Финансово-экономические следствия влияния неплатежей на ТОО «Уральский подшипниковый завод»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

         

ТОО «Уральский подшипниковый завод» образовано в результате реорганизации Государственного подшипникового завода № 6 ( ГПЗ-6 ). Производственные площади находятся в аренде у ТОО «УПЗ». Собственник -государство. Предприятие не приватизировано.

Вследствие экономических преобразований нарушилась целостная система взаимосвязей между предприятиями представляющими единый комплекс производства. В России восемь подшипниковых заводов , девятый находиться в Минске. Российские заводы производят абсолютно разные виды (типы ) подшипников, Белорусский завод производит всю гамму продукции , которая производиться в России. Поэтому конкуренция у российских заводов весьма ощутимая. На сегодняшний день на плаву держаться заводы выполняющие заказы ГАЗа , ВАЗа, Ижмаша, МПС и прочих крупных структур которые имеют государственную значимость.

Потребителями продукции ТОО «УПЗ» являются: Угледобыча, Черная металлургия, КамАЗ, предприятия производящие сельхозтехнику. Никто из них не может похвастаться благоприятным положением дел. Между тем для приобретения сырья приходиться изворачиваться, т.к. предприятия металлургии -потребители продукции ТОО «УПЗ» не выпускают необходимую марку стали. За сельхозтехнику не рассчитываются сельхозпроизводители получается замкнутый круг, угледобыча вечно-бастующая отрасль, КамАЗ попал в Правительственную «тридцатку», в итоге основные потребители оказываются неплатежеспособны. На смену финансовым расчетам приходит бартер, зачет взаимных прав требований, а для желающих искусить судьбу шестая очередь в банковской картотеке (по искам) либо иск на имущество - итого полгода воспитания железных нервов. Все это становиться более привычным нежели процедура перевода денег со счета на счет.

Вследствие кризиса платежной системы происходят существенные изменения в хозяйственных инструментах. Совершенно обоснован рост дебиторской и кредиторской задолженностей, увеличение срока оборачиваемости оборотных средств, изменение в худшую сторону финансовых показателей ибо все это следствие кризисной экономики. 

Основная доля вины за снижение производства лежит на мерах по снижению инфляции, а кризис неплатежей это как бы явление рукотворное и в то же время следствие жесткой политики по снижению инфляции. Таким образом на неплатежах лежит вина за окончательный подрыв надежд роста производства в 1996 году .

По причине неплатежей происходит снижение объемов производства: в марте 1992 года - произведено 89232 подшипника , в марте 1994 года-49245 подшипников , в октябре 1996 года - 24673 подшипника, причем снижение производства - это волевое решение, направленное на сохранение баланса ресурсов. Итак, снижение производства произошло на 72% по сравнению с 1992 годом и на 50% по сравнению с 1994 годом. Можно попытаться связать падение производства и с другими причинами, как-то низкое качество, высокая цена, перенасыщенность рынка, т.е. все то, что делает продукцию неконкурентоспособной, но ни одна из перечисленных характеристик не соответствует реальности. Конечно снижение производства не полностью принадлежит волевому решению руководства, частично оно обусловлено аналогичной политикой потребителей. Еще хотелось бы вспомнить о влиянии мер по снижению инфляции, которые привели к ограничению совокупного спроса, разрыв экономических связей, который привел к потере рынков. Но опять же на ТОО “УПЗ” потеря рынков отразилась лишь в потере нескольких казахских предприятий с совокупной долей потребления 3-5% производимой продукции. Основная проблема - замедление оборота, возврат средств несвоевременно, медленное пополнение оборотных средств, т.е. все то что является следствием неплатежей.               

 Рост дебиторской и кредиторской задолженностей мера необходимая , но в то же время небезопасная. В соответствии с постановлением Правительства РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” (№ 498 от 20.05.94г.) определен уровень финансовых показателей при котором предприятие признается банкротом . При перманентном росте дебиторской и кредиторской задолженностей эти показатели автоматически ухудшаются. Показателями определяющими формальную сторону банкротства в соответствии с постановлением Правительства считаются: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. В соответствии определенными постановлением Правительства нормативами коэффициент текущей ликвидности (Кт) (способность отвечать по текущим обязательствам) не должен быть меньше 2, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко) не должен быть меньше 0,1.

