АСОЭИ (Автоматизированные системы обработки экономической информации)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АСОЭИ (Автоматизированные системы обработки экономической информации)

Преподаватель: Гобарева Яна Львовна

Учебники: синий и красный.

Предпосылки и значение информатизации в банках.

Выделяют две группы предпосылок:1 - не зависят от рыночной экономики, 2 - обусловлены экономикой.

К 1 относятся:

-постоянный рост банковских операций обуславливает необходимость привлечения новых средств и способов обработки информации;

-жесткие сроки обработки И. - в КБ нужно ежедневно составлять баланс - высокие требования в отношении качества, точности надежности и безопасности обработки информации.

Ко 2 относятся:

-увеличение конкуренции между банками вызывает борьбу за клиента, а следовательно качество сервиса должно постоянно улучшаться;

-Российская банковская система сейчас включается в мировую, а следовательно нужно соответствовать м/н стандартам (преимущества стандартизированной системы - единая технология обработки информации, защита информации и т.д.)

 Одним из важных направлений совершенствования управления НХ является внедрение экономико-математических моделей и технических средств в управленческий процесс. Ни одна система управления не может обойтись без ЭВМ и другой техники. Поэтому планомерно производится автоматизация банковской деятельности. Автоматизация не только улучшает работу банка, но является органичным элементом этой работы.

 Автоматизация в банках проводится в разных формах, в первую очередь создаются системы обработки управленческой информации. Более высоким уровнем являются АБС, включающие не только обработку информации, но и системы формирования управленческих решений, охватывающие все стороны деятельности банка. Автоматизированное решение задач управления финансами улучшает управленческий инструментарий деятельности банка, раскрывая картину его состояния, вскрывая резервы и направления улучшения финансового положения, оздоровления финансов.



Этапы автоматизации КБ.

Этапы:

1.Централизованная обработка данных в вычислительных центрах.

2.Децентрализованная обработка.

1 - база для второго этапа. Информация поступает из КБ в ВЦ. На нем она обрабатывается, и результаты обработки передаются обратно в КБ.

Преимущества: обработка большого объема информации; возможность сконцентрировать мощную технику в одном месте;

Минусы: информация уходит из КБ, что нежелательно, следовательно, нужны дополнительные способы защиты; трудность выверки информации, что приводит к задержке результатов обработки; информация передается по каналам связи (если они будут плохо работать - возникнут сбои); невозможность предоставления банком всего спектра услуг.

Ввиду вышеизложенных недостатков в конце 80-х, начале 90-х годов, произошел переход к децентрализованной обработке. Кроме того, появлению второго этапа способствовало появления ПК, увеличение требований в отношении конфиденциальности, появления отечественных разработчиков программных продуктов.

2 этап - децентрализованная обработка - стадии:

1-я стадия - появление АБС. Хранение данных - в виде файлов, обмен - с помощью дискет, получение результатов - перезапись с разных компьютеров на один. Появились первые разработчики программ. Первая программа была написана киевским разработчиком - “киевский операционный день”; затем “тульский операционный день”.

Недостатки этой стадии: нет целостности данных (данные создавались на разных ПК); отсутствие взаимоувязки задач в системе; отсутствие возможности обработки большого кол-ва информации; низкие возможности применения средств защиты; невозможность создания баз данных.

2 стадия - объединение ПК в локальные сети. Используются специальные сетевые операционные системы. Локальные сети позволяют организовать совместное использование аппаратуры, совместную обработку данных на нескольких ПК. Используются интеллектуальные рабочие станции “файл-сервер”.

3 стадия - переход к новой технологии “клиент-сервер”, на базе которой существуют локальные сети;

4 стадия - основана на принципах распределения базы данных.



Внутримашинное ИО.

Это совокупность всех данных, записанных на машинных носителях, сгруппированных по определенным признакам. ИО формирует информационную среду.

Информационная база - основа внутримашинного ИО. Это совокупность всех данных, подлежащих накоплению, хранению, поиску, преобразованию, выдаче в установленном порядке, а также использования для организации общения человека с ЭВМ.

Требования при формировании массивов в ИБ: полное отражение состояния объекта; включение расчетных данных из первичных массивов; рациональное построение базы; минимизация времени на поиск данных, использование эффективных технических носителей; обеспечение надежности хранения; обеспечение своевременности обновления и наращивания массивов.

Классификация массивов:

1.По отношению к системе управления: входные (содержат исходные данные, а также запросы на решение задач), выходные (содержат результаты машинной обработки данных, предназначенных для дальнейшего использования), внутренние (создаются и используются внутри автоматизированных информационных систем).

2.По содержанию: базисные (содержат данные для решения задач); служебные (для управления процедурами обработки данных и повышения качества результативной информации.(справочники, каталоги)).

3.По длительности использования: постоянные (содержат неизменные данные), условно-постоянные (записывается информация, которая продолжительный период остается неизменной), переменные (включаются постоянно изменяющиеся данные).

Условно-постоянные подразделяются на группы:

-нормативные (нормы затрат материальных и трудовых ресурсов);

-справочно-табличные (справочные данные по персоналу, счетам);

-расценочные (цены на материалы, гот. Продукцию, расценки);

-постоянно-учетные (данные о состоянии отдельных ресурсов);

-регламентирующие (данные о обязанностях персонала).

