Развитие замысла сюжетно-ролевой игры теснейшим образом связано с общим умственным развитием ребенка. Л. С. Выготский (1966) соотносил появление замысла игр с переходом дошкольников к творческой деятельности.
В связи с тем, что у старших дошкольников с ЗПР различной степени выраженности мотивационно-целевой этап, в первую очередь включающий создание замысла игры и путей его реализации, — одно из самых слабых звеньев игровой деятельности, этому вопросу было уделено особое внимание.
Поскольку у всех детей с ЗПР в той или иной степени (в зависимости от выраженности дефекта) снижена потребность в игре, перед нами в качестве основной стояла задача формирования положительного национального отношения к игровой деятельности, интереса к сюжетной игре. А. В. Запорожец пишет об особом эмоциональном плане сюжетной игры. Он считает, что становление сюжетной игры теснейшим образом связано с характером эмоционального отношения к этой деятельности в целом, к отдельным действиям, игрушкам, к взрослому. На необходимость формирования эмоционального отношения к игровой деятельности у дошкольников, отстающих в развитии, указывает Л. А. Абрамян.
Как в процессе индивидуального общения с ребенком, так и при
работе с группой детей задавались эталоны отношений к игре и игрушке. Внимание испытуемых привлекалось к разнообразным игрушкам, которые находились в комнате. Дети имели возможность играть с любой понравившейся игрушкой. Действия в этом направлений поощрялись, одобрялись
взрослым, эмоционально подкреплялись. Особое значение имела
демонстрация детям эмоционального отношения к персонажам игры,
к событиям, которые должны в ней разворачиваться. Для повышения интереса к игровой деятельности детей привлекали к подбору игрушек и оформлению игрового уголка. При этом мы руководствовались результатами исследований, проведенных С. Л. Новоселовой
и Г. Г. Локуциевской, А. П. Усовой (1976). В комнате были сюжетные игрушки, объединенные игры в комплексы, полифункциональные. Подводя итоги дня взрослый всегда интересовался, кто из детей, какой игрушкой и в какую игру играл.
Развитие замысла игры тесным образом связано с наличием у ребенка определенных знаний, представлений об окружающем предмет ном и социальном мире, впечатлений о нем. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и явлениями общественной жизни, развитию речи воспитатель расширял жизненный опыт детей, актуализировать его. Наблюдения, беседы, экскурсии сочетались восприятием и анализом простых сюжетных картинок, прослушнием и анализом рассказов и сказок.
Формирование умения формулировать план-замысел сюжет игры и осуществлять его реализацию у детей с ЗПР, по нашему мнению, должно было включать выработку умения строить алгор» различных видов деятельности. В этой позиции мы исходили из результатов экспериментальных исследований, которые показали, «система целеполагания — наиболее слабое звено в любом виде деятельности у детей с ЗПР. Для того чтобы выработать у испытуемых потребность в предварительной организации самостоятельной сюжетной игры, мы использовали те виды деятельности, результат которых достаточно нагляден: задания по конструированию, изобразительной и речевой деятельности. Хотя все они существенно отличаются от игровой, но, с одной стороны, они имеют общие принципы построения, с другой — из-за своей наглядности облегчают процесс формирования алгоритма деятельности. При этом мы опирались на точку зрения С. Л. Рубинштейна, который считает, что для того, чтобы был возможен перенос, необходима некоторая общность, но не обязательно элементов, т. е. элементарных движений, а компонентов, моментов, сторон навыка. «Общими могут быть не только элементы содержания, но и приемы, способы действия, организация работы, установка и т. д. Необходимо, чтобы она в какой-то степени осознавалась субъектом, чтобы он улавливал эту общность и находил точки приложения для переноса».