 

Кт=2А/(6П- стр.640-стр.650-стр.660)           Ко=( 4П - 1А )/2А

(в постановлении Правительства показатели приведены в соответствии с формами бухгалтерской отчетности утвержденными Министерством финансов Российской Федерации (письмо) от 11 июля 1994года № 91. В тексте показатели приведены в соответствие с новыми формами бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов от 27 марта 1996года № 31.) 

По состоянию на 1 апреля 1992года ( источником информации является квартальный отчет) коэффициенты ,характеризующие финансовое состояние предприятия, находились в удовлетворительном состоянии.

 

Кт = 2,04                                                         Ко = 0,38

 

Т.е. предприятие в состоянии было в короткие сроки выполнить свои обязательства без ущерба для хозяйственной деятельности. Текущие обязательства перекрывались текущими активами на 204%.

Обеспеченность предприятия , своей хозяйственной деятельности, собственными средствами на начало апреля 1992 года составляла 38% , что , в общем , очень хороший показатель.  

На 1 апреля 1994 года положение значительно ухудшилось (источник информации-квартальный отчет), но не настолько , чтобы предприятие можно было подвергать процедуре банкротства не давая альтернатив.

 

Кт = 1,63                                                         Ко = 0,23

 

Оба показателя изменились в худшую сторону, что говорит о снижении платежеспособности предприятия, способности полностью отвечать по обязательствам. По сравнению с 1992 годом платежеспособность снизилась на 20% и составила: текущие обязательства перекрываются текущими активами на 163%. Хозяйственная деятельность предприятия ведется, в основном, за счет заемных средств. Собственные средства перекрывают 23% совокупных оборотных средств. На основании проведенного анализа и имеющихся данных можно принимать решение о банкротстве. В случае небольших отклонений в показателях можно попытаться исправить положение . Математическим аргументом в данном случае выступает Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Кв).

 

Кв = (Ктк + У/Т ( Ктк - Ктн ))/2 ,

 

где Ктк - коэффициент текущей ликвидности в конце отчетного периода ;

Ктн - коэффициент текущей ликвидности в начале отчетного периода ;

  Т - продолжительность отчетного периода в месяцах;

  У - период восстановления платежеспособности в месяцах;

При неудовлетворительной структуре баланса коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается сроком на 6 месяцев.

 

Кв = (1,63+ 2 ( 1,63 - 1,38 ))/2 = 1,065

 

(Кв- должен быть больше единицы)

Соответственно, согласно постановления Правительства, этот показатель говорит о том, что предприятие в ближайшее время может восстановить платежеспособность, поэтому признание его банкротом - преждевременная мера.

В соответствии с финансовой отчетностью за 3 квартал 1996года мы имеем следующие результаты хозяйственной деятельности:

 

Кт = 1,16                                                   Ко = 0,07

 

По сравнению с 1994 годом платежеспособность предприятия упала на30%, обеспеченность хозяйственной деятельности собственными средствами сократилась на 70%, по сравнению с 1992 годом платежеспособность упала на 43%, доля собственных средств в оборотных- на 82,5%. На протяжении четырех лет сохранялась тенденция снижения производства, ухудшения финансового состояния и как следствие снижение хозяйственной , платежной и договорной дисциплины. При проведении анализа на возможность восстановления и улучшения финансового состояния по показателям 1992 года ми видели реальный шанс на восстановление утраченной платежеспособности. По результатам аналогичных показателей за 1996год имеем следующую картину:

 

Кв = ( 1,16 + 2 ( 1,16 - 0,98 ))/ 2 = 0,76

 

Предприятие находится тяжелом положении, восстановление представляется маловероятным.

Еще более усугубляет картину ситуация с платежами, выполнением обязательств. В силу этой причины идет постоянный рост дебиторской и кредиторской задолженностей, а это в свою очередь отрицательно сказывается на финансовых показателях, прибавляет дополнительные хлопоты, как-то судебные разбирательства, штрафные санкции и пр. По другому не получается- кредитуешь другого, образовывается брешь в собственных финансах, оборотных средствах (кредитование отнюдь не добровольное)- вынужден пользоваться чужими ресурсами, т.е. постоянная задержка в расчетах на небывало продолжительные сроки.

