СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
Глава 1. Причины и характер неплатежей в РФ. 5
1.1. Сущность неплатежей. 5
1.2. Влияние структуры экономики на кризис 9
платежной системы.
1.3. Экономическая оценка неплатежей. 18
1.3.1. Экономическое содержание кризиса расчетных
отношений. 18
1.3.2. Факторы кризиса расчетных отношений. 21
Глава 2. Анализ неплатежей, их влияние на деятельность
предприятия. 26
2.1. Влияние неплатежей на деятельность предприятия. 26
2.2. Финансово-экономические следствия влияния
неплатежей на деятельность ТОО «Уральский
подшипниковый завод». 29
2.3. Управление предприятием в условиях кризиса
платежной системы. 34
Глава 3. Пути решения кризиса платежной системы. 38
3.1. Государственное регулирование платежных
отношений в период кризиса платежной системы. 38
3.2. Варианты выхода из платежного кризиса. 41
Заключение. 46
Список использованных источников и литературы. 50
Введение
Кризис платежной системы поразил все отрасли Российской экономики, отрицательно повлиял на ее реформирование и развитие. На сегодняшний день решение проблемы кризиса неплатежей является наиболее приоритетным вопросом, которым озадачены фактически все участники хозяйственных отношений. Правительство пытается повлиять на ситуацию с помощью мер фискальной политики и мер экономического характера, субъекты федерации решают вопрос теми же методами, отдавая преимущество экономическим, предприятия выкручиваются за счет активизации деятельности и ужесточения финансовой и сбытовой политики. В целом, каждый прилагает максимум усилий для решения проблемы, которая наносит большой ущерб деятельности субъектов экономических отношений.
Кризис платежной системы срывает бюджетные процессы, сводя на нет государственные программы финансирования. Предприятия вынуждены сокращать до минимума восстановительные процессы, налаживать новые механизмы ведения хозяйственной деятельности.
Объем кризиса говорит сам за себя: консолидированная кредиторская задолженность доходит до 400 трлн. рублей, дебиторская - 300 трлн. рублей, при средне-хозяйственном сроке обращения более 80 дней. К примеру, на предпиятих черной металлургии этот срок доходит до 200 дней, что в свою очередь влияет на возможность проведения взаиморасчетов.
В связи с кризисом полностью нарушается инвестиционная ативность, что ведет к устареванию технологических процессов, нарушается полностью финансовая деятельность и связанные с ней процессы.
Данная работа преследует цели выявления причин, повлиявших на возникновение и развитие кризиса, выявлению факторов, препятствующих разрешению проблемы.
Важность подобного исследования подчеркивается масштабами, которых достиг кризис платежной системы, воздействием на экономику России, затянутостью во временных рамках, сохраняющейся тенденцией развития и отсутствием должного внимания со стороны Правительства РФ, которое выражается, в свою очередь, непринятием решений , способных кардинальным образом переломить негативные процессы, ведущие к разрушению платежной системы. Необходимость изменения положения требует детального изучения причин, повлиявших на столь летальный исход реформирования отечественной экономики, после чего переходить к практическим мероприятиям по реформированию платежной системы.
Исследования кризиса должны опираться на моменты которые всесторонне характеризуют проблему и доют возможность выявления конкретных недостатков в структуре и технологии функционирования платежной системы и заключительной стадией необходимо считать принятие решения по искоренению недостатков в платежных отношениях. К, подобного рода, моментам относятся:
n причины и сущность масштабного проявления платежного кризиса;
n влияние и роль структуры экономики в появлении и развитии кризиса неплатежей.
n экономические последствия платежного кризиса;
Вторым этапом проведения данной работы является определение последствий кризиса на уровне субъектов хозяйственной деятельности или:
n влияние кризиса платежной системы на деятельность предприятия;
n рассмотрение последствий кризиса в практическом аспекте, т.е. на конкретном примере;
n управление предприятием в условиях тотального кризиса.
И, наконец, заключительным этапом должны быть рассмотрены методы государственного регулирования платежной системы, их недостатки, выявлены меры по решению проблемы на уровне отдельного субъекта и, в целом, выведению страны из кризисного положения, т.е.:
n государственное регулирование платежной системы в период кризиса платежной системы;
n пути выхода из кризиса.
Рассмотрение в комплексе отмеченных пунктов позволит представить целостную картину кризиса платежной системы, ее влияние и последствия, также выявит негативные тенденции и поможет их искоренить.
Решение платежного кризиса отметет второй барьер на пути к цивилизованной рыночной экономике, после чего возникают надежды на становление и прогрессивное развитие России, интеграции в мировой хозяйственный механизм, экономическая независимость.
Сущность неплатежей.
Кризис неплатежей в России принял перманентный характер, причем объем неплатежей растет скачкообразно с увеличением в десятки раз. Если к концу 1992 г. взаимная задолженность предприятий, организаций и непогашенные в срок банковские кредиты превышали 3 трлн.руб., к середине 1994 г. сумма просроченной кредиторской задолженности составила только по промышленности 33,2 трлн.ру6, а на конец весны 1996 года 323,2 трлн.руб. Одновременно дебиторская задолженность самим предприятиям промышленности оценивается в сумме около 242 трлн.руб. Однако, по данным предприятий и отраслей, размеры неплатежей выглядят гораздо более внушительно. В частности, на заседании Оперативной комиссии по неплатежам Правительства РФ в начале сентября 1994 г. приводились данные по кредиторской и дебиторской задолженности, которая по предприятиям и организациям ТЭК составила соответственно 27 и 35 трлн.руб., а общий объем неплатежей по стране по состоянию на 1 августа того же года превысил 120 трлн.руб.
Каковы основные причины этою явления, которое иногда относили к чисто техническим проблемам? При всем различии мнений разные аналитики признают, что существует некий комплекс причин. Так, по определению Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей причиной, породившей денежный голод в экономике, который быстро перерос в кризис неплатежей, является неточный прогноз поведения госпредприятий в процессе проведения реформ, неверная оценка правительством степени "монетаризации" экономики, ошибки в кредитно-финансовой политике.
Среди других причин первое место занимает неконкурентоспособность продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. Далее это - цепная реакция задолженности, в силу чего неплатежеспособными становятся нормально работающие предприятия с хорошей продукцией. Третья причина заключается в массовом несоблюдении действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих расчеты. И, наконец, четвертая причина кроется в корыстной заинтересованности руководителей предприятий, которые "забывают" про необходимость своевременной оплаты поставок.
Например, 17 российский предприятий с общей численностью работников более 200 тыс.чел., имеют суммарную кредиторскую задолженность в объеме 24 трлн.руб. Оборотные фонды этих предприятий почти полностью сформированы за счет чужих ресурсов (доля собственного капитала в оборотных фондах менее 7%, в основном собственные оборотные средства вложены в денежные средства, ссуды и т.п. и пребывают вне производственного процесса). Заинтересованность одних предприятий отсасывать чужие ресурсы, а других предприятий - выступать в качестве доноров и отдавать свои ресурсы, кроется в задействованном на практике механизме негласного перераспределения ресурсов от добывающих отраслей, энергетики, транспорта и т.д. в пользу, в конечном счете, торгового капитала, который, как правило, отпускает товары только за "живые" деньги.
Конечно, соблазн приписывать все экономические неурядицы только целенаправленным воздействиям криминально порядка очень велик и освобождает от необходимости разработки экономических мер по оздоровлению экономики, в том числе в области неплатежей, но проблема требует подхода к анализу причин и разработке путей выхода из кризиса. Какие же факторы необходимо учитывать при оценке предпосылок и источников роста кризиса платежей? К таким факторам в первую очередь можно отнести следующие:
* несоответствие объема денежной массы, находящейся в обращении, стоимостному объему выпускаемой продукции, оказываемых услуг и потребных платежей в бюджетной сфере;
* падение производства при росте доходов; увеличение доли наличных платежей и наличных денежных средств в общей денежной массе;
* снижение инвестиционных накоплений и других остатков денежных средств у предприятий;
* отсутствие развитого рынка ценных бумаг и неприятие субъектами рынка вексельного обращения; почти полное отсутствие практики факторинга (торговли долгами) ;
* сохранение психологии государственных иждивенцев у многих отраслей и предприятий (в первую очередь в АПК, на предприятиях-монополиях и т.д.) ;
* отсутствие государственной политики цен, отсутствие у государства реальных экономических рычагов регулирования цен на рынке (за исключением налогов и других фискальных методов) .
Рассмотрим некоторые из названных факторов более подробно. После скачка цен в 1 квартале 1992 г. была вынужденно осуществлена дополнительная эмиссия платежных средств, в результате чего денежная масса выросла на 30 % . В дальнейшем Правительство и Центральный Банк стремились проводить политику жесткою ограничения эмиссии. Сдерживание роста безналичной и наличной денежной массы стало одним их центральных моментов финансовой политики. Принятые меры дали определенный результат по значительному снижению роста инфляции в стране, однако одновременно породили кризис платежеспособности многих до той поры финансово- устойчивых предприятий и организаций с последующим перерастанием в цепочку взаимных неплатежей.
В стране в последние годы идет постоянное увеличение несоответствия между реально обращающейся денежной массой и потребностью в оборотных средствах для обеспечения нормальной деятельности предприятий, начиная с закупки товара, сырья, комплектующих изделий и заканчивая продажей готовой продукции и своевременным возвратом банковских ссуд. Постоянно растут долги государства организациям и учреждениям бюджетной сферы. Оправдывается это недопоступлением платежей в бюджет, что во многом вызывается также кризисом платежей. Однако нельзя забывать, что многие долги по финансированию государством бюджетных отраслей воспринимаются как безнравственные по отношению к населению, уровень жизни которого для многих миллионов людей близок к физиологическому минимуму.
