-Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными
Читают, испытывают удивление(возникновение проблемной ситуации), буквы пишутся, но не все звуки произносятся (осознание противоречия)
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют тему и цель урока самостоятельно или с помощью учителя
Читают текст учебника про себя и вслух
Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные.
-Таких слов в русском языке достаточно много. Их лучше всего запомнить, как словарные
(на доске карточки с напечатанными словами с непроизносимыми согласными)
Выделение сочетаний, в которых они бывают
- В каких сочетаниях встретились непроизносимые согласные?
Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника
-Почему упражнение сопровождается условным обозначением «сравниваем»?
-Какие проверочные слова надо подбирать для слов с непроизносимыми согласными?
3.Составление правила проверки (самостоятельно)
Физкультминутка
4.Уточнение вывода учащихся при чтении сообщения профессора Самоварова (учебник, с.126)
Алгоритм проверки:
1.Есть ли [cн], [зн] в слове?
2.а) Если нет – в слове нет непроизносимого согласного, проверять нечего
б) Если есть – подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова и слышатся отчетливо
3. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное
Введение случаев « ложных сочетаний»
-Как вы думаете, обязательно ли в слове при сочетании нескольких согласных появляется непроизносимый согласный?
Показывает образец проверки слов:
Опасный (каков?)
опасен,
Вкусный (каков?) вкусен
6. Тренировка – проверка вариантов написания слов, связанных с изученным правилом. Упр. 191
Словарная работа
-Какие словарные слова содержат изученную на уроке орфограмму?
(Слова в рубрике «Твой словарик»здравствуй, праздник, лестница)
-Можно ли проверить эти слова? Где?
-Запишите эти слова в свои словарики, выделите орфограмму, запомните.
-Проверьте работу у соседа по парте
-Составьте с новыми словарными словами предложения
Самостоятельная работа
Деление на слоги для переноса. Упр.189
-Проверьте правильность выполнения задания (образец на доске)
Работа в парах.Сравнивают произношение и написание слов с непроизносимыми согласными (первая группа слов);находят проверочные слова (из второй группы) изаписывают слова-родственники парами.
Выводят самостоятельно правило проверки слов с непроизносимыми согласными
Сравнивают свои предположения с текстом учебника
Проговаривают в громкой речи,активизируют словарный запас, вводят новые слова в активный словарь
Самостоятельно подбираютпроверочные слова к словамопас.ный, вкус.ный
Записывают слова с комментариями
Записывают проверочные слова и для слов с непроизносимыми согласными, и для слов, где непроизносимых согласных нет
Находят слова в рубрике «Твой словарик»
Работают с Толковым словарем
записывают в словарики,выделяют зеленым цветом непроизносимые согласные
Проверяют работу в паре друг у друга
Составляют предложения с изученными словами
Упражняются в делении слов с непроизносимыми согласными для переноса
Проверяют работу по образцу
-Как вы объясните, почему изученная на уроке орфограмма называется «Непроизносимые согласные»?
Аргументируют свое мнение
РТ упр.107
или подобрать 4 слова с непроизносимыми согласными и записать с ними предложения
Выбирают понравившееся задание для домашней работы
Проводится с опорой на слайды:
Сегодня на уроке:
я научился…
я понял…
было интересно…
было трудно…
Используют метод незаконченных предложений
Дата: 2019-04-23, просмотров: 337.