Московский Институт Права
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Муниципальное право.
Тема: "Местное самоуправление
В Нижнем Новгороде".
Выполнила студентка VI курса, гр.Ю-436А
Силкина Елена Александровна
Рецензент: Фролов
Сергей Владимирович
Нижний Новгород
2005
Содержание
Введение. 3
1 Местное самоуправление как форма местной власти. 6
1.1 Основные понятия. 6
1.2 Организация власти на местах. 8
1.3 Ответственность местного самоуправления. 10
1.3.1 Ответственность перед населением. 11
1.3.2 Ответственность перед государством. 12
1.3.3 Ответственность перед физическими и юридическими лицами. 13
2 Местное самоуправление в Нижнем Новгороде. 15
2.1 Состояние местного самоуправления в Нижнем Новгороде. 15
2.2 Организация местной власти в г. Нижнем Новгороде………………….17
2.2.1 Основные положения и вопросы ведения. 17
2.2.2 Правовые и финансово-экономические основы местного самоуправления 19
2.2.3 Органы и должностные лица местного самоуправления. 21
2.2.4 Ответственность местного самоуправления. 25
2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления. 26
2.4 Пути решения существующих проблем. 27
Заключение. 29
Список использованной литературы………………………………………… 31
Введение
«В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)[1]. В данной статье также говорится о том, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий самостоятельно».
Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как является вполне самостоятельной сферой. Также следует отметить, что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично продолжается сегодня.
Предметом данной курсовой работы является местное самоуправление в Нижнем Новгороде - власти на местах, его организация и функционирование и структура.
Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например, в послании 2002 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что “в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления”[2]. Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна»[3], отметил президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий»[4]. При рассмотрении темы данной курсовой работы нельзя не отметить конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления[5]:
1. право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);
2. право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);
3. право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
4. право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
5. право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).
Таким образом, мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской Федерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного пост перестроечными реформаторами курса к демократическому государству и гражданскому обществу.
Одной из задач данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления существуют в отношении, населения муниципального образования.
Также среди задач курсовой работы можно выделить следующие:
1. Ознакомиться с сутью понятия и явления местного самоуправления в целом;
2. Ознакомиться с организацией местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. Рассмотреть деятельность местной власти в Нижнем Новгороде, при этом выявить существенные недостатки системы местного самоуправления в городе;
4. Изучить организацию местного самоуправления города Нижнего Новгорода на основе его устава;
5. Сформулировать пути решения имеющихся проблем, препятствующих эффективному функционированию местных властей города Нижнего Новгорода.
Цель, данной курсовой работы, - ознакомиться с деятельностью и организацией местной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления в Нижнем Новгороде.
При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав города Нижнего Новгорода. Также среди источников Большая Советская Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и другая литература.
Основные понятия
Основным понятием данной работы является понятие «местное самоуправление». Понятие «местное самоуправление» встречается в разных источниках. Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.)»[6]. Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации (ст. 130) говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения»[7].
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[8] (ст.3). Европейская хартия местного самоуправления не дифференцирует вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией определяется, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящем документе. Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формирования национального законодательства в этой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»[9].
В современной же литературе местное самоуправление трактуется «как процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанный на следующих принципах: разумное сочетание представительных институтов и институтов непосредственной демократии; предоставление всем субъектам территориальных сообществ жителей широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов; политико-правовая привязанность органов местного самоуправления к коренным запросам жителей».[10]
«Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».[11] Таким образом:
1. В новом законодательстве говорится о самостоятельности деятельности местных властей;
2. В основу этой деятельности ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан), а «исторические и иные местные традиции».
Очевидно, что такие изменения в законодательстве кардинально меняют не только подходы к управлению всеми сферами жизни муниципального образования, но и позволяют (следуя не «государственным интересам», а «историческим и иными местными традициями») полнее учитывать местные особенности и, соответственно, наиболее эффективно их использовать. При этом следует отметить, что использовать специфику местности руководство соответствующей территории будет в интересах (на основе нового законодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. А это, в свою очередь, должно способствовать экономическому росту на местах.