Падение объемов производства за время перехода к рыночной экономике и рост издержек производства и потребления, а также стоимости жизни для населения у многих руководителей предприятий породили желание и практические действия по решению возникших проблем за счет удорожания реализуемых изделий, что, в свою очередь, вызвало сужение рынков сбыта продукции и потерю конкурентоспособности на рынке с более высококачественной и дешевой зарубежной продукцией (радиоэлектроника, автомо6или, изделия пищевой промышленности и ряд других).
На первых порах эта ситуация дала парадоксальный результат - рост доходов населения при падении производства. В результате несмотря на рост цен возник дисбаланс в доходах и расходах населения. В 1994 г. конечное личное потребление в России выросло на 2%, к уровню 1995 г., а реальные денежные доходы в этот период увеличились на 10% . Эта динамика сохранилась и в 1 полугодии 1996 г.
В целом положение с получением доходов у основной массы активного населения, живущей на доходы от заработной платы, ухудшается. Просроченная задолженность по выдаче средств на оплату труда и другие денежные выплаты работникам предприятий и организаций промышленности, строительства и сельского хозяйства на 1.VII.96 г. по данным Госкомстата РФ составила 34 трлн.руб. Основной объем просроченной задолженности по оплате труда приходится на государственные предприятия и организации (44%), а основной причиной задолженности по заработной плате являются все те же неплатежи покупателей за поставленную им готовую продукцию, работы и услуги.
Параллельно с ростом неплатежей проходит процесс роста доли наличных денег в общей денежной массе вследствие более быстрой эмиссии первых, что объясняют мотивами социальной необходимости. Между тем, наличные деньги стали широко использоваться при расчетах за поставки, арендных платежах и в других сферах, где традиционно платежи осуществлялись в форме безналичных расчетов. В этой ситуации создается благоприятная почва для криминальных действий за ширмой неплатежей.
Значительный объем рублевых платежных средств отвлекается из внутри российского хозяйственного оборота благодаря искусственно завышенному курсу американского доллара и других свободно конвертируемых валют. Между тем, заниженный курс рубля сложился благодаря его привязке к спекулятивному обороту отдельными импортными товарами народного потребления, эффективность реализации которых достигается на разнице мировых и внутренних цен, оборот по которым измеряется многими миллионами долларов. Одновременно этот оборот явился одним из главных элементов, провоцирующих постоянный рост цен на отечественную продукцию. Бегство рубля для конвертации в доллар и другие виды СКВ породило у ряда производителей нефти и нефтепродуктов, бумаги, лесоматериалов, автомобилей и дорожной техники и ряда других изделий желание требовать от потребителей плату, которая хотя и исчисляется в рублях, но в пересчете на цены в СКВ и с применением рыночного или самостоятельно установленного курса. Обвальное падение курса рубля в 1992-1994 гг., явившись закономерным следствием спада производства и эскалации эмиссии, одновременно лишало многих потребителей возможности своевременно расплатиться за получаемую по импорту и от определенных отечественных поставщиков продукцию. Ситуацию в этой области усугубляют Центральный Банк России и полу государñтвенный Сбербанк. Первый стал с августа 1992 г. выступать не только как продавец, но и как крупный покупатель СКВ, скупая валюту по более дешевым ценам, а затем продавая ее по более дорогим. Второй, обладающий крупными рублевыми ресурсами и широкой сетью обменных пунктов, как правило, одним из первых начинает валить курс рубля в сфере конвертации наличности, что приводит к цепной реакции повышения курса СКВ в большинстве коммерческих банков.
В развитых странах циркулирующая в экономике денежная масса очень тесно связана с имеющимися на рынке ценными бумагами - акциями, облигациями, варантами, векселями и т.п. При этом последние очень легко превратить в деньги и поэтому зачастую они могут служить и своеобразным платежным средством. Однако в хозяйственном обороте России в настоящий период фондовый рынок слабо привязан реальному сектору и в связи с малыми шансами предприятий привлечь интерес к своим ценным бумагам частные инвестиции, процесс формирования развитого всесторонне рыночного механизма тормозится, что не может не отразится на финансовом состоянии субъектов хозяйствования.
За исключением чисто технических решений, касающихся упорядочения расчетных операций, все меры по нормализации расчетов в экономике, в крупном плане сводились к проведению в рамках отдельных регионов и осуществлению солидных денежных эмиссий (как безналичных средств, так и эмиссий наличности для погашения долгов по выплате заработной платы, пенсий и пособий и оплате закупаемой у населения сельхозпродукции). Однако, по мнению специалистов , сравнительно небольшой и чисто временный результат этих мер показал, что необходимо впредь взаимозачеты осуществлять не внутри отдельных регионов, а между отраслями и крупными регионами, для чего в Центральном Банке должна накапливаться информация не только с кредиторской и дебиторской задолженности отдельных субъектов народного хозяйства, но и в разрезе отдельных отраслей и регионов с фиксацией возможности встречных взаиморасчетов. Что касается денежных эмиссий и целевого кредитования, то здесь представляется правильной, но не реализованной по техническим причинам технология так называемого точечного кредитования отдельных субъектов рынка, развязка узла неплатежей у которых могла бы по цепочке нормализовать финансовое положение у целой группы поставщиков и потребителей, связанных платежными отношениями с этими субъектами и между собой.
1.2. Влияние структуры экономики России на кризис платежной системы.
Важным результатом экономических преобразований явилась приватизация государственной собственности, в результате чего большинство предприятий обрело частного собственника и пустилось в свободное плавание по рыночному пространству. Резко сократилось влияние государства на сферу производства. Социалистический способ размещения производства подразумевал создание очень крупных предприятий, фактически являющимися монополистами в сфере производства определенного вида продукции. Эти предприятия оказались самостоятельными в выборе позиции и механизмов реализации собственных планов. В результате из-за доминирующего положения на рынке и большими финансовыми возможностями наметилась тенденция невыполнения обязательств предприятиями-монополистами и выработки «терпимости» у зависящих от них предприятий. Монополисты могли себе это позволить ибо их исключительное положение на рынке давало им такую возможность. Было подробно обследовано 15 российских предприятий с общей численностью работников свыше 200 тысяч человек и суммарной кредиторской задолженностью более 32 трлн. рублей (подчеркнем как особой важности факт, что всего 15 предприятий формируют примерно десятую часть всей суммы неплатежей на рассматривавшуюся дату). В 1989 году все эти предприятия были, естественно, платежеспособны, в 1993году платежеспособность сохранили пять, в 1996 году лишь незначительно изменились финансовые показатели в связи неблагоприятным экономическим климатом. Неплатежеспособность оценивалась в соответствии с постановлением правительства РФ № 498 от 20.05.94 г.
Многие неплатежеспособные предприятия выглядят «успешно работающими» - не останавливают производство и не испытывают особых трудностей со сбытом.
Проанализировано пять сводных балансов:
всех предприятий за 1989 год;
пяти платежеспособных предприятий за 1993 год;
десяти неплатежеспособных предприятий за 1993 год;
пяти платежеспособных предприятий за 1996 год;
десяти неплатежеспособных предприятий за 1996 год.
Чтобы получить возможность сопоставлять структуру балансов разных эпох, они были пересчитаны в сопоставимые единицы - в проценты «активов производства прибыли». Этим термином обозначены оборотные средства предприятия, вложенные непосредственно в материальное и финансовое обеспечение производственного процесса, итогом которого является прибыль: в производственные запасы, в незавершенное производство, в готовую, но нереализованную продукцию, в авансы, выданные поставщикам. Это ключевая часть оборотных средств, которая «делает деньги».
Остальные оборотные средства (находящиеся на счетах, вложенные в ценные бумаги, ссуженные в денежной или товарной форме) можно считать выведенными - временно - из производственного процесса. Эти средства отвлечены: «лежат», «путешествуют», но не работают (на производстве).
Табл. 1
1989 г. | 1993 г. | 1996 г. | ||||
все | плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Оборотные фонды, всего | 137 | 137 | 403 | 124 | 497 | |
в них: | ||||||
активы производства прибыли | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
денежные средства, вложения и ссуды | 37 | 37 | 303 | 24 | 397 |
Таблица 1 показывает соотношение этих сегментов оборотных средств на обследованных предприятиях, напомним, что речь идет не о размерах, а только о структуре оборотных средств). Структура оборотных фондов платежеспособных предприятий в 1993 г. в сравнении с 1989г. не изменилась: на рубль активов производства прибыли по-прежнему приходится 37 копеек прочих оборотных средств. А вот оборотные фонды неплатежеспособных предприятий резко выросли как раз в «неработающей» части: на рубль активов производства прибыли приходится три рубля, пребывающих вне производственного процесса. Последующие три финансовых года внесли определенные коррективы в финансовую политику платежеспособных предприятий. С участившимися случаями задержки расчетов необходимо замещать временно отвлеченные из оборота средства. Для этого есть два возможных источника- внутренний и внешний. Внутренний - сокращение размера отвлеченных из производства средств, внешний - кредитные ресурсы (либо адекватное поведение т.е. мне не возвращают, и я не буду, либо привлечение на законных основаниях: денежные, товарные). Частично были использованы оба источника. Доля отвлеченных из оборота средств на один рубль активов производства прибыли в 1996 году составила 24 копейки, тогда как этот же показатель на неплатежеспособном предприятии постоянно изменялся в сторону увеличения и в том же 1996 году составил почти четыре рубля.
