ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4

1. ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………5-7

 

. 2.ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ …………………………………..8

2.1. Творческий потенциал в процессе индивидуального развития личности…………………………………………………………………………8-9

2.2. Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога ………………………………………………………………………………… .9-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15-16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………17-18

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития современной психолого-педагогической науки, социальная действительность, современная образовательная парадигма, а также сложная, наполненная неопределенностями и противоречивая обстановка, составляющая нашу жизнь изо дня в день, требует от специалистов в педагогической деятельности быть конкурентоспособными, эффективными, гибкими в мышлении, мобильными, стремящимся к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Эти показатели во многом определяются творческим потенциалом.

Творческой подход - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога, в связи с чем возникает необходимость подготовки специалистов в системе университетского и последипломного образования к творческой педагогической деятельности, доминантой которого является умение работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, учебной литературы, содержания и форм обучения. [11]

Креативность - необходимая составляющая профессионального становления и одно из условий самореализации педагога любого профиля, поэтому подготовка творческого учителя - одна из самых важных потребностей образования, актуальными также являются вопросы развития творческого потенциала юной личности, исторического изменения методов и приемов обучения, вопросы поиска инновационных структурных типов урока и моделирования других форм проведения занятий.

Основываясь на исследованиях психологов, Д.Б. Богоявленской и др. [1], можно рассматривать креативность как динамическую интегративную совокупность качеств личности, которые определяют ее готовность к творчеству в любых сферах человеческой деятельности. Другими словами - это творческие способности человека, которые могут выражаться в мышлении, чувствах и действиях, способности порождать оригинальные идеи. Креативность - необходимое условие самореализации личности.

В связи с этим именно креативная педагогика в наибольшей степени отвечает природе творчества. Ее заданиями являются развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития. Креативная педагогика основана на проблемных, когнитивно-эвристических, креативных технологиях учебы [9].

В данной работе мы попытаемся рассмотреть способы реализации творческого мышления преподавателя в процессе взаимодействия со студентами. 

В представленной работе даны определения творчеству в педагогической деятельности,  а также проанализированы  основные  структурные компоненты реализации творческого потенциала преподавателя в высшей школе.

 


 


Таблица 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития науки и образования требует от преподавателей высокого профессионализма и интеллекта. Иными словами, любая профессиональная дисциплина может развиваться при наличии высококвалифицированного педагогического персонала, прежде всего под воздействием компетентностного человеческого фактора.

Преодоление кризисных явлений в любой профессиональной деятельности может быть освоено путем реформы профессионального образования, через реализацию творческого потенциала преподавателя и каждого студента в тесной связи с практикой, тем самым качественно повышая квалификацию будущего рабочего персонала.

Профессиональные знания до сих имеют первостепенное значение для каждого человека, получающего высшее образование.

Кроме того, знания проявляются в следующих личностных характеристиках специалиста:

1) компетентность;

2) квалификация;

3) навыки и умения;

4) восприимчивость нового;

5) умение работать с людьми;

6) креативность – способность вырабатывать новые идеи и подходы в решении оперативных и стратегических проблем трудовой деятельности.

Творчество – способность человека реализовываться и мыслить нестандартно.

Подготовка будущего педагога в системе университетского образования должна базироваться на таких компонентах творческого потенциала, как мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический, результативный, которые способствуют развитию личности в творческо-креативном направлении, что в свою очередь определяет потенциал будущего педагога в условиях высшего образования.

Таким образом, творчество в деятельности педагогов высшей школы является обязательным элементом, профессионализма, позволяющего эффективно решать непростые задачи подготовки кадрового и научного резерва, востребованного на рынке труда в современной России.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4

1. ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………5-7

 

. 2.ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ …………………………………..8

2.1. Творческий потенциал в процессе индивидуального развития личности…………………………………………………………………………8-9

2.2. Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога ………………………………………………………………………………… .9-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15-16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………17-18

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития современной психолого-педагогической науки, социальная действительность, современная образовательная парадигма, а также сложная, наполненная неопределенностями и противоречивая обстановка, составляющая нашу жизнь изо дня в день, требует от специалистов в педагогической деятельности быть конкурентоспособными, эффективными, гибкими в мышлении, мобильными, стремящимся к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Эти показатели во многом определяются творческим потенциалом.

Творческой подход - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога, в связи с чем возникает необходимость подготовки специалистов в системе университетского и последипломного образования к творческой педагогической деятельности, доминантой которого является умение работать в условиях выбора педагогической позиции, технологии, учебной литературы, содержания и форм обучения. [11]

Креативность - необходимая составляющая профессионального становления и одно из условий самореализации педагога любого профиля, поэтому подготовка творческого учителя - одна из самых важных потребностей образования, актуальными также являются вопросы развития творческого потенциала юной личности, исторического изменения методов и приемов обучения, вопросы поиска инновационных структурных типов урока и моделирования других форм проведения занятий.

