.

Особое место в исследовании категорий качества и количества принадлежит Канту и Гегелю.

Кант разрабатывает учение о категориях как о синтетическом единстве многообразного (однородного - количество, неоднородного - качество), ставит и пытается решить проблему применения категорий к чувственным данным. Составленную им таблицу категорий он рассматривает как “путеводную нить” всякого научного познания, как “достоверное наставление", указывающее, “как и через какие пункты необходимо проводить полное метафизическое исследование”.

Кантом была поставлена важнейшая и актуальная и сегодня проблема, состоящая в том, что для научного постижения любого объекта необходимы адекватные логические и методологические средства, что предмет исследования и формы его освоения обязательно должны соответствовать друг другу.

Кант пытается теоретически обосновать всеобщий характер категорий количества и качества, причем не только как априорных категорий рассудка, но и как определенностей предметов природы, понимаемых как явления. Он показывает:

1) взаимопроникновение количества в качество (наличие количества в качественных характеристиках, а качества - в количественных);

2) их взаимообусловленность (наличие во всех явлениях интенсивной величины, т.е. количества, что в свою очередь доказывает, по Канту, наличие в них эмпирического качества);

3) возможность взаимовыражения количества и качества (возможность представить качество как изменяющуюся интенсивную величину, т.е. как количество).

Продолжая исследования категорий, Гегель представляет систему своих категорий как закономерно возникающих, развивающихся и с необходимостью вытекающих друг из друга понятий. Анализируя с этих позиций категории качества, количества и меры, он разрабатывает ряд идей о диалектической взаимосвязи и взаимопереходах их моментов. Так, в рамках категории качества он показывает диалектику реальности и отрицания, нечто и иного, границы (качественной), конечности и бесконечности (качественной), “одного" и многого, отталкивания и притяжения и некоторых других моментов; в рамках категории количества - диалектику непрерывности и дискретности, границы (количественной), экстенсивности и интенсивности, конечности и бесконечности (количественной), количественного отношения, и др.

В философии Гегеля впервые получает свое категориальное значение и систематическую разработку понятие меры. От меры как специфического (качественного) определенного количества, представляющего собой “непосредственную меру", Гегель переходит к специфицирующей, а затем к реальной мере, развертывающейся от отношения самостоятельных мер к узловой линии отношений меры. Таким образом, Гегель исследует не только меру отдельных вещей (непосредственную меру), но и - разрабатывая по ходу дела принцип количественной, качественной и мерной спецификации - взаимодействие между мерами, мерные отношения. Исключительную роль в учении Гегеля о мере играет “движение" мерных отношений - узловая линия отношений меры.

Существенное значение имеет также разработанное Гегелем положение о характере качественных изменений, о скачке как всеобщей форме перехода от одного качества к другому.

Анализ категорий “качество-количество-мера" актуален в плане необходимости философского осмысления осуществляющихся изменений нашего общества, непредвиденности результатов научно-технического прогресса, надвигающейся экологической катастрофы.



Список используемой литературы

 

1. Дмитриев Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. - М.: Наука. - 1995

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика. - 1998

3. Сорокин А. Г.Ф. Энгельс и проблемы историзма мышления // Вопросы философии. - 1986. - №4

4. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. - М. - 1964

5. Гегель Г. В.Ф. Наука логика: В 3-х т. - М.: Мысль. - 1970

6. Гегель Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль. - 1974


[1] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика. - 1998. - С.286

[2] Дмитриев Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. - М.: Наука. - 1995. - С.3

[3] Дмитриев Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. - М.: Наука. - 1995. - С.4

[4] Там же

[5] Сорокин А.А. Ф.Энгельс и проблемы историзма мышления// Вопросы философии. - 1986. - №4

[6] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.183

[7] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.4, ч.1. - М. - 1964. - С.144

[8] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.224

[9] Там же - С.238

[10] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.238

[11] Там же - С.181

[12] Там же - С.224

[13] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.224

[14] Там же - С.243

[15] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.250

[16] Там же - С.243-245

[17] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.248

[18] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.110

[19] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.303

[20] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.392

[21] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.460

[22] Кант И. Сочинения: В 6-ти т. Т.3. - М. - 1964. - С.460

[23] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.101

[24] Там же - С.127

[25] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.127

[26] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль. - 1974. - Т.1., С.217

[27] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.136

[28] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.137

[29] Там же

[30] Там же

[31] Там же - С.151

[32] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.170

[33] Там же - С.169

[34] Гегель Г.В.Ф. Энцикловедия философских наук. - М.: Мысль. - 1974. - Т.1, С.229

[35] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.180

[36] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.188, 189

[37] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль. - 1974. - Т.1, С.232

[38] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль. - 1974. - Т.1, С.234

[39] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.213

[40] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.240

[41] Там же - С.248

[42] Там же - С.137

[43] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль. - 1974. - Т.1, С.246

[44] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.275

[45] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.293

[46] Там же - С.295

[47] Там же - С.300

[48] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.297

[49] Там же - С.320

[50] Там же

[51] Там же - С.404

[52]Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.414

[53] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.428

[54] Там же - С.425

[55] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.425

[56] Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. - М.: Мысль. - 1970. - С.442

[57] Там же - С.463


Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.