Итак, если у платежеспособных предприятий содержание активов производства прибыли основная функция оборотных фондов, то у неплатежеспособных на это идет лишь 20% от них.
Сразу же возникают вопросы: какими средствами пополняются оборотные фонды неплатежеспособных предприятий? И каково же основное назначение оборотных фондов, содержание производства стало для них побочным занятием?
Табл.2
1989 г. | 1993 г. | 1996 г. | |||
плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Оборотные фонды | 137 | 137 | 403 | 124 | 497 |
в них: | |||||
собственные средства предприятий | 96 | 82 | 27 | 69 | 26 |
заемные средства и неплатежи | 41 | 55 | 376 | 55 | 471 |
в том числе: | |||||
средств банков | 21 | 1 | 31 | 1,3 | 43 |
ресурсы других предприятий (кредиторская задолженность) | 18 | 41 | 298 | 38 | 355 |
неплатежи бюджету, внебуджетным фондам, соцстраху | 2 | 10 | 36 | 10 | 64 |
внутренняя задолженность (по зарплате и т.д.) | 2 | 10 | 36 | 10 | 64 |
Таблица 2 отвечает на первый из этих вопросов.
Итак, у неплатежеспособных предприятий оборотные фонды почти полностью сформированы за счет чужих ресурсов: доля собственного капитала в оборотных фондах - 5,3%.
Эти предприятия утеряли способность покрытия собственным капиталом активов производства прибыли (тогда как “контрольная группа”) платежеспособные предприятия - сохранили эту способность и динамика изменения незначительна: 1989 год - 70%, 1993 год - 60%, 1996 год - 56%.Причина этого явления кроется в «проедании» оборотных фондов и в иммобилизации (переводе) собственных средств из оборотных фонда) в основные: неплатежеспособные много строят, том числе за счет оборотных фондов.
Основной источник формирования оборотных фондов неплатежеспособных предприятий ресурсы других предприятий, по отношении к которым они выступают в роли «вампиров». И «высасывают» они чужих ресурсов в четыре раза больше, чем им необходимо для покрытия собственных активов производства прибыли - то есть они «сосут» уже не столько для себя, сколько для транзита ресурсов к другому пользователю.
Характерно, что оборотные фонды предприятий на 84% формируются за счет внебанковского кредита.
На вопрос, куда идут заемные средства предприятий в составе оборотных фондов, отвечает таблица 3.
табл.3
1989 г. | 1993 г. | 1996 г. | |||
плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Всего заемных средств | 41 | 55 | 376 | 55 | 471 |
из них: | |||||
направлено на содержание активов производства прибыли | 4 | 18 | 73 | 18 | 172 |
дебиторам | 16 | 24 | 221 | 29 | 213 |
на прочие нужды | 19 | 13 | 82 | 8 | 86 |
Итак, неплатежеспособные предприятия, мобилизуя в свои оборотные фонды 93% заемных средств (84% внебанковского кредита и почти 9% банковского), почти половину (45%) «транзитом переправляют» дебиторам. Главной функцией оборотных фондов при такой структуре баланса становится не производство собственной прибыли, а содержание дебиторов или тех, кому предприятие отгружает продукцию или оказывает услуги без предоплаты. (О том, зачем предприятие это делает, будет сказано ниже)
Выявленная структура неплатежеспособности не содержит особых неожиданностей с позиций финансового анализа. Но примечателен, «калибр явления» - мера способности предприятий поглощать заемные средства.
Исследованная группа неплатежеспособных предприятий показала способность при потребности на содержание активов производства прибыли в 100 финансовых единиц и наличии собственного оборотного капитала всего лишь в 26 финансовых единиц привлекать 471 финансовую единицу чужих ресурсов. В 1989 году эти же предприятия обходились в три раза меньшим объемом оборотных фондов (в сопоставимых единицах), в 1996 году этот разрыв достиг четырехкратного уровня.
Очевидно, существуют очень мощные мотивы для одних предприятий «высасывать ресурсы», а для других отдавать, выступая в качестве доноров. Очевидно и то, что при своей распространенности неплатежеспособность становится механизмом негласного перераспределения ресурсов от добывающих отраслей, энергетики, транспорта и т. д. в пользу - в конечном счете - торгового капитала, который, как правило, отпускает товары только за живые деньги.
Знаем ли мы, почему растет неплатежеспособность?
Проведенный анализ неплатежей позволяют оценить бытующие сегодня версии причин этого печального явления на предмет их соответствия реальному положению дел.
(Такой прием изложения особенно удачен ввиду того, что исподволь подчеркивает немаловажный факт: говорится о неплатежах много, но сказано мало: всего-то четыре версии и набралось.)
Неплатежеспособность есть следствие налогового изъятия доходов предприятия, из-за чего предприятия остаются без необходимых средств. Или - в другой редакции - Неплатежеспособность предприятий есть следствие утери ими доходов.
Для проверки этой версии сравнивались чистые доходы неплатежеспособных предприятий (после уплаты налогов) в 1992 и 1996 годах. Для сопоставимости чистые доходы предприятий были пересчитаны:
по рыночному курсу в доллары (чем характеризуется покупательная способность чистых доходов предприятий на внешнем рынке) - и в средние заработные платы в промышленности за соответствующий год (покупательная способность на внутреннем рынке).
Рост чистых доходов в долларах для отдельных предприятий группы варьировался от 7 до 6 раз, в средних зарплатах - от 3 до 11 раз.
Таким образом, версия связи неплатежеспособности со снижением доходности предприятий не подтверждается.
Более того, выявилась противоположная тенденция: неплатежеспособные предприятия сравнительно легче получают чистые доходы - см. таблицу 4.
Табл. 4
1989 г. | 1993 г.
| 1996 г.
| |||
плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Реализовано продукции в рублях на 1 рубль активов производства прибыли | 5,5 | 4,8 | 7,0 | 4,2 | 5,6 |
Получено чистого дохода в рублях на 1 рубль активов производства | 0,49 | 1,15 | 1,68 | 0,97 | 1,34 |
Реализовано продукции в рублях на 1 рубль всех оборотных фондов | 4,0 | 3,54 | 1,73 | 3,39 | 1,13 |
Получено чистого дохода на 1 рубль всех оборотных фондов | 0,36 | 0,84 | 0,42 | 0,78 | 0,27 |
Стало быть, неплатежеспособным предприятиям удается на рубль активов производства прибыли реализовать на 33% больше продукции (естественно, не в натуральном, а в денежном выражении) и получить на 38% больше чистого дохода, чем платежеспособные. Правда, с точки зрения эффективности всех оборотных фондов неплатежеспособные предприятия явно отстают, но едва ли это их волнует: они собирают свою массу доходов за счет экстенсивной эксплуатации чужих ресурсов, не платя за отгружаемую им продукцию (сырье).
Итак, анализ первой же версии дал выводы, совершенно противоположные звучащим со всех сторон речам: неплатежеспособность есть продукт не трудностей, а, наоборот, легкости в получении доходов. Создается впечатление, что эта легкость провоцирует финансовую эйфорию и готовность брать в долг чужие ресурсы без всякой меры.
Впрочем, сознавая ограниченность обследованных материалов, не стоит настаивать на окончательности этого вывода и предлагается «предварительный» компромиссный вариант: неплатежеспособность возникает на двух полюсах - при крайних трудностях в получении доходов и, наоборот, при повышенной легкости.
2.Неплатеж6способность есть следствие принудительной (под давлением со стороны государства) отгрузки продукции без предоплаты несостоятельным потребителям.
В качестве таких несостоятельных потребителей, опекаемых государством, обычно называют сельское хозяйство, армию и т. д.
Данная версия получила подтверждение лишь в одном случае из рассмотренных десяти: Волжское речное пароходство действительно по распоряжению президента в долг проработало всю навигацию (1995 года) и до сих пор ждет, когда ему заплатят за работу.
Но в целом данная версия не подтверждается. На иных предприятиях задолженность «опекаемых» потребителей равняется считанным процентам дебиторской задолженности.
3. В стране упал платежеспособный спрос. Потребителям нечем расплачиваться. Из-за этого растет дебиторская задолженность, а значит, и потребность в кредиторской.
Это очень правдоподобная версия, у которой много сторонников. Однако полученные материалы ставят и эту версию под сомнение: не выявлено принципиальных различий между отечественными (якобы неплатежеспособными) и экспортными дебиторами.
Так, например, 60% дебиторской задолженности АО «Норси» (бывший Горьковский «Нефтеоргсинтез» составляет задолженность зарубежных партнеров. Она не считается просроченной - просто так составлены договоры (по которым, кстати, почти 70% продукции продано по ценам, составляющим две трети от мировых). Сходную картину обнаружили на Златоустовском металлургическом комбинате и т. д.
Создается впечатление, что предприятия намеренно строят свою внешнеэкономическую деятельность в пользу зарубежных партнеров, уступая им на длительное время существенную часть своих оборотных фондов. Иными словами, российские предприятия выходят на мировой рынок, кредитуя мировую экономику своими ресурсами (а в большей степени - транзитом чужих ресурсов).
Анализируемая версия не выглядит бесспорной и по отношению к внутреннему рынку. Например, на АО «Омскнефтеоргсинтез» общая сумма полученных авансов (предоплата) по состоянию на 01.04.96г. составляла 267 млрд. рублей. Уровень суммы свидетельствует, что у предприятия есть платежеспособный спрос. А предприятие неплатежеспособно из-за огромной задолженности нефтедобыче и из-за отвлечения оборотных фондов дебиторам.