Основываясь на исследованиях психологов, Д.Б. Богоявленской и др. [1], можно рассматривать креативность как динамическую интегративную совокупность качеств личности, которые определяют ее готовность к творчеству в любых сферах человеческой деятельности. Другими словами - это творческие способности человека, которые могут выражаться в мышлении, чувствах и действиях, способности порождать оригинальные идеи. Креативность - необходимое условие самореализации личности.

В связи с этим именно креативная педагогика в наибольшей степени отвечает природе творчества. Ее заданиями являются развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития. Креативная педагогика основана на проблемных, когнитивно-эвристических, креативных технологиях учебы [9].

В данной работе мы попытаемся рассмотреть способы реализации творческого мышления преподавателя в процессе взаимодействия со студентами. 

В представленной работе даны определения творчеству в педагогической деятельности,  а также проанализированы  основные  структурные компоненты реализации творческого потенциала преподавателя в высшей школе.

 


 


ТВОРЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная высшая школа, как и все образовательные учреждения России, находится в поиске оптимальных путей решения задач предоставления новых образовательных услуг, способствующих формированию и развитию творческой, инициативной, социально компетентной, конкурентоспособной, профессионально мобильной личности. Особое внимание уделяется развитию творчества, т.к. человек, испытывающий потребность в творчестве, быстрее адаптируется в жизненных и профессиональных ситуациях: он видит интересное и перспективное, выстраивает новые подходы к решению обыденных проблем и др. Мощным творческим потенциалом для человека в современном социуме, его поддержкой, способом адаптации к изменениям стала творческая профессиональная деятельность.

Т.Ф. Сергеева отмечает, что творчество в педагогической деятельности занимает особое место среди разных видов творчества, т.к. именно педагогическое творчество определяет векторы динамического развития всех творческих процессов человечества. [7] Если в школе учитель в значительной мере сопровождает творческое развитие ребенка в наиболее сензетивные[1] к педагогическому влиянию периоды его жизни, то вузовский преподаватель оказывает не меньшее влияние на творческое профессиональное становление личности.

 Особенность творческого процесса заключается в том, что не только человек влияет на результат собственного творчества, но и предмет творчества способствует дальнейшему творческому развитию личности. Педагогическое творчество является основой профессиональной и личностной реализации педагога в процессе педагогической деятельности. Творчество – сложнейший процесс. Как развитие, в котором возникает существенно новое, творчество является общесистемной закономерностью [4]. Д.Б. Богоявленская утверждает, что творчество достигается в случае, когда субъект выражает себя на высшем уровне активности [1]. Я.А. Пономарев определял творчество в широком смысле как всякое взаимодействие, ведущее к развитию. Творчество, по мнению ученого, - это необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [4]. Творчество описывается современными авторами как «одна из главных движущих сил развития человечества», «высшая стадия самоорганизации социальной формы движения материи (Яковлев), «высшая стадия развития личности» (Абульханова-Славская), «способ бытия личности» (Панкова), «многомерное обширное пространство человеческой культуры» (Шаховской) и др. Творческие способности учеными рассматриваются как творческий продукт (Тейлор, Стернберг), отдельная способность (Богоявленская), личностная черта (Дружинин) и др. По мнению А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма личность ощущает творчество и самоактуализацию как базовые потребности. В философских взглядах В. Франкла творчество как создание нового - неотъемлемая ценность и способ реализации человека. Ряд исследователей (Дружинин, Пономарев, Торренс) утверждает, что творческие способности не создаются, а высвобождаются в процессе воспитания и общения личности с культурной средой и обществом, в котором она растет и развивается [9]. Педагогическое творчество, как система особых отношений между преподавателем и студентом, является оригинальным и высокоэффективным решением задач учебно-воспитательного процесса. По словам В.А. Сухомлинского «педагогическое творчество – это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, в первую очередь свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и создавать прекрасное своим трудом, своими усилиями….». Можно определить такие качества творческого педагога: активность, объективность, целенаправленность, наличие стратегии, динамизм, гибкость, мобильность, перспективность, самокритичность, способность видеть проблему, выявлять противоречия, наличие творческой фантазии, воображения и мн. др. 95 Специфика педагогического творчества заключается в том, что итогом его является формирование личности. Но реалии сегодняшнего дня заключаются в том, что педагогическое творчество по мере развития науки становится все более управляемым. Каждый творческий педагог – это личность со своим опытом, высокой теоретической подготовкой, мастерством в экспериментальной работе, эмоциональностью и др. В основе такой педагогической деятельности лежит индивидуальность, которая позволяет раскрыть одаренность педагога. При этом иногда возникает противоречие, связанное с необходимостью реализации нормативного аспекта в учебно-воспитательном процессе. Диалектика единства и противоречия норматива и творчества сложная и оригинальная. Норматив узаконивает, алгоритмизирует, формализирует учебно- воспитательный процесс, а творчество предусматривает изменения, новаторство. С одной стороны, стандарт запрещает творчество, но любое творчество разрабатывает новое правило, стандарт для определенной ситуации. Педагогическое творчество реализуется через дидактические средства активизации поисково-творческой деятельности, разнообразные методики. Педагогическое творчество всегда органически связано с изучением, научным анализом и диссеминацией педагогического опыта. Преподаватель высшей школы, который работает, опираясь на достижения педагогики, психологии, социологии, культурологи и других наук, сам обогащает педагогическую теорию, раскрывает закономерности педагогического процесса, определяет пути его совершенствования, прогнозирует результаты своей деятельности. Творчество педагога высшей школы проявляется в целостном проектировании педагогического процесса, прогнозировании его результатов, организации творческого взаимодействия педагогов и студентов