Переменные массивы организуются в виде оперативных, накапливаемых, промежуточных, результативных массивов.

Информационная база может быть создана либо как множество файлов, каждый из которых отражает множество управленческих документов, либо как база данных. При создании базы данных файлы организуются специальным образом (они не являются независимыми).

К внутримашинному ИО банковской системы предъявляется ряд требований:

1.Система должна представлять возможность экспорта-импорта данных в текстовом формате и в формате DBF - это дает возможность общаться информации с прикладными программами.

2.Обеспечение должно реализовываться в реальном масштабе времени.

3.Безопасность хранения банковской информации.



Понятие и структура ПО.

ПО развивается исходя из требований других подсистем.

ПО при обработке данных является связующим звеном между комплексом технических средств и другими подсистемами. Таким образом, ПО призвано оживить технические средства, то есть заставить их выполнять операции по обработке информации.

ПО - совокупность комплекса различных по функциям и взаимосвязанных программ, участвующих в решении задач управления, и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Программа - упорядоченная последовательность команд компьютера для решения задач.

Структура ПО - 3 части:

-общее ПО (общесистемное или системное ПО)

-прикладное (специализированное ПО)

-программная документация.

Прикладное ПО предназначено для решения прикладных задач, а общее предназначено для обеспечения работы различных компонентов АИС.

Программная документация - нужна для пользователей ПО. Она описывает основные возможности программных средств, режимы, порядок их использования, а также требования к информационному и техническому обеспечению.



Общесистемное ПО.

ОПО - совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ.

ОПО - 3 части: базовое ПО, системы программирования (языки программирования), сервисное ОПО.

Базовое ПО - включает: операционные системы, операционные оболочки (текстовые и графические), сетевые операционные системы.

Операционные системы - разрабатываются с учетом мощности ЭВМ и поставляются вмести с ЭВМ фирмой-изготовителем. ОС предназначены для выполнения пользовательских программ, для планирования и управления ресурсами ЭВМ. ОС планирует решение задачи, следит за ее осуществлением, создает различные режимы решения задач, управляет вводом-выводом.

Любая ОС содержит управляющие программы и обрабатывающие программы.

Управляющие программы нужны для управления работой оборудования ЭВМ в различных режимах.

Функции управляющих программ: загрузка ОС в оперативную память с машинных накопителей; управление заданиями и одиночными программами; управление работой устройств ввода-вывода.

Управляющая часть называется супервизор.

Обрабатывающие программы включают выполнение вычислительных процедур.

Функции обрабатывающих программ: управление архивами и каталогами данных, расположенных на внешних носителях; трансляция команд с различных языков программирования на машинный язык; редактирование и генерация программных модулей.

К обрабатывающим программам относятся: программы сортировки данных, программы объединения массивов, программы пересылки данных из одного устройства в другое.

Основной принцип построения ОС состоит в выделении отдельных функций и оформление их в виде отдельных блоков, т.е. модульный принцип построения. Модуль - программный блок, который реализует определенную функцию.

ОС для ПК: однопрограммные, многопрограммные (многозадачные), одно и многопользовательские, сетевые и несетевые.

В банках наиболее распространен MS-DOS и ОС/400 (для больших ЭВМ). Мало используется Unix. MS-DOS используется на 62,4%, Windows-95 - на 45%.

Сетевые ОС - комплекс программ, обеспечивающий обработку, передачу, хранение данных в сети. Сетевая ОС обеспечивает доступ ко всем ресурсам сети, распределяет и перераспределяет различные ресурсы сети.

Наиболее распространены локальные сетевые ОС - Unix (для создания средних и больших сетей); Novell Netware 3.11 (для создания средних сетей: 20-30 пользователей). Для больших распределенных сетей используется ВИНЕС.

В российских банках предпочитают:

DOS + Novell - 47,5% Windows NT - 43,7% Windows 3.11/ Windows -95 - 32,2%, Unix - 29%.

Операционные оболочки - специальные программы, предназначенные для облегчения работы, общения пользователей с ОС. Это программная надстройка к ОС. Они существуют с текстовым интерфейсом и с графическим интерфейсом.

Объекты операционной оболочки: меню, которое предоставляет список возможностей; окна ввода-вывода; пиктограммы. Наиболее популярна - Windows 3.11. Ее плюсы: графический интерфейс (использование пиктограмм), обеспечение виртуальной многозадачности (параллельная работа с несколькими приложениями).

Следующая по популярности – Norton Commander.

Системы программирования - системы, которые автоматизируют процедуры создания программы. Они включают языки, трансляторы с языков, правила программирования.

Языки, на которых пользователи составляют программы, называются алгоритмическими.

Трансляторы - программы, обеспечивающие перевод с языка программирования на машинный язык.

Существует технология автоматизированной разработки ПО - КЕЙС-технология. Средства КЕЙС - технологии:

-встроенные в систему реализации - все решения по проектированию и реализации привязаны к выбранной системе управления;

-независимые от системы реализации - они ориентированы на унификацию начальных процессов жизненного цикла системы.

Сервисное ОПО - включает программы диагностики работоспособности компьютера, антивирусы, архивацию, обслуживание сети. Это программы, которые направлены на поддержание работы элементов системы в рабочем состоянии. Они называются утилитами и обеспечивают обслуживание ЭВМ, служат для выполнения вспомогательных операций по обработке. Наиболее распространены: Norton Utilities, PC-TOOLS, антивирусные программы, программы резервного копирования, программы защиты от несанкционированного доступа, программы криптографического шифрования.