Заключение
Тема данной курсовой работы является довольно интересной и актуальной. Она позволяет полнее раскрыть суть местного самоуправления в Нижнем Новгороде как явления. Это является актуальным в свете предстоящей реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
По ходу изучения данной темы был сформулирован ряд задач, которые помогли дифференцированно подойти к предмету настоящей курсовой работы. В ней сначала были рассмотрены общетеоретические аспекты местного самоуправления, что позволило углубиться в изучаемое понятие, рассмотреть его особенности. Были выявлены разные подходы к понятию «местное самоуправление».
Также было проанализировано законодательство в области местного самоуправления. На основе этого анализа удалось раскрыть организацию и иные аспекты власти на местах, характерные в целом для России.
Кроме аспектов местного самоуправления, характерных для Российской Федерации в целом, изучалось устройство и деятельность местной власти в городе Нижнем Новгороде в частности. Была рассмотрена деятельность местного самоуправления в городе, при этом выявлены первостепенные проблемы самоуправления. Далее был проанализирован Устав города Нижнего Новгорода, на основе него было изучено устройство и функционирование местной власти города, определены ее особенности, в том числе недостатки (проблемы). Относительно ключевых аспектов были предложены варианты решения.
Немаловажным в данной курсовой работе является также изучение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, а также юридическими и физическими лицами, так как именно данная сторона деятельности местной власти является одним из основных в определении местного самоуправления как формы местной власти.
Таким образом, цели курсовой работы в ходе написания, были достигнуты – организация, и деятельность местной власти были рассмотрены с разных сторон (хотя и в рамках одной темы).
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 48 с.
2. Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г.;17 марта 1997 г.; 4 августа 2000 г.; 21 марта 2002 г.; 7 июля, 8 декабря 2003 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
3. Федеральный закон от 25сентября 1997 г. №126 – ФЗ (с изменениями от 9 июля1999 г.; 27 декабря 2000 г. 30 декабря 2001 г.; 29 июня, 28 декабря 2004 г.) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г
4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.) № 486-1.// Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
5. Устав города Нижнего Новгорода (с изменениями от 28.01.1998 г. №1, 17.06.1998 г. №33, 14.10.1998 г.№51) // Компьютерная правовая система «Гарант» от 2001г.
6. Положение «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы» от 26 октября 1993 г. N 1760 // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
7. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998. – 784 с.
8. Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.
Т. 22 Ремень – Сафи. 1975. 628 с. С илл., 33 илл., 4 л. карт.
9. Выдрин И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 368 с.
10. http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.html
11. http://www.kazanfed.ru/actions/konfer4/doklad1/
12. http://www.strana.ru/print/161804.html
[1] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо,2004. – С. 7.
[2] http://www.kazanfed.ru/actions/konfer4/doklad1/
[3] http://www.strana.ru/print/161804.html
[4] http://www.strana.ru/print/161804.html
[5] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо, 2004. – С. 4, С. 11, С. 43, 44.
[6] Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.
Т. 22 Ремень – Сафи. 1975. 628 с. С илл., 33 илл., 4 л. карт.
[7] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо, 2004. – С. 43 - 44.
[8] Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998. – С. 8.
[9] http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.htm
[10] Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. с. - 33
[11] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (п.1 ст.2) //Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[12] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (ст. 1) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[13] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (п. 5 ст. 14) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[14] ПОЛОЖЕНИЕ «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы» от 26 октября 1993 г. N 1760 // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[15] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо, 2004. – С.8.
[16] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 47 ) // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[17] http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.htm
[18] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 48) // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[19] http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.htm
[20] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 49) // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[21] Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ст.1).// Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[22] Устав города Нижнего Новгорода (преамбула) // Компьютерная правовая система «Гарант» 2001г.
[23] Устав города Нижнего Новгорода (п. 1 ст. 9) // Компьютерная правовая система «Гарант» 2001г.
[24] Устав города Нижнего Новгорода (п.1,2 ст.54 ) // Компьютерная правовая система «Гарант» 2001 г.
[25] Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство Эскмо, 2004.с-44
[26] Федеральный закон от 25сентября 1997 г. №126 – ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 5 п. 1.) // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
[27] Устав города Нижнего Новгорода (ст. 22) // Компьютерная правовая система «Гарант» 2001г.
[28] Устав города Нижнего Новгорода (ст. 33) // Компьютерная правовая система «Гарант» 2001г.
