Несовершеннолетние лица, как субъект преступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Несовершеннолетние пользуются особой защитой государства. Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав.

В соответствия со ст. 87 УК РФ несовершеннолетни­ми признаются физические лица, которым ко времени совершения преступления испол­нилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Вопросам уголовной ответственности несовершен­нолетних специально посвящена глава 14 УК РФ "Осо­бенности уголовной ответственности и наказания несо­вершеннолетних".

Необходимость специальных норм об ответственности несо­вершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершенно­летний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нужда­ется в специальной охране и заботе»[1], и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.

С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют луч­шим образом реализовать цели уголовного наказания путем при­менения специальных, менее жестких мер наказания. Часто оп­тимальный путь исправления несовершеннолетнего — примене­ние мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.

Уголовная ответственность несовершеннолетних на­ступает в соответствии с общими положениями УК РФ, но с учетом особенностей, связанных со спецификой личности подростка, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелостью, неумением в связи с этим в полной мере адекватно оценивать свои поступки.

Известно, что нервная система несовершеннолетнего находится в стадии формирования и что в процессе образования промежуточных и переходных форм темперамента наблюдается определенное непостоянство в выработке тормозных реакций, ослабление контроля коры головного мозга над надкоркой (по сравнению со взрослыми). У подростков-правонарушителей с ярко выраженными чертами агрессивного поведения ослаблено осознание значимости словесных раздражителей (второй сигнальной системы). Поэтому именно эту категорию правонарушителей часто называют «трудновоспитуемыми».

Непостоянство процесса выработки тормозных реакций не может не влиять на мотивационную сторону агрессивного деяния. Несовершеннолетний способен совершить такой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и быстро проходящего влечения к тому или иному объекту агрессии. Вот почему при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних нужны особый подход, особая осторожность[2].

Итак, в предлагаемой работе рассматриваются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, которые вполне обоснованно обособляются законодателем.

При подготовке работы было изучено законодательство Российской федерации и международные акты, регулирующие вопросы по изучаемой теме, использовалась учебная литература по уголовному праву, монографии по изучаемой теме.

 

 

 

Совершения преступления впервые;

2) совер­шения преступления, относящегося к категории небольшой или средней тя­жести;

Заключение

 

Итак, особенности уголовной ответствен­ности несовершеннолетних имеют объективно-субъективную основу и призваны максималь­но содействовать достижению целей уголовной ответственности, влиять на ресоциализацию несовершеннолетних путем применения к ним специфиче­ских, по сравнению со взрослыми, мер психолого-педагогического характера.

Как отмечает Пленум Верховного Суда Российской Федерации при применении законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних следует обратить внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений.

В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Однако, необходимо отметить, что помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение и особенно длительное там пребывание усложняют ресоциализацию несовершеннолетнего: несовершен­нолетний утрачивает опыт нормальной жизни на свободе. Кроме того, тяжелое финансовое состояние этих учреждений и отсутст­вие достаточного количества квалифицированных кадров не по­зволяют этим учреждениям в полной мере выполнять поставлен­ные перед ними задачи. Поэтому применять эту меру воспита­тельного воздействия следует, строго руководствуясь законом, лишь в исключительных случаях.

Исходя из этого необходимо вести активную предупредительную деятельность преступности несовершеннолетних не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью.

Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Необходимо сделать для подростка дом родным, чтобы он не бежал из него подальше от неблагополучной обстановки, а часто и от пьяных, ре отдающих себе отчета родителей. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для своих детей.

 

 

Список использованной литературы:

 

Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети – преступники. Ред. Ю.И. Иванов. – Мн.: Литература, 1996.

8. Ф. Сафунов. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого //Российская юстиция, 1997. № 7.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. //Под общ.ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

10. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник /Под ред. В.П. Ревина. — М.: Юрид. лит., 2000.

11. Уголовное право России. Общая часть: Учебник /Отв. ред. д.ю.н. Б.В.Здравомыслов. – М.: Юристъ, 1996.

12. Уголовное право России. Учебник для вузов. Т. 1. Общая часть. //Отв.ред. А.Н. Игнатов и Ю.А. Красиков. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М, 1999

13. Чихалова С.Н. Трудные судьбы подростков - кто виноват?. -М.: Юридическая литература, 1991

14. Уголовное право. Общая часть. Учебник /Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова – М.: Новый Юрист, КноРус, 1997

 


[1] Преамбула Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. //Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 1998

[2] Энциклопедия преступлений и наказаний. Дети – преступники. Ред. Ю.И. Иванов. – Мн.: Литература, 1996.-640 с.

