Часть. Дидактические игры, направленные на математическое развитие дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экзаменационная работа

 

по дисциплине МДК 03.04

«Теория и методика математического развития»

 

студента заочного отделения
группы 51

специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

 


Карпук Марины Валентиновны

родительном падеже

 

 

Проверил: преподаватель

Кейм Мария Александровна

                                       фамилия, имя, отчество

Оценка: ______________________  

 

____________________

подпись

Дата __________________

 

 

2019

Часть. Дидактические игры, направленные на математическое развитие дошкольников.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не используют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском аду или семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием, и обучением ребенка.

Особенно высоко ценятся игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы, окружающие ребенка в действительности. Такие игры особенно увлекают детей и побуждают интерес к изученному материалу.

Дидактическая игры по развитию количественных представлений у детей

Старшей группы

«Рассади птиц на дерево»

Цель: продолжать учить отсчитывать картинки (совы) на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Материал: цифры от 1 до 10, картинки с изображением совы (10 штук), картинка дерева в формате А4.

Ход игры: воспитатель показывает детям дерево. Предлагает посадить на его ветки совушек столько, сколько показывает цифра на дупле дерева. После того как дети рассадят нужное количество сов на дереве, воспитатель предлагает отсчитать на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

 

«Хватит ли?»

Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Материал: Плоскостные изображения зайчиков, белочек, морковок, грибочков (по 10 штук каждого вида)

Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Соберем букет»

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.

Материал: плоские изображения цветов, вазы.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?

 

Старшей группы

 

Игра «Живая неделя»

Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Материаал: Карточки с цифрами от 1 до 7; карточки с кружочками от 1 до 7.

Ход игры:

Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7), по-разному расположенными. Правила игры те же.

 


Игра «Наоборот».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.

 


Игра «Разложи по порядку»

Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Материал: Картинки с изображением частей суток (утро, вечер, день, ночь).

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.

 

Старшей группе

«Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Материал: Фишки; предметы, игрушки разной формы, расположенные в разных местах групповой комнаты.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

 

«Подбери предмет по форме»

Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание.

Материал: карта с формами разного цвета. В середине карты – стрелка. Плоские геометрические фигуры; карточки с изображением предметов разной формы.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с формами разного цвета. В середине карты – стрелка.

Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем фигурам покажись. И какая тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какую цветную фигуру укажет стрелка, такой формы предмет на картинке надо положить рядом с фигурой. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например, стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди.

Усложнение: можно подбирать к цветной фигуре несколько силуэтов или контуров предметов разного цвета.

На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.

 

«Разложи, как я скажу»

Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Материал: набор плоских геометрических фигур (круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники, трапеции, ромбы, многоугольники)

Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым - ромб и т. д.).

 

Старшей группе

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков. Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

«Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Материал: Цветные счётные палочки Кюизенера.

Ход: Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.

 

«Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал: 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Ход: Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

 

 


 


Примеры упражнений с дидактическим средством «Блоки Дьенеша»

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационная работа

 

по дисциплине МДК 03.04

«Теория и методика математического развития»

 

студента заочного отделения
группы 51

специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

 


Карпук Марины Валентиновны

родительном падеже

 

 

Проверил: преподаватель

Кейм Мария Александровна

                                       фамилия, имя, отчество

Оценка: ______________________  

 

____________________

подпись

Дата __________________

 

 

2019

часть. Дидактические игры, направленные на математическое развитие дошкольников.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не используют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском аду или семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием, и обучением ребенка.

Особенно высоко ценятся игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы, окружающие ребенка в действительности. Такие игры особенно увлекают детей и побуждают интерес к изученному материалу.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 248.