Учетная политика в части расчетно-кассовых операций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 В соответствии с Уставом Организация обязана осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, составлять Государственную статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, устанавливаемые ОАО "Газпром" и законодательством Российской Федерации. Бухгалтерский учет в организации осуществляется по единой журнально-ордерной системе учета, для автоматизации бухгалтерского учета используется единая автоматизированная система. Учет реализации продукции (товаров, работ, услуг) для определения финансовых результатов от реализации в бухгалтерском учете осуществляется на основе метода начислений, при котором определение выручки от реализации продукции ( работ, услуг ) производится с даты отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг. При этом датой отгрузки продукции считается день передачи соответствующего товарораспорядительного документа, датой выполнения работ считается день, когда выполнение работ ( оказание услуг ) было фактически завершено. Инвентаризацию производят:

-Товарно-материальных ценностей ежегодно по состоянию на 1 октября.

-основных средств – один раз в три года по состоянию на 1 ноября.

-расчетных статей баланса – по итогам расчетов за год.

 Учет ведется на бланках первичных документов, утвержденных Госкомстатом РФ.

 


3.Учет кассовых операций.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операции по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявления возможностей более рационального использования денежных средств. Во всех операциях по кассе задействованы следующие участники:

1. Лицо вносящее или получающее на руки наличные деньги.

2. Руководитель организации, который несет ответственность за деятельность организации перед ее коллективом, законом. Визирует бухгалтерские документы.

3. Главный бухгалтер, разрабатывающий финансовую стратегию и тактику хозяйственных операций, оформляющий и проверяющий документы, визирующий их.

4. Кассир, оформляющий кассовые документы, регистрирующий их, приходующий и выдающий наличные средства.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя организации, главного бухгалтера и кассира. Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций. С ним руководитель организации заключает договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Это означает, что за недостачу денег в кассе в полном объеме отвечает кассир. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы , а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях , когда по вине руководителей предприятия не были созданы необходимые условия , обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций- заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношение к ее работе, воспрещается. Кассы предприятия могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством. 

Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся , как правило , в несгораемых металлических шкафах , а в отдельных случаях -в комбинированных и обычных металлических шкафах , которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах , передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах , шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией , назначаемой руководителем предприятия , результаты ее фиксируются в акте. При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию , запрещается. Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов кассир обязан осмотреть сохранность замка дверей , оконных решеток и печатей , убедится в исправности охранной сигнализации. В случае повреждения или снятия печати, поломки замков , дверей или решеток кассир обязан немедленно доложить об этом руководителю предприятия, который сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к охране кассы до прибытия их сотрудников. В этом случае руководитель, главный бухгалтер или лица, их заменяющие, а также кассир предприятия после получения разрешения органов внутренних дел производят проверку денежных средств и других ценностей хранящихся в кассе. Эта проверка должна быть произведена до начала кассовых операций. О результатах проверки составляется акт в 4-х экземплярах, который подписывается всеми участвующими в проверке лицами . Первый экземпляр акта передается в органы внутренних дел, второй- отсылается в страховую компанию, третий - высылается в вышестоящую организацию , а четвертый - остается у предприятия.

 

3.1 Документальное оформление движения денежных средств в кассе и бухгалтерская обработка кассовых отчетов.

 

Ни одна кассовая операция не должна проводиться без наличия первичных оправдательных документов, оформленных должным образом.

Первичная документация кассовых операций :

приходный кассовый ордер ;

-расходный кассовый ордер ;

-кассовая книга ;

-платежная ведомость ;

-журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров .

Рассмотрим порядок оформления хозяйственных операций, в результате которых объем наличных средств в кассе увеличивается. Эти операции могут быть такие:

1.Получение выручки наличными:

-за реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг;

 2.Расчеты наличными в кассу:

-возврат выданных авансов;

-поступления по ранее предъявленным претензиям;

 3. Займы наличными:

-кредиты банков для работников;

-краткосрочные и долгосрочные займы.

 Оформляются операции по внесению в кассу наличных денег следую щим образом:

1. Лицо, вносящее наличные, представляет сопроводительные документы, а также доверенность (если это необходимо ) для совершения данной операции в бухгалтерию организации.

2. Главный бухгалтер составляет приходный кассовый ордер и квитанцию к нему, подписывает оба документа, проверяя правильность их заполнения, ставит на квитанции печать предприятия, регистрирует ордер в журнале регистрации.

3. Главный бухгалтер передает приходный кассовый ордер и сопроводительные документы кассиру

4. Кассир проверяет соответствие сумм наличных средств по сопроводительным документам, приходному ордеру, квитанции к нему и пересчитывает переданные лицом, вносящим средства в кассу наличные. При совпадении всех сумм кассир подписывает приходный ордер, квитанцию к нему и выдает квитанцию на руки лицу вносящему наличные.

5.  Кассир приходует наличные, регистрирует операцию в кассовой книге, гасит приходный кассовый ордер и приложенные к нему документы штампом или надписью "получено"

6.  Главный бухгалтер отмечает погашенный приходный кассовый ордер в журнале регистрации.

Рассмотрим теперь второй тип кассовых операций – операции по расходу наличных средств из кассы. К ним относятся следующие операции:

1. Выдача заработной платы

2. Сдача выручки на расчетный счет в банке.