Не возврат средств за отгруженную продукцию - норма сегодняшнего поведения, задержка отгрузки , выполнения работ и многое другое это сегодняшняя хозяйственная деятельность в сегодняшней России. Продолжительность одного хозяйственного оборота ( от приобретения сырья- до получения средств за отгруженную продукцию) в начале 1992 года составила 120 дней , что в 2 раза превышает норматив Минавтотранса и самое главное этот норматив вплоть до 1990 года соблюдался. В 1994 году продолжительность оборота составила 214 дней, а в 1996 году дошла до 357 дней. Получается простая арифметика: в 92г. и в 94г. мы одну и ту же работу выполняем в абсолютно разные сроки, почему-то в 96 году нам понадобилось в 3 раза больше времени , чем в 92 году, не говоря уже о 90 году.  

Следствием кризиса неплатежей можно считать неразбериху в ценообразовании: каждое предприятие имеет на свою , а также не свою продукцию как минимум три цены: первая - за наличный расчет; вторая - за безналичный расчет;                                                       третья - бартерная.

Ну, а дальше кто на что горазд- вплоть до того, что выражается цена в количестве другого товара. В большинстве случаев имеешь дело с разницей в ценах по причине причастности большинства к подобной практике. Многие предприятия даже не задумываются ставят завышенные цены , когда речь заходит о бартере , но это хорошо при достатке денежных средств в обороте, а на сегодняшний день это проблема номер 1. Хочу оговориться - бартер при неплатежах наиболее распространенная форма оплаты и применяется он не совсем в привычной для себя форме. За большинством бартерных операций стоит такой “платежный” инструмент, как зачет взаимных прав требований. У предприятия различные кредиторы , расчеты с которыми необходимо вести соответствующими платежными инструментами, в силу недостатка денежных средств. Чтобы рассчитаться за сырье необходимо предоставить владельцу этого сырья необходимый ему ресурс. Простые цепочки проходят крайне редко. Попробуем на примере: ТОО “УПЗ” необходимо сырье (сталь), производитель этого сырья Златоустовский металлургический комбинат, которому в свою очередь необходимо закрыть задолженность перед “Уралтрансгазом”, “Уралтрансгаз” является должником областного бюджета, областной бюджет должен Свердловскому Управлению Лесами, а Свердловское Управление Лесами должно ТОО “УПЗ” , в итоге замыкается цепочка и каждый получает свое: ТОО “УПЗ” получает сталь, Златоустовский металлургический комбинат получает газ, “Уралтрансгаз” погашает налоги, областной бюджет закрывает свою задолженность по финансированию перед Свердловским Управлением Лесами, ну а последний закрывает свой долг перед ТОО “УПЗ”. Это обычная работа по поддержанию жизнедеятельности предприятия.

Все бы ничего ,если бы схемы всегда давали необходимые ресурсы: сырье и материалы для производства, электро и теплоэнергию, деньги для заработной платы и налогов. В идеале и денег достаточно было бы, но обеспеченность оборота “живыми” деньгами последние несколько месяцев приближается к нулю. За первый квартал 1996 года было получено порядка 7% от выручки от реализации. В абсолютном выражении это составило 518133 тыс. рублей в квартал. Квартальный фонд заработной платы составил 2280000 тыс. рублей, т.е. денег приходило ровным счетом только на четверть заработной платы. На протяжении всего 1996 года приход денег строится по убывающей, в итоге к концу года предприятие не получило ни рубля. Из этой ситуации приходиться выходить каждый день по разному: выплата заработной платы в натуральной форме, длительные задержки и т.п. Ситуация усугубляется отрицательными тенденциями, не видно просвета. Наблюдается сплошной хаос, отсутствует закономерность, необходимый набор ресурсов получается нерегулярно, отсутствует стабильный поток бизнеса, а соответственно и всякая возможность планирования дальнейшего разворота событий, не видно завтрашнего дня. Если с персоналом можно договориться, задержать заработную плату и по большому счету ничего не потеряешь, то с государством все выглядит более мрачно. Бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды -очень требовательный и привередливый кредитор. Расчеты с ним ведутся узким набором инструментов (казначейские налоговые освобождения, государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа, векселя банков, финансовых органов и т. д.), их степень ликвидности настолько высокая, что их впору приравнять к деньгам в соотношении 1=1. В с вязи с отсутствием достаточного количества вышеперечисленных инструментов оказываешься в ситуации, когда рассчитал налоговые отчисления, выделил их из оборота, да еще в добавок ко всему горишь желанием выполнить свой долг предпринимателя и гражданина- ничего этого сделать просто не можешь в силу недостаточности все тех же инструментов. С одной стороны хочется хотя бы немного заработной платы выдать, с другой не хочется быть в неоплатном долгу перед государством. Налоги платить экономически выгоднее чем заработную плату, как применительных санкций меньше, так и штрафных никаких. В результате хозяйственной деятельности ТОО “УПЗ” может похвастаться такими долгами перед государством:

Пенсионный фонд- 5470 млн.рублей;

Федеральный бюджет- 2194 млн.рублей;

Областной бюджет - 1318 млн.рублей;

Всего: 12 247 млн.рублей.

Хотелось бы отметить такую причину неплатежей - как недостаток в обращении денежных средств, и как следствие неравномерность их распределения, в связи с чем у многих просто нет возможности при наличии того же производства получить деньги за свой вклад в производство ВВП.

 

2.3. Управление предприятием в условиях кризиса платежной системы.

 

Как уже было сказано выше основной проблемой на большинстве предприятий на сегодняшний день является проблема просроченной дебиторской задолженности и поступления денежных средств. в связи с этим предприятие просто не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства.

Для того чтобы эффективно управлять предприятием , тогда когда это просто невозможно нужно комплексно владеть несколькими рынками, ибо система бартерных расчетов приводит к наполнению предприятий совершенным разнообразием товара.

Рекомендуется все финансы предприятия сосредоточить в одних руках , чем обеспечить жесткий контроль за их расходованием. В подконтрольные финансово-распорядительные функции должны входить даже такие мелочи, как приобретение канцелярских товаров, оплата телефонных переговоров, иначе говоря не нужно создавать прецедентов и распоряжаться самолично. Существует превеликое множество образцов финансового планирования, но мало руководителей ими пользуется, поэтому возникают ситуации: “зачем я оплатил вчера, сегодня нужнее”. В качестве гарантии, того что не отключат телефоны обычно сдают некоторые площади в аренду. Эти мелкие мероприятия помогут избежать таких же мелких проблем, но которые занимают большое количество времени.

Для бесперебойного функционирования предприятие нужно обеспечить всем необходимым. В качестве примера была описана обычная по сегодняшним меркам операция. Проведение зачета взаимных требований стал доминирующим инструментом на расчетном рынке. Проведя описанную операцию каждый из участников получил необходимый ресурс плюс налоги. К примеру эта операция проводилась на сумму 1 млрд. рублей:

ТОО “УПЗ” получил на 1 млрд. рублей стали плюс налоги с оборота в размере 35млн.рублей плюс 88млн. рублей НДС плюс 35млн.рублей налог на прибыль итого получаем 156 млн. рублей. К этому прибавить суммарный оборот и получиться780 млн.рублей только перечисленных налогов, еще посчитаем Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования в сумме ежемесячно 231 млн. рублей. Итоговая сумма - 1011 млн. рублей. Ко всему этому заработная плата. Всего в месяц набегает под 2000 млн. рублей. Все предприятия различаются по размерам , специфике, но все они находятся в одном экономическом пространстве и проблемы приходится решать общие. Есть , конечно, предприятия к которым государство относится лояльно, которые получают от него деньги , но основная масса взаимодействует с ним лишь как плательщики налогов. Нельзя привести каких - то общих и постоянно действующих правил игры- ибо их нет, существуют инструменты которых еще вчера не было, а сегодня они очень популярны и наоборот.