Варианты выхода из платежного кризиса.
Сложившийся кризис заставил всех подойти к решению совместными усилиями. Предприятия не перестали отгружать продукцию, направленную на выполнение государственного заказа, другие не перестали выполнять неоплачиваемые заказы, третьи не перестали снабжать города электро и теплоэнергией. Государство и органы государственной власти на местах подошли к вопросу выполнения своих обязательств с точки зрения равенства во взаимоотношениях. Если еще в январе месяце вопросы о зачете взаимных обязательств воспринимались как неприемлемая альтернатива ужесточению фискальной политики , то май месяц принес свои плоды. Расширился круг зачета взаимных обязательств. На федеральном уровне рассматривался вопрос о коротких схемах зачета, что привело к появлению постановление Правительства от 2.02.96 года № 76 «О проведении зачета по налогам и другим платежам при финансировании из федерального бюджета». Данное постановление предусматривало зачет между предприятиями выполняющими государственный заказ (либо кредиторы таких предприятий ) и федеральным бюджетом. На территории Свердловской области федеральный зачет получили: АО «Уралтрансмаш», АО «Свердниихиммаш», АО «Уралмаш» и ряд других предприятий выполняющих преимущественно оборонный заказ. Как было описано в предыдущей главе, главным достижением на пути достижения понимания между налогоплательщиками и бюджетом было - наделение предприятий возможностью получить необходимые ресурсы для расчетов, т.е. Денежным зачетом. Пока на федеральном уровне решался вопрос о механизме, на уровне субъектов система зачетных отношений позволила Правительству области решить социально значимые вопросы. Так к примеру обеспечение углем муниципальные образования Свердловской области ведет «Региональная Уральская Топливно-Энергетическая компания» («РУТЭК»). Механизм и сопричастность данного предприятия к решению проблемы неплатежей заключается в том, что в качестве расчетов за поставленный уголь они принимают у Правительства области областные налоговые освобождения. Дальнейший путь для налогового освобождения следующий: погашаются областные налоги недоимщику, недоимщик рассчитывается продукцией и эта продукция прежде чем быть отданной за уголь может пройти несколько стадий обмена. Для упрощения расчетов ООО «РУТЭК» провел на сегодняшний день две Эмиссии векселей на общую сумму 180 млрд. рублей. Постановлением правительства Свердловской области от 10.06.96 года № 463-П утвержден порядок обращения векселей ООО «РУТЭК». В связи с появлением обращении нового расчетного инструмента снизился объем дефицита бюджета за счет покрытия важной расходной статьи областного бюджета.
В Свердловской области создан Территориальный фонд финансирования муниципальных образований (Трансфертный фонд ). Ежемесячно выделяются средства каждому муниципальному образованию на финансирование расходов , связанных с ведением городского хозяйства. Эти средства представлены квотой по областным налогам: налогу на прибыль, в областной части, налогу на добавленную стоимость, акцизам (все в областной части). Т.е. муниципальные образования рассчитываются со своими кредиторами налоговыми освобождениями.
В качестве финансового инструмента на уровне области являются векселя Финансового Управления Свердловской области. Объем векселей ФУ постоянно сокращается, в его развитии наблюдаются тенденции всех, без исключения, государственных ценных бумаг. По степени привлекательности (кредитной) вексель ФУ имеет идентичные характеристики, что ГКО\ОФЗ. Поэтому, ограниченная доступность этого инструмента не повлияла на разрешение кризиса неплатежей.
Еще одной областной программой по предотвращению платежного кризиса стала программа по выпуску предприятиями недоимщиками веселей на сумму долга перед областным бюджетом. Векселя передаются Фонду имущества Свердловской области для продажи , обмена на другие долговые обязательства, распоряжения в интересах области. Программа функционирует на основании Постановления Правительства Свердловской области от 8 мая 1996 года № 374. Схожим явлением , на общероссийском уровне стал Указ Президента РФ от 17 августа 1996 года № 1203 «О выпуске организациями облигаций в целях реструктуризации их задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет». Данным указом устанавливается порядок обмена корпоративных облигаций на налоговые освобождения.
В Нижегородской области вопрос решается путем создания региональной вексельной программы, где под гарантии областного Правительства местные банки Эмитируют векселя. В целом, по России наблюдается схожесть в решении данной проблемы на местах.
Наибольшего размаха в своих изысканиях решения проблемы неплатежей достиг Региональный Саратовский Финансовый Союз (РСФС), им разработана программа, которая включает комплекс мероприятий по совершенствованию межотраслевой системы расчетов и преодоления платежного кризиса на предприятиях Саратовского региона и России. Потенциальные участники программы - головные организации отраслей ТЭК, промышленные предприятия, компании, а также администрации всех уровней.
Исполнители программы - банки, кредитно-финансовые учреждения, специализированные структуры.
Для руководства осуществления программы предусмотрено создание «Вексельного Эмиссионного Синдиката» («ВЭС»).
Важнейшие цели программы:
n преодоление кризиса платежной системы;
n совершенствование организационно - функциональной структуры и повышение эффективности финансовых расчетов.
n создание региональных, отраслевых, территориальных гарантийных механизмов, восстановление и развитие инвестиционного процесса.
В задачи программы входят срочные взаимозачеты и уменьшение задолженности до уровня неплатежей текущих расчетов (1 этап), создание эффективной системы последующих взаимозачетов, установление контроля над динамикой неплатежей и достижение управляемости процесса взаимозачетов (2 этап), восстановление финансовых механизмов производственных инвестиций, организация финансовой инфраструктуры привлечения и гарантирования инвестиций.
ВЭС эмитирует векселя, высокая ликвидность которых обеспечена товарной продукцией участников, активами кредитного фонда взаиморасчетов, формируемых из средств учредителей, планируется по мере реализации программы в обеспечение включать акции и иные ценные бумаги предприятий. Векселя будут использоваться для коммерческого кредитования предприятий на погашение задолженности и пополнение оборотных средств под залог. В отличие от банковского векселя вексель ВЭС опирается на технологию товарного взаиморасчета. Предполагается система бюджетных зачетов.
Структура ВЭС: отдел взаиморасчетов, брокерских и дилерских операций, расчетно клиринговый, вексельно-депозтный, эмиссионный, факторинговых операций и многое другое. (Подробное описание Региональной Целевой Программы «Преодоление кризиса платежей в Саратовской области с использованием рыночных методов государственного управления экономикой и развития системы вексельно - кредитных расчетов» можно посмотреть в приложении № 1).
В качестве послесловия к саратовской программе хотелось бы отметить наиболее яркие моменты. В качестве положительного можно отметить разве что желание разрешить возникшую проблему. Программа изобилует техническими, экономическими и правовыми неточностями и недоработками. Самая главная проблема - географический охват, т.е. если решать на уровне области особого смысла нет потому что полных технологических циклов на территории фактически не имеется и соответственно с кем рассчитываться векселями ВЭС, если охватывать хотя бы несколько областей, этого сделать никто не даст, ибо запускается в оборот параллельная единица обращения способная составить конкуренцию официальному платежному средству - рублю. На уровне Правительства эта схема не будет одобрена как наносящая ущерб экономической безопасности России.
Вторым отрицательным моментом является неверная трактовка правовой природы веселя. Вексель назвать товарным, расчетным и т.д. можно на обиходном уровне, на самом деле вексель - это безусловное обязательство уплатить указанную сумму в указанный срок, и понимать под векселем обязательство рассчитаться лишь бы чем неверно.
Программа не может быть осуществлена ибо в глубине ее лежит способ решения проблемы именно тем способом от которого убегает Правительство на протяжении нескольких лет - увеличение обеспеченного обращения. Программа не говорит о заработной плате - очевидно векселем. Рассматривать неплатежи сугубо в контексте одного субъекта не решение проблемы, либо придется создавать Эмиссионный Синдикат с целью решения проблем выдачи заработной платы.
Наряду с государственными органами с неплатежами борются все субъекты хозяйственной деятельности. Кто-то более успешно, кто-то менее успешно, но борются все. У мелких структур это заключается в более тщательном подборе контрагентов, крупные приближаются в методах к государственным органам. Примером может служить «Уралтрансгаз», «Свердловская Железная Дорога», «Свердовэнерго». Вексельные программы каждого из них наиболее яркий пример.
Методы борьбы с неплатежами которыми пользуются на уровне Субъектов Федерации, крупных предприятий, мелких предприятий - это не более чем попытка разрешить проблему для самого себя, комплексного решения нет, да и не может быть. Проблему неплатежей должно решать Правительство, и только оно. Почему такая исключительность - очевидно. Кризис платежной системы проблема общегосударственная, среди причин кризиса вопросы являющиеся прерогативой Высшей исполнительной власти.
В качестве мероприятий по стабилизации платежного климата предлагается:
n формирование необходимого объема расчетных инструментов (на начальных этапах не деньги-суррогаты. Суррогаты являются безинфляционным инструментом. Денежная эмиссия приведет к инфляции, т.к. большой недостаток средств в экономике. Отвлечение части средств с финансового рынка.);
n ужесточение контроля за оборотом наличной массы;
n ответственность за нарушение платежной дисциплины.
Основной проблемой является не нежелание, а невозможность платить, а причинами этому наряду с кризисностью экономики выступает и кризисность в управлении.
