Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аннотация

 

Данная дипломная работа посвящена деятельности антимонопольных органов в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В ней рассмотрена система федеральных и местных органов управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия; дан обзор работы антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; выявлены актуальные проблемы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей; представлены выводы и предложения по их решению.

 

Содержание :

Введение.. 4

1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей.. 6

1.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. 6

1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей. 14

2. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей 21

2.1. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей. 21

2.2. Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде. 29

3. Актуальные проблемы деятельности территориальных антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей (на примере ТУ МАП по СПб) 37

3.1. Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной защиты потребителей. 37

3.2. Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 43

Заключение.. 53

Список литературы: 56

Введение

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.

Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России.

Цель данной дипломной работы определить направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:

- определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;

- проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;

- на примере Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;

- выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;

- определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.

Дипломная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и библиографии.

 

 

 

В 1996-2002 гг.

 

 

Рис.1

 

Из графика (рис.1) видно, что произошло снижение количества обращений в отчетный период, это, в определенной мере, объясняется усилением разъяснительной и просветительной работы среди потребителей и хозяйствующих субъектов в рассматриваемой области. В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по прежнему остаются продажа товаров с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, а также непредоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), нарушение сроков исполнения услуг.

Специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления берут на себя основной груз рассмотрения обращений потребителей по месту их жительства, что позволяет территориальным управлениям МАП России больше внимания уделять аналитической и профилактической работе, методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, обучению специалистов. Анализ показывает, что в регионах, где органы местного самоуправления имеют специалистов по защите прав потребителей, количество поступивших обращений потребителей значительно превышает количество обращений в территориальные управления МАП России.

Основным направлением в работе антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке.

В этих целях антимонопольные органы используют различные формы и методы работы. Среди них – согласование нормативных правовых актов, затрагивающих права потребителей, дача специалистами центрального аппарата МАП России официальных разъяснений по законодательству о защите прав потребителей, информационная и просветительская работа через средства массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций не только потребителям, но и предпринимателям, проведение целевых проверок отдельных секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг и др.

Для устранения нарушений антимонопольные органы применяют предусмотренные законодательством административные процедуры – возбуждают дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, налагают штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний. Данные меры применяются в соответствии с приказом МАП России от 04.04.96 №42 (в редакции приказа МАП России от 11.03.99 № 71), которым утверждено «Положение о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» [8].

Итоги дел по защите прав потребителей, завершенных территориальными управлениями МАП России в 2002 г. (включая дела, перешедшие с предыдущих периодов), представлены в приложении 2.  Итоги работы территориальных управлений МАП РФ по контролю соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отраслевом разрезе предоставлены в приложении 3[22].

Приоритетными в деятельности МАП России и его территориальных управлений в этой области являются меры, направленные на пресечение правонарушений.

Статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, установлены требования к информации о товарах (работах, услугах), которая в обязательном порядке должна сопровождать товар.

Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей.

Статьями 12-14 Закона «О защите прав потребителей» установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)[10, с. 28-37]. Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.

Законодательством в области технического регулирования и стандартизации установлены требования к безопасности и качеству продукции, в том числе приобретаемой для личных нужд. Эти требования содержатся в федеральных законах «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[4], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законе Российской Федерации «О ветеринарии» и др.

В то же время нормы указанных законов, которыми установлены требования к информации о товаре, качеству и безопасности продукции, далеко не всегда подкреплены мерами по обеспечению их единообразного применения, в том числе требованиями к маркированию, упорядочению способов нанесения информации о товаре. Эти требования должны содержаться в государственных стандартах и иных нормативных документах, принимаемых в соответствии с положениями норм законодательных актов.

Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и идентификации продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области, массовым жалобам граждан-потребителей и добросовестных товаропроизводителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества, не обеспеченных информацией, позволяющей потребителю сделать осознанный выбор.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» развертывается работа по реформированию нормативной базы в области стандартизации.

В процессе осуществления технической реформы предусматривается сокращение и упорядочение функции по контролю производства и оборота товаров (работ, услуг), номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, и расширение номенклатуры изделий, соответствие которых может быть подтверждено декларацией.

Это предполагает плавное реформирование системы стандартизации и обязательного подтверждения соответствия. Переход на технические регламенты должен быть согласован с мерами по соблюдению обязательных требований, содержащихся в государственных стандартов и иных документах в области стандартизации.

В настоящее время идет формирование программы разработки технических регламентов на 2003 – 2010 годы. Существует реальная возможность включить в ее разделы разработку технических регламентов, требования которых были бы сопряжены с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части способов предоставления необходимой и достоверной информации о товаре.