Популярным инструментом были КНО , они обращались на рынке с 1993 года и во исполнение предписаний МВФ в июле 1996 года отменены. Они позволяли погасить Федеральный бюджет, могли быть проданы за деньги, ими можно было рассчитаться с поставщиком. Львиная доля проблем решалась при помощи этого инструмента. На сегодняшний день налоговые платежи можно заплатить безденежным способом. В частности если разбить налоги по получателям, то получается следующая картина:

Федеральный бюджет- помимо ценных бумаг , которые проблематично приобрести действует система “Денежных зачетов”, которая позволяет в безденежной форме оплатить долги перед данным бюджетом. Денежный зачет - это финансирование государственных программ (получатель, к примеру, Уральский Военный Округ, или какое-нибудь предприятие ВПК ).

Областной бюджет погашается при помощи обычной системы зачетов взаимных прав требований. Насколько это недоступная вещь? Отгрузили, к примеру, Муниципалитету продукты питания, а рассчитаться он не может. Статья расходная - Областная соответственно оформлением зачета уплачиваются налоги.

Городской бюджет - аналогично Областному.

Внебюджетные фонды не пользуются практикой проведения зачетных операций. Как уже было сказано одним инструментам решено было появиться, другим исчезнуть. В 1996 году популярной мерой были гарантии Правительства под выдачу вексельных кредитов, в 1997 год вступаем под знаком денежных зачетов, т.е. вывод напрашивается простой - государство не отказывается от финансирования собственных программ, только меняет инструменты финансирования, соответственно если в 1996 году бюджетные структуры рассчитывались векселями ,то и 1997 году практика сохранится, поменяется инструмент.

В Свердловской области не много прецедентов расчетов с внебюджетными фондами по зачетным схемам, преимущественно это осуществляется либо деньгами, либо банковскими векселями, либо государственными ценными бумагами.

Важным элементом в управлении предприятием в условиях кризиса платежной системы, является четкое регламентирование хозяйственных операций с целью минимизации расходования средств. Усложнение хозяйственных процедур дает свои плоды. К примеру зачет взаимных требований: если его оформить актом, придется ставить реализацию, со всеми вытекающими- налоговыми платежами, а если нет средств на уплату налогов, то пойдет пеня, если же взаимную поставку продукции оформить векселями, т.е. на сумму операции каждая сторона выдает свой вексель или несколько- разбить на нужные суммы по разным срокам ( причем сроки можно ставить самые фантастические). Данная схема не представляет собой способа уходов от налогов, она позволяет отодвинуть налоговые платежи на нужное время.

Одним из самых распространенных способов частичного снятия напряженности- собственная вексельная программа. По такому пошли “Уралтрансгаз”, “Свердловская Железная Дорога”, “Свердловскавтодор” причем исход идентичный: те кто платил им деньгами стали покупать векселя и рассчитываться векселями, в итоге прекращено практически в одно и то же время всеми тремя, хотя этому предшествовали различного рода ограничения по оплате, не помогло.

Вексельной программой можно пользоваться в случае привлечения кредита , а не как к примеру “УралАЗ”, для оформления кредиторской задолженности. Что из этого получилось- с кредиторами рассчитался, те в свою очередь передали веселя и в результате дебиторы рассчитались с “УралАЗом”, что привело к подрыву адаптированный к нынешней ситуации механизм обеспечения жизнедеятельности. 

Жесткость финансовой политики должна заключаться в отношении к дебиторам (Богдановический ОАО “Огнеупоры” ввел квоты по оплате часть деньгами, часть - бартер), в отношении к персоналу ( на одном из предприятий города Екатеринбурга отключены от межгорода телефоны не связанные со сбытом, ограничение затрат на канцелярские принадлежности). Необходимо введение отчетности и ответственности по центрам формирования затрат, хотя бы по основным ресурсам, что приведет к повышению контроля за использованием ресурсов и ,как показывает практика, к снижению потребления ресурсов. При отсутствии денежных средств необходимо обеспечить выдачу заработной платы товарно-материальными ресурсами.

Применение нетрадиционных методов в управлении предприятием в условиях кризиса платежной системы в сочетании с жесткой финансовой политикой способны если не гарантировать предприятию гарантию выживания, то максимально способствовать процессу поддержания жизнедеятельности. Примерами таких предприятий можно назвать “ГАЗ”, “Ломо”, “Красный восток” и др. 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.