[29] Устав города Нижнего Новгорода (п. 1 ст. 59) // Компьютерная правовая система «Гарант» 2001г.
Московский Институт Права
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Муниципальное право.
Тема: "Местное самоуправление
В Нижнем Новгороде".
Выполнила студентка VI курса, гр.Ю-436А
Силкина Елена Александровна
Рецензент: Фролов
Сергей Владимирович
Нижний Новгород
2005
Содержание
Введение. 3
1 Местное самоуправление как форма местной власти. 6
1.1 Основные понятия. 6
1.2 Организация власти на местах. 8
1.3 Ответственность местного самоуправления. 10
1.3.1 Ответственность перед населением. 11
1.3.2 Ответственность перед государством. 12
1.3.3 Ответственность перед физическими и юридическими лицами. 13
2 Местное самоуправление в Нижнем Новгороде. 15
2.1 Состояние местного самоуправления в Нижнем Новгороде. 15
2.2 Организация местной власти в г. Нижнем Новгороде………………….17
2.2.1 Основные положения и вопросы ведения. 17
2.2.2 Правовые и финансово-экономические основы местного самоуправления 19
2.2.3 Органы и должностные лица местного самоуправления. 21
2.2.4 Ответственность местного самоуправления. 25
2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления. 26
2.4 Пути решения существующих проблем. 27
Заключение. 29
Список использованной литературы………………………………………… 31
Введение
«В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)[1]. В данной статье также говорится о том, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий самостоятельно».
Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как является вполне самостоятельной сферой. Также следует отметить, что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично продолжается сегодня.
Предметом данной курсовой работы является местное самоуправление в Нижнем Новгороде - власти на местах, его организация и функционирование и структура.
Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например, в послании 2002 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что “в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления”[2]. Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна»[3], отметил президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий»[4]. При рассмотрении темы данной курсовой работы нельзя не отметить конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления[5]:
1. право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);
2. право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);
3. право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
4. право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
5. право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).
Таким образом, мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской Федерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного пост перестроечными реформаторами курса к демократическому государству и гражданскому обществу.
Одной из задач данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления существуют в отношении, населения муниципального образования.
Также среди задач курсовой работы можно выделить следующие:
1. Ознакомиться с сутью понятия и явления местного самоуправления в целом;
2. Ознакомиться с организацией местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. Рассмотреть деятельность местной власти в Нижнем Новгороде, при этом выявить существенные недостатки системы местного самоуправления в городе;
4. Изучить организацию местного самоуправления города Нижнего Новгорода на основе его устава;
5. Сформулировать пути решения имеющихся проблем, препятствующих эффективному функционированию местных властей города Нижнего Новгорода.
Цель, данной курсовой работы, - ознакомиться с деятельностью и организацией местной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления в Нижнем Новгороде.
При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав города Нижнего Новгорода. Также среди источников Большая Советская Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и другая литература.
Местное самоуправление как форма местной власти
Основные понятия
Основным понятием данной работы является понятие «местное самоуправление». Понятие «местное самоуправление» встречается в разных источниках. Большая Советская Энциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.)»[6]. Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управления на местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, в Конституции Российской Федерации (ст. 130) говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения»[7].
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[8] (ст.3). Европейская хартия местного самоуправления не дифференцирует вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией определяется, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящем документе. Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формирования национального законодательства в этой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»[9].
В современной же литературе местное самоуправление трактуется «как процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанный на следующих принципах: разумное сочетание представительных институтов и институтов непосредственной демократии; предоставление всем субъектам территориальных сообществ жителей широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов; политико-правовая привязанность органов местного самоуправления к коренным запросам жителей».[10]
«Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».[11] Таким образом:
1. В новом законодательстве говорится о самостоятельности деятельности местных властей;
2. В основу этой деятельности ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан), а «исторические и иные местные традиции».
Очевидно, что такие изменения в законодательстве кардинально меняют не только подходы к управлению всеми сферами жизни муниципального образования, но и позволяют (следуя не «государственным интересам», а «историческим и иными местными традициями») полнее учитывать местные особенности и, соответственно, наиболее эффективно их использовать. При этом следует отметить, что использовать специфику местности руководство соответствующей территории будет в интересах (на основе нового законодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. А это, в свою очередь, должно способствовать экономическому росту на местах.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.