3. Выдача сумм наличными:

-под отчет и т. д.

 Оформляются операции по расходу наличных денег следующим обра зом:

1.  Главный бухгалтер составляет и проверяет расходный кассовый ордер, который подписывается руководителем и главным бухгалтером, и регистрирует его в журнале регистрации.

2. Кассир принимает расходный кассовый ордер к исполнению, выдает наличные, требуя при этом от стороннего физического лица обязательного предъявления документа удостоверяющего его личность.

3. Кассир гасит приходный кассовый ордер, регистрирует совершенную операцию в кассовой книге.

4. Главный бухгалтер отмечает расходный кассовый ордер в журнале регистрации как погашенный. 

                                  

Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия , имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится

по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: “По доверенности.” Доверенность остается в документах дня, как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости. Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным ( расчетно-платежным ) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. На титульном (заглавном ) листе платежной ( расчетно-платежной ) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это уполномоченных. В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда ( при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам. Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся , как правило, по расходным кассовым ордерам.

По истечению сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:

 а) в платежной ( расчетно-платежной ) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: ”Депонировано”;

 б) составить реестр депонированных сумм;

 в) в конце платежной ( расчетно-платежной ) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить подпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом то на ведомости дополнительно делается надпись: “Деньги по ведомости выдавал ( подпись ) “.Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;

г) записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: “Расходный кассовый ордер № _____”.

   Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных ( расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.

  Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.

  Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами шариковой ручкой или выписаны на машине ( пишущей, вычислительной). Подчистки , помарки или исправления в этих документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

  Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производится только в день их составления. При получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:   

а) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной надписи ( подписи ) руководителя предприятия или лиц на это уполномоченных;

б) правильность оформления документов;

в) наличие перечисленных в документах приложений .

   В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или подписью “Оплачено” с указанием даты ( числа, месяца, года ).

Типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров:

-не указывается название организации

-не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается правило сквозной нумерации с начала года

-неправильно указывается или не указывается дата

-не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий

счет

-после совершения операции на ордере не проставляются отметки «погашено» или «оплачено»

-отсутствуют необходимые подписи и печати

отсутствуют росписи получателей денежных средств

   Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

   Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира . Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправления в кассовой книге делаются путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм так , чтобы было можно прочитать зачеркнутое, надписывается над зачеркнутым исправленная сумма, внизу (на свободном месте) делается оговорка «исправлено на сумму______» (сумма указывается прописью и заверяется подписями кассира, а также главного бухгалтера).

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу . Ежедневно в конце рабочего дня , кассир подсчитывает итоги операций за день , выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

    Типичные ошибки при заполнении кассовой книги:

-не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет;

-не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня;

-ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка;

-иногда записи ведутся помесячно, вместо того, чтобы вести их ежедневно или раз в три-пять дней.

 

3.2Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе.

 

    Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 50 ”Касса”. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту -суммы, выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

    Ведение кассовых операций оформляется следующими проводками:

Поступления наличных денег в кассу по чекам из банка:

Дебет 50 “Касса”

Кредит 51 “Расчетный счет”.

Поступления в кассу по приходным кассовым ордерам суммы остатков подотчетных сумм:

Дебет 50 “Касса”

Кредит 71 “Расчеты с подотчетными лицами”

Поступление в кассу за реализацию излишних неиспользованных МБП:

Дебет 50 “Касса”

Кредит 48 “Реализация прочих активов”.

Поступление в кассу за реализацию готовой продукции и оказание услуг:

Дебет 50 “Касса”

Кредит 46 “Реализация продукции (работ,услуг).

Выдача по расходным кассовым ордерам или другим , заменяющим их документам:

Дебет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”,

           70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”,

           76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

           73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”;

Кредит 50 “Касса”.

Депонирование не выданных вовремя сумм заработной платы:

Дебет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”

Кредит 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”

Сдача выручки от реализации, депонированных сумм на счета в банках:

Дебет 51 “Расчетный счет”

Кредит 50 “Касса”.

Учет выявленной недостачи:

Дебет 84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”

Кредит 50 “Касса”.

Дебет 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”

Кредит 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”

Удержание недостачи из заработной платы :

Дебет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”

Кредит 73”Расчеты с персоналом по прочим операциями”

Внесение суммы в погашение недостачи суммы в погашение недостачи в кассу:

Дебет 50 “Касса”

Кредит 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”.

Установление излишков в кассе:

Дебет 50 “Касса”

Кредит 80 “Прибыли и убытки”.

  Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом (ф. № инв. 15).

На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия:

Д-т сч.50 ”Касса”

К-т сч.68 ”Расчеты с бюджетом”, 80 ”Прибыли и убытки”.

 

В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:

1. Д-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”

К-т сч.50 ”Касса”

2. Д-т сч.73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”

К-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”.

 

3.3Учет подотчетных сумм.

 

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. Полученные деньги разрешается расходовать подотчетным лицам только на цели , на которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обязаны представить отчеты о действительно израсходованных суммах с приложением оправдательных документов. Отчеты о расходах по командировкам, например должны быть представлены в течении 3 дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель организации.

Подотчетные суммы учитываются на активном синтетическом счете 71 “Расчеты с подотчетными лицами”. Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 “Касса”.

Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 “Материалы” , 26 “Общехозяйственные расходы” и др в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 “Касса”. Аналитический учет расходов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.