Ослабление антимонопольного контроля на стадии экспертной оценки и согласования устанавливаемых требований по безопасности, может спровоцировать возникновение нездоровой конкуренции уже на начальной стадии формирования технической политики, создание технических основ для вытеснения отечественных товаропроизводителей с рынков, производящих изделия массового назначения. Наступление такого события чревато отрицательными последствиями для потребителей и добросовестных отечественных товаропроизводителей.

Учитывая опасность его возникновения, МАП России включил в пункт 13 проекта постановления Правительства Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению развития конкуренции в Российской Федерации», выносимому на заседание Правительства, поручение Госстандарту России о введении обязательной экспертизы требований по безопасности процессов производства и продукции,

Широкое распространение получила продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы.

При использовании этих форм торговли имеет место значительный рост нарушений прав потребителей на надлежащую информацию о товаре.

Отсутствие в Федеральном законе «О рекламе» положений, предусматривающих ответственность за не предоставление необходимой информации о рекламодателе, изготовителе, продавце усложняет реализацию норм Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», приводит к ущемлению прав потребителей при заключении и исполнении договора розничной купли-продажи[3].

При доставке товаров по почте с применением рекламы: не доводится информация (или представляется в искаженном виде) о его сертификации, сведения о противопоказаниях; не даются консультации по правилам применения (эксплуатации) товара. Потребители узнают о товаре и его недостатках после того как он продан[5].

Возникающие нарушения провоцируют заметный рост устных и письменных обращений, направляемых в МАП России и его территориальные управления. Во многом это является следствием несогласованности требований статьи 7 Федерального закона «О рекламе» с нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части нанесения обязательной информации при рекламировании товаров.

Подобные нарушения возникают и при продаже других товаров профилактического назначения. Часто продавец (агент) передает товар, который не соответствует образцу или описанию, качество которого не отвечает информации о нем. При этом не доводится информация о правилах использования товара, действиях в связи с обнаружением недостатков. Имеют случаи, когда до потребителя не доводится техническая документация, в том числе инструкция по эксплуатации.

Продажа товаров по рекламе с применением розыгрышей приобретает в последнее время массовый характер и усложняет соблюдение правил продажи товаров по образцам с применением дистанционных продаж.

Законодательным актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и проведения лотереи, установленного Указом Президента Российской Федерации.

В то же время, антимонопольные органы вправе обратится в суд с иском о прекращении распространения такого рода организациями ненадлежащей рекламы или о их ликвидации за неоднократное и грубое нарушение прав потребителей. 

Увеличение продаж посредством рекламы вызвано еще и тем, что ее применение позволяет продавцу-рекламодателю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с экрана телевизора и других средств массовой информации товар. Часто оказывается, что реклама не содержит информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его изготовителем, а сообщает только контактный телефон, по которому можно заказать рекламируемый товар. Информация о местонахождении продавца, как правило, отсутствует также и у рекламораспространителя.

Такая схема продаж позволяет недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности, предусмотренной Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Данные обстоятельства порождают массовые обращения граждан за защитой своих прав. Однако, часто усилия контролирующих органов не приводят к ожидаемым результатам, поскольку установление местонахождения фирм, осуществляющих продажи посредством рекламы (в том числе, через радио- и телемагазины, по почте), требует значительных временных затрат, либо вовсе невозможно.

Заключение

 

 

На сегодня Закон РФ “О защите прав потребителей” остается по мнению юристов наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.

Одним из распространенных видов нарушений является непредставление потребителям информации о наименовании хозсубъекта, юридическом адресе. При отсутствии этой информации потребитель лишен возможности направить претензию нарушителю и защитить свои права.

Так же отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества.

Сейчас получила широкое распространение продажа товаров курьерским способом, посредством рекламы на телевидении. Возникающие нарушения в этой области связаны с непредставлением информации о сертификации товара, противопоказаниях и т.д. Отсутствие в ФЗ “О рекламе” положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце значительно усложняет реализацию норм Закона “О защите прав потребителей”.

Так же законодательным актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и проведения лотереи, в связи с чем, продажа товаров по рекламе с применением розыгрыша получила массовый характер и усложняет соблюдение законодательства.

В то же время потребители вправе обратиться в суд с иском о защите их прав. Процессуальные льготы, такие, как освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины и т.д., значительно облегчают самостоятельную защиту собственных прав, как потребителя, в суде.

Однако наиболее эффективным способом оказания помощи в разрешении споров является предоставление территориальным управлением заключения по делу. Это связано с тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже начатый потребителем процесс для дачи заключения по делу в условиях малочисленности территориальных управлений является наиболее применимой.

