Астраханский Государственный Педагогический Университет
Бакалаврская работа
Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции.
Выполнила:
Студентка 4 курса
642 группы ФПМНО
Дубинина О.В.
Научный руководитель:
Кандидат педагогических
наук, доцент.
Аммосова Н.В.
Астрахань-2000
План.
Введение……………………………………………………………..
Глава 1. Особенности развития младших школьников коррекционных классов……………………………………
1. Физиологические, психические и психолого–педагогические особенности развития младших школьников…………………………………………………
2. Специфика развития математических способностей
младших школьников в классах коррекции……………….
Глава 2. Методика развития математических способностей
младших школьников………………………………………..
1. Особенности структурирования математического
материала в классах коррекции…………………………….
2. Методика обучения математике в коррекционных
классах, направленных на развитие математических способностей учащихся………………..……………………
Описание и результаты эксперимента……..…………………………
Заключение………………………..……………………………………
Литература………………………………………………………………
Введение.
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.
Одним из резервов, позволяющим поднять работу школы на новый качественный уровень является индивидуализация обучения.
Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.
Большую общественную тревогу вызывает сегодня крайне неблагоприятное положение в школе детей, которые, едва переступив школьный порог, попадают в категорию отстающих. Отставание детей в учении уже на начальном этапе их обучения оказывается одной из главных причин низкой педагогической, социальной и экономической эффективности школьного воспитания.
Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порок ребёнка. Создание таких условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников, - важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.
В системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные школы и школы – интернаты для умственно отсталых детей, классы для детей с задержкой умственного развития; школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.
Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре общеобразовательной школы для них особых классов коррекции, которая в качестве приоритетных функций выдвигает функции укрепления здоровья детей, стимулирование их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей группы детей риска, планирование учебной работы в классах коррекции приобретает иной характер, учитывая то, что в этих классах реализуется типовая для начального звена обучения программа и процесс обучения в них строится с опорой на действующие учебники.
Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей класса коррекции материала мало.
Существование классов коррекции, разные предметы, которые должны усвоить дети, необходимость развития математических способностей учащихся, а также, неразработанность методики организации учебного процесса (при обучении математике) с целью развития математических способностей определяют актуальность работы.
Проблема исследования: разработка методики развития математических способностей младших школьников в классах коррекции при обучении математике.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в классах коррекции, направленный на развитие математических способностей учащихся.
Предмет исследования составляет система методических средств при обучении математике в классах коррекции с целью развития математических способностей учащихся школьников в классах коррекции при обучении математике.
Задачи исследования:
1)Изучение литературы (психолого-дидактический, методический и др.) с целью выяснения содержания понятия математических способностей по математике.
2)Изучение опыта учителей в классах коррекции при проведении уроков математики.
3)Разработка методики проведения уроков математики в классах коррекции.
4)Проведение эксперимента.
Методы исследования:
Заключение.
1. Возникла необходимость обучать детей группы риска в классах коррекции, организованных в структуре общеобразовательных школ, используя специальную методику проведения уроков математики.
2. Психолого-педагогические особенности детей группы риска, отличающие их от сверстников, требуют пересмотра подхода к обучению в этих классах, используя специфические методики обучения.
3. Учебная деятельность в классах коррекции организуется в форме дифференцированного подхода к учащимся. Обучение в таких классах с учётом сохранных интеллектуальных возможностей группы риска ведётся по действующим в классовой школе программам, с опорой на действующие учебники.
4. Материал работы может быть полезен студентам, учителям начальной школы и практическим работникам народного образования.
Литература.
1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993 №1.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К.С. Лебединской, М: Педагогика, 1982.
3. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем в системе Занкова Л.В., М: Просвещение, 1991.
4. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М: Просвещение, 1991.
5. Венгер Л.А Педагогика способностей. Изд-во «Знание» Москва, 1978.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
7. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.
8. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.
9. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 1975 №4
10. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М: Просвещение, 1989.
11. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М: Педагогика,1978.
12. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.
13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.
14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972.
15. Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы. Методическое пособие НИИ общей педагогики АПНСССР М,1990.
16. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988.
17. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.
18. Лурия А.Г. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. Т.ПМ.,1956.
19. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.,1971.
20. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.
21. Морро М.И., Бантова М.А., Бельжюкова Г.В. Математик, учебник для 1-го класса трехлетней начальной школы. М: Просвещение, 1986.
22. Моро М.И. , Бантова М.А. Математика – 2 класс (I-3) М: Просвещение.
23. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей. Под ред. Кумариной Г.Ф. М,1991.
24. Пчёлко А.С. Бантова М.А., Моро М.И., Пышкало А.М. Математика, 3 класс (1-3) М: Просвещение.
25. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М,1974.
Астраханский Государственный Педагогический Университет
Бакалаврская работа
Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции.
Выполнила:
Студентка 4 курса
642 группы ФПМНО
Дубинина О.В.
Научный руководитель:
Кандидат педагогических
наук, доцент.
Аммосова Н.В.
Астрахань-2000
План.
Введение……………………………………………………………..
Глава 1. Особенности развития младших школьников коррекционных классов……………………………………
1. Физиологические, психические и психолого–педагогические особенности развития младших школьников…………………………………………………
2. Специфика развития математических способностей
младших школьников в классах коррекции……………….
Глава 2. Методика развития математических способностей
младших школьников………………………………………..
1. Особенности структурирования математического
материала в классах коррекции…………………………….
2. Методика обучения математике в коррекционных
классах, направленных на развитие математических способностей учащихся………………..……………………
Описание и результаты эксперимента……..…………………………
Заключение………………………..……………………………………
Литература………………………………………………………………
Введение.
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.
Одним из резервов, позволяющим поднять работу школы на новый качественный уровень является индивидуализация обучения.
Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.
Большую общественную тревогу вызывает сегодня крайне неблагоприятное положение в школе детей, которые, едва переступив школьный порог, попадают в категорию отстающих. Отставание детей в учении уже на начальном этапе их обучения оказывается одной из главных причин низкой педагогической, социальной и экономической эффективности школьного воспитания.
Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порок ребёнка. Создание таких условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников, - важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.
В системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные школы и школы – интернаты для умственно отсталых детей, классы для детей с задержкой умственного развития; школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.
Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре общеобразовательной школы для них особых классов коррекции, которая в качестве приоритетных функций выдвигает функции укрепления здоровья детей, стимулирование их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей группы детей риска, планирование учебной работы в классах коррекции приобретает иной характер, учитывая то, что в этих классах реализуется типовая для начального звена обучения программа и процесс обучения в них строится с опорой на действующие учебники.
Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей класса коррекции материала мало.
Существование классов коррекции, разные предметы, которые должны усвоить дети, необходимость развития математических способностей учащихся, а также, неразработанность методики организации учебного процесса (при обучении математике) с целью развития математических способностей определяют актуальность работы.
Проблема исследования: разработка методики развития математических способностей младших школьников в классах коррекции при обучении математике.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в классах коррекции, направленный на развитие математических способностей учащихся.
Предмет исследования составляет система методических средств при обучении математике в классах коррекции с целью развития математических способностей учащихся школьников в классах коррекции при обучении математике.
Задачи исследования:
1)Изучение литературы (психолого-дидактический, методический и др.) с целью выяснения содержания понятия математических способностей по математике.
2)Изучение опыта учителей в классах коррекции при проведении уроков математики.
3)Разработка методики проведения уроков математики в классах коррекции.
4)Проведение эксперимента.
Методы исследования:
Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.