Антивирусные программы оцениваются по следующим критериям: точность обнаружения вируса, эффективное устранение вирусов, простое использование, стоимость, работа в локальной сети.



Прикладное ПО.

Прикладное ПО носит проблемно-ориентированный характер. Оно состоит из двух частей: пользовательское ППО и конкретное (проблемное) ППО.

Пользовательское ППО - это редакторы: текстовые, табличные редакторы, СУБД, генераторы отчетов.

Развитие ППО - интегрированные пакеты программ. Это набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга и поддерживающих единую информационную технологию. Они реализованы на общей вычислительной и информационной платформе. Это Works, Лотус 1-2-3.

Конкретное ППО – специализированное ППО. Это: бухгалтерские программы, программы в области страхования, программа “операционный день банка” (российские фирмы-разработчики: Диасофт, Инверсия, ФОРС). Международные фирмы-разработчики: Капити (продукт - Эквайшн-3), БИС (Мидас), Тандем (АТЛАС).

Факторы, определяющие покупку ПП:

1.устойчивость компании-разработчика,

2.известность поставщика на мировом рынке,

3.опыт компании на российском рынке,

4.возможность оказания технической поддержки.

Если в пользовательском программном обеспечении Вы сами задаете алгоритм, то в конкретном ПО алгоритм уже задан.

Программная документация поставляется фирмой-разработчиком программных продуктов. Существует программная документация для различных категорий пользователей.



Режимы обработки данных.

При проектировании технологических процессов ориентируются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, требований к быстроте обработки сообщений, а также от режимных возможностей технических средств, и в первую очередь ЭВМ. Существуют: пакетный режим; режим реального масштаба времени; режим разделения времени; регламентный режим; запросный; диалоговый; телеобработки; интерактивный; однопрограммный; многопрограммный (мультиобработка). Для пользователей финансово-кредитной системы наиболее актуальны следующие режимы: реального времени, пакетный и диалоговый.

Пакетный режим. При использовании этого режима пользователь не имеет непосредственного общения с ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формируя ее в пакеты в соответствии с видом задач или каким-то др. признаком. (Как правило, это задачи неоперативного характера, с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема информации производится ее ввод и обработка, т.о., происходит задержка обработки. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации. В банке в течение первой половины операционного дня производится прием документов от клиентов, банк работает на прием данных. Во второй половине дня собранная и организованная в пакеты информация направляется на вычислительный центр для обработки. Передача может осуществляться как в виде документов или машинных носителей, так и по каналам связи.

Диалоговый режим (запросный) режим, при котором существует возможность пользователя непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в процессе работы пользователя. Программы обработки данных находятся в памяти ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна в любое время, или в течение определенного промежутка времени, когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с вычислительной системой в виде диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д. Если инициатором диалога является пользователь, то он должен обладать знаниями по работе с процедурами, форматами данных и т.п. Если инициатор - ЭВМ, то машина сама сообщает на каждом шаге, что нужно делать с разнообразными возможностями выбора. Этот метод работы называется “выбором меню”. Он обеспечивает поддержку действий пользователя и предписывает их последовательность. При этом от пользователя требуется меньшая подготовленность.

Применительно к банку режим меню часто используются при вводе информации на рабочем столе операциониста, для него на экране дисплея высвечивается готовый документ со свободными графами, которые заполняются исходными данными из платежных документов клиента. Процесс ввода стандартизируется и упрощается.

Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.

Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым- режим, при которым система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.

Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используются при децентрализованной и распределенной обработке данных. Пример: на рабочем столе операциониста установлен ПК, через который вся информация по банковским операциям вводится в ЭВМ банка по мере ее поступления.

Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.

Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.

Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.

Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.

Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.



Способы обработки данных.

Различаются следующие способы обработки данных: централизованная, децентрализованная, распределенная и интегрированная.

Централизованная предполагает наличие ВЦ. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа.

Децентрализованная обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место. В настоящие время банковской системе существуют три вида технологий децентрализованной обработки данных. Первая основывается на персональных компьютерах, не объединенных в локальную сеть.(данные хранятся в отдельных файлах и на отдельных дисках). Для получения показателей производится перезапись информации на компьютер. Недостатки: отсутствие взаимоувязки задач, невозможность обработки больших объемов информации, низкая зашита от несанкционированного доступа. Второй: ПК объединенные в локальную сеть, что ведет к созданию единых файлов данных (но он не рассчитан на большие объемы информации).Третий: ПК объединенные в локальную сеть, в которую включаются специальные серверы (с режимом “клиент-банк”).

 Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь - размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.).

 Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой.; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.

Следующий способ обработки данных - интегрированный. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.



Понятие безопасности АБС.

Безопасность АБС- защищенность банковской системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, модификации или разрушение ее компонентов. Безопасность АБС это: безопасность сотрудников, безопасность помещений, ценностей, информационная безопасность. Различают внешнюю и внутреннюю. безопасность АБС. Внешняя- защита от стихийных бедствий и проникновения злоумышленника извне в целях хищения, получения доступа к носителям информации или вывода системы из строя. Внутренняя - обеспечение надежной и правильной работы системы, целостности ее программ и данных. Безопасность информации - состояние информации, информационных ресурсов и информационных систем, при котором с требуемой вероятностью обеспечивается защита информации от утечки, хищения, утраты и т.д.

