Истоки и причины формирования традиционализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время Япония переживает экономический кризис. Темпы роста национального продукта снизились до 1% в год. Возможно, этот кризис является последним автономным, не спровоцированным внешними ценовыми или валютными ударами. Богатейшая высокоразвитая страна оказалась просто неготовой к глобальной экономике[9]. Медлительность при согласовании групповых интересов, привычка бюрократов действовать по шаблонам, нежелание политиков вникать в крупные проблемы привели к тому, что Токио пропустил наступление финансового кризиса и вход в затяжную экономическую депрессию[10]. За 8 лет, с 1993 по 2001 год в Японии сменилось 7 премьеров. В этих условиях стабильность, которую олицетворяет собой император, становится весьма значимой[11]. Данный феномен имеет глубокие исторические корни, что и придаёт ему особую значимость.

Развитие феномена японского императора невозможно рассматривать в отрыве от истории государства и народа, которым он управляет. Процесс формирования вначале абсолютистской, а затем современной форм императорской власти пошёл ещё в древности.

В III веке в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. В ходе этого процесса растёт производительность труда и усиливается социальное расслоение. Однако рабские формы эксплуатации не получили широкого распространения. Островное положение Японии, географические условия и гористая местность сковывали их развитие. Здесь не получилось при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счёт военных походов достаточное количество рабов.

Не последнюю роль играло и особое влияние китайской цивилизации, в первую очередь это проявилось в заимствовании религий и государственных институтов. Первым документом, определяющим систему функционирования государства, стала Конституция Сётоку, или Закон 17 статей (604 год). Эти статьи – не правовые положения в полном смысле этого слова, а скорее религиозные и этические принципы этих положений.

Основой порядка провозглашается «всеобщий закон», а государь – его выразителем, который имеет право требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. В законе осуждаются междоусобицы, частное владение землёй, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати землевладельцев. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи – его чиновников, а народ – подчиняющейся массы людей[12].

Таким образом, в этом законе видны начала зарождения коллективистских черт в японской культуре[13]. Провозглашается единоличная власть.

Междоусобная борьба помешала созданию в тот период эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы – переворота Тайка (645 год). Законодательство «Тайхо Рё» - это свод законов, изданных в период с 646 по 700 год. Он состоит из двух частей – аграрного и управленческого законодательства. Остановимся на последнем.

Реформы Тайка, имевшие для Японии VII века значение политической революции, знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Древняя религия японцев синто («путь духов»), легко впитавшая идеи китайских религий о божественной силе монарха, также способствовала этому. В результате переворота Тайка было создано единое японское государство во главе с императором, опирающегося на поддержку могущественного клана Фудзивара, который впоследствии поставлял из поколения в поколение не только наследственных регентов-соправителей императоров, но и императриц[14].

Таким образом, реформы Тайка закрепили положения «Закона 17 статей» и законодательно укрепили власть императора. Эти два государственных акта способствовали укреплению в сознании народа идеи законности, что было характерной чертой раннефеодального общества.

Укреплению императорской власти способствовали первые летописи: «Запись о деяниях древности» 712 года, «Анналы Японии» 720 года. Перед составителями летописей была поставлена политическая задача: исторически обосновать право императорского дома на власть. Эта задача была осуществлена путём прямого искажения действительности.

Однако главным лицом в государственном аппарате стал советник императора. На деле «сын неба», обладавший по закону высшей властью, уже в VIII веке более царствовал, нежели управлял. Высшая государственная власть в Японии принадлежал Государственному совету, выполнявшему функции правительства. Непосредственные управленческие функции в Совете осуществляли два министра, опирающиеся в свою очередь также на советников. В правительстве находилось 8 ведомств (двора, культа, складов и финансов, верховных дел, гражданских дел, церемоний и чинов, военных и публичных дел)[15].

Уже в VIII веке в сознании японцев прочно укрепился принцип легитимности императорской власти. То есть император, и никто другой может быть главой государства. В конечном счете, именно это позволяло держать народ в относительной покорности.

Данное утверждение можно подкрепить прецедентом, созданным в 784 году, когда непомерно усилившийся придворный клан Фудзивара, стремясь ослабить императорский трон, захватили правителя и увёзли его на север, где и началось сооружение новой столицы «мира и покоя» (Хэйан). В 858 году Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, а в 887 году захватили и пост канцлера при подросшем правителе[16]. Свою власть Фудзивара осуществляли через назначение на ключевые государственные должности членов своего клана. До этого момента Фудзивара усилили свою власть, обязав императора в 729 году брать себе жён только из данной семейной группы.

Таким образом, уже в это время, императорская династия была своего рода символом государственной власти, убрать которую Фудзивара не решились. Однако политическая власть императора была крайне ослаблена.