1997 финансовый год скорее всего пройдет под знаком попыток сломать порочный круг. Но вводя новый расчетный инструмент денежный зачет можно усомниться в желании реформировать нынешний порядок взаиморасчетов. Либо Правительство готовит базу и это тот кусок который не даст сорвать государственный заказ и умереть налогоплательщикам пока что-то предпринимается, либо очередной шаг ради шага (получения кредита МВФ). Реформировать денежную систему необходимо и необходимо самым коренным образом. Необходимо снизить объем наличного обращения , для этого нужны новые технологии кредитные, дебитовые карточки, чеки и прочее. Пока наличное обращение будет иметь столь значимое место нормализировать денежное обращение будет тяжело. Необходимо изменить структуру финансов России еще и потому, что наличный оборот находится в сфере торговли, в реальном секторе наличное денежное обращение быть не может.
Заключение.
Решение проблемы неплатежей приведет в нормальное состояние хозяйственный механизм России, ведь сущность функционирования любой экономики закльчается в нормальном товарообмене, чего как раз и недостаточно. Взаимные неплатежи порождают порочную практику невозврата средств и производства за счет активов контрагентов. Факторами,влияющеми на развитие кризиса, можно назвать абсолютно все негативные тенденции в развитии современной экономики, это и падение производства при росте доходов, и увеличение доли наличных расчетов, и сохранение психологии государственных иждевенцев, и отсутствие развитого рынка ценных бумаг. Да и много другого, что ,либо является недостаточно развитой инфраструктурой , либо представляют собой последствия гиппертрофированного восприятия роли отдельных инструментов и субъектов в развитии рыночной экономики России. Причинами, повлиявшими на развитие кризиса, и фактически создавшими его можно назвать лишь несколько: чрезмерная увлеченность в проведении политики «монетаризма», которая хотя и проводилась двумя правительствами, но одним МВФ. В итоге - значительное сокращение темпов роста инфляции, и в качестве придатка - недостаток денежных средств в хозяйственном обороте страны, плюс распределение в пользу отдельных сегментов рынка (доходность финансового рынка не позволяет средствам переходить в другие рыночные сегменты). И что мы имеем - обеспеченность, к примеру, черной металлургии деньгами (имеется в виду обеспеченность оборота) составляет 8%, нефтепереработки - 27%, машиностроения - 3%. Этот показатель у самого крупного предприятия России , РАО «Газпром» за 1997 год составил 7%. Предприятия промышленности, конечно же не единственные субъекты хозяйственной деятельности, но их удельный вес в производстве ВВП составляет почти 90%, таким образом мы рискуем подрывом экономической безопасности. Дисбаланс стоимости денежных средств и потребностью в них экономики принуждает предприятия выбирать расходную статью по степени важности. В связи с этим надпись на кассах большинства предприятий «Денег нет» висит по три-четыре месяца.
Второй важной причиной начала развития кризиса можно считать конкретные предприятия, более того конкретных людей. Благодаря специфике структуры экономики некоторые предприятия , являясь очень крупными образованиями, могут позволить себе «забывать» о кредиторах в пользу отдельных дебиторов. Такая забывчивость и привела к летальному исходу экономические преобразования. Это наиболее существенные причины возникновения масштабного кризиса платежной системы. Достаточно серьезным моментом в развитии кризиса следует считать неудовлетворительную структуру денежных средств. По состоянию на 1 августа 1995 года совокупная денежная масса в России составила 91,6 трлн. рублей, в том числе наличные деньги - 67,8 трлн. рублей, что составляет 74%. В последнее время ведутся попытки по перекрытию бесконтрольного наличного оборота. Основным методом перекачивания безналичных средств в наличные были физические лица , но сейчас в соответствии с Указом Президента расчеты с физическими лицами необходимо осуществлять через лицевые счета.
Для решения вопроса о структуре денежных средств необходимо сократить до возможного минимума наличный оборот. За счет чего это можно сделать - необходимо заменить наличные деньги инструментом обеспеченным деньгами. Это могут быть дебитовые и кредитовые карточки, могут быть чеки , либо другие инструменты. Если для потребителей «кредитка» удобное средство расчетов, то для государства это прекрасный способ контроля за поступлением и расходованием средств. Государство всячески должно способствовать развитию данного сектора услуг. С целью нормализации структуры денежной массы необходимо проведение жестких мер. В виде замены денежных средств это будет проходить или другим способом - это техника.
Недостаток денежных средств возмещается с помощью суррогатов, вроде векселей, КНО, иных ценных бумаг. Новым суррогатом пополнилась наша экономика - Федеральным Денежным Зачетом.
Создание еще одного расчетного монстра приведет к очередным потерям получателей. Получателями денежного зачета являются предприятия и организации , финансируемые из государственного бюджета. Если материальные затраты можно оплатить федеральным налоговым зачетом , то помимо них есть расходы на заработную плату, для которой необходимы деньги. Хотелось бы посмотреть на того кто пойдет, неизвестно ради чего, на проплату деньгами федерального зачета один в один. Кроме расходов связанных с посещением столици Вас порадуют кредитные проценты банка и моральные обязательства Минфина вернуть эти деньги. На сегодняшний день реальное наполнение деньгами денежного зачета составляет 60% - 65% от номинала. Соответственно все остальное это чистый убыток получателя. Бюджет занимает интересную позицию: отдали по номиналу, приняли по номиналу, чего же еще нужно.
Отсутствие безубыточного инструмента приводит к потере части оборотных фондов, а если заработная плата составляет в структуре 25% и более, то размер потерь становиться очень ощутимым.
Кризис неплатежей более всего ударил по реальному сектору. Помимо снижения производства, ухудшения финансового состояния предприятия поставлены в условия многограной системы взаиморасчетов. Денежные средства, в силу своей недостаточности, не могут обслуживать весь хозяйственный оборот, что привело к появлению других средств платеже. Помимо финансовых инструментов, прекрасно котируются долги естественных монополистов, как РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», МПС, также их региональные подразделения. Речь идет не о векселях, а именно о долгах перед кем-то. Приходится каждому предприятию создавать мощную сбытовую структуру ибо объем бартерных, вернее зачетных, операций составляет львиную долю оборота. С таким положением дел налоговые платежи, в принципе, невозможны из-за недостатка средств платежа. Мизернре поступление налогов, при жестких действиях налоговых органов, связаны, именно, с отсутствием инструмента. Пусть государство принимает налоговые платежи в виде металла, продукции машиностроения, каких-либо ТНП. Почему государтво - потому что кредитно-финансовая политика - это прерогатива государственных органов власти. Вина реального сектора экономике в процессе заложения фундамента кризиса платежной системы весьма существенна. Но, неверно считать, что все предприятия договорились не платить, и механизм заработал. Представим себе ситуацию, когда, к примеру, ТОО «Уральский подшипниковый завод» не платит «Уралтрансгазу», действия последнего предугадать не тяжело: прекращение поставок газа. Поэтому если предприятия и виноваты, то в части естественных монополий, либо очень крупных и выпускающих очень ликвидную продукцию, например, нефтепереработка.
До последнего времени решение проблемы сводилось к усилению фискальной политики, которая ни к чему не привела. Производить изъятие можно там, где что-то есть, в большинстве - ничего нет. Первые попытки разрешить проблему относятся на февраль, когда Правительство РФ выступило в роли субъекта экономических отношений и предложило зачетную налоговую схему предприятиям, финансируемым из государственного бюджета. Дальше - отсрочки уплаты, варианты реструктуризации долгов, различные варинты уплаты налогов. Федеральной властью решалось дольше, чем решили субъекты федерации. Погашение задолженности проводится зачетом взаимных прав требований между предприятием недоимщиком и Облфином. Данная мера объясняется неудовлетворительным состоянием програм, финансируемых из бюджета. Например, подготовка к зиме - денег нет. Предприятия недоимщики поставляют в счет налоговых платежей продукцию необходимую области, область зачитывает налоги.
Все меры по решению кризиса сводились и сводятся к техническим мероприятиям, отсутствует, какой-либо стратегический план. Государство воспользовалось практикой самих предприятий в принятии решения о зачетном механизме погашения задолженности. Решение кризиса лежит в решении проблем, повлекших его начало и развитие. Недостаток денежных средств необходимо компенсировать, пока этого не произойдет основному налогоплательщику - промышленности просто нечем будет платить налоги, заработную плату и др.
Параллельно необходимо сокращение объема наличной денежной массы, замены на подконтрольные средства платежа, либо усиление мер по контролю за наличным обращением, что представляется маловероятным. Для выполнения вышесказанного, при существующей денежной системе, необходимо продолжительное время. Легче провести реструктуризацию при помощи внешнего вмешательства и дешевле. Тяжелее обстоит дело с нормализацией платежной дисциплины на самих предприятиях. В качестве меры по решению данной проблемы видится усилениие ответственности, применение процедуры банкротства. Говорить, о том , что собственник будет относиться боллее разумно, просто недостаточно примеров. Обратной практики предостаточно: на рынке производства огнеупоров действует два лагеря: западный (Санкт-Петербург) и восточный (Екатеринбург), первому принадлежит пять из шести российских заводов, их состояние, благодаря собственнику, оставляет желать лучшего. Средства от реализации на поступают на заводы, рефинансирования не происходит, заработная плата не выплачивается, заводы работают на полный износ. Подобных примеров предостаточное количество. Неплатежи - очень прибыльный бизнес. Но без решения проблемы мы можем забыть об инвестициях, становлении экономики и просто нормальной единой денежной системе (имеется ввиду бессурогатной) без которой не представляется экономически развитая держава.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
Глава 1. Причины и характер неплатежей в РФ. 5
1.1. Сущность неплатежей. 5
1.2. Влияние структуры экономики на кризис 9
платежной системы.