Решение задач на конструирование по образцу проводилось в три этапа. На первом педагог демонстрировал детям весь комплекс действий, которые им необходимо было выполнить, в ходе деятельности происходило ее поэтапное планирование. При объяснении цели задания он конкретизировал план будущих действий, создавал у детей представления о результате, способе и средстве его получения. Дети под руководством педагога осуществляли организационный этап работы, выполняли и называли совершенные ими действия. После достижения конечного результата они при помощи педагога формулировали общий алгоритм деятельности, т. е. рассказывали об основных этапах выполнения задания, начиная с ориентировки в нем. В ходе выполнения задания постоянно присутствовали текущий контроль, сравнение с образцом. Особое внимание уделялось завершающему контролю. Конечные результаты деятельности обязательно сравнивались с образцом. Каждая ошибка подробно анализировалась.
На втором этапе при помощи педагога осуществлялась только организация деятельности: определялась ее цель, способ получения результата и необходимые для этого средства, последовательность возведения постройки. Затем дети самостоятельно строили. Коррекция и контроль проводились педагогом по окончании выполнения детьми задания. Для фиксации промежуточных целей, выработки у детей потребности ставить их на пути к достижению конечной цели применялись незаконченные образцы деталей набора конструктора. Они графически воспроизводили вид постройки на отдельных этапах.
На заключительном этапе каждый ребенок должен был самостоятельно определить цель деятельности, построить план будущих действий, включающий описание способов получения результата. В этот момент педагог вносил коррекцию в рассказ ребенка, разбирал его ошибки, привлекая к анализу других детей. При этом взрослый пытался оказать воздействие, направленное на создание у ребенка умения переключаться с результата деятельности на способ ее выполнения, на необходимость поиска разных способов выполнения задания. Для того чтобы еще раз продемонстрировать детям обязательность предварительного планирования деятельности, использовался следующий прием. Детям предлагалось выполнить по образцу такие постройки, которые можно было возвести, соблюдая лишь один порядок действий. При нарушении порядка выполнения работы постройка распадалась. Основная функция педагога на этом этапе сводилась к общему контролю за ходом выполнения задания. После окончания работы дети совместно с педагогом оценивали продукт деятельности и делали разбор ошибок: особое внимание уделялось речевому опосредствованию деятельности детей. От них требовалось обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречевление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности.
В качестве следующего вида деятельности, в котором целевой компонент деятельности представлен достаточно наглядно, мы использовали изобразительную деятельность. Применялись задания по аппликации и декоративному рисованию. Работа начиналась с выполнения, заданий по образцу. Обучение планированию деятельности осуществлялось в такой же последовательности, как и при решении задач на конструирование. После выполнения заданий по образцу дети переходили к составлению аппликации и декоративному рисованию по заданной схеме без наглядного образца. На заключительном этапе испытуемые делали узоры по собственному замыслу с предварительным оречевлением своих представлений о результате и способах его получения, постановкой промежуточных целей.
В формировании целевого компонента игры особенно велика роль; речи, в первую очередь ее планирующие функции. Для ее формирования использовались нижеперечисленные задания:
— пересказ по готовому образцу. Замысел и программа высказывания уже заданы. Требуется только повторить высказывание и сличить его с образцом. При этом широко использовались звуковые образцы, представляющие собой детские высказывания, зафиксированные на магнитофонной ленте;
- составление картинного плана рассказа. Задание направлено на
формирование умения самостоятельно ставить промежуточные
цели, выделять главные вехи задания;
—составление рассказа по серии картин. При выполнение надо вербализировать готовую программу, а затем, опираясь на нее, построить высказывание;
—составление рассказа по опорным словам.
В этих занятиях особое внимание уделялось анализу сюжетных картин, выделению в них самого существенного.
Большое место занимала реорганизация речевой практики ребенка. Занятия в этой области строились по двум направлениям: обучение умению вести диалог и монолог. Детей учили ориентироваться на слушателя, в беседах опираться не только на наглядную ситуацию, но и выходить за ее пределы.