О силе символа императора как основы государственной власти говорит следующий процесс. В X веке с непомерным усилением клана Фудзивара, из источников исчезает упоминание о «божественном происхождении» императора, а в 969 году - сам термин «император» («тэнно»), заменённого выражением «отрекшийся император» («ин»). Император отрекался от престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Если ранее реальная власть в императорском доме находилась в руках жены и матери императора (которые, как было указано выше, с 729 года были исключительно из клана Фудзивара), то теперь «отрёкшийся император» не был связан никакими ограничениями. Дело в том, что законодательный акт, противоречащий миропониманию населения, в лучшем случае встретит протест с его стороны, а в худшем, будет просто проигнорирован. Так получилось и в этот раз. Император, пользующийся поддержкой рядового самурайства, провинциальных должностных лиц и церкви, куда ещё не проникли Фудзивара, реально восстанавливал и приумножал владения императорского дома[17]. К концу XII века императорский дом вновь превратился в крупнейшего земельного собственника. Этот период в истории страны именуется правлением экс-императоров («Инсэй») и обычно датируется 1068-1167 годами.

Таким образом, усиление императора, сумевшего выйти из-под юрисдикции Фудзивара, говорит, во-первых, о силе императорской власти в сознании рядовых японцев, а во-вторых, о силе японского бюрократического аппарата.

В XII веке растёт политическая мощь и военное влияние губернаторов, наместников, которые фактически становятся неограниченными правителями на подведомственных им территориях. В таких условиях в Японии устанавливается новая форма правления – сёгунат – своеобразная форма военной диктатуры, при которой власть сосредоточена в руках сёгуна – «великого полководца». Система сёгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год. Новый военно-бюрократический аппарат назывался «бакуфу» (правительство).

Характерной чертой сёгуната стало сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительскими и церемониальными функциями. Императору отводились все причитающиеся по рангу почести, однако реальной политической силы у него не было. Главной функцией императора было отправление религиозных обрядов. Забегая вперёд, можно сказать, что до сих пор в Японии, в отличие от Китая, не признаётся смена династий, считается, что правит клан, установившийся ещё в VI веке[18].

Сёгунский период является важным компонентом для понимания специфики японского госаппарата. Сёгун, военный правитель, не пошёл на низложение императора, потому что в этом случае возникло бы подозрение в нелегитимности новой власти. Теперь создалось двоевластие: император и сегун. Разумеется, эти два титула не были равноправными в глазах японцев – в данном случае речь идёт о политической ситуации. Император стал править в Киото, а сёгун создал свою столицу в Камакура. Двоевластие было юридически закреплено указом императора 1205 года, согласно которому все апелляции невассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора.

Характерной чертой раннего сёгуната является всевластие глав больших семейных групп. И в этом проявляется вторая важная, наряду с институтом императорской власти, составляющая традиционалистического устройства Японии – это безусловный авторитет главы семьи[19]. Он был обязан заботиться о сохранении семейной собственности, фамилии, традиционной семейной профессии, осуществлять контроль над членами семьи. Нарушителей установленного порядка он мог лишить земли. В условиях военного времени он командовал военным подразделением. Глава семьи отправлял культ предков. Стоит заметить сходство функций и положения императора и главы семьи – они оба выполняют религиозные функции и обладают единоличной властью (в решения главы семьи не мог вмешиваться даже сёгун[20]).

В середине XIII века в результате разветвления генеалогического древа императорского дома, происходит его разделение на северную и южную ветвь. В результате посредничества сёгуната была достигнута договоренность о наследовании престола по очереди между этими двумя ветвями. Налицо была определённая политика сёгуната, направленная на ослабление своих главных противников. В результате этот шаг создал предпосылки для будущих смут - следующие сёгуны получали своего рода доступ к наследникам, обеспечивающим легитимность их политического господства. Это время – период сильнейшего кризиса императорской власти, что проявилось в войне двух ветвей дома правителя и в эпической «Повести о великом мире» (I половина XIV века), где потомок богов впервые назван «мятежником»[21].

Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII-XVIII веках, когда при третьем сёгунате Токугава (1603-1867) происходит ужесточение методов управления, создаётся полицейский аппарат, земли феодалов («даймё» - «большое имя») конфискуются государством.

Новый сёгун проделал целенаправленную и кропотливую работу, в результате которой император был полностью изолирован от политической жизни. Его авторитет в этой сфере больше сёгуну был не нужен. И, хотя император уже давно не обладал реальной властью, Иэясу Токугава (основатель новой династии сёгунов) на всякий случай перенёс место пребывания своего правительства в Эдо, и город стал не только административно-политическим, но и культурным центром страны[22]. В 1869 году Эдо переименован в Токио[23].

В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление, скреплённое законом и властью сёгуна, выраженное формулой «си-но-ко-сё»: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. В дворянском сословии самураев имелось две группы – высшая и низшая. У самураев была одна важная привилегия – они и только они могли занимать административные и военные должности. Исключительно самурайским занятием была военная служба[24]. 

Эпоха Токугава (1603-1867) была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна[25].