[3] П. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, 14.03.00, N 50, стр.6


ВВЕДЕНИЕ

 

Несовершеннолетние пользуются особой защитой государства. Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав.

В соответствия со ст. 87 УК РФ несовершеннолетни­ми признаются физические лица, которым ко времени совершения преступления испол­нилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Вопросам уголовной ответственности несовершен­нолетних специально посвящена глава 14 УК РФ "Осо­бенности уголовной ответственности и наказания несо­вершеннолетних".

Необходимость специальных норм об ответственности несо­вершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершенно­летний, «ввиду его физической и умственной незрелости, нужда­ется в специальной охране и заботе»[1], и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.

С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют луч­шим образом реализовать цели уголовного наказания путем при­менения специальных, менее жестких мер наказания. Часто оп­тимальный путь исправления несовершеннолетнего — примене­ние мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.

Уголовная ответственность несовершеннолетних на­ступает в соответствии с общими положениями УК РФ, но с учетом особенностей, связанных со спецификой личности подростка, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелостью, неумением в связи с этим в полной мере адекватно оценивать свои поступки.

Известно, что нервная система несовершеннолетнего находится в стадии формирования и что в процессе образования промежуточных и переходных форм темперамента наблюдается определенное непостоянство в выработке тормозных реакций, ослабление контроля коры головного мозга над надкоркой (по сравнению со взрослыми). У подростков-правонарушителей с ярко выраженными чертами агрессивного поведения ослаблено осознание значимости словесных раздражителей (второй сигнальной системы). Поэтому именно эту категорию правонарушителей часто называют «трудновоспитуемыми».

Непостоянство процесса выработки тормозных реакций не может не влиять на мотивационную сторону агрессивного деяния. Несовершеннолетний способен совершить такой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и быстро проходящего влечения к тому или иному объекту агрессии. Вот почему при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних нужны особый подход, особая осторожность[2].

Итак, в предлагаемой работе рассматриваются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, которые вполне обоснованно обособляются законодателем.

При подготовке работы было изучено законодательство Российской федерации и международные акты, регулирующие вопросы по изучаемой теме, использовалась учебная литература по уголовному праву, монографии по изучаемой теме.

 

 

 

Несовершеннолетние лица, как субъект преступления

 

В соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса РФ, который вступил в действие 1 января 1997 года "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет".

Минимальный возраст несовершеннолетнего как особого участника уголовного правоотношения - минимальный возраст уголовной ответственности. Уголовное право России ограничивает минимальный возраст уголовной ответственности 14 годами.

Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Для правильного применения норм об уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо верно установить возраст лица.

Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 421 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних.

При этом, как отмечается в постановлении Пленума ВС РФ, нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.

При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица[3].

Следует также учитывать, что согласно части 3 статьи 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии.

Экспертное заключение относительной способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими. Основное значение при этом имеет следующий вопрос: "Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?". Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемость в соответствии со ст. 22 УК РФ.

Выявление наличия и формы психического расстройства служит необходимой предпосылкой для решения вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации. Так, при выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психологического расстройства, определят его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст. 21 УК РФ). Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и с учетом ответа экспертов-психиатров на вопрос: "Нуждается ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно?", судом они ему могут быть назначены (п "а", ч. 1, ст. 97 и ст. 99 УК РФ).

В случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства, либо отставания в психическом развитии, не связан с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях3 .

В случае совершения общественно опасного деяния лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, либо несовер­шеннолетним, достигшим этого возраста, который вследствие отставания в психическом развитии не мог осознавать характер и опасность совершенного им деяния, отсутствуют признаки субъ­екта преступления, т.е. основание для уголовной ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия применяют­ся к этим лицам не в порядке, предусмотренном уголовным законом, но в порядке, предусмотренном административным за­конодательством.

По достижении 18-летнего возраста лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего.

В соответствии со статьей 96 УК уголовно-правовые нормы, устанавливающие особенности ответственности несовершеннолетних, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет. К этим лицам не может быть применено помещение их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная норма может применяться в случаях, когда лицо, достигшее 18-летнего возраст, не достигло обычного для этого возраста уровня психической и социальной зрелости, и применение специальных норм об ответственности несовершеннолетних лучшим образом обеспечивает реализацию принципов уголовной ответственности.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.