Индивидуальный уровень контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Объектом контроля выступает отдельный работник, его мотивация и компетентность при принятии решения)

· Подбор и расстановка кадров · Содержание трудовых соглашений · Наличие служебных инструкций · Наличие процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного ему объема и состава банковских операций · Соблюдение сотрудником установленных служебных обязанностей · Установление объема операций и сделок, выше которого решения об их проведении принимаются вышестоящим руководством или постоянно действующим органом · Корректность ведения работником первичной документации · Проведение в полном объеме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования · Регулярность рассмотрения результатов проведенных работником операций

Микроуровень

(Объектом контроля выступает состояние системы принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определенным его акционерами и закрепленным соответствующим документом)

· Реалистичность достижения поставленных целей · Включение на каждом уровне принятия решений качественных и количественных ограничений рисков · Наличие четко установленных ограничений полномочий и ответственности каждого структурного подразделения · Наличие установленного порядка оперативного пересмотра внутрибанковских ограничений на объем, состав и условия совершаемых подразделениями операций и сделок · Наличие плана оперативных действий в случае, если негативное влияние рисков, которые банк рассматривал в качестве разнородных, наступило одновременно · Соблюдение качественных и количественных значений рисков · Достоверность информирования руководства о текущем состоянии показателей риска · Качество принимаемого банком залога в обеспечение выданных кредитов · Соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок Служба внутреннего контроля организует изучение характеристик рисков, анализирует практику управления рисками

Макроуровень

(объектом контроля выступает состояние аналитической работы с точки зрения учета в процессе управления банком влияния экономических и нормативно-правовых условий его работы на эффективность выбранных направлений развития банка)

· Полнота, состав и своевременность обновления исходных баз данных · Наличие порядка оперативного и систематического информирования руководства банка о выводах и предложениях аналитического отдела, о прогнозах развития ситуации на соответствующем рынке, в экономике в целом, в сфере нормативно-правового обеспечения · Исполнение задач анализа и прогнозирования ситуации · Своевременное доведение выводов и предложений аналитического характера до руководства · Своевременность реагирования на действия конкурентов Службы внутреннего контроля осуществляют сравнение соответствия выводов и рекомендаций аналитических служб и реального развития ситуации.

 

К настоящему моменту только в 22 банках РТ созданы службы внутреннего контроля, из них 12 банков имеют полный пакет документов в соответствии с требованиями ЦБР. В 6 банках республики такие службы отсутствуют [БББ,13-98,5].

Отсутствует служба внутреннего контроля и в Филиале «Казанский» КБ «Российский кредит», где ее создание только предполагается. И первые шаги в этом направлении уже сделаны - на запрос Филиала от НБ РТ получен ответ о необходимости срочной организации контрольной службы.

Следует отметить, что непосредственная реализация мероприятий, осуществляемых подразделениями, выполняющими функции управления рисками и контроля за ними, зачастую противоречат деятельности основных доходообразующих подразделений банка, так как требует затрат, не приносящих сиюминутной прибыли. Именно этим, чаще всего, объясняется отсутствие во многих российских банках целостной концепции управления рисками, в том числе кредитными. Поэтому крайне важно, чтобы стоящие перед банком глобальные цели, связанные с обретением стабильности и устойчивости работы, улучшением финансового положения (а ради их достижения и существуют отделы управления рисками), не заслонялись промежуточными, «местническими» целями отдельных подразделений и их управляющих, поскольку создание подобных подразделений позволит усилить целенаправленность процесса управления банковскими рисками и их минимизацию, а также повысить разумность и ответственность банков и администрации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время руководство и сотрудники любого банка понимают, что банковской деятельности, как и любой другой, присущ риск.

Несмотря на быстрое распространение практики управления рисками в банках, до сих пор существуют различные определения рисков, что затрудняет разработку единых норм и правил управления ими. Поэтому возникает необходимость выбора наиболее оптимального по точности и полноте определения. И таковым, на мой взгляд, является следующее. Банковский риск - это ситуативная характеристика деятельности банка, отображающая неопределенность ее исхода и характеризуется вероятностью негативного отклонения действительности от ожидаемого. В этом определении уделяется должное внимание всем ключевым понятиям, необходимым для осмысления банковских рисков - неопределенность ситуации и вероятность негативного отклонения от желаемого.