Цели защиты информации:

1.Предотвращение хищений, подделок, искажений информации

2.Предотвращение несанкционированного действия по уничтожению модификации, блокированию, копированию информации.

3.Сохранение конфиденциальности информации.

4.Обеспечение прав разработчиков АБС.

Факторы, повышающие необходимость защиты информации: повышение степени криминальности банковского сектора конкуренция в КБ отсутствие единых стандартов безопасности отсутствие законодательного обеспечения защиты интересов субъектов информационных отношений развитие компьютерных вирусов широкое использование в КБ однотипных стандартных вычислительных. средств.



Способы организации ИО.

Информационное обеспечение (ИО) может быть организованно двумя способами:

-в виде (независимых) файлов - существует их зависимость от приложений; каждый файл содержит множество управленческих документов;

-в виде баз данных.

Недостатки первой формы:

-избыточность и многократность дублирования,

-зависимость данных от приложений (для каждого приложения создаются свои файлы),

-трудоемкость корректировок - если нужно изменить одну информацию в одном файле - ее надо менять во всех файлах;

-негибкость файловой структуры, так как н.??? данные из многих различных файлов.

Концепция базы данных тоже основана на зависимых файлах. При создании БД файлы организуются специальным образом.

База данных - это именованная совокупность структурированных данных, отображающих состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. База данных + языковые и программные средства управления БД (СУБД) = банк данных в общем смысле (по учебнику Рожнова).

При организации ИО АИС необходимо руководствоваться следующими принципами: методическое единство ИО; достоверность информации и полнота отражения состояния управляемых объектов; системность и информационная совместимость; типизация и блочность структур ИО; эффективность методов и средств сбора, хранения, накопления, обновления, поиска и выдача информации; простота и удобство доступа к данным, возможность для управленческого персонала получать выходную информацию в любой форме; взаимосвязь ИО с другими обеспечивающими подсистемами АИС; интеграция обработки данных, обеспечивающая однократный ввод информации при многократном ее использовании.



Операционные оболочки, значение и преимущества ( Win 3.11, NC)

Операционные оболочки относятся к общему программному обеспечению. Они представляют собой специальные программы, предназначенные для облегчения работы, общения пользователя с операционной системой. Это программная надстройка к операционной системе. Операционные оболочки предназначены для оптимизации и упрощения доступа пользователей к данным, другим программным средствам, техническим устройствам, файловой системе и ряда других функций. Оболочки делают более наглядным пользовательский интерфейс. Существуют графические и текстовые интерфейсы. Объектами операционной оболочки является меню (список возможностей), окна ввода/вывода и текстограммы. Обеспечивается виртуальная многозадачность, параллельная работа с рядом приложений. Наиболее популярная графическая оболочка: Win-3.11 [Преимущества: графический интерфейс (позволяет использовать в место набора команд различные пиктограммы); обеспечивает виртуальную многозадачность (параллельная работа с несколькими приложениями)]. Наиболее популярная текстовая оболочка: NC.


50. Интегрированные прикладные системы для ПЭВМ, назначение, преимущества, виды. На примере Works.

Интегрированные пакеты программ – набор программных продуктов, дополняющих друг друга. Они реализованы на общей платформе. Пользователь может устанавливать как целый пакет, так и отдельные компоненты.

Факторы, учитываемые при покупке прикладных интегрированных пакетов: общее положение и устойчивость компании, известность поставщика, опыт работы компании на российском рынке, возможность оказания технической поддержки. В последние годы получили большое распространение интегрированные пакеты прикладных программ (ИППП ). Яркий представитель ИППП - WORKS. Цель ИППП WORKS в том, чтобы объединить наиболее используемые в работе программные пакеты (ПП ) в один с единым управлением. Чаще всего ИППП WORKS включает следующие прикладные системы:

-пакет текстовой обработки (для подготовки всех видов текстовой документации, для печати этих документов на принтере и др. функции текстовых редакторов);

-процессор электронных таблиц (для построения весьма сложных моделей, отображающих хозяйственную деятельность предприятий и пр.);

-пакет графических отображений данных (для совместного использования с системами обработки электронных таблиц и др. системами обработки графических данных);

-база данных (предназначена для хранения данных и доступа к ним по запросам от пользователя, они обеспечивают ввод, поиск, сортировку записей, составление отчетов);

-коммуникационный пакет (необходим для подключения внешних устройств к ПЭВМ, для организации связи).

 Главные преимущества ИППП:

1.Упрощается стыковка различных пакетов по обрабатываемым данным;

2. Увеличивается скорость обработки за счет уменьшения времени на перекачку данных.

 Недостатки ИППП: увеличение объема внешней памяти для хранения всех необходимых компонентов.

 Интегрированные пакеты программ - по количеству наименований продуктов немногочисленная, но в вычислительном плане довольно мощная и активно развивающаяся часть ПО.