1.3. Экономическая оценка неплатежей. 18
1.3.1. Экономическое содержание кризиса расчетных
отношений. 18
1.3.2. Факторы кризиса расчетных отношений. 21
Глава 2. Анализ неплатежей, их влияние на деятельность
предприятия. 26
2.1. Влияние неплатежей на деятельность предприятия. 26
2.2. Финансово-экономические следствия влияния
неплатежей на деятельность ТОО «Уральский
подшипниковый завод». 29
2.3. Управление предприятием в условиях кризиса
платежной системы. 34
Глава 3. Пути решения кризиса платежной системы. 38
3.1. Государственное регулирование платежных
отношений в период кризиса платежной системы. 38
3.2. Варианты выхода из платежного кризиса. 41
Заключение. 46
Список использованных источников и литературы. 50
Введение
Кризис платежной системы поразил все отрасли Российской экономики, отрицательно повлиял на ее реформирование и развитие. На сегодняшний день решение проблемы кризиса неплатежей является наиболее приоритетным вопросом, которым озадачены фактически все участники хозяйственных отношений. Правительство пытается повлиять на ситуацию с помощью мер фискальной политики и мер экономического характера, субъекты федерации решают вопрос теми же методами, отдавая преимущество экономическим, предприятия выкручиваются за счет активизации деятельности и ужесточения финансовой и сбытовой политики. В целом, каждый прилагает максимум усилий для решения проблемы, которая наносит большой ущерб деятельности субъектов экономических отношений.
Кризис платежной системы срывает бюджетные процессы, сводя на нет государственные программы финансирования. Предприятия вынуждены сокращать до минимума восстановительные процессы, налаживать новые механизмы ведения хозяйственной деятельности.
Объем кризиса говорит сам за себя: консолидированная кредиторская задолженность доходит до 400 трлн. рублей, дебиторская - 300 трлн. рублей, при средне-хозяйственном сроке обращения более 80 дней. К примеру, на предпиятих черной металлургии этот срок доходит до 200 дней, что в свою очередь влияет на возможность проведения взаиморасчетов.
В связи с кризисом полностью нарушается инвестиционная ативность, что ведет к устареванию технологических процессов, нарушается полностью финансовая деятельность и связанные с ней процессы.
Данная работа преследует цели выявления причин, повлиявших на возникновение и развитие кризиса, выявлению факторов, препятствующих разрешению проблемы.
Важность подобного исследования подчеркивается масштабами, которых достиг кризис платежной системы, воздействием на экономику России, затянутостью во временных рамках, сохраняющейся тенденцией развития и отсутствием должного внимания со стороны Правительства РФ, которое выражается, в свою очередь, непринятием решений , способных кардинальным образом переломить негативные процессы, ведущие к разрушению платежной системы. Необходимость изменения положения требует детального изучения причин, повлиявших на столь летальный исход реформирования отечественной экономики, после чего переходить к практическим мероприятиям по реформированию платежной системы.
Исследования кризиса должны опираться на моменты которые всесторонне характеризуют проблему и доют возможность выявления конкретных недостатков в структуре и технологии функционирования платежной системы и заключительной стадией необходимо считать принятие решения по искоренению недостатков в платежных отношениях. К, подобного рода, моментам относятся:
n причины и сущность масштабного проявления платежного кризиса;
n влияние и роль структуры экономики в появлении и развитии кризиса неплатежей.
n экономические последствия платежного кризиса;
Вторым этапом проведения данной работы является определение последствий кризиса на уровне субъектов хозяйственной деятельности или:
n влияние кризиса платежной системы на деятельность предприятия;
n рассмотрение последствий кризиса в практическом аспекте, т.е. на конкретном примере;
n управление предприятием в условиях тотального кризиса.
И, наконец, заключительным этапом должны быть рассмотрены методы государственного регулирования платежной системы, их недостатки, выявлены меры по решению проблемы на уровне отдельного субъекта и, в целом, выведению страны из кризисного положения, т.е.:
n государственное регулирование платежной системы в период кризиса платежной системы;
n пути выхода из кризиса.
Рассмотрение в комплексе отмеченных пунктов позволит представить целостную картину кризиса платежной системы, ее влияние и последствия, также выявит негативные тенденции и поможет их искоренить.
Решение платежного кризиса отметет второй барьер на пути к цивилизованной рыночной экономике, после чего возникают надежды на становление и прогрессивное развитие России, интеграции в мировой хозяйственный механизм, экономическая независимость.
Глава I . Причины и характер неплатежей в РФ.
Сущность неплатежей.
Кризис неплатежей в России принял перманентный характер, причем объем неплатежей растет скачкообразно с увеличением в десятки раз. Если к концу 1992 г. взаимная задолженность предприятий, организаций и непогашенные в срок банковские кредиты превышали 3 трлн.руб., к середине 1994 г. сумма просроченной кредиторской задолженности составила только по промышленности 33,2 трлн.ру6, а на конец весны 1996 года 323,2 трлн.руб. Одновременно дебиторская задолженность самим предприятиям промышленности оценивается в сумме около 242 трлн.руб. Однако, по данным предприятий и отраслей, размеры неплатежей выглядят гораздо более внушительно. В частности, на заседании Оперативной комиссии по неплатежам Правительства РФ в начале сентября 1994 г. приводились данные по кредиторской и дебиторской задолженности, которая по предприятиям и организациям ТЭК составила соответственно 27 и 35 трлн.руб., а общий объем неплатежей по стране по состоянию на 1 августа того же года превысил 120 трлн.руб.
Каковы основные причины этою явления, которое иногда относили к чисто техническим проблемам? При всем различии мнений разные аналитики признают, что существует некий комплекс причин. Так, по определению Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей причиной, породившей денежный голод в экономике, который быстро перерос в кризис неплатежей, является неточный прогноз поведения госпредприятий в процессе проведения реформ, неверная оценка правительством степени "монетаризации" экономики, ошибки в кредитно-финансовой политике.
Среди других причин первое место занимает неконкурентоспособность продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. Далее это - цепная реакция задолженности, в силу чего неплатежеспособными становятся нормально работающие предприятия с хорошей продукцией. Третья причина заключается в массовом несоблюдении действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих расчеты. И, наконец, четвертая причина кроется в корыстной заинтересованности руководителей предприятий, которые "забывают" про необходимость своевременной оплаты поставок.
Например, 17 российский предприятий с общей численностью работников более 200 тыс.чел., имеют суммарную кредиторскую задолженность в объеме 24 трлн.руб. Оборотные фонды этих предприятий почти полностью сформированы за счет чужих ресурсов (доля собственного капитала в оборотных фондах менее 7%, в основном собственные оборотные средства вложены в денежные средства, ссуды и т.п. и пребывают вне производственного процесса). Заинтересованность одних предприятий отсасывать чужие ресурсы, а других предприятий - выступать в качестве доноров и отдавать свои ресурсы, кроется в задействованном на практике механизме негласного перераспределения ресурсов от добывающих отраслей, энергетики, транспорта и т.д. в пользу, в конечном счете, торгового капитала, который, как правило, отпускает товары только за "живые" деньги.
Конечно, соблазн приписывать все экономические неурядицы только целенаправленным воздействиям криминально порядка очень велик и освобождает от необходимости разработки экономических мер по оздоровлению экономики, в том числе в области неплатежей, но проблема требует подхода к анализу причин и разработке путей выхода из кризиса. Какие же факторы необходимо учитывать при оценке предпосылок и источников роста кризиса платежей? К таким факторам в первую очередь можно отнести следующие:
* несоответствие объема денежной массы, находящейся в обращении, стоимостному объему выпускаемой продукции, оказываемых услуг и потребных платежей в бюджетной сфере;
* падение производства при росте доходов; увеличение доли наличных платежей и наличных денежных средств в общей денежной массе;
* снижение инвестиционных накоплений и других остатков денежных средств у предприятий;
* отсутствие развитого рынка ценных бумаг и неприятие субъектами рынка вексельного обращения; почти полное отсутствие практики факторинга (торговли долгами) ;
* сохранение психологии государственных иждивенцев у многих отраслей и предприятий (в первую очередь в АПК, на предприятиях-монополиях и т.д.) ;
* отсутствие государственной политики цен, отсутствие у государства реальных экономических рычагов регулирования цен на рынке (за исключением налогов и других фискальных методов) .
Рассмотрим некоторые из названных факторов более подробно. После скачка цен в 1 квартале 1992 г. была вынужденно осуществлена дополнительная эмиссия платежных средств, в результате чего денежная масса выросла на 30 % . В дальнейшем Правительство и Центральный Банк стремились проводить политику жесткою ограничения эмиссии. Сдерживание роста безналичной и наличной денежной массы стало одним их центральных моментов финансовой политики. Принятые меры дали определенный результат по значительному снижению роста инфляции в стране, однако одновременно породили кризис платежеспособности многих до той поры финансово- устойчивых предприятий и организаций с последующим перерастанием в цепочку взаимных неплатежей.
В стране в последние годы идет постоянное увеличение несоответствия между реально обращающейся денежной массой и потребностью в оборотных средствах для обеспечения нормальной деятельности предприятий, начиная с закупки товара, сырья, комплектующих изделий и заканчивая продажей готовой продукции и своевременным возвратом банковских ссуд. Постоянно растут долги государства организациям и учреждениям бюджетной сферы. Оправдывается это недопоступлением платежей в бюджет, что во многом вызывается также кризисом платежей. Однако нельзя забывать, что многие долги по финансированию государством бюджетных отраслей воспринимаются как безнравственные по отношению к населению, уровень жизни которого для многих миллионов людей близок к физиологическому минимуму.
