План
Введение
Сущность ученического самоуправления
Принципы ученического самоуправления
Функции ученического самоуправления
Роль ученического самоуправления в развитии личности
Условия развития ученического самоуправления
Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
Заключение
Введение
С 1988г. все большее влияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не рассматривали проблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги.
В.М. Коротов выявил и раскрыл основные черты системы самоуправления
Р.Х.Шакуров исследовал зависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля руководства школой и психологических особенностей учительского коллектива.
Л.И.Новикова раскрыла структуру детского коллектива, систему связей и отношений.
Рассматривая педагогические основы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции и принципы деятельности самоуправления учащихся.
М.И.Рожков выявил особенности развития самоуправления в различных детских коллективах.
В.И.Бочкарев выделил, что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество учителей, а прежде всего самого директора с учащимися.
И.П.Иванов раскрыл сущность ученического самоуправления.
В условиях демократизирующейся школы постепенно ослабевает типичное для большинства школ сопротивление учащихся педагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, - возникают более благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников.
Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны, не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных форм детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования: каковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организации ученического самоуправления в развитии личности.
Объект исследования: процесс формирования социально-значимых качеств личности.
Предмет исследования: сущность, функции, принципы, условия развития ученического самоуправления.
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся, показать его значение для развития личности на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность ученического самоуправления.
3. Определить принципы организации ученического самоуправления.
4. Определить функции самоуправления учащихся.
5. Определить роль ученического самоуправления в развитии личности.
6. Охарактеризовать условия развития ученического самоуправления
7. Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко.
Гипотеза исследования:
1. Мы предполагаем, что детское самоуправление - демократическая форма организации детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
2. При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться общими принципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического. Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.
3. Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.
4. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
5. Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.
6. Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело место в системе других воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах и педагогической практике.
Методологическая основа исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностный подходы к проблеме исследования.
Теоретическая основа исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретические взгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.
Источники исследования: законодательство РФ по образованию.
Заключение
Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений. Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления ведущих педагогов, мы определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.
При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.
Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.
Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию на четкой методологической основе.
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Современная воспитательная практика неоднократно обращается к анализу проблем самоуправления в школьном сообществе. Актуальность данного выбора очевидна, ибо именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.
Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.
Список используемой литературы
1. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ / В.И.Бочкарев.- М.: Владос, 1994.-142 с.
2. Бочкарев, В.И. Опыт школьного самоуправления / В.И.Бочкарев // народное образование.-2000.-№ 8.- С.99-102.
3. Иванов, И.П.Методика коммунарского воспитания: книга для учителя / И.П.Иванов.- М.: Просвещение, 1990.-144 с.
4. Крупская, Н.К. Самоуправление / Н.К.Крупская // О школьном самоуправлении: сборник статей и выступлений / Н.К. Крупская.- М.: Прсвещение,1964.-270 с.
5. Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов.- М.: Просвещение,1981.-280с.
6. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С.Макаренко.- М.: прсвещение,1988.-190 с.
7. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова.- М.: Просвещение, 1988.-190 с.
8. Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.- М.: Просвещение, 1988.-190 с.
9. Прутченков, А.С. Развитие детского самоуправления через социально-значимую деятельность / А.С. Прутченков // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.-2006.-№9.- С.27-28.
10. Рожков, М.И. Развитие самоуправление в детских коллективах: учеб.метод.пособие / М.И. Рожков.- М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-206 с.
11. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления руководителя и педагогического коллектива / Р.Х. Шакуров.- М.: Просвещение, 1990.- 206с.
План
Введение
Сущность ученического самоуправления
Принципы ученического самоуправления
Функции ученического самоуправления
Роль ученического самоуправления в развитии личности
Условия развития ученического самоуправления
Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
Заключение
Введение
С 1988г. все большее влияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не рассматривали проблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги.
В.М. Коротов выявил и раскрыл основные черты системы самоуправления
Р.Х.Шакуров исследовал зависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля руководства школой и психологических особенностей учительского коллектива.
Л.И.Новикова раскрыла структуру детского коллектива, систему связей и отношений.
Рассматривая педагогические основы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции и принципы деятельности самоуправления учащихся.
М.И.Рожков выявил особенности развития самоуправления в различных детских коллективах.
В.И.Бочкарев выделил, что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество учителей, а прежде всего самого директора с учащимися.
И.П.Иванов раскрыл сущность ученического самоуправления.
В условиях демократизирующейся школы постепенно ослабевает типичное для большинства школ сопротивление учащихся педагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, - возникают более благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников.
Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны, не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных форм детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования: каковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организации ученического самоуправления в развитии личности.
Объект исследования: процесс формирования социально-значимых качеств личности.
Предмет исследования: сущность, функции, принципы, условия развития ученического самоуправления.
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся, показать его значение для развития личности на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность ученического самоуправления.
3. Определить принципы организации ученического самоуправления.
4. Определить функции самоуправления учащихся.
5. Определить роль ученического самоуправления в развитии личности.
6. Охарактеризовать условия развития ученического самоуправления
7. Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко.
Гипотеза исследования:
1. Мы предполагаем, что детское самоуправление - демократическая форма организации детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
2. При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться общими принципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического. Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.
3. Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.
4. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
5. Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.
6. Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело место в системе других воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах и педагогической практике.
Методологическая основа исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностный подходы к проблеме исследования.
Теоретическая основа исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретические взгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.
Источники исследования: законодательство РФ по образованию.
Сущность ученического самоуправления
Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений. В социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений и определяют его как важнейшее средство социализации; в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, считая, по мнению Р.Х.Шакурова, самоуправление одной из социально-психологических функций управления; в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.
Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.
Наибольшее развитие самоуправление получило в педагогической деятельности А.С.Макаренко, который рассматривал самоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы – становления воспитательного коллектива (термин А.С.Макаренко.- А.Ю.).
Коллектив, - считал А.С.Макаренко,- не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов, это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами коллектива.
Органическое единство интересов коллектива и интересов общества А.С.Макаренко считал основным мотивом формирования потребности воспитанников в самоуправлении, а само самоуправление рассматривал как условие получения конкретных навыков демократии.
Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив — важная составляющая педагогического процесса. Однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику создатель «Педагогики общей заботы» И.П. Иванов. Он утверждает, что формирование личности происходит только в коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которой лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика, ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников, рассматривая его как способ демократичной организации коллектива, как гуманистической общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.
Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
В.М. Коротов определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Л.И.Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля.
Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.