Далее мы предложили детям задания, разработанные О. М. Дьяченко (1986). Нас они привлекли тем, что были рассчитаны на развитие воображения дошкольников. По мнению О. М. Дьяченко, процесс воображения состоит из симультанного процесса порождения идеи — образа объекта и сукцессивного процесса выстраивания цепочки образов — преобразований основной идеи. Таким образом, одновременно создаются идея и план ее реализации. Задания О. М. Дьяченко позволяют сочетать подчиненность воображаемых образов поставленной задаче с их оригинальностью, дают возможность достаточно логично перейти от репродуктивных задач к продуктивным и творческим. Методика включала два этапа. На первом этапе детям предлагалось дорисовывать неопределенные изображения. Решение подобных задач доступно нормально развивающимся трехлетним детям. Затем мы переходили к заданиям, в которых заданная фигура должна была превратиться во второстепенную деталь предмета.
Обучающий эксперимент О. М. Дьяченко включал четыре этапа. Первый этап рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. Его основная цель — формирование такого действия по построению образов воображения, как опредмечивание, и действий замещения. Основной тип задания — подбор предметов по определенному признаку. Например, детям показывался кружок какого-то цвета, а они должны были назвать как можно больше предметов такого же цвета. Второй тип заданий был направлен на включение неопределенного заместителя в рассказ. На этом этапе данная методика была доступна дошкольникам с ЗПР и не требовала адаптации.
Второй ее этап разработан автором в расчете на нормально развивающихся детей среднего дошкольного возраста. Его цель — отработка действий опредмечивания с детализацией самого воображаемого предмета, а также формирование умения разыгрывать действия с предметами-заместителями. Основной тип задания — придумывание и разыгрывание несложных действий с заместителями предметов. Для того чтобы реализовать цели этого этапа, нам понадобилось введение добавочной серии заданий, суть которых, состояла в применении в качестве заместителей опредмеченных геометрических форм. И только затем мы переходили к заданиям, в которых вместо изображений персонажей были, такие заместители, как полоски бумаги, кружки и т. д. Особенностью этого этапа методики являлось то, что если в норме для преодоления схематизма ответов при описании выдуманного персонажа, обозначенного заместителем, достаточно было задать ряд уточняющих вопросов, то при обучении дошкольников с ЗПР необходимо было обратиться к изображению предмета или персонажа.
Третий этап обучающего эксперимента ориентирован на детей старшего дошкольного возраста. Основная цель — формирование умения применять способ включения при создании образа-идеи своего произведения, а также умения следовать развернутому плану-замыслу при воплощений идеи в целостное произведение. Сначала ребенок должен был научиться следовать плану, разработанному взрослым, а затем перейти к построению собственных планов-замыслов. Наши испытуемые не смогли справиться с составлением плана-модели рассказа из чисто условных заместителей и его оречевлением. Пришлось использовать схематические изображения персонажей и только позднее перейти к заместителям при составлении наглядных моделей рассказа.
Четвертый этап эксперимента О. М. Дьяченко, рассчитанный нам детей, посещающих подготовительную группу детского сада, и ставящий целью формирование умения представлять замысел собственного сочинения в виде наглядной модели и разворачивать ее затем в полное сюжетное произведение, в основном оказался для дошкольников с ЗПР недоступным.
Поскольку способность к созданию плана-замысла игры невозможна без проявлений творчества, то мы обратились к заданиям, направленным на изучение воображения в рамках игровой деятельности. Методика разработана Е. Зворыгиной и Л. Яворончук (1986,1987) для детей младшего дошкольного возраста. Нами она использовалась как обучающая. Задания оказались очень удобными для обучения старших дошкольников с ЗПР, так как не требовали адаптации. Суть методики состояла в следующем: детям предлагалось решать игровые задачи типа «Кукла плачет, она хочет есть, покорми ее», «Корова грустит, она заболела, полечи ее». Детям последовательно предлагались для отображения бытовые сцены, сценки, требующие знания общественной жизни, сказочные.