Падение объемов производства за время перехода к рыночной экономике и рост издержек производства и потребления, а также стоимости жизни для населения у многих руководителей предприятий породили желание и практические действия по решению возникших проблем за счет удорожания реализуемых изделий, что, в свою очередь, вызвало сужение рынков сбыта продукции и потерю конкурентоспособности на рынке с более высококачественной и дешевой зарубежной продукцией (радиоэлектроника, автомо6или, изделия пищевой промышленности и ряд других).
На первых порах эта ситуация дала парадоксальный результат - рост доходов населения при падении производства. В результате несмотря на рост цен возник дисбаланс в доходах и расходах населения. В 1994 г. конечное личное потребление в России выросло на 2%, к уровню 1995 г., а реальные денежные доходы в этот период увеличились на 10% . Эта динамика сохранилась и в 1 полугодии 1996 г.
В целом положение с получением доходов у основной массы активного населения, живущей на доходы от заработной платы, ухудшается. Просроченная задолженность по выдаче средств на оплату труда и другие денежные выплаты работникам предприятий и организаций промышленности, строительства и сельского хозяйства на 1.VII.96 г. по данным Госкомстата РФ составила 34 трлн.руб. Основной объем просроченной задолженности по оплате труда приходится на государственные предприятия и организации (44%), а основной причиной задолженности по заработной плате являются все те же неплатежи покупателей за поставленную им готовую продукцию, работы и услуги.
Параллельно с ростом неплатежей проходит процесс роста доли наличных денег в общей денежной массе вследствие более быстрой эмиссии первых, что объясняют мотивами социальной необходимости. Между тем, наличные деньги стали широко использоваться при расчетах за поставки, арендных платежах и в других сферах, где традиционно платежи осуществлялись в форме безналичных расчетов. В этой ситуации создается благоприятная почва для криминальных действий за ширмой неплатежей.
Значительный объем рублевых платежных средств отвлекается из внутри российского хозяйственного оборота благодаря искусственно завышенному курсу американского доллара и других свободно конвертируемых валют. Между тем, заниженный курс рубля сложился благодаря его привязке к спекулятивному обороту отдельными импортными товарами народного потребления, эффективность реализации которых достигается на разнице мировых и внутренних цен, оборот по которым измеряется многими миллионами долларов. Одновременно этот оборот явился одним из главных элементов, провоцирующих постоянный рост цен на отечественную продукцию. Бегство рубля для конвертации в доллар и другие виды СКВ породило у ряда производителей нефти и нефтепродуктов, бумаги, лесоматериалов, автомобилей и дорожной техники и ряда других изделий желание требовать от потребителей плату, которая хотя и исчисляется в рублях, но в пересчете на цены в СКВ и с применением рыночного или самостоятельно установленного курса. Обвальное падение курса рубля в 1992-1994 гг., явившись закономерным следствием спада производства и эскалации эмиссии, одновременно лишало многих потребителей возможности своевременно расплатиться за получаемую по импорту и от определенных отечественных поставщиков продукцию. Ситуацию в этой области усугубляют Центральный Банк России и полу государñтвенный Сбербанк. Первый стал с августа 1992 г. выступать не только как продавец, но и как крупный покупатель СКВ, скупая валюту по более дешевым ценам, а затем продавая ее по более дорогим. Второй, обладающий крупными рублевыми ресурсами и широкой сетью обменных пунктов, как правило, одним из первых начинает валить курс рубля в сфере конвертации наличности, что приводит к цепной реакции повышения курса СКВ в большинстве коммерческих банков.
В развитых странах циркулирующая в экономике денежная масса очень тесно связана с имеющимися на рынке ценными бумагами - акциями, облигациями, варантами, векселями и т.п. При этом последние очень легко превратить в деньги и поэтому зачастую они могут служить и своеобразным платежным средством. Однако в хозяйственном обороте России в настоящий период фондовый рынок слабо привязан реальному сектору и в связи с малыми шансами предприятий привлечь интерес к своим ценным бумагам частные инвестиции, процесс формирования развитого всесторонне рыночного механизма тормозится, что не может не отразится на финансовом состоянии субъектов хозяйствования.
За исключением чисто технических решений, касающихся упорядочения расчетных операций, все меры по нормализации расчетов в экономике, в крупном плане сводились к проведению в рамках отдельных регионов и осуществлению солидных денежных эмиссий (как безналичных средств, так и эмиссий наличности для погашения долгов по выплате заработной платы, пенсий и пособий и оплате закупаемой у населения сельхозпродукции). Однако, по мнению специалистов , сравнительно небольшой и чисто временный результат этих мер показал, что необходимо впредь взаимозачеты осуществлять не внутри отдельных регионов, а между отраслями и крупными регионами, для чего в Центральном Банке должна накапливаться информация не только с кредиторской и дебиторской задолженности отдельных субъектов народного хозяйства, но и в разрезе отдельных отраслей и регионов с фиксацией возможности встречных взаиморасчетов. Что касается денежных эмиссий и целевого кредитования, то здесь представляется правильной, но не реализованной по техническим причинам технология так называемого точечного кредитования отдельных субъектов рынка, развязка узла неплатежей у которых могла бы по цепочке нормализовать финансовое положение у целой группы поставщиков и потребителей, связанных платежными отношениями с этими субъектами и между собой.
1.2. Влияние структуры экономики России на кризис платежной системы.
Важным результатом экономических преобразований явилась приватизация государственной собственности, в результате чего большинство предприятий обрело частного собственника и пустилось в свободное плавание по рыночному пространству. Резко сократилось влияние государства на сферу производства. Социалистический способ размещения производства подразумевал создание очень крупных предприятий, фактически являющимися монополистами в сфере производства определенного вида продукции. Эти предприятия оказались самостоятельными в выборе позиции и механизмов реализации собственных планов. В результате из-за доминирующего положения на рынке и большими финансовыми возможностями наметилась тенденция невыполнения обязательств предприятиями-монополистами и выработки «терпимости» у зависящих от них предприятий. Монополисты могли себе это позволить ибо их исключительное положение на рынке давало им такую возможность. Было подробно обследовано 15 российских предприятий с общей численностью работников свыше 200 тысяч человек и суммарной кредиторской задолженностью более 32 трлн. рублей (подчеркнем как особой важности факт, что всего 15 предприятий формируют примерно десятую часть всей суммы неплатежей на рассматривавшуюся дату). В 1989 году все эти предприятия были, естественно, платежеспособны, в 1993году платежеспособность сохранили пять, в 1996 году лишь незначительно изменились финансовые показатели в связи неблагоприятным экономическим климатом. Неплатежеспособность оценивалась в соответствии с постановлением правительства РФ № 498 от 20.05.94 г.
Многие неплатежеспособные предприятия выглядят «успешно работающими» - не останавливают производство и не испытывают особых трудностей со сбытом.
Проанализировано пять сводных балансов:
всех предприятий за 1989 год;
пяти платежеспособных предприятий за 1993 год;
десяти неплатежеспособных предприятий за 1993 год;
пяти платежеспособных предприятий за 1996 год;
десяти неплатежеспособных предприятий за 1996 год.
Чтобы получить возможность сопоставлять структуру балансов разных эпох, они были пересчитаны в сопоставимые единицы - в проценты «активов производства прибыли». Этим термином обозначены оборотные средства предприятия, вложенные непосредственно в материальное и финансовое обеспечение производственного процесса, итогом которого является прибыль: в производственные запасы, в незавершенное производство, в готовую, но нереализованную продукцию, в авансы, выданные поставщикам. Это ключевая часть оборотных средств, которая «делает деньги».
Остальные оборотные средства (находящиеся на счетах, вложенные в ценные бумаги, ссуженные в денежной или товарной форме) можно считать выведенными - временно - из производственного процесса. Эти средства отвлечены: «лежат», «путешествуют», но не работают (на производстве).
Табл. 1
1989 г. | 1993 г. | 1996 г. | ||||
все | плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Оборотные фонды, всего | 137 | 137 | 403 | 124 | 497 | |
в них: | ||||||
активы производства прибыли | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
денежные средства, вложения и ссуды | 37 | 37 | 303 | 24 | 397 |
Таблица 1 показывает соотношение этих сегментов оборотных средств на обследованных предприятиях, напомним, что речь идет не о размерах, а только о структуре оборотных средств). Структура оборотных фондов платежеспособных предприятий в 1993 г. в сравнении с 1989г. не изменилась: на рубль активов производства прибыли по-прежнему приходится 37 копеек прочих оборотных средств. А вот оборотные фонды неплатежеспособных предприятий резко выросли как раз в «неработающей» части: на рубль активов производства прибыли приходится три рубля, пребывающих вне производственного процесса. Последующие три финансовых года внесли определенные коррективы в финансовую политику платежеспособных предприятий. С участившимися случаями задержки расчетов необходимо замещать временно отвлеченные из оборота средства. Для этого есть два возможных источника- внутренний и внешний. Внутренний - сокращение размера отвлеченных из производства средств, внешний - кредитные ресурсы (либо адекватное поведение т.е. мне не возвращают, и я не буду, либо привлечение на законных основаниях: денежные, товарные). Частично были использованы оба источника. Доля отвлеченных из оборота средств на один рубль активов производства прибыли в 1996 году составила 24 копейки, тогда как этот же показатель на неплатежеспособном предприятии постоянно изменялся в сторону увеличения и в том же 1996 году составил почти четыре рубля.
