Внедрение разработанной системы- это процесс постепенного перехода от существующей системы обработки данных к новой, автоматизированной. Ввод в эксплуатацию проводится силами заказчика при участии разработчика и осуществляется поэтапно:
-подготовка объекта к внедрению АИС
-опытная эксплуатация отдельных задач или их комплексов
-сдача системы в промышленную эксплуатацию.
В процессе опытной эксплуатации, которая не должна превышать 3 месяцев, выявляются результаты проектной работы, неточности и ошибки, допущенные на предыдущих стадиях и этапах, происходит их устранение. На основе реальной информации проверяется качество конкретных проектных решений, инструктивных материалов, подготовленность кадров к работе в новых условиях. Проверяется возможность выполнения комплекса организационно- правовых решений проекта, в частности, по использованию информации, ее защите, достоверности, полноты, соблюдение установленных сроков поступления данных и выдачи результатов расчета. Опытная эксплуатация проводится на основе специальной программы. По результатам эксплуатации, которые оцениваются специальной комиссией, осуществляется анализ внедрения представленных технического задания и рабочего проекта. При положительных результатах составляется двусторонний акт о приемке отдельных задач и их комплексов в промышленную эксплуатацию. После завершения приемки всех задач заказчиком происходит приемка комиссией системы в целом. Дата подписания акта о приемке системы является датой ввода АИС в промышленную эксплуатацию. С этого момента ответственность за функционирование АИС несет заказчик. Заказчик обязан обеспечить выполнение персоналом должностных и технологических инструкций, полностью подготовить объект автоматизации к внедрению АИС, внести изменения в его организационную структуру, проверить эффективность реализованных проектных решений в условиях промышленной эксплуатации и по результатам функционирования АИС подготовить рекомендации по ее дальнейшему развитию. Разработчик же на заключительном этапе проектирования корректирует рабочую документацию по результатам опытной эксплуатации, участвует в работе комиссии по приемке АИС в промышленную эксплуатацию.
Внедрение АИС в промышленную эксплуатацию является ответственным процессом и означает, что система приступила к практической реализации возложенных на нее функций. Со временем она может быть модернизирована.
Режимы обработки данных.
При проектировании технологических процессов ориентируются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, требований к быстроте обработки сообщений, а также от режимных возможностей технических средств, и в первую очередь ЭВМ. Существуют: пакетный режим; режим реального масштаба времени; режим разделения времени; регламентный режим; запросный; диалоговый; телеобработки; интерактивный; однопрограммный; многопрограммный (мультиобработка). Для пользователей финансово-кредитной системы наиболее актуальны следующие режимы: реального времени, пакетный и диалоговый.
Пакетный режим. При использовании этого режима пользователь не имеет непосредственного общения с ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формируя ее в пакеты в соответствии с видом задач или каким-то др. признаком. (Как правило, это задачи неоперативного характера, с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема информации производится ее ввод и обработка, т.о., происходит задержка обработки. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации. В банке в течение первой половины операционного дня производится прием документов от клиентов, банк работает на прием данных. Во второй половине дня собранная и организованная в пакеты информация направляется на вычислительный центр для обработки. Передача может осуществляться как в виде документов или машинных носителей, так и по каналам связи.
Диалоговый режим (запросный) режим, при котором существует возможность пользователя непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в процессе работы пользователя. Программы обработки данных находятся в памяти ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна в любое время, или в течение определенного промежутка времени, когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с вычислительной системой в виде диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д. Если инициатором диалога является пользователь, то он должен обладать знаниями по работе с процедурами, форматами данных и т.п. Если инициатор - ЭВМ, то машина сама сообщает на каждом шаге, что нужно делать с разнообразными возможностями выбора. Этот метод работы называется “выбором меню”. Он обеспечивает поддержку действий пользователя и предписывает их последовательность. При этом от пользователя требуется меньшая подготовленность.
Применительно к банку режим меню часто используются при вводе информации на рабочем столе операциониста, для него на экране дисплея высвечивается готовый документ со свободными графами, которые заполняются исходными данными из платежных документов клиента. Процесс ввода стандартизируется и упрощается.
Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.
Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым- режим, при которым система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.
Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используются при децентрализованной и распределенной обработке данных. Пример: на рабочем столе операциониста установлен ПК, через который вся информация по банковским операциям вводится в ЭВМ банка по мере ее поступления.
Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.
Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.
Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.
Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.
Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.
Способы обработки данных.
Различаются следующие способы обработки данных: централизованная, децентрализованная, распределенная и интегрированная.
Централизованная предполагает наличие ВЦ. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа.
Децентрализованная обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место. В настоящие время банковской системе существуют три вида технологий децентрализованной обработки данных. Первая основывается на персональных компьютерах, не объединенных в локальную сеть.(данные хранятся в отдельных файлах и на отдельных дисках). Для получения показателей производится перезапись информации на компьютер. Недостатки: отсутствие взаимоувязки задач, невозможность обработки больших объемов информации, низкая зашита от несанкционированного доступа. Второй: ПК объединенные в локальную сеть, что ведет к созданию единых файлов данных (но он не рассчитан на большие объемы информации).Третий: ПК объединенные в локальную сеть, в которую включаются специальные серверы (с режимом “клиент-банк”).
Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь - размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.).
Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой.; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.
Следующий способ обработки данных - интегрированный. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.
Понятие безопасности АБС.
Безопасность АБС- защищенность банковской системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, модификации или разрушение ее компонентов. Безопасность АБС это: безопасность сотрудников, безопасность помещений, ценностей, информационная безопасность. Различают внешнюю и внутреннюю. безопасность АБС. Внешняя- защита от стихийных бедствий и проникновения злоумышленника извне в целях хищения, получения доступа к носителям информации или вывода системы из строя. Внутренняя - обеспечение надежной и правильной работы системы, целостности ее программ и данных. Безопасность информации - состояние информации, информационных ресурсов и информационных систем, при котором с требуемой вероятностью обеспечивается защита информации от утечки, хищения, утраты и т.д.
Цели защиты информации:
1.Предотвращение хищений, подделок, искажений информации
2.Предотвращение несанкционированного действия по уничтожению модификации, блокированию, копированию информации.
3.Сохранение конфиденциальности информации.
4.Обеспечение прав разработчиков АБС.
Факторы, повышающие необходимость защиты информации: повышение степени криминальности банковского сектора конкуренция в КБ отсутствие единых стандартов безопасности отсутствие законодательного обеспечения защиты интересов субъектов информационных отношений развитие компьютерных вирусов широкое использование в КБ однотипных стандартных вычислительных. средств.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.