Многочисленные исследования свидетельствуют о тесной связи возможностей в создании плана-замысла игры с содержательной характеристикой игры как деятельности. В связи с этим мы обратились к тем заданиям методики Е. Зворыгиной и Л. Яворончук, которые направлены на изучение возможности реализовывать конструктивный материал в сюжетной игре как одну из особенностей воображения детей младшего, дошкольного возраста. Нами был сделан акцент на обучении детей с ЗПР умению изменять с помощью конструктора игровую предметную среду и применять его детали в качестве предметов-заместителей.
Как переходный этап к самостоятельным сюжетным играм отрабатывались задания, в основу которых положена методика Г. Д. Лукова (1937). Под руководством взрослого дети разворачивали сюжетные игры, в которых они выступали в качестве режиссеров. Сами дети не выполняли никаких ролей. Они должны были по ходу развертывания сюжета управлять действиями персонифицированных игрушек, составив предварительно план реализации сюжета. Остальные дети выступали в позиции зрителей. После просмотра игры они должны были ее проанализировать. На этапе режиссерской игры мы осуществляли обучение умению переносить выработанные способы планирования деятельности на сюжетные игры. В основу этих занятий было положено соображение, высказанное Н. А. Коротковой (1982), о том, что сюжет любой игры может быть представлен как последовательность взаимосвязанных ситуаций, и в этом смысле он может рассматриваться как аналогичный повествовательному тексту. В связи с этим активно использовался анализ сюжета игры, который сообщался детям в виде рассказа: 1) составление картинного плана ситуации (сначала при помощи наборов сюжетных картин, затем картонных фигурок персонажей); 2) вычленение персонажей, установление их иерархии; 3) определение системы действий каждого персонажа; 4) определение системы отношений между персонажами; 5) описание необходимых для разыгрывания сюжета игрушек и игровых атрибутов; 6) описание сюжета с опорой на картинный план; 7) реализация; сюжета в рамках режиссерской игры.
Обучение детей элементарному планированию игры сначала проводилось на примере простых сюжетов (с двумя персонажами, действующими в одной ситуации), затем переходили ко все более сложным (увеличивалось количество персонажей, несколько ситуаций объединялись в один сюжет).
Приучая детей к планированию сюжетной игры, мы постепенно от подробного плана будущей игры двигались к краткому обозначению основных вех сюжета, а затем отказывались вообще от внешнего планирования игровой деятельности, ибо, на наш взгляд, это способствовало бы превращению занятий по обучению игре в занятия по заучиванию и разыгрыванию готовых сюжетов, лишило бы их творческого компонента. Планирование служило только исходным моментом в играх детей, ее организационным периодом, придавало деятельности целенаправленный характер. Желание детей развить игру всячески поощрялось. Зачастую сам взрослый в ходе реализации сюжета предлагал детям, какой-нибудь его поворот, предлагал ввести новый персонаж и т. д.
Первоначально дети должны были завершить занятие индивидуальной режиссерской игрой. По мнению Е. М. Гаспаровой (1987), этот вид сюжетных игр, обладая такими составляющими, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, одновременно является онтогенетически более ранним видом игр, так как для их организации не требуется высокий уровень игрового общения, который необходим для совместной сюжетно-ролевой игры. Затем, происходил переход к совместным играм. При их организации мы придерживались той же последовательности, что и при экспериментальном изучении игровой деятельности детей с ЗПР: взрослый полностью реализует организационный этап игры (в инструкции называется тема игры, выделяются и распределяются роли, намечаются пути реализации сюжета); определяется только тема игры; детям просто предлагают поиграть. Наше исследование показало, что именно такой путь наиболее эффективен для повышения активности детей с ЗПР в области игрового поведения.
Таким образом, формирование сюжетной игры как деятельности у старших дошкольников с ЗПР осуществлялось по следующим направлениям: формирование положительного эмоционального отношения к игре, игрушке, взрослому; обучение умению строить алгоритмы деятельностей с достаточно наглядным результатом; перенос выработанных способов планирования на сюжетную игру, в которой дети выступают в качестве ее организаторов (анализ сюжета игры, предложенного в виде рассказа, режиссерские игры); самостоятельные сюжетные игры.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.