На деятельность банка оказывают воздействие внешние и внутренние факторы. При этом говорить о чисто банковских рисках можно лишь в последнем случае, так как именно они обусловлены деятельностью самого банка, его клиентов или его контрагентов, Однако несмотря на то, что внешние риски непосредственно не связаны с деятельностью банка и его контактной аудитории, они тем не менее решающим образом влияют на финансовое положение банка.

Классификация банковских рисков может быть осуществлена на основе ряда признаков:

1) в зависимости от вида банка риски можно делить на риски специализированных и риски универсальных банков;

2) в зависимости от характера банковских операций можно выделить риски забалансовых и балансовых операций;

3) риски балансовых операций в свою очередь можно подразделить на риски активных и пассивных операций. При этом каждой банковской операции присущ свой риск;

4) в зависимости от размеров клиентов выделяют риски мелких, средних и крупных клиентов.

Кроме вышеперечисленных в числе банковских рисков следует отдельно выделить процентный риск и риск несбалансированной ликвидности.

Четкая формулировка определения банковских рисков и их классификация необходимы для осуществления целенаправленного воздействия на развитие деятельности и минимизацию потерь, т.е. для достижения качественного уровня управления рисками. Управление рисками является важнейшим процессом механизма сознательного использования теории вероятности и рисков, на базе которых и возникает теория управления рисками.

Основным направлением использования ресурсов коммерческими банками России является выдача кредитов, на которое приходится в среднем 20% суммарных активов банка. Кредитование неразрывно связано с кредитным риском, который представляет собой ситуацию принятия решения при осуществлении активных операций банком, отображающую неопределенность исхода этих операций и характеризующуюся вероятностью потери всей или части стоимости активов, существующих в форме ссуд, учтенных кредитной организацией векселей, гарантий и поручительств, выданных банком.

В экономической литературе приводятся различные классификации кредитного риска. Однако в целях практического управления рациональнее использовать подразделение кредитного риска на частный (риск кредитования индивидуального заемщика) и общий (в целом по всем кредитным операциям).

Управлению частным риском посвящено достаточно большое количество научных исследований. Обобщив их, можно сказать, что управление данного вида риска осуществляется, как правило, в следующих направлениях:

1. анализ кредитоспособности заемщиков;

2. привлечение различных форм обеспечения возвратности кредитов;

3. работа с проблемными кредитами.

Изучение кредитоспособности заемщиков сводится в основном к расчету финансовых коэффициентов и анализу денежных потоков на основе данных баланса и отчетности.

При использовании коэффициентного метода возникают некоторые проблемы, которые заключаются в следующем. Во-первых, сами показатели в различных методиках рассчитываются по-разному, хотя практически их смысл от этого существенно не изменяются, но сами значения отличаются. Во-вторых, возникает вопрос, какие значения при анализе рассчитанных коэффициентов брать за критериальные. Так, в филиале «Казанский» КБ «Российский кредит» рассчитываются показатели ликвидности, структуры капитала, структуры активов и пассивов по степени ликвидности и срочности, оборачиваемости, рентабельности, но при этом отсутствуют критериальные уровни по некоторым из них, что затрудняет проведение точного и целостного анализа кредитоспособности. Эту проблему можно разрешить, приспосабливая опыт зарубежных банков, изучая опыт других отечественных банков и анализируя собственную информацию, накопленную за время проведения кредитных операций.

Коэффициенты представленного типа полезны, поскольку позволяют дать характеристики отдельных сторон деятельности заемщиков с помощью цифровых величин. Но нельзя также не видеть их ограниченности, так как они:

отражают положение дел в прошлом, причем на основании данных об остатках;

показывают лишь некоторые стороны деятельности предприятий - в основном лишь движение оборотных средств;

не учитывают ни репутации заемщика, ни особенностей и перспектив экономической конъюнктуры, в том числе инфляции, ни оценок выпускаемой и реализуемой продукции, ни перспектив капиталовложений;

не позволяют дать обобщенную оценку состоянию потенциального заемщика.

Недостатки коэффициентного способа в некоторой степени могут быть преодолены, если определять коэффициенты исходя из данных об оборотах ликвидных средств, запасах и краткосрочных долговых обязательствах. При правильной увязке соответствующих оборотов оценки кредитоспособности станут надежнее. Такой подход реализуется через анализ денежных потоков клиента, применяемый в КБ «Российский кредит» и предполагающий изучение данных баланса и отчетности заемщика за три периода. Однако для более эффективного решения вопроса о целесообразности выдачи и размере ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока необходимо делать не только на основе фактических данных за истекшие периоды, но и с учетом прогнозных данных на планируемый период. Первые используются для оценки вторых (в основе прогноза величин отдельных элементов притока и оттока средств лежат их фактические значения в прошлые периоды и планируемые темпы прироста выручки от реализации). Провести планирование денежных потоков на предполагаемый срок предоставления кредита возможно лишь при условии правильно разработанных заемщиками технико-экономического обоснования и бизнес-планов.

