Ипотека морских судов согласно Российскому законодательству
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ипотека морских судов согласно Российскому законодательству

Русецкий Александр Евгеньевич

Введение

Рыночные реформы, проводимые в России, потребовали значительных изменений в гражданском законодательстве. Новое качество приобрели правовые институты, которые долгое время не привлекали внимания.

Среди них особое место занимает залог и ипотека, как один из видов залога. В частности, ипотека морских судов, как способ обеспечения исполнения обязательств.

Предметом данной курсовой работы являются некоторые правовые проблемы ипотеки морских судов по российскому праву.

Актуальность данного правового института неоспорима. В современных условиях потребность в кредитных ресурсах очень высока и поэтому необходимы надежные правовые средства обеспечения их возвратности. В них заинтересованы не только кредиторы, но и потенциальные заемщики, поскольку в противном случае последние лишаются возможности реального привлечения средств в сферу своей деятельности.

Известно, что содержание и приобретение морских судов требует значительных денежных средств.

Судовладельцы в процессе своей хозяйственной деятельности вынуждены привлекать дополнительные денежные средства в виде займов, при этом сами морские суда выступают средством обеспечения обязательств судовладельцев по возврату долга.

Хозяйственная практика, особенно в сфере банковского кредитования, свидетельствует об активном использовании залога. Но вместе с тем является очевидной необходимость совершенствования правового регулирования залоговых отношений в связи с наличием пробелов, противоречий, а также иных недостатков действующего законодательства.

С точки зрения права привлечение заемных средств российскими судовладельцами возможно, в частности, при хорошо работающем правовом механизме ипотеки морских судов.

Для развития таких отношений требуется отлаженный механизм правового регулирования ипотеки морских судов.

Совершенствование законодательства невозможно без комплексного подхода к осмыслению наиболее важных теоретических проблем, сопоставления законодательных форм с реалиями современной жизни. За последние 6-8 лет появилось немало работ, посвященных исследованию проблем залогового права. Однако вопросы, связанные с выявлением специфики ипотеки морских судов, не получили должного освещения в правовой литературе.

Интерес данной темы для меня заключается в том, что ипотека морских судов актуальна непосредственно для Приморского края. В нашем крае развита рыбная промышленность, морские перевозки, судоремонт; поэтому данный правовой институт получает достаточно широкое применение для обеспечения различного рода обязательств, но, в то же время, недостаточно изучен.

Таким образом, социально-экономическая значимость ипотечного обеспечения, недостаточная теоретическая разработка проблемы действия ипотеки морских судов как правового средства, а также необходимость совершенствования ипотечного законодательства обосновывают выбор темы и ее актуальность.

Глава 1. Понятие ипотеки морских судов

Глава 2. Договор ипотеки морских судов

Заключение договора об ипотеке

Договор об ипотеке предоставляет залогодержателю право получить удовлетворение по обязательству, обеспеченному залогом недвижимости, из стоимости заложенной недвижимости преимущественно перед другими кредиторами, за исключением установленным законом.

Кроме объектов, которые являются недвижимостью по определению, в целях установления общего режима правового регулирования ГК РФ относит к недвижимости подлежащие государственной регистрации морские суда.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об ипотеке» договор об ипотеке заключается с соблюдением общих правил Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договоров, а также положений данного Федерального закона.

Договор об ипотеке судна должен содержать следующие положения:

В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием. Также должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, т.е. судно, принадлежит залогодателю, и наименование органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество, зарегистрировавшего это право залогодателя.

Что касается оценки предмета ипотеки, то она определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении. Стороны договора могут поручить оценку предмета ипотеки независимой профессиональной организации.

Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. В тех случаях, когда это обязательство основано на каком-либо договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата и место его заключения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.

Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.

Если права залогодержателя удостоверяются закладной, это указывается в договоре об ипотеке.

Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

При включении соглашения об ипотеке в кредитный или иной договор, содержащий обеспечиваемое ипотекой обязательство, в отношении формы и государственной регистрации этого договора должны быть соблюдены требования, установленные для договора об ипотеке.

Прекращение ипотеки.

Кодекс торгового мореплавания предусматривает три основания прекращения ипотеки морского судна.

