Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

І. Мотивационно-целевой компонент

Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень

Осознание и принятие цели и задания педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

ІІ. Субъектный компонент

Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень

Комплекс личностных качеств, который обеспечивает реализацию педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

ІІІ. Объектный компонент

Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень

Овладение знаниями про объект педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

IV. Технологический компонент

Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень

Овладение методиками и способами педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

V. Результативный компонент

Мотивационный уровень Когнитивный уровень Операционный уровень

Самооценка педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях

На данной модели предполагается, что цель деятельности - это идеальный образ, воплощенный в продукте, который является результатом превращения объекта деятельности. Важно, чтобы она была личностно значима. Соответственно, цель деятельности должна из экстравертированной стать внутренне привлекательной и личностно осознанной, понятной и необходимой для студента, который умеет трансформировать извне заданную цель в собственную цель и задание деятельности, которая выполняется.

Субъектный компонент предусматривает осознание студентом себя как субъекта деятельности, диагностику собственных возможностей в ее осуществлении, познание качеств собственной личности, которые обеспечивают выполнение деятельности, активное включение, создание индивидуальной траектории познания, которое придает ему неповторимость и своеобразие.

Будущий педагог, у которого есть потребность и желание, активно включается в деятельность. Студент, который не уверен в себе - комплексует, избегает, действует по образцу. Субъектный компонент предусматривает опору на основные потребности человека: в познании, в общении, творчестве, учебе, в работе, признании и защищенности, в удовольствии, в осознании своей деятельности, в расширении мировоззрения [8]. И чем больше потребностей в процессе обучения сможет реализовать студент-педагог, включаясь в деятельность, тем больше он самореализуется.

Объектный компонент предусматривает определение объекта деятельности, положительное отношение к нему, заинтересованность в этом объекте и потребность работать с ним, знание его специфики, умение использовать в своей жизнедеятельности.

Технологический компонент связан с обладанием средствами и способами деятельности. Каждый студент должен избирать для себя те средства обучения, которые наиболее удобны, доступны, привлекательны, рациональны. Он изучает их особенности и, учитывая собственные возможности и потребности, применяет, производя собственную технологию.

Результативный компонент предусматривает проявление индивидом уровня овладения компетенциями, позволяет сознательно оценивать результаты своей деятельности и уровень собственного развития. Следовательно, результатом сформированности творческой компетенции является стойкая потребность заниматься профессиональной деятельностью, интерес к ней и желание постоянно самосовершенствоваться, глубокие осмысленные знания специфики этой деятельности, а также искусное ее выполнение.

Таким образом, при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист становится творчески сформированным благодаря овладению соответствующими категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях.

Поэтому ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается, как уже отмечалось, в соответствующем изменении организации процесса обучения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития науки и образования требует от преподавателей высокого профессионализма и интеллекта. Иными словами, любая профессиональная дисциплина может развиваться при наличии высококвалифицированного педагогического персонала, прежде всего под воздействием компетентностного человеческого фактора.

Преодоление кризисных явлений в любой профессиональной деятельности может быть освоено путем реформы профессионального образования, через реализацию творческого потенциала преподавателя и каждого студента в тесной связи с практикой, тем самым качественно повышая квалификацию будущего рабочего персонала.

Профессиональные знания до сих имеют первостепенное значение для каждого человека, получающего высшее образование.

Кроме того, знания проявляются в следующих личностных характеристиках специалиста:

1) компетентность;

2) квалификация;

3) навыки и умения;

4) восприимчивость нового;

5) умение работать с людьми;

6) креативность – способность вырабатывать новые идеи и подходы в решении оперативных и стратегических проблем трудовой деятельности.

Творчество – способность человека реализовываться и мыслить нестандартно.

Подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на таких компонентах творческого потенциала, как мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический, результативный, которые способствуют развитию личности в творческо-креативном направлении, что в свою очередь определяет потенциал будущего педагога в условиях высшего образования.

Таким образом, творчество в деятельности педагогов высшей школы является обязательным элементом, профессионализма, позволяющего эффективно решать непростые задачи подготовки кадрового и научного резерва, востребованного на рынке труда в современной России.

 

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.