Дипломная работа
Тема: Влияние самооценки на успешность обучения в младшем
школьном возрасте.
Исполнитель:
студентка V курса 505 группы, педагогического факультета, специальность «педагогика и методика начального образования и олигофренопедагогика»
Сорбало Олеся Федоровна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Казак Аурика Никитична
Тирасполь – 2001г.
План:
Введение ....................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения .............................................. 6
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте ........... 20
1.2.1. Самооценка младшего школьника ................................. 20
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника ........................................................................ 25
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования ........................................................... 34
2.2. Методы исследования методики ................................................ 34
2.3. Результаты исследования ........................................................... 36
Заключение .................................................................................................. 49
Литература ................................................................................................... 52
Введение
При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина).
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина [41] у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – одного из основных компонентов самооценки.
Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия, оценочным суждением, отметкой.
Вместе с тем нельзя не отметить неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность педагогической оценки, структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как процесс [24], и как действие [26], и как деятельность [27], и как совокупность социальных умений [30], и как функция [66].
Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Поэтому целью нашего исследования является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.
Гипотеза исследования состояла в том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально как успешность обучения влияет на самооценку, а затем как самооценка влияет на успешность обучения.
Базой исследования явилась средняя школа №7 г. Тирасполя. В исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Анализ литературы по данной теме.
2) Выдвижение гипотезы эксперимента.
3) Выбор методов исследования самооценки.
4) Изучение самооценки детей.
5) Установление связей между самооценкой и успешностью обучения.
6) Анализ результатов исследования самооценки.
7) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.
Программа исследования
Для того, чтобы провести нашу экспериментальную работу, мы выявили главную цель исследования: определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.
Объектом исследования явились дети 2, 3, 4 классов.
Предметом исследования явилась самооценка детей.
Задачи исследования:
1. Выбор методов исследования.
2. Изучение самооценки детей.
3. Установление связей между самооценкой и успешностью обучения.
4. Анализ полученных результатов.
5. Обработка выводов и разработка рекомендаций.
Эксперимент проводился в городе Тирасполе, в средней школе №7.
Для проведения эксперимента были выбраны 2, 3, 4 классы. В эксперименте участвовало 45 человек.
Методы исследования
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
«Три оценки».
Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Ответ «ДА»
Ответ «НЕТ»
Заключение
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.
Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.
Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:
1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6) Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.
8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Литература
1. | Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969. |
2. | Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984. |
3. | Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980. |
4. | Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960. |
5. | Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968. |
6. | Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968. |
7. | Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983. |
8. | Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986. |
9. | Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г. |
10. | Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961. |
11. | Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965. |
12. | Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 1968. |
13. | Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника» // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, 1968. |
14. | Бударный А.А. «Преодолевать неуспеваемость» - Народное образование, 1963, №10. |
15. | Бударный А.А., Розенталь У.Д. «Об одной из возможностей преодоления второгодничества» - Советская педагогика, 1966, №7. |
16. | «Возрастные возможности усвоения знаний» / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1986. |
17. | Волокитина М.Н. «Очерки психологии младших школьников». М., АПН РСФСР, 1954. |
18. | «Вопросы общей детской психологии» / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. |
19. | «Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников» // Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского, Ростов-на-Дону, 1972. |
20. | Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991. |
21. | Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. |
22. | Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5 |
23. | Гамезо М.В., Неволин И.Г. «Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения». М., 1983. |
24. | Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., 1954. |
25. | Голубева А.Н. «Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста», М. Просвещение, 1986. |
26. | Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18 |
27. | Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6. |
28. | Добрынин С.Я. «Структура и динамика мотивов деятельности» - Вопросы психологии, 1984, №4. |
29. | Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977. |
30. | Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4. |
31. | Калмыкова З.И. «Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников» - Советская педагогика, 1968, №6. |
32. | Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1969. |
33. | Кон И.С. «Открытие Я». М, Политиздат, 1978. |
34. | Ланда Л.Н. «О формировании мыслительной деятельности при решении задач» - Вопросы психологии, 1959, №3. |
35. | Лейтес Н.С. «Индивидуальные различия в способностях» // Психологическая наука в СССР, том 2, 1960. |
36. | Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». М., 1971. |
37. | Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975. |
38. | Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. «О диагностических методах психологического исследования школьников» - Советская педагогика, 1968, №7. |
39. | Лернер И.Я. «Критерий уровней познавательной самостоятельности учащихся» // Новые исследования в педагогических науках. 1971, №4. |
40. | Липкина А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975. |
41. | Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. |
42. | Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976. |
43. | Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968. |
44. | Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970. |
45. | Менчинская Н.А. «Обучение и умственное развитие» // Обучение и развитие. М, Просвещение, 1966. |
46. | Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в учении» - Народное образование, 1963, №4. |
47. | Мурачковский А.И. «Типы неуспевающих школьников» - Советская педагогика, 1965, №7. |
48. | Неймарк М.С. «Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе» // Вопросы психологии личности школьников, М., Просвещение, 1973. |
49. | Немов Р.С. «Психология», М., Владос, 1998. |
50. | «Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977. |
51. | «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988. |
52. | «Педагогика» под ред. Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979. |
53. | «Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966. |
54. | Петров Ю.С. «Исследуя причины второгодничества» - Народное образование, 1968, №8. |
55. | Петровский А.В. «Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - Вопросы психологии, 1987, №1. |
56. | Петрунек А.С., Таран Б.Г. «Младший школьник». М., 1981. |
57. | «Практическая психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., 1997. |
58. | «Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, М., 1990, |
59. | «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А. Мечинской, М., 1971. |
60. | Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования» - Советская педагогика, 1975, №8. |
61. | Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973. |
62. | Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970. |
63. | Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955. |
64. | Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971. |
65. | Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М., 1958. |
66. | Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997. |
67. | Собиева Г.А. «Формирование самооценки у советских школьников». Автореф. Канд. Дис. М., 1953. |
68. | Сухомлинский А.В. «Павлышская средняя школа». М., 1969. |
69. | Успеваемость. Педагогический словарь. Том 2., М., 1960. |
70. | Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950. |
71. | Цетлин В.С. «К вопросу об измерении успеваемости школьников» // Педагогика и методика педагогических исследований. М., 1973. |
72. | Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974. |
73. | Эльконин Д.Б. «Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии» - Вопросы психологии., 1974, №2. |
Дипломная работа
Тема: Влияние самооценки на успешность обучения в младшем
школьном возрасте.
Исполнитель:
студентка V курса 505 группы, педагогического факультета, специальность «педагогика и методика начального образования и олигофренопедагогика»
Сорбало Олеся Федоровна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Казак Аурика Никитична
Тирасполь – 2001г.
План:
Введение ....................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения .............................................. 6
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте ........... 20
1.2.1. Самооценка младшего школьника ................................. 20
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника ........................................................................ 25
Дата: 2019-05-28, просмотров: 256.