НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

 

Выполнил студент группы п60 а

Шеренков Роман Николаевич

Руководитель: ассистент каф. ПиМНО

                        Комолова Е. Г.

Г. Нижневартовск 2000 г.

 

Содержание

Введение............................................................................................................................. 3

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и методической литературе................................. 5

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной школе.................................................................................................................................................. 5

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи и изобразительного искусства....................................................................................... 8

§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста............................................................................................................................................... 13

§ 4 Выводы к I главе...................................................................................................... 17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного искусства и развития речи в начальной школе................................................................................................................................................... 18

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции изобразительного искусства и развития речи в начальной школе............. 18

§ 2 Анализ содержания программных материалов.......................................... 22

§ 3 Выводы ко II главе.................................................................................................. 24

Заключение.................................................................................................................. 25

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................................. 26

 

 

 

Введение.

 

Система уроков развития речи, как и сис­тема художественно-эстетического воспитания школьника — два взаимосвязан­ных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются и обрат­ные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.

Данный тип интеграции по нашему мнению по­зволит повысить уровень развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы у младших школьни­ков.

Анализ педагогической периодики дает понять, что многие педагоги работали над использованием данного типа интеграции. В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»[1]1 автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к искусству. Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество» [2] знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в нём. В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе» [3] автор говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений.

Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния художественного творчества и речевого развития младшего школьника в учебном процессе.

Цел ь изучения:

- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи:

- Показать значимость такого типа интеграции;

- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике исходя из содержания школьных программ.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обуче­ния, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством позволили сформулировать гипотезу исследо­вания: использование интегрированных уроков р азвития речи и ИЗО по зволяет повысить уровень развития рече­вых умений и творческих способностей у детей.

 

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-пе­дагогической и методической литературе.

 

Выводы к I главе.

 

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга

Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.

 

Выводы ко II главе.

 

    Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень неплохие результаты.

    В программных материалах по изобразительному искусству Б.М. Неменского и В.С. Кузина есть много моментов сочетания изобразительного искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе. Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности их интеграции.

 

 

Заключение.

В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по данной проблеме и пришли к следующим выводам:

- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии;

-  обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся;

- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном процессе начальной школы;

- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе на практике используется не в полной мере, так как для этого многие учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в свою очередь требует более глубокой методической проработки интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЯ.

 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

 Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

 Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

 Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994

 Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Рус­ский язык в школе №5-6 1992 г.

 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.

 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947.

 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.

 Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост. Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

 Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

 Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.

 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

 Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.

 


1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

[4] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

[5] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.

[6] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442.

 7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 307.

[8] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 310.

[9] Там же. с.312.

[10] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г. с. 30

[11] Там же. с. 40

[12] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

[13] Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

[14] Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994.

[15] Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993.

[16] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.

[17] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

[18] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.

[19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

[20] Там же с. 16

[21] Там же с. 25

[22] Там же с. 87

[23] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.