Так же сейчас расширяется практика предъявления территориальными управлениями исков в защиту неопределенного круга потребителей. Предметом таких исков является признание действий хозсубъектов противоправными. Однако территориальные управления МАП России ограничены в материальных и кадровых ресурсов, в связи с чем, участие в предъявлении исков в защиту неопределенного круга потребителей принимается значительно реже.

Рассмотрение исков, как правило, затягивается по вине ответчиков, в том числе путем неявки их в судебное заседание. Так же отсутствует судебная практика принудительного привода или воздействия путем применения штрафных санкций.

Осуществлению полномочий антимонопольных органов препятствует положение о соблюдении сроков составления протокола об административных правонарушениях и неоднозначность трактовки определения “немедленность”, отсутствие достаточного количества мировых судей и неохотное участие правоохранительных органов в обеспечении привода правонарушителей для составления протокола.

В территориальные управления с каждым годом все больше увеличивается численность письменных и устных заявлений потребителей с просьбой защитить их права. Этому способствовало ухудшение ситуации на потребительском рынке в связи с сокращением объема работы по контролю государственными органами. Так же следует отметить возросшее негативное отношение предпринимателей к госконтролю.

Невозможно не отметить увеличение количества обращений граждан и предпринимателей за разъяснением норм законодательства о защите прав потребителей. Для предотвращения потребительской безграмотности проводятся различные мероприятия, конференции и конкурсы.

Таким образом, федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления необходимо продолжать наращивать усилия по реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей как одно из условий повышения благосостояния населения.

Приоритетными должны оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей в соответствии с полномочиями, установленными законодательством. По их результатам необходимо применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами и организациями.

Продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей, обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей. Так же решить вопросы реформирования технического законодательства и привести в соответствие с требованиями отдельные положения ФЗ “О рекламе”. Следует принять ФЗ “О лотереи”, нормами которого установить ответственность за незаконное применение розыгрышей, в том числе при продаже товаров.

 

 

Список литературы:

 

1. Федеральный закон “О защите прав потребителей” от 7 февраля 1992 г.

2. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 1 сентября 1995 г.

3. Федеральный Закон от 12 февраля 2003 “О Рекламе” Статья 26

4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" Статья 5

5. Указ Президента РФ № 1183 от 10.06.1994 года "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"

6. Положение о территориальном управлении МАП России от 17.11.1999 N 441 (в ред. От 05.12.2002)

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.)

8. Приказ ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)

9. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)

10. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (И.А. Балушкин, Н.С. Михайлова)

11.  Гражданский процессуальный Кодекс (ГПК РФ)от 1 февраля 20003 г. ст.245

12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая   редакция). Статья 200, 238

13. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от 20 июня 1984 г. (действующая редакция). Статья 146.4, 150.3

14. Атаманчук Г, “Теория государственного управления”, И:               Омега-Л, Год издания: М. 2004

15. Рой О. М., “Система государственного и муниципального     управления”, Издание:1-е, Спб. 2003 год

16. Алексеев А. В., “Защита прав потребителей в РФ”, М. 2003г.

17.  Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2002 году", М 2003

18. Отчет о работе территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике за 2003 год. Раздел 6.

19.  В.Гарабцов, Е. Кагалова, “Местное самоуправление и защита прав потребителей”, “Конкуренция и рынок”, СПб 2000г.

20.  Е. Кагалова, “Кто платит, тот музыку и заказывает”, “Конкуренция и рынок”, СПб 2003г

21.  Е. Кагалова, “Как потребителю реализовать свои права”, “Конкуренция и рынок” Спб 2002г

22. http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=3273629&s=2

23.  http :// maprf . ru / ru / protect _ custumer / State _ report /486/ print . html  

24. http://dallakian.narod.ru/zprpotr/nbzpp.htm

25. http://www.consume.ru/szpp.shtml

26. www.antimonopoly.spb.ru

 

 

 

Аннотация

 

Данная дипломная работа посвящена деятельности антимонопольных органов в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В ней рассмотрена система федеральных и местных органов управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия; дан обзор работы антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; выявлены актуальные проблемы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей; представлены выводы и предложения по их решению.

 

Содержание :

Введение.. 4

1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей.. 6

1.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. 6

1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей. 14

2. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей 21

2.1. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей. 21

2.2. Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде. 29

3. Актуальные проблемы деятельности территориальных антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей (на примере ТУ МАП по СПб) 37

3.1. Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной защиты потребителей. 37

3.2. Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 43

Заключение.. 53

Список литературы: 56

Введение

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.

Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России.

Цель данной дипломной работы определить направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:

- определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;

- проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;

- на примере Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;

- выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;

- определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.

Дипломная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и библиографии.

 

 

 

Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.