Способ наследования: делегирование или конкатенация?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Делегирование представляет собой такую форму наследования, в которой объединение интерфейсов реализовано посредством разделения родительских интер­фей­сов, т.е. с использованием ссылок. Конкатенация достигает аналогичного эффекта посредством копирования родительских интерфейсов в интерфейс порож­даемого класса или объекта, – как результат, полученный интерфейс является непре­рывным. В любом случае дочерний объект способен отвечать как на сообщения, опреде­ленные в роди­тельских интерфейсах, так и на сообщения, добавленные к интерфейсу объекта. При делегировании те сообщения, которые не могут быть обработаны объектом, должны быть направлены родителям. При конкатенации каждый объект является самодостаточным, и необходимость перенаправления сообщений отсутствует. Введение идентификаторов полей позволяет распространить подходы делегирования и конкатенации и на агре­гатные объекты.

И конкатенация, и делегирование имеют свои достоинства и недостатки. Делеги­рование обеспечивает возможность гибкого распространения изменений: любое измене­ние свойств родителя автоматически отражается на потомках. Подход, использующий конкатенацию, допускает изменение свойств родителей и потомков независимо друг от друга, что также может быть полезно во многих ситуациях. Делегирование обычно тре­бует меньших затрат по памяти, в то время как конкатенация является более эффек­тивной по времени. Simula и C++ являются примерами языков, которые реализуют на­следование на основе классов с использованием делегирования. В Smalltalk реализовано наследование на основе прототипов с использованием делегирования.

 

Обоснование избранного механизма наследования

 

Было решено использовать в дипломной работе механизм наследования на основе прототипов с использованием конкатенации, как для состояний, так и для поведений, поскольку для СУБД критично именно время выполнения операций. Разделение наследо­ваний состояния и поведения позволяет уменьшить объем хранимой в каждом объекте информации. В объект помещается ссылка на объект, хранящий его интерфейс (т.е. поведение). Таким образом, интерфейсы многих объектов с одинаковым поведением могут быть сосредоточены в одном месте. Наследование на основе прототипов позволяет управлять конфигурацией объектов-образцов и обеспечивает единство представления данных. Т.е. результатом запроса к базе данных может быть список используемых мето­дов, их аргументы и другая информация, которая в системе с наследованием на основе классов скрыта в классах. Создание экземпляра через копирование снимает необхо­ди­мость введения конструктора по умолчанию, поскольку содержимое копируемого объек­та и задает начальные значения.

Система поддерживает множественное наследование. Необходимость множест­венного наследования остается предметом горячих споров. Практика говорит о том, что «множественное наследование играет роль парашюта: в нем нет постоянной необхо­димости, но если он вдруг понадобился, то большое счастье иметь его под рукой» [8].

 

Определение родства

Остается важный вопрос: как определить, является ли объект потомком другого объекта? Разделение наследований состояния и поведения приводит к тому, что слово «потомок объекта» обретает двойственное значение. С одной стороны, это потомок по данным, с другой стороны, это потомок по поведению.

На самом деле, в чистой объектно-ориентированной системе данные объектов надежно защищены от вмешательства пользователя через механизм инкапсуляции. Доступ к данным производится через методы. Таким образом, родство объектов следует определять исключительно через их интерфейсы. В системе на основе классов обычно строится дерево наследования. В системе на основе прототипов с конкатенацией опре­деление родства достигается за счет операций пересечения интерфейсов. Поведение объекта составляют методы, хранящиеся в объекте-множестве, а значит для опреде­ления родства необходимо выполнить операцию пересечения множеств. Если получив­шийся в результате пересечения интерфейс совпадает с интерфейсом одного из двух сравниваемых объектов, то другой объект – его потомок. Фактически, это алгоритм оп­ределения общего предка двух объектов. Использование множеств для хранения интер­фейсов позволяет взглянуть на операцию наследования конкатенацией как на операцию слияния множеств.

 

 

Инкапсуляция

 

Идея инкапсуляции в языках программирования происходит от абстрактных типов данных. С этой точки зрения объект делится на интерфейсную часть и реализа­ционную часть. Интерфейсная часть является спецификацией набора допустимых над объектом операций. Только эта часть объекта видима. Реализационная часть состоит из части данных (состояние объекта) и процедурной части (реализация операций).

Интерпретация этого принципа для баз данных состоит в том, что объект инкапсулирует и программу и данные.

Рассмотрим, например, объект Служащий. В реляционной системе служащий представляется кортежем. Запрос к нему осуществляется с помощью реляционного язы­ка, а прикладной программист пишет программы для изменения этой записи, например повышение зарплаты служащего или прием на работу. Такие программы обычно пишутся либо на императивном языке программирования с включением в него опера­торов языка манипулирования данными или на языке четвертого поколения и хранятся в обычной файловой системе, а не в базе данных. Таким образом, при таком подходе имеются кардинальные различия между программой и данными, а также между языком запросов (для незапланированных запросов) и языком программирования (для приклад­ных программ).