Привлечение дополнительных форм обеспечения возвратности кредитов предполагает использование, таких инструментов, как залог, гарантия и поручительство. Практика показывает, что большинство банков, в том числе филиал «Казанский», предпочтение отдает залогу. Одной из причин этого являются условия Инструкции ЦБ РФ «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам», в целях которой при оценке кредитного риска под обеспечением понимается только залог, и при его отсутствии ссуда может быть отнесена только к сомнительной либо безнадежной, что вызывает необходимость создания больших резервов даже в случае, если ссуда имеет надежные, но отличные от залога способы обеспечения. Таким образом, предпосылкой для равномерного развития всех видов обеспечения, а не только залога, является внесение изменений в вышеуказанную инструкцию: необходимо в понятие «обеспечение» в п.2.5 добавить также поручительства и гарантии.

Необходимость в реализации вышеперечисленных форм дополнительного обеспечения возникает при возникновении проблем с возвратностью кредитов. Помимо названного радикального метода работы с проблемными ссудами (реализация обеспечения), существуют и другие: продажа части активов заемщика для погашения долга, реструктуризация долга и расширение кредита. При выборе одного из вышеперечисленных путей конфликта решение должны принимать обе стороны - банк и заемщик.

При управлении общим кредитным риском ключевыми моментами являются анализ качества кредитного портфеля и организация управления.

В мировой и отечественной банковской практике накоплен немалый опыт по анализу кредитного портфеля банка. При анализе кредитного портфеля банки используют данные балансов и отчетности. Ряд банков для более глубокого анализа формируют свою собственную информационную базу, накопительные таблицы и ведомости.

Так, в филиале «Казанский» КБ «Российский кредит» в целях управления качеством кредитного портфеля Центральным отделением Банка установлены лимиты кредитования на одного заемщика. Лимиты вводятся в АБС SYMBOLS, которая автоматически отслеживает их соблюдение. Отслеживание лимитов входит в обязанность кредитного сотрудника.

Для оценки качества кредитного портфеля в банковской практике используются различные методы, основополагающим среди которых можно назвать расчет финансовых коэффициентов.

В КБ «Российский кредит» при оценке качества кредитного портфеля основными критериями выбраны кредитный риск (Р) и доходность (Д). Суть метода состоит в том, что строится график с координатами Д, Р. На графике выделяется область требуемых значений ДТ и РТ, удовлетворяющих предъявленным к кредитному портфелю банка требованиям. На каждую отчетную дату рассчитываются значения коэффициентов Д и Р и наносятся на график в виде точки. В зависимости от того, в какую область попала точка, можно делать вывод о качестве кредитного портфеля, в частности:

· удовлетворяет ли качество кредитного портфеля кредитов предъявляемым требованиям по доходности и риску (попала ли точка с координатами Д и Р в заштрихованную область или нет);

· оценивается динамика кредитного портфеля, иными словами, насколько качество кредитного портфеля стало лучше (хуже), чем за предыдущий отчетный период.

Данный метод в совокупности с другими позволяет всесторонне оценить качество кредитного портфеля. Разработанный в Центральном отделении ОАО «Банк Российский кредит» и реализован в составе программного комплекса «кредитный портфель банка», он однако не используется в филиале «Казанский». Внедрение этого метода в филиале позволит:

· автоматизировать процесс оценки качества кредитного портфеля;

· повысить уровень информационного обеспечения руководства филиала банка;

· повысить уровень оперативности при принятии решений по управлению кредитными рисками.

Важным аспектом управления рисками являются организационные моменты. Чтобы обеспечить экономически безопасное функционирование, банкам необходимо: переориентировать свою организационную структуру на развитие подразделений, которые могли бы вести системный анализ, диагностику и прогнозирование рисков; в соответствии с изменениями оргструктуры перестроить функциональную организацию своей деятельности; наладить информационно-аналитическое обеспечение процесса управления рисками.

Другими словами, обязательное условие стабильной работы банка - существование органа управления рисками с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами.