Императоры несколько раз предпринимали попытки свергнуть власть сёгунов и вернуть себе всю полноту власти в стране. Это окончательно удалось лишь в 1868 г. в ходе Реставрации Мэйдзи, когда понятия «сёгунат», «бакуфу» и титул сёгун стали достоянием истории[26].

Этому предшествовало складывание целого клубка противоречий во внутренней жизни страны. 

Обрабатываемая площадь с начала XVIII века практически не расширялась, оставаясь на одном и том же уровне (2,9-3,0 млн. тё[27]). Прирост населения также был предельно низок – с начала XVII до середины XIX века – 0,01% в год. Наиболее ярким свидетельством активно идущего вызревания в экономике Японии предпосылок капиталистического способа производства, вступавшего в противоречие со способом феодальным, было неизменное увеличение количества мануфактур. В первой половине и XIX века в стране возникло более 180 новых мануфактур, что превышало общую цифру за два предшествующих столетия[28].

Кризис экономический был дополнен кризисом социальным. Выражением его в 1837 году стало восстание Хэйхатиро из-за спекуляций рисом в условиях голода и из-за бездействия и невмешательства сёгуна в решение этого вопроса.[29] Показателем социального кризиса стало то, что это восстание нашло отклик по всей стране и среди совершенно разных социальных групп – городских низов, крестьянства и самураев. Это восстание носило антибуржуазный характер.

Проявление политического кризиса стала неудача сёгуната в попытке укрепить феодальные порядки. В декабре 1841 года сёгуном был издан указ о роспуске монопольных гильдий, фактически означавший установление свободного рынка. Это встретило сильное сопротивление со стороны торговцев и ростовщиков, к тому же состояние рынка полностью вышло из-под контроля, и сёгун был вынужден уйти в отставку. В 1851 году этот указ был официально отменён, что свидетельствовало об ослаблении позиций класса феодалов и усилении активности буржуазных слоёв.

Однако важнейшей причиной реставрации власти императора стал внешнеполитический провал сёгуната.

8 июля 1853 года в бухту Урага южнее столицы вошла американская эскадра коммодора Перри. После передачи письма сёгуну, Пери пообещал вернуться, что и сделал на следующий год, когда и состоялись переговоры. 31 марта был подписан первый договор. Американские корабли получили право захода в японские порты, где они могли по бартеру приобретать продовольствие, топливо и другие товары. В это же время подобный договор был заключен в Японии с российским вице-адмиралом Путятиным. Договоры с Англией и Голландией и Россией устанавливали предельно низкие таможенные пошлины, что привело к неконтролируемому влиянию на рынке иностранных торговых компаний.

Угроза потери своей независимости становится в Японии ускоряющим импульсом национального движения, развитие которого происходит по мере всё большего осознания самураями необходимости возрождения и единства страны, создания сильного централизованного государства, способного обеспечит себе независимое, самостоятельное существование. Единственный путь к этому – проведение буржуазных реформ.

Начавшаяся в Японии в конце 60-х годов XIX века борьба между сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необходимость которых стала очевидной, а с тем – кто их будет проводить. Лозунги устранения власти сёгуна и восстановление власти императора, имеющей традиционное религиозное обоснование, становятся той общей идейной платформой, на которой и происходит объединение реформаторских сил. Показательна и религиозная окраска антисёгунской идеологии: буддизму – религии сёгуна противопоставляется древняя религия японцев синто – обожествляющая императора[30].

Дальновидные самурайские круги видели в императорском престоле, в культе императора единственно надёжную пору в деле консолидации перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии восстанавливается «тэнноизм» (от слова «тэнно» - «Сын Неба» - древнего названия японского императора) как сложное многоплановое явление, получившее название «императорский путь», несущее политический, идеологический, религиозный и мировоззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство национальной общности.

1868 год ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Японии. События этого года получили название «реставрации Мэйдзи». Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Первым актом нового правительства стало введение специального летоисчисления по названиям периодов правления того или иного императора. Это было предпринято для упрочения в глазах населения политической и религиозной власти императора. Западные державы не вмешивались в этот конфликт, познав разрушительность народного движения в Китае.

Возникает вопрос: почему же не получилось свергнуть сёгуна и посадить на престол другого военного правителя, как это было с двумя предыдущими сёгунскими династиями? Дело в том, что сёгунская система исчерпала себя и возникла острейшая необходимость в создании сильной самодержавной власти. Сёгунат тоже был абсолютистской системой, однако у него не было прочных корней по сравнению с императорской властью. За императорской властью стояла ощущение легитимности - идея божественного происхождения, что почти никогда не говорили о себе сёгуны[31]. Нарождающемуся монополистическому капиталу нужен был император, что и произошло.

Таким образом, в ходе этой «революции сверху» были решены две задачи – общенациональная задача защиты страны от потери ею суверенитета и скорее контрреволюционная по отношению к народному движению задачу перевода этого движения из русла революционной борьбы в русло реформ. Главным итого развития Японии на данном этапе стало возрастание роли императорской власти как консолидирующего начала японской нации.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 190.