В объектно-ориентированной системе служащий определяется как объект, который состоит из части данных (очень даже вероятно, что эта часть практически совпадает с записью, определенной для реляционной системы) и части операций (эта часть состоит из операций повышения зарплаты и приема на работу и других операций для доступа к данным сотрудника). При хранении набора сотрудников, как данные, так и операции хранятся в базе данных. Таким образом, имеется единая модель данных и операций, и информация может быть скрыта. Никакие иные операции, кроме указан­ных в интерфейсе, не выполняются. Это ограничение справедливо как для операций изменения, так и для операций выборки.

Инкапсуляция обеспечивает что-то вроде “логической независимости данных”: мы можем изменить реализацию типа, не меняя каких-либо программ, использующих этот тип. Таким образом, прикладные программы защищены от реализационных изменений на нижних слоях системы.

Здесь уместно вспомнить о “проблеме 2000 года”, возникшей из-за того, что в СУБД отводилось всего два разряда на год даты. Чтобы исправить возникающую ошиб­ку, нужно пересмотреть заново весь код приложения! В ООБД для решения анало­гичной проблемы требуется исправление небольшого количества методов, работающих с данными даты.

 

 

Идентификатор объекта

 

Назначение идентификатора

 

Объекты в БД обладают индивидуальностью. Даже при изменении структуры и поведения объекта, его индивидуальность сохраняется. Два объекта в системе отлича­ются своими идентификаторами. Идентификатор является характеристикой индиви­дуальности. Понятие индивидуальности ново для реляционных баз данных. В чисто реляционной БД все кортежи в пределах одной таблицы отличаются между собой. Характеристика различия – первичный ключ. Многие современные реляционные базы данных допускают существование в пределах одной таблицы одинаковых кортежей. И потребность в этом есть, иначе не было бы квалификатора DISTINCT в операторе SQL SELECT.

Идентификатор объекта в БД позволяет различить между собой два одинаковых по значению объекта. Фактически, он играет роль дескриптора адреса объекта. Таким образом, пользователь работает с объектом не через его адрес, а через его иденти­фи­катор.

 

Строение идентификатора

 

В современных ООБД для ускорения доступа к объектам идентификаторы наде­ляются составной структурой.

 

Имеются два основных подхода для идентификации объектов:

· Составной адрес (Structured address)

· Заменитель (Surrogate)

 

Составной адрес состоит из физической части (сегмента и номера страницы) и логической части (внутристраничный индекс), которые являются масками фикси­ро­ван­ной длины и, соединяясь, дают идентификатор. Составные адреса более популярны в современных ООБД как более эффективные: за один дисковый доступ можно получить адрес объекта. Использование составного адреса как идентификаторов приводит к зави­симости от организации физического хранения. Это приводит к трудностям при пере­мещении данных для хранения на другое устройство.

Заменитель – чисто логический идентификатор, генерируемый по некоторому алгоритму, который гарантирует уникальность. В заменителях, индекс (также называет­ся директорией объекта), часто используется для отображения идентификаторов в рас­положение объектов. Эффективность операций с базой данных во многом определяется скоростью доступа к одиночному объекту. Часто объекты связаны между собой и доступ к одному объекту происходит через доступ к другому. Например, через объект-список происходит доступ к его элементам. Во многих случаях создание объекта (например, глубоким копированием) приводит к каскадному созданию других объектов, состав­ляющих его содержимое. Использование кластеризации помогает организации быстрого доступа к группе связанных объектов. Кроме того, размещение объектов в одной области дискового пространства также увеличивает быстродействие.

В работе [16] описан подход к построению идентификаторов-заменителей. Иденти­фикатор состоит из двух частей: кода кластера и номера в последовательности. Такой подход основывается на следующих трех принципах:

1) Идентификатор объекта должен содержать информацию о кластере, который группирует совместно используемые объекты

2) Должны быть допустимы произвольные размеры кластеров

3) Идентификаторы объектов должны подчиняться достаточно однообразному представлению, чтобы они могли выступать в качестве псевдоключей динамического хеширования.

 

Есть три признака, по которым СУБД могут принимать решение о месте размещения объектов:

1) Правила, заданные в схеме БД

2) Указание пользователя

3) Статистика доступа

 

В дипломной работе, несмотря на заманчивость идеи кластеризации, принят тривиальный подход: идентификатор нового объекта – это значение максимального идентификатора, использующийся в системе, плюс один. Объекты также хранятся не в виде кластеров и не вкладываются друг в друга. Хотя система управления памятью позволяет организовать и такой способ хранения.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.