СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА | ||
І. Мотивационно-целевой компонент | ||
Мотивационный уровень | Когнитивный уровень | Операционный уровень |
Осознание и принятие цели и задания педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях | ||
ІІ. Субъектный компонент | ||
Мотивационный уровень | Когнитивный уровень | Операционный уровень |
Комплекс личностных качеств, который обеспечивает реализацию педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях | ||
ІІІ. Объектный компонент | ||
Мотивационный уровень | Когнитивный уровень | Операционный уровень |
Овладение знаниями про объект педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях | ||
IV. Технологический компонент | ||
Мотивационный уровень | Когнитивный уровень | Операционный уровень |
Овладение методиками и способами педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях | ||
V. Результативный компонент | ||
Мотивационный уровень | Когнитивный уровень | Операционный уровень |
Самооценка педагогической деятельности на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях |
На данной модели предполагается, что цель деятельности - это идеальный образ, воплощенный в продукте, который является результатом превращения объекта деятельности. Важно, чтобы она была личностно значима. Соответственно, цель деятельности должна из экстравертированной стать внутренне привлекательной и личностно осознанной, понятной и необходимой для студента, который умеет трансформировать извне заданную цель в собственную цель и задание деятельности, которая выполняется.
Субъектный компонент предусматривает осознание студентом себя как субъекта деятельности, диагностику собственных возможностей в ее осуществлении, познание качеств собственной личности, которые обеспечивают выполнение деятельности, активное включение, создание индивидуальной траектории познания, которое придает ему неповторимость и своеобразие.
Будущий педагог, у которого есть потребность и желание, активно включается в деятельность. Студент, который не уверен в себе - комплексует, избегает, действует по образцу. Субъектный компонент предусматривает опору на основные потребности человека: в познании, в общении, творчестве, учебе, в работе, признании и защищенности, в удовольствии, в осознании своей деятельности, в расширении мировоззрения [8]. И чем больше потребностей в процессе обучения сможет реализовать студент-педагог, включаясь в деятельность, тем больше он самореализуется.
Объектный компонент предусматривает определение объекта деятельности, положительное отношение к нему, заинтересованность в этом объекте и потребность работать с ним, знание его специфики, умение использовать в своей жизнедеятельности.
Технологический компонент связан с обладанием средствами и способами деятельности. Каждый студент должен избирать для себя те средства обучения, которые наиболее удобны, доступны, привлекательны, рациональны. Он изучает их особенности и, учитывая собственные возможности и потребности, применяет, производя собственную технологию.
Результативный компонент предусматривает проявление индивидом уровня овладения компетенциями, позволяет сознательно оценивать результаты своей деятельности и уровень собственного развития. Следовательно, результатом сформированности творческой компетенции является стойкая потребность заниматься профессиональной деятельностью, интерес к ней и желание постоянно самосовершенствоваться, глубокие осмысленные знания специфики этой деятельности, а также искусное ее выполнение.
Таким образом, при создании оптимальных условий для включения в разные виды деятельности будущий специалист становится творчески сформированным благодаря овладению соответствующими категориями на мотивационном, когнитивном и операционном уровнях.
Поэтому ориентированность учебного-воспитательного процесса на формирование творческого потенциала у будущих педагогов нуждается, как уже отмечалось, в соответствующем изменении организации процесса обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития науки и образования требует от преподавателей высокого профессионализма и интеллекта. Иными словами, любая профессиональная дисциплина может развиваться при наличии высококвалифицированного педагогического персонала, прежде всего под воздействием компетентностного человеческого фактора.
Преодоление кризисных явлений в любой профессиональной деятельности может быть освоено путем реформы профессионального образования, через реализацию творческого потенциала преподавателя и каждого студента в тесной связи с практикой, тем самым качественно повышая квалификацию будущего рабочего персонала.
Профессиональные знания до сих имеют первостепенное значение для каждого человека, получающего высшее образование.
Кроме того, знания проявляются в следующих личностных характеристиках специалиста:
1) компетентность;
2) квалификация;
3) навыки и умения;
4) восприимчивость нового;
5) умение работать с людьми;
6) креативность – способность вырабатывать новые идеи и подходы в решении оперативных и стратегических проблем трудовой деятельности.
Творчество – способность человека реализовываться и мыслить нестандартно.
Подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на таких компонентах творческого потенциала, как мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический, результативный, которые способствуют развитию личности в творческо-креативном направлении, что в свою очередь определяет потенциал будущего педагога в условиях высшего образования.
Таким образом, творчество в деятельности педагогов высшей школы является обязательным элементом, профессионализма, позволяющего эффективно решать непростые задачи подготовки кадрового и научного резерва, востребованного на рынке труда в современной России.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.