 

. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

2.1. Творческий потенциал в процессе индивидуального развития личности

По нашему мнению, к творческому педагогическому потенциалу необходимо подходить с позиции формирования личности, поскольку в возрасте 17-18 лет молодые люди могут иметь «зачатки» творческого потенциала (креативности), профессионально-педагогической целеустремленности, потребности профессиональной самоактуализации, поэтому одна из задач высшей школы - способствовать студентам в самоорганизации этих зачатков в структурную, организованную форму. В этом возрасте качества личности, которые входят в структуру творческого педагогического потенциала, малоустойчивы, пластичны, следовательно, они легче поддаются внешнему влиянию, их значительно легче изменить, чем в стадии зрелости, учитывая, как важна роль педагога в учебно-образовательном процессе и его влияния на студента.  Внешние влияния и действия, которым поддается личность с целью формирования творческого педагогического потенциала на начальном этапе, сохраняются глубже, чем влияния, испытуемые позже, - в стадии зрелости.

В онтогенезе личности выделяются сенситивные периоды для развития креативности. По В. Дружинину, это: имплицитный период (3-5 лет), когда происходит развитие «первичной креативности» как общей творческой способности, неспециализированной в отношении определенной сферы человеческой деятельности; подростковый период (11-15 лет) и юношеский период (15-20 лет), когда развиваются специализированные способности к творчеству, связанные с определенной профессиональной деятельностью личности [5; 6].

Важная роль при подготовке будущего педагога, безусловно, принадлежит активным методам обучения - наиболее эффективным способом организации такого взаимодействия является творческая учеба, что и должно быть новым типом как учебного взаимодействия, так и педагогического общения. Попробуем определить педагогические условия, реализация которых может положительно повлиять на исследуемый нами феномен - формирование творческого педагогического потенциала будущего учителя в условиях университетского образования. Следует отметить, что результатом этой подготовки является личностное приобретение каждым студентом соответствующей готовности к работе с детьми: мотивационно-ценностного (ориентации, отношения и личностные цели), когнитивного (знание, представление), операционного (умение и навыки).

2.2. Структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога

Мотивационно-ценностный компонент содержит все разнообразие целей и заданий педагогической деятельности: от основной задачи (формирование всесторонне и гармонично развитой личности) к конкретным заданиям формирования отдельных качеств или их элементов. Данный компонент реализуется при условии соответствующего взаимодействия преподавателя и студента. То есть для формирования у студентов мотивационно-ценностного компонента необходимо наполнить эмоционально-ценностную сферу учебного процесса способами учебной деятельности, формами общения, которые давали бы возможность сформировать у студентов мотивацию к профессиональной деятельности, интерес к ней, положительное личное отношение к педагогической работе и стремление к накоплению соответствующего педагогического опыта.

Следующим компонентом готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности является когнитивный компонент, который отображает сущность того, что реализуется в процессе достижения как общей цели учебы, так и каждого задания в частности, и способствует углубленному развитию профессиональных интересов и навыков студентов. Следовательно, для формирования у студентов творческого когнитивного компонента необходимо отобрать и отструктуризировать учебный материал таким образом, чтобы он содержал необходимую информацию, которая бы дала возможность студентам на основе качественно усвоенных знаний и сформированных представлений развить у себя способности будущего творческого учителя.

Следующий компонент готовности - деятельно-операционный. Его структурными элементами являются соответствующие умения и навыки. Это умение применить в своей профессиональной деятельности стандартные и нестандартные методы, последовательно и эффективно вводить все элементы технологии, в частности проектно-конструктивные, коммуникативные и дидактико-организационные.

Деятельно-операционный компонент у будущих педагогов предусматривает соответствующую организацию учебного процесса, в котором студент должен занимать центральное место с точки зрения его активной деятельности, поскольку организация учебы отображает взаимодействие тех, кто учится, и педагогов, их сотрудничество, организацию и управление процессом учебы, ориентированные на запланированный результат (достижение цели и задач обучения).

Взяв за основу данную структуру деятельности, были определены основные составляющие формирования творческого потенциала будущего педагога, а именно: мотивационно-целевой, субъектный, объектный, технологический и результативный.

Каждый из этих компонентов должен быть сформирован на трех уровнях: мотивационном, когнитивном и операционном. Следует отметить, что формирование результативного компонента возможно только при условии сформированности всех предыдущих компонентов на трех уровнях (таблица 1).

Таблица 1

Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.