К первым двум относится прекращение денежного обязательства, во-первых, путем погашения денежного долга и, во-вторых, другими способами, в том числе и в результате принудительной продажи судна. Факт принудительной продажи служит основанием прекращения и морского залога на данное судно. Такая продажа возможна при неисполнении залогодателем обязательства по выплате денежного долга, и осуществляется на основании решения суда по месту нахождения судна, которое арестовано для обеспечения морского требования, связанного, в нашем случае, с ипотекой. Среди условий ареста судна, в отношении которого возникло морское требование, можно выделить обеспеченность такого требования морским залогом и наличие зарегистрированной ипотеки этого судна.

Если залогодателем или третьим лицом предоставлено достаточное обеспечение в прямой форме, размер которого в любом случае не должен превышать размер стоимости судна, то по постановлению суда, арбитражного суда или третейского суда по морским делам, который уполномочен законом налагать арест, судно может быть освобождено от ареста и залогодатель вновь получает возможность исполнить свое обязательство.

Наконец, согласно третьему основанию, ипотека прекращается при гибели судна, за исключением тех случаев, когда залогодержатель может осуществить свое требования страхового возмещения, причитающееся ему по договору морского страхования.

При прекращении ипотеки морского судна, орган регистрации должен сделать запись о прекращении ипотеки судна в соответствующем судовом реестре, в котором зарегистрирован договор об ипотеке, и в судовой книге. Для того, чтобы соответствующая запись была сделано в судовом реестре, необходимо предоставить доказательства о прекращении ипотеки в вышеуказанных случаях.

Ипотека морских судов согласно Российскому законодательству

Русецкий Александр Евгеньевич

Введение

Рыночные реформы, проводимые в России, потребовали значительных изменений в гражданском законодательстве. Новое качество приобрели правовые институты, которые долгое время не привлекали внимания.

Среди них особое место занимает залог и ипотека, как один из видов залога. В частности, ипотека морских судов, как способ обеспечения исполнения обязательств.

Предметом данной курсовой работы являются некоторые правовые проблемы ипотеки морских судов по российскому праву.

Актуальность данного правового института неоспорима. В современных условиях потребность в кредитных ресурсах очень высока и поэтому необходимы надежные правовые средства обеспечения их возвратности. В них заинтересованы не только кредиторы, но и потенциальные заемщики, поскольку в противном случае последние лишаются возможности реального привлечения средств в сферу своей деятельности.

Известно, что содержание и приобретение морских судов требует значительных денежных средств.

Судовладельцы в процессе своей хозяйственной деятельности вынуждены привлекать дополнительные денежные средства в виде займов, при этом сами морские суда выступают средством обеспечения обязательств судовладельцев по возврату долга.

Хозяйственная практика, особенно в сфере банковского кредитования, свидетельствует об активном использовании залога. Но вместе с тем является очевидной необходимость совершенствования правового регулирования залоговых отношений в связи с наличием пробелов, противоречий, а также иных недостатков действующего законодательства.

С точки зрения права привлечение заемных средств российскими судовладельцами возможно, в частности, при хорошо работающем правовом механизме ипотеки морских судов.

Для развития таких отношений требуется отлаженный механизм правового регулирования ипотеки морских судов.

Совершенствование законодательства невозможно без комплексного подхода к осмыслению наиболее важных теоретических проблем, сопоставления законодательных форм с реалиями современной жизни. За последние 6-8 лет появилось немало работ, посвященных исследованию проблем залогового права. Однако вопросы, связанные с выявлением специфики ипотеки морских судов, не получили должного освещения в правовой литературе.

Интерес данной темы для меня заключается в том, что ипотека морских судов актуальна непосредственно для Приморского края. В нашем крае развита рыбная промышленность, морские перевозки, судоремонт; поэтому данный правовой институт получает достаточно широкое применение для обеспечения различного рода обязательств, но, в то же время, недостаточно изучен.

Таким образом, социально-экономическая значимость ипотечного обеспечения, недостаточная теоретическая разработка проблемы действия ипотеки морских судов как правового средства, а также необходимость совершенствования ипотечного законодательства обосновывают выбор темы и ее актуальность.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 149.