Итак, если у платежеспособных предприятий содержание активов производства прибыли основная функция оборотных фондов, то у неплатежеспособных на это идет лишь 20% от них.
Сразу же возникают вопросы: какими средствами пополняются оборотные фонды неплатежеспособных предприятий? И каково же основное назначение оборотных фондов, содержание производства стало для них побочным занятием?
Табл.2
1989 г. | 1993 г. | 1996 г. | |||
плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Оборотные фонды | 137 | 137 | 403 | 124 | 497 |
в них: | |||||
собственные средства предприятий | 96 | 82 | 27 | 69 | 26 |
заемные средства и неплатежи | 41 | 55 | 376 | 55 | 471 |
в том числе: | |||||
средств банков | 21 | 1 | 31 | 1,3 | 43 |
ресурсы других предприятий (кредиторская задолженность) | 18 | 41 | 298 | 38 | 355 |
неплатежи бюджету, внебуджетным фондам, соцстраху | 2 | 10 | 36 | 10 | 64 |
внутренняя задолженность (по зарплате и т.д.) | 2 | 10 | 36 | 10 | 64 |
Таблица 2 отвечает на первый из этих вопросов.
Итак, у неплатежеспособных предприятий оборотные фонды почти полностью сформированы за счет чужих ресурсов: доля собственного капитала в оборотных фондах - 5,3%.
Эти предприятия утеряли способность покрытия собственным капиталом активов производства прибыли (тогда как “контрольная группа”) платежеспособные предприятия - сохранили эту способность и динамика изменения незначительна: 1989 год - 70%, 1993 год - 60%, 1996 год - 56%.Причина этого явления кроется в «проедании» оборотных фондов и в иммобилизации (переводе) собственных средств из оборотных фонда) в основные: неплатежеспособные много строят, том числе за счет оборотных фондов.
Основной источник формирования оборотных фондов неплатежеспособных предприятий ресурсы других предприятий, по отношении к которым они выступают в роли «вампиров». И «высасывают» они чужих ресурсов в четыре раза больше, чем им необходимо для покрытия собственных активов производства прибыли - то есть они «сосут» уже не столько для себя, сколько для транзита ресурсов к другому пользователю.
Характерно, что оборотные фонды предприятий на 84% формируются за счет внебанковского кредита.
На вопрос, куда идут заемные средства предприятий в составе оборотных фондов, отвечает таблица 3.
табл.3
1989 г. | 1993 г. | 1996 г. | |||
плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Всего заемных средств | 41 | 55 | 376 | 55 | 471 |
из них: | |||||
направлено на содержание активов производства прибыли | 4 | 18 | 73 | 18 | 172 |
дебиторам | 16 | 24 | 221 | 29 | 213 |
на прочие нужды | 19 | 13 | 82 | 8 | 86 |
Итак, неплатежеспособные предприятия, мобилизуя в свои оборотные фонды 93% заемных средств (84% внебанковского кредита и почти 9% банковского), почти половину (45%) «транзитом переправляют» дебиторам. Главной функцией оборотных фондов при такой структуре баланса становится не производство собственной прибыли, а содержание дебиторов или тех, кому предприятие отгружает продукцию или оказывает услуги без предоплаты. (О том, зачем предприятие это делает, будет сказано ниже)
Выявленная структура неплатежеспособности не содержит особых неожиданностей с позиций финансового анализа. Но примечателен, «калибр явления» - мера способности предприятий поглощать заемные средства.
Исследованная группа неплатежеспособных предприятий показала способность при потребности на содержание активов производства прибыли в 100 финансовых единиц и наличии собственного оборотного капитала всего лишь в 26 финансовых единиц привлекать 471 финансовую единицу чужих ресурсов. В 1989 году эти же предприятия обходились в три раза меньшим объемом оборотных фондов (в сопоставимых единицах), в 1996 году этот разрыв достиг четырехкратного уровня.
Очевидно, существуют очень мощные мотивы для одних предприятий «высасывать ресурсы», а для других отдавать, выступая в качестве доноров. Очевидно и то, что при своей распространенности неплатежеспособность становится механизмом негласного перераспределения ресурсов от добывающих отраслей, энергетики, транспорта и т. д. в пользу - в конечном счете - торгового капитала, который, как правило, отпускает товары только за живые деньги.
Знаем ли мы, почему растет неплатежеспособность?
Проведенный анализ неплатежей позволяют оценить бытующие сегодня версии причин этого печального явления на предмет их соответствия реальному положению дел.
(Такой прием изложения особенно удачен ввиду того, что исподволь подчеркивает немаловажный факт: говорится о неплатежах много, но сказано мало: всего-то четыре версии и набралось.)
Неплатежеспособность есть следствие налогового изъятия доходов предприятия, из-за чего предприятия остаются без необходимых средств. Или - в другой редакции - Неплатежеспособность предприятий есть следствие утери ими доходов.
Для проверки этой версии сравнивались чистые доходы неплатежеспособных предприятий (после уплаты налогов) в 1992 и 1996 годах. Для сопоставимости чистые доходы предприятий были пересчитаны:
по рыночному курсу в доллары (чем характеризуется покупательная способность чистых доходов предприятий на внешнем рынке) - и в средние заработные платы в промышленности за соответствующий год (покупательная способность на внутреннем рынке).
Рост чистых доходов в долларах для отдельных предприятий группы варьировался от 7 до 6 раз, в средних зарплатах - от 3 до 11 раз.
Таким образом, версия связи неплатежеспособности со снижением доходности предприятий не подтверждается.
Более того, выявилась противоположная тенденция: неплатежеспособные предприятия сравнительно легче получают чистые доходы - см. таблицу 4.
Табл. 4
1989 г. | 1993 г.
| 1996 г.
| |||
плат. | неплат. | плат. | неплат. | ||
Реализовано продукции в рублях на 1 рубль активов производства прибыли | 5,5 | 4,8 | 7,0 | 4,2 | 5,6 |
Получено чистого дохода в рублях на 1 рубль активов производства | 0,49 | 1,15 | 1,68 | 0,97 | 1,34 |
Реализовано продукции в рублях на 1 рубль всех оборотных фондов | 4,0 | 3,54 | 1,73 | 3,39 | 1,13 |
Получено чистого дохода на 1 рубль всех оборотных фондов | 0,36 | 0,84 | 0,42 | 0,78 | 0,27 |
Стало быть, неплатежеспособным предприятиям удается на рубль активов производства прибыли реализовать на 33% больше продукции (естественно, не в натуральном, а в денежном выражении) и получить на 38% больше чистого дохода, чем платежеспособные. Правда, с точки зрения эффективности всех оборотных фондов неплатежеспособные предприятия явно отстают, но едва ли это их волнует: они собирают свою массу доходов за счет экстенсивной эксплуатации чужих ресурсов, не платя за отгружаемую им продукцию (сырье).
Итак, анализ первой же версии дал выводы, совершенно противоположные звучащим со всех сторон речам: неплатежеспособность есть продукт не трудностей, а, наоборот, легкости в получении доходов. Создается впечатление, что эта легкость провоцирует финансовую эйфорию и готовность брать в долг чужие ресурсы без всякой меры.
Впрочем, сознавая ограниченность обследованных материалов, не стоит настаивать на окончательности этого вывода и предлагается «предварительный» компромиссный вариант: неплатежеспособность возникает на двух полюсах - при крайних трудностях в получении доходов и, наоборот, при повышенной легкости.
2.Неплатеж6способность есть следствие принудительной (под давлением со стороны государства) отгрузки продукции без предоплаты несостоятельным потребителям.
В качестве таких несостоятельных потребителей, опекаемых государством, обычно называют сельское хозяйство, армию и т. д.
Данная версия получила подтверждение лишь в одном случае из рассмотренных десяти: Волжское речное пароходство действительно по распоряжению президента в долг проработало всю навигацию (1995 года) и до сих пор ждет, когда ему заплатят за работу.
Но в целом данная версия не подтверждается. На иных предприятиях задолженность «опекаемых» потребителей равняется считанным процентам дебиторской задолженности.
3. В стране упал платежеспособный спрос. Потребителям нечем расплачиваться. Из-за этого растет дебиторская задолженность, а значит, и потребность в кредиторской.
Это очень правдоподобная версия, у которой много сторонников. Однако полученные материалы ставят и эту версию под сомнение: не выявлено принципиальных различий между отечественными (якобы неплатежеспособными) и экспортными дебиторами.
Так, например, 60% дебиторской задолженности АО «Норси» (бывший Горьковский «Нефтеоргсинтез» составляет задолженность зарубежных партнеров. Она не считается просроченной - просто так составлены договоры (по которым, кстати, почти 70% продукции продано по ценам, составляющим две трети от мировых). Сходную картину обнаружили на Златоустовском металлургическом комбинате и т. д.
Создается впечатление, что предприятия намеренно строят свою внешнеэкономическую деятельность в пользу зарубежных партнеров, уступая им на длительное время существенную часть своих оборотных фондов. Иными словами, российские предприятия выходят на мировой рынок, кредитуя мировую экономику своими ресурсами (а в большей степени - транзитом чужих ресурсов).
Анализируемая версия не выглядит бесспорной и по отношению к внутреннему рынку. Например, на АО «Омскнефтеоргсинтез» общая сумма полученных авансов (предоплата) по состоянию на 01.04.96г. составляла 267 млрд. рублей. Уровень суммы свидетельствует, что у предприятия есть платежеспособный спрос. А предприятие неплатежеспособно из-за огромной задолженности нефтедобыче и из-за отвлечения оборотных фондов дебиторам.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 253.