Следует отметить, что непосредственная реализация мероприятий, осуществляемых подразделениями, выполняющими функции управления рисками и контроля за ними, зачастую противоречат деятельности основных доходообразующих подразделений банка, так как требует затрат, не приносящих сиюминутной прибыли. Именно этим, чаще всего, объясняется отсутствие во многих российских банках целостной концепции управления рисками, в том числе кредитными. Поэтому крайне важно, чтобы стоящие перед банком глобальные цели, связанные с обретением стабильности и устойчивости работы, улучшением финансового положения (а ради их достижения и существуют отделы управления рисками), не заслонялись промежуточными, «местническими» целями отдельных подразделений и их управляющих, поскольку создание подобных подразделений позволит усилить целенаправленность процесса управления банковскими рисками и их минимизацию, а также повысить разумность и ответственность банков и администрации.

 

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон РСФСР “ О Центральном Банке РСФСР (Банке России)” в редакции от 12.04.95 г.

3. Федеральный Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР” в редакции от 03.02.96 г.

4. Инструкция ЦБ РФ №1 от 30.01.96 г. “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”.

5. Временная инструкция ЦБ РФ №17 от 24.08.93 г. “О порядке составления общей финансовой отчетности”.

6. Письмо ЦБ РФ №130-а от 20.12.94 г.

7. Бакирова Н.В. Основы организации и финансирования инвестиций. - Казань, Издательство КФЭИ, 1995.

8. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Бабичевой Ю.А. - М., Экономика, 1994.

9. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. - М., Банковский и биржевой научно-консультативный центр, 1992.

10. Банковский портфель - 2. / Под ред. Коробова Ю.И. - М., Соминтэк, 1994.

11. Грабовый С. Риски в современном бизнесе. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

12. Деловой мир. - М., “Зевс”, 1992.

13. Козловская Э.А. Основы банковского дела. - М., Финансы и статистика, 1995.

14. Коммерческий словарь. / Под ред. Азрилияна А.Н. - М., Фонд “Правовая культура”, 1992.

15. Основы банковской деятельности в условиях перехода к рынку. / Под ред. Тимохина Г.С. - Казань, Издательство КФЭИ, 1995.

16. Основы банковского менеджмента. / Под ред. Лаврушина О.И. - М., Инфра-М, 1995.

17. Первозванский А. Финансовый рынок: расчет и риск. - М., Соминтэк, 1995.

18. Севрук В.Т. Банковские риски. - М., “Дело ЛТД”, 1994.

19. Соколинская Н.Э. Экономический риск в деятельности банков, - М., Общество “Знание”, 1991.

20. Харрис Л. Денежная теория. - М., Прогресс, 1991.

21. Банковские риски. // Деньги и кредит. - 1993. - №12 . - с.18 - 26.

22. Варьяш И.Ю. Банковский мониторинг предприятий. // Деньги и кредит. - 1996. - №10. - с.37 - 42.

23. Волков С. Стратегия управления рисками. // Бизнес и банки. - 1995. - №49. - 50.

24. Воронин Ю.М. Макроэкономическое регулирование кредитными рисками. // Банковское дело. - 1996/ - №9.- с.14 - 17.

25. Коротков П.А. О некоторых проблемах управления ликвидностью банка в современных условиях. // Деньги и кредит. - 1996. - №9. - с.28 - 33.

26. Коротков П.А. Проблемы Финансовой стабильности и устойчивости банковской системы. // Деньги и кредит. - 1997. - №1. - с.42.

27. Кредитной системе нужна стабильность. // Экономика и жизнь. - 1997. - №1. - с.4.

28. Марьин С. Управление кредитными рисками. // Экономика и жизнь. -1996. - №23. - с.44.

29. Масленченков Ю. Способы минимизации кредитных рисков. // Финансист. - 1996. - №12. - с.16 - 17.

30. Москвина В. Снижение риска кредитования предприятий. // Бизнес и банки.- 1996. - №30. - с.1 - 2.

31. Соколинская Н.Э. Стратегия управления банковскими рисками. // Бухгалтерский учет. - 1994. - №12. - с.13 - 19.

32. Тукмаков И.Ш. О некоторых вопросах деятельности кредитных организаций на территории РТ. // Банки, кредиты, бизнес. - 1997. - №12. - с.3.

33. Управление рисками с коммерческой точки зрения. // Финансист. - 1996. - №10. - с.32 - 34.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.