 Традиционные, или полносвязанные, интегрированные программные комплексы представляют собой многофункциональный автономный пакет, в котором в одно целое соединены функции и возможности различных специализированных (проблемно-ориентированных) пакетов, родственных в смысле технологии обработки данных на отдельном рабочем месте. Типичными представителями таких программ являются пакеты Framework, Symphony, а также пакеты нового поколения MS Works, Lotus Works.

 В этих программах происходит интеграция функций редактора текстов, системы управления базами данных и табличного процессора. В целом стоимость такого пакета гораздо ниже суммарной стоимости аналогичных специализированных пакетов.

 В рамках интегрированного пакета обеспечивается связь между данными, однако при этом сужаются возможности каждой компоненты по сравнению с аналогичным специализированным пакетом. Интерфейс более ранних программ был перегружен различными средствами обмена данными и описаниями среды работы, что требовало от пользователя определенных навыков и знаний в части переключения режимов пакета, форматов данных, принципов хранения и манипулирования различными типами данных, что в конечном счете снижало привлекательность пакетов. В современных пакетах (например, MS Works) этот недостаток изжит: простота интерфейса позволяет применять его без предварительного обучения персонала.

 В настоящее время активно реализуется другой подход интеграции программных средств: объединение специализированных пакетов в рамках единой ресурсной базы, обеспечение взаимодействия приложений (программ пакета) на уровне объектов и единого упрощенного центра-переключателя между приложениями. Интеграция в этом случае носит объектно-связанный характер.

 Типичные и наиболее мощные пакеты данного типа: Botland Office for Windows, Lotus SmartSute for Windows, MS Office. В профессиональной редакции этих пакетов присутствуют четыре приложения: текстовый редактор, СУБД, табличный процессор, программы демонстрационной графики. В пользовательском варианте база данных отсутствует. Целесообразность создания таких пакетов, очевидно, связана с желанием получить дополнительный эффект от интеграции по отношению к простой сумме составляющих ее компонент. Этот эффект должен достигаться за счет согласованного взаимодействия компонент в процессе работы пользователя. При традиционном подходе к интеграции программ этот выигрыш может быть легко сведен на нет отсутствием нужной пользователю функции, присутствующей в специализированном пакете, и необходимостью в, пусть небольшом, но дополнительном обучении.

 Согласованность интерфейсов реализуется на основе единых пиктограмм и меню, диалоговых окон, , макроязыка и т.п. В конечном итоге это способствует повышению производительности труда и сокращению периода обучения.

 Особенностью нового типа интеграции пакетов является использование общих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных вида совместного доступа к ресурсам:

-использование утилит, общих для всех программ комплекса. Так, например, утилита проверки орфографии доступна из всех программ пакета;

-применение объектов, которые могут находиться в совместном использовании нескольких программ; - реализация простого метода перехода (или запуска) из одного приложения к другому; - реализация построенных на единых принципах средств автоматизации работы с приложением (макроязыка), что позволяет организовать комплексную обработку информации при минимальных затратах на программирование и обучение программированию на языке макроопределений.

 Совместное использование объектов несколькими приложениями - краеугольный камень современной технологии интеграции программ и манипулирования данными Разработаны два основных стандарта в этой области:

-динамической компоновки и встраивания объектов Object Linking & Embedding OLE 2.0 фирмой Microsoft

-OpenDoc (открытый документ) фирмами Apple, Borland, IBM, Novell и WordPerfect.

 Механизм динамической компоновки объектов дает возможность пользователю помещать информацию, созданную одной прикладной программой, в документ, формируемый другой. При этом пользователь может редактировать информацию в новом документе средствами того продукта, с помощью которого этот объект был создан (при редактировании автоматически запускается соответствующее приложение). Запущенное приложение и программа обработки документа-контейнера выводят на экран "согласованные" меню, часть пунктов которого принадлежит одной программе, а другая часть -другой.

 Кроме того, данный механизм позволяет переносить OLE - объекты из окна одной прикладной программы в окно другой.

 В этой технологии предусмотрена также возможность общего использования функциональных ресурсов программ: например, модуль построения графиков табличного процессора может быть использован в текстовом редакторе.

 Недостатком данной технологии является ограничение на размер объекта размером одной страницы.

 Opendoc представляет собой объектно-ориентированную систему, базирующуюся на открытых стандартах фирм -участников разработки. В качестве модели объекта используется распределенная модель системных объектов, разработанная фирмой IBM для OS/2. Предполагается совместимость между OLE и Opendoc.

В приведенной классификации не указаны игровые программы - они не являются инструментом для автоматизации, профессиональной деятельности и предназначены для досуга. Отсутствие программ-переводчиков, орфографии, электронных словарей связано с тем, что эти программы являются функциональным дополнением ППП типа редакторов текста, презентаций и т.п. Наблюдается тенденция включения этих программ в состав прикладных пакетов.

 Если в компьютере у пользователя установлено не более 4 Мбайт памяти, а решаемые задачи не требуют всего набора функций, имеющихся в Word для Windows, в Excel и Access, то применение этих продуктов для него становится нецелесообразным. Гораздо эффективнее в таком случае использовать MS Works или Excel, но вместе они представляют собой мощный инструмент для индивидуального пользователя.

 Кроме того, MS Works – пакет абсолютно доступный даже для неопытного пользователя. Простота его интерфейса позволяет обойтись без предварительного обучения. И тем не менее даже начинающий пользователь сразу получает в свое распоряжение возможность организации баз данных, подготовки документов, создания электронных таблиц, и многие другие возможности. Можно, например, создать шаблоны стандартных писем в текстовом процессоре, в редакторе электронных таблиц оперировать с номенклатурой товаров, а в редакторе баз данных – со списком контактов. Таким образом, один программный продукт позволяет организовать рабочее место бизнесмена и рядового пользователя.




СУБД - понятие и функции.

СУБД позволяет управлять большими информационными массивами - базами данных. Наиболее простые системы этого вида позволяют обрабатывать на компьютере один массив информации, например персональную карточку. Они обеспечивают ввод, поиск сортировку записей, составление отчетов и т.д. С такими СУБД легко могут работать пользователи даже невысокой квалификации, так как все действия в них осуществляются с помощью меню и других диалоговых средств. Однако необходимо решать задачи, в которых участвуют много различных видов объектов и соответственно много информационных массивов, связанных друг с другом различными соотношениями. В таких случаях необходимо создавать специализированные информационные системы, в которых нужная обработка данных выполняется наиболее естественным для пользователей способ - с удобным представлением входных данных, выходных форм, графиков, диаграмм, запросов на поиск и т.д. Для решения таких задач используются более сложные СУБД, позволяющие с помощью специальных средств (языков программирования) описывать данные и действия с ними.

Итак, СУБД - совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования БД.

Функции СУБД:

1.Управление БД, то есть функция менеджера;

2.Разработка, отладка и выполнение прикладных программ, то есть функция транслятора; 3.Осуществление вспомогательных операций - сервис.

Функции СУБД более подробно: организация хранения данных, инициализация БД и ее определение, предоставление доступа к БД, защита целостности БД (непротиворечивость, неизбыточность, полнота), управление доступом к БД, разграничение доступа по основным запросам, периодическое изменение БД.

 

Структура СУБД: Ядро СУБД (управляющая программа для автоматизации всех процессов, связанных с обращением к базе данных), обрабатывающие программы (все остальное).

Основные показатели, характеризующие СУБД: производительность, затраты.




Локальные сети .

Локальные сети - абоненты в пределах небольшой территории.

Основные компоненты локальной сети: кабели - передающая среда; рабочая станция; АРМ на основе рабочей станции; платы интерфейса сети; серверы сети.

 Локальная сеть позволяет рабочим станциям обмениваться информацией и использовать общую информацию.

ЭВМ, объединенные в сеть подразделяются на: основные и вспомогательные.

Основные - абонентские ЭВМ. Они выполняют все необходимые информационно-вычислительные работы. Это может быть любой компьютер.

Вспомогательные ЭВМ (серверы) - отвечают за передачу информации от одной ЭВМ к другой.

В локальных сетях используется два режима работы:

рабочая станция - “файл-сервер”; клиент-сервер.

Общее - схема обслуживания пользователя, различаются сложностью, объемом выполняемых функций, технической оснащенностью.

Рабочая станция - “файл-сервер” - обработка данных с использованием файлового сервера (на нем находится база данных и общие программы). Сервер обеспечивает доступ к базе данных. По сети идут копии баз данных. Т.е. станция посылает запрос, и к нему возвращается ВСЯ копия базы данных без разбора.

Клиент-сервер - выделение отдельного сервера. На нем находится не только общая база данных, но и программы поиска. Это позволяет запрашивать не все данные, а только те, которые необходимы пользователю. Пример этой технологии - “клиент-банк”.

ЛВС - это комплекс взаимосвязанных и размещенных на небольшой территории (в пределах 1.5-2 тыс. м) вычислительных средств, взаимодействующих с помощью специальных системы передачи данных. Создание и использование ЛВС преследует те же цели, что и в случае крупных вычислительных сетей.

ЛВС позволяет очень сильно повысить эффективность применения вычислительной техники за счет более рационального использования аппаратных, программных и информационных ресурсов ВС. ЛВС характеризуются невысокими стоимостью и сложностью комплексирования сети, высокой живучестью и простотой эксплуатации, оснащенностью современными операционными системами различного назначения, высокоскоростными средствами передачи данных, оперативной и внешней памятью большой емкости. Особенности ЛВС:

1)Большая надежность удовлетворения запросов абонентов;

2)Отпадает надобность использования телефонных каналов, благодаря близким расстояниям между терминальными комплексами;

3)Упрощается ПО (программное обеспечение) в сети;

4)Достигается более высокая скорость передачи массивов информации.

ЛВС бывают:

-ЛВС, ориентированные на массового пользователя, эти ЛВС объединяют в основном микро- и ПЭВМ с помощью систем передачи данных, имеющих низкую стоимость и обеспечивают передачу информации на расстоянии 100 - 500 м.

-ЛВС, объединяющие, кроме ПЭВМ, микропроцессорную технику, встроенную в технологическое оборудование, а также средства электронной почты. Расстояние передачи до 1 км.

-ЛВС, объединяющие наряду с микроЭВМ и ПЭВМ, мини ЭВМ и ЭВМ среднего класса. Такие ЛВС используются для организации управления сложными производственными процессами с применением робототехнических комплексов и гибких автоматизированных модулей. Расстояние до нескольких км.

-ЛВС объединяют в своем составе все классы ЭВМ. Такие ЛВС применяются в сложных системах управления крупным производством и даже отдельной отраслью народного хозяйства, они включают основные элементы всех предыдущих групп ЛВС. Расстояние передачи - 10 км.

 Структуры ЛВС и их аппаратные компоненты (серверы, рабочие станции, адаптеры, роутеры, мосты и др.).Структура ЛВС:

1)Радиальная ЛВС, или ЛВС с общей шиной. Здесь одна из машин служит в качестве системного обслуживающего устройства, обеспечивающего централизованный доступ к общим файлам и базам данных, печатающим устройствам и др. Эти ЛВС обладают высокой гибкостью, низкой стоимостью, высокой скоростью передачи данных, легкостью расширения сети. Недостатки: необходимость использования довольно сложных протоколов и уязвимость в отношении физических повреждений.

2)Кольцевая ЛВС характеризуется тем, что информация по кольцу движется в одном направлении и все ПЭВМ должны участвовать в ее приеме и передаче. При этом абонент должен пометить данные, во избежание "заблудившихся" данных, мешающих работе. Недостатки: при повреждении одного сегмента ЛВС выходит из строя вся система.

3)Иерархическая ЛВС ("дерево"). Дерево образуется путем соединения нескольких шин с корневой системой, где размещаются самые важные компоненты ВС, оно обладает необходимой гибкостью для того, чтобы охватить средствами ЛВС несколько этажей в здании, где насчитывается большое количество абонентов.


57.Методы и средства проектирования.

Проектирование- процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния.

Современная технология создания АИС - совокупность эффективных средств и методов проектирования, позволяющих упростить данный процесс, уменьшить стоимостные затраты, сократить календарные сроки проектирования системы и, в конечном итоге, за счет возможности более широкого выбора проверенных прогрессивных проектных решений, повысить качество разработки.

Основные средства проектирования:

-стандартные средства операционных систем, обеспечивающих автоматическое прохождение на ЭВМ определенного класса задач;

-процедуры, реализующие типовые процессы обработки данных, например контроль выходной информации и ее сортировку;

-инструментальные средства, к которым относится совокупность взаимосвязанных специальных программных средств, предназначенных для инструментальной поддержки отдельных элементов процесса проектирования АИС. Это создание и актуализация словаря данных, документирование проекта, автоматизация контроля проектирования и др.;

-типовые компоненты, представленные в виде типовых проектных решений (ТПР) и пакетов прикладных программ (ППП). ТПР - совокупность алгоритмических, программных, инструктивно-методических элементов, обеспечивающих машинную реализацию задач или комплекса с помощью соответствующих технических средств. ТПР - основа создания ППП, к которым относятся комплексы программ, обеспечивающих работу типовых конфигураций вычислительной техники, диалоговых систем при решении типовых функциональных задач;

-системы автоматизированного проектирования (САПР), предполагающие использование ЭВМ на всех этапах создания АИС и занимающие высшую ступень в эволюции средств проектирования системы.

 В методах проектирования различают классы и подклассы:

Классы:

-оригинальное проектирование. Средства, используемые при этом методе: - стандартные средства операционных систем; - процедуры, реализующие типовые процессы обработки данных.

-типовое проектирование. Подклассы: элементы, подсистемы, объектное, групповое. Средства: стандартные средства операционных систем; типовые компоненты (ТПР, ППП); некоторые инструментальные средства.

-автоматизированное проектирование. Подклассы: модульное; др. Средства: стандартные средства операционных систем САПР; взаимосвязанный комплекс инструментальных средств.

Средства проектирования подразделяются на :

-комплексные - это ТПР, ППП, типовые проекты автоматизированных систем, САПР.

-локальные - большое разнообразие, в их состав входят системы управления базами данных, телеобработки, инструментальные средства и др.

Общие требования к средствам проектирования:

-полный охват всего процесса создания АИС;

-совместимость, требующая согласованных решений как в процессе создания системы и ее обеспечивающих подсистем, так и в процессе их функционирования;

-универсальность в своем классе, допускающем возможность применения одних и тех же средств для различных объектов;

-д.б. легко доступными, не требующими особых усилий в освоении и просты в реализации;

-возможность организации процесса проектирования в режиме интерактивного взаимодействия разработчика системы, проектировщика и ЭВМ;

-д.б. адаптированными и экономически эффективными.

Методы оригинального проектирования являются традиционными и ориентированы на одно предприятие. Характерная черта - разработка оригинальных методик обследования объекта, его внедрения, создания необходимой проектной документации в виде индивидуального проекта. Достоинство - отражение в проекте АИС специфических особенностей объекта автоматизации. Недостатки: сравнительно высокая трудоемкость и большие сроки разработки, низкий показатель функциональной надежности и адаптируемости к изменяющимся условиям. Проекты, созданные оригинальным методом, поддаются модернизации, однако в чистом виде этот метод используется редко. При его реализации используются в настоящее время различные средства проектирования и лишь для отдельных частей проекта требуются оригинальные проектные решения. Так, общесистемные проектные решения по разработке информационного обеспечения включают методы сбора, контроля и передачи данных, создание нормативно- справочных массивов информации, по программному обеспечению, определяют версию операционной системы, типовые процедуры обработки информации и т.д. Это несколько сглаживает его недостатки. Этот метод особенно актуален при автоматизации сложных, неординарных объектов.

Типовое проектирование- индустриальный метод создания АИС, использующий ТПР и ППП, характеризуется наличием апробированных, типовых организационно-экономических, технических, информационных, математических и программных средств автоматизации управления. Достоинства: уменьшает трудоемкость, снижает стоимость и сокращает сроки проектирования, повышая его качество путем более полного охвата задач функциональных подсистем, строгого соблюдения требований нормативных документов, применения передовых технических решений. Типовое проектирование призвано устранить дублирование проектов, создать основу для расширения обмена готовыми типовыми компонентами, облегчить разработку рекомендаций по изменению организационной структуры и методов управления с учетом отраслевых и внутрихозяйственных особенностей. Процесс типового проектирования заключается в выборе и привязке указанных средств в соответствии с треб-ми конкретной системы. Типовая часть АИС представляет собой комплекс информационного, программного и технического обеспечения. Типовой характер первого достигается путем строгого соблюдения единства структуры информационной базы, состава массивов, форм входных и выходных документов; второго- на использовании ППП, и последнего в результате применения ЭВМ одного или совместных типов.

 Основами элементного проектирования являются ТПР - результат выполнения нескольких взаимосвязанных технологических операций проектирования, при разработке проекта используется уже готовое решение с небольшими модификациями, а не разрабатывается новое. Комплекс типовых проектных решений подразделяется на три группы: “Техника”, “ Задача”, “ Персонал”. Первая группа служит для выбора и комплектации всех видов технических средств вычислительных центров или др. организационных форм их применения. Вторая - содержит документацию по организационно-экономической сущности каждой задачи, алгоритмы их решения, описание входной и выходной информации, соответствующие программные модули с их описаниями и инструкциями по применению. Третья - должностные инструкции всех категорий работников, определяющие их права и обязанности.

 ТПР создаются по модульному принципу, когда каждое проектное решение расчленяется на отдельные составные части- модули, которые реализуют определенную часть ТПР. Это позволяет создать проект новой автоматизированной системы путем сочетания отдельных типовых модулей.

 При использовании подсистемного метода проектирования предполагается более высокая степень интеграции типовых элементов системы, когда для каждой подсистемы создаются проекты решений и пакеты прикладных программ. Выделение подсистем- в зависимости от объекта хозяйственно-производственного процесса. Для каждой из подсистем разрабатывается свое автоматизированное проектное решение и ППП, которые могут быть общесистемного или функционального назначения. К первой группе относятся ППП управления данными, типовых процедур их обработки, методов математической статистики и дискретного программирования, решения непрерывных задач, например дифференциальных уравнений. Во вторую группу входят пакеты, ориентированные на промышленные предприятия с дискретным или непрерывным характером производства, на непромышленную сферу, отраслевое управление.

 Важное требование, предъявляемое к ППП,- совместимость, т.к. при проектировании АИС целесообразно использовать сразу несколько пакетов. Проектирование систем с применением ППП фактически сводится к привязке выбранных по определенным параметрам пакетов к конкретным условиям объекта автоматизации. Достоинства: менее трудоемкий процесс, занимает меньше времени по сравнению с оригинальным проектированием, реализует прогрессивные методы обработки данных, упрощает документирование проекта, т.к. используется документация пакетов, повышается надежность проектируемых систем.

 Метод объектного проектирования базируется на применении типовых проектов автоматизированных систем управления. Применяется недостаточно широко, т.к. слишком много разнообразных объектов, а модификация типового проекта системы в соответствии с конкретными условиями объекта автоматизации требует больших трудовых и материальных затрат. Отдельной группой выделяется метод группового проектирования. Его сущность: предварительно подбирается группа объектов, однотипных по характеристикам их информационных систем, среди них выбирается базовый объект, для которого и разрабатывается проект, причем могут использоваться различные методы и способы проектирования, главное- это обеспечение его высокой адаптивности. Основная сфера применения этого метода- непромышленные объекты (например склады), т.к. они более устойчивы с позиции экономической информационной системы.

 Среди автоматизированных методов особое место занимают методы модульного проектирования. Создание и использование САПР обеспечивает достаточно высокий уровень функциональной надежности, комплексный охват всех технологических процессов, снижение трудоемкости проектных работ с максимальным учетом интересов объекта автоматизации. Однако этот метод достаточно дорог и требует высококвалифицированных разработчиков. Ключевое требование, предъявляемое к САПР, - возможность построения и поддержания в системе проектирования в адекватном состоянии некоторой глобальной экономической информационной модели объекта автоматизации. Модель - отображение информационных компонентов объекта автоматизации и отношение между ними, заданные в явном виде. Основная цель построения модели - создание соответствующего этой модели проекта АИС, учитывающего и активно использующего все характеристики объекта. Такая модель должна содержать в формализованном виде описание совокупностей информационных компонентов и отношения между ними, включая информационные связи и алгоритмическое взаимодействие. С помощью модульного метода проектирования применяется системный подход, обусловливающий использование ЭВМ не только на всех стадиях создания системы, но и в процессе анализа результатов ее промышленной эксплуатации. Развитие и применение САПР предопределило переход к созданию индивидуальных проектов, но на значительно более высоком уровне, по сравнению с оригинальным методом проектирования.




АСОЭИ (Автоматизированные